Знамя коммунизма. 1960 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)
18 декабря 1960 г „ № 150 (2935) З Н А М Я К О М М У Н И З М А 3 В интересах народа и государства Принятые нед авно третьей сессией Верховного Совета РСФСР новые Уголовный и уголовно-процессуальный ко дексы, а также новый Закон о судоустройстве имеют большое государственное значение. Эти документы являются резуль татом большой творческой'ра боты практических работни ков Советов, е.уда, прокурату ры, МВД, научных работни ков, ЮрШПОВ Принцип социалистического гуманизма в новом Уголов ном кодексе находит свое вы ражение, с одной стороны, в усилении ответственности за наиболее тяжкие преступле ния против государства, про тив жизни и здоровья граж дан, а с другой—в значитель ном смягчении и замене уго ловной ответственности мера ми дисциплинарного и обще ственного воздействия за де яния, не представляющие большой опасности для госу дарства и общества. Согласно статье 3 Кодркса уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления. Чтобы при влечь кого-либо к уголовной ответственности, необходимо установить в его действиях наличие состава преступле ния, предусмотренного одной из статей Кодекса. В Кодексе подчеркивается, что не являются преступле ниями действия, совершенные в состоянии необходимой обо- р'бны, хотя бы они и подпа дали под признаки какого-ли бо уголовно-наказуемого дея ния. Иначе говоря, закон ус танавливает право граждан на необходимую оборону. В ранее действовавшем зако не суды не всегда правильно решали дела, связанные с обороной лиц, подвергавшихся нападению Вот один из ха рактерных примеров, имевших место в Орехово-Зуеве. На гражданина Лазарева в без людном месте напали двое, вооруженные ножом, и стали его избивать. Обороняясь, он вырвал у нападавших нож и одного из них сильно пора нил в живот. Народный суд 3-го участка осудил Лазаре ва. Но Московский областной суд поступил совершенно пра вильно, прекратив это дело. Устанавливая правомерность активных действий граждан при отражении преступных посягательств антиобществен ных элементов, уголовный за кон способствует широкому участию общественности в борьбе за укрепление социа листического правопорядка. Статья 3 Кодекса устанавли вает, что только суд, избран ный в установленном законом порядке, имеет право приме нить уголовное наказание к лицам, виновным в соверше нии преступления. Применение уголовного на казания преследует цель ис правления и перевоспитания преступников с тем, чтобы вернуть их к честной трудо вой жизни. Поэтому уголов ное наказание должно приме няться 8 ВрасВДЮСТИ ОТ Ха рактера и степе ни опасности со вершенного пре ступления, с учетом всех об стоятельств дела и особенно стей личности преступника. По новому Уголовному ко дексу предусмотрено смягче ние 'мер наказания. Макси мальная мора наказания ус танавливается 10 лот лише ния свободы в отношении пре ступников, совершивших тяж кие преступления. В отноше нии особо опасных рециди вистов срок наказания повы шается до 15 лет лишения свободы. Для наказания тяж ких преступников (измена Ро дине, шпионаж, бандитизм, убийство и др.) Закон сохра няет такую суровую мору на казания, как смертная казнь. Как известно, многие из преступлений совершаются в состоянии опьянения. Пьянст во—одно из главных причин, способствующих совершению многих преступлений. Опыт показывает, что более 90 про центов лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение хулиганских дей ствий п некоторых других преступлений, совершили их в состоянии опьянения. Очень важной мерой борьбы с этим злом является предусмотрен ное Кодексом право суда при менять к алкоголику-наркома- ну, совершившему преступле ние наряду с наказанием так же принудительное лечение. Законом предусмотрено пра во суда применять к лицу, со вершившему преступление в возрасте до 18 лет, не пред ставляющее большой общест венной опасности, меры при нудительно - воспитательного характера, если суд найдет, что исправление этого лица возможно без применения уго ловного наказания. Кодекс предусматривает следующие меры принудительно-воспита тельного характера: обязан ность публично или в иной форме, определяемой судом, принести извинение потерпев шему, выговор или строгий выговор, предостережение, пе редача несовершеннолетнего под строгий надзор родителей или лиц, их заменяющих, пе редача несовершеннолетнего под наблюдение коллективу трудящихся или общественной организации с их согласия, а также отдельным гражданам по их просьбе, помещением специальное лечебно-воспита тельное учреждение для де тей и подростков, направле ние в воспитательную коло нию для несовершеннолетних и др. Все эти меры не явля ются уголовным наказанием. Несовершеннолетние, осужден ные к лишению свободы за совершение опасных -преступ лений, отбывают наказание только в специальных коло ниях для несовершеннолетних. Сейчас главной задачей в борьбе с преступностью яв ляется предупреждение пре ступлений. Это возможно лишь при участии самых широких слоев общественности. Дея тельность таких обществен ных орг&вршй, как добро- В . Б о л д ы р е в , м и н и с т р ю с т и ц и и Р С Ф С Р вольные народные дружины, народные суды, получившие широкое развитие в послед нее время, имеет громадное значение для предупреждения преступлений, для своевре менного воздействия на тех, граждан, которые нарушают правила социалистического об щежития. Уголовный кодекс предус матривает широкие возмож ности освобождения от уго ловной ответственности с пе редачей дела на рассмотре ние товарищеского суда в от ношении лиц, впервые совер шивших преступления, но пред ставляющие большой общест венной опасности (мелкое хи щение, мелкое хулиганство, мелкая спекуляция, самоуп равство, оскорбление и т. д.). Освободить от уголовной от ветственности лиц, совершив ших малозначительные пре* отупления, с передачей их па поруки общественной органи зации или коллективу трудя щихся могут органы прокура туры, следствия и суд. Законом определено, что.на поруки не может быть пере дано лицо, которое ранее уже было осуждено за соверше ние умышленного преступле ния, либо уже передавалось па поруки. Если же лицо, взятое на поруки, в течение года не оправдало доверия коллектива, то общественные организации или коллектив трудящихся выносят решение об отказе от поручительства и направляют это'решение в прокуратуру или суд для при влечения такого лица к уго ловной ответственности. Кро ме того, Кодекс предусматри вает, что совершение нового преступления лицом, взятым на поруки, в течение срока поручительства или в тече ние одного года после окон чания этого срока, является обстоятельством, отягчающим ответственность виновного.Эти положения Кодекса обеспечи вают такой порядок примене ния общественного поручитель ства, который гарантирует правильное применение этой формы воздействия обществен ности на нарушителей. Содержание Особенной ча сти УК отражает все боль шее сужение сферы государ ственного принуждения и на правление его острия, глав ным образрм, против агенту ры империалистических госу дарств, а также против убийц, расхитителей общественной собственности, воров, злост ных хулиганов, против особо опасных рецидивистов и иных антиобщественных элементов. В отношении этой категории и других опасных преступни ков сохраняются суровые ме ры наказания. В Уголовном кодексе осо бое внимание уделено борьбе с различного рода паразити ческими элементами. В пашей стране навсегда уничтожены эксплуатация, безработица, всякому человеку обеспечи вается ВОЗМОЖНОСТЬ трудить ся. Право па труд гарантиро вано Конститу цией СССР. Советские люди самоотвер женно трудятся на благо сво ей Родины. Однако в нашем обществе ость еще лица, ко торые не желают заниматься общественно полезным тру дом, ведут паразитический об раз жизни. Таких людей не много, но их нельзя терпеть в пашем обществе, с ними необходимо вести решитель ную борьбу. В постановлении ЦК КПСС «О задачах партий ной пропаганды в современ ных условиях» подчеркнуто, что нужно неуклонно вести борьбу за претворение вжизнь принципа социализма — «Кто не работает, тот не ест». Борьбу с проявленном па разитизма, тунеядства можно и должно вести не только убеждением,общественным воз действием, но и методами го сударственного принуждения, в'том число и мерами уго ловного наказания. Новый Уголовный кодекс предостав ляет такую возможность. Он содержит ряд статей, уста навливающих уголовную от ветственность за всякого ро да частнопредпринимательскую деятельность, коммерческое по средничество, систематическое попрошайничество н бродяж ничество и т. п. Вместе с тем Кодекс устанавливает повы шенную ответственность за спекуляцию, взяточничество, которые являются формами извлечения паразитическими элементами нетрудовых дохо дов. В защиту несовершеннолет них от развращающего влия ния преступных и паразити ческих элементов направлена статья 210 нового УК, кара ющая лишением свободы на срок до 5 лет за вовлечение несовершеннолетнего в пре ступную деятельность, заня тие попрошайничеством, про ституцией, азартными играми, а также использование несо вершеннолетнего для целей паразитического существова ния. Важное значение имеет со держание в Кодексе специаль ной главы о преступлениях против политических'и трудо вых прав граждан. В этой главе введен ряд новых ста тей. отражающих последова тельную охрану прав и инте ресов советского человека в нашем обществе. Особая статья УК посвяще на охране природы и народ ного здоровья. Этой статьей устанавливается уголовная от ветственность за 'Загрязнение рек, озер и других водоемов и водных источников неочи- щенннмн и пеобезвреженнымн сточными водами, отбросами или отходами промышленных и коммунальных предприятий, а также загрязнение воздуха вредными для здоровья людей отходами промышленного про изводства. Наконец, против различных мракобесов, а также прикры вающихся религиозными веро- предтуцгаков на* правлена статья 207 нового УК, которая гласит, что соз дание или руководство рели гиозной группой, деятельность которой сопряжена с причи нением вреда здоровью граж дан или половой распущен ностью, а также с вовлече нием несовершеннолетних ка рается лишением свободы до 5 лет с конфискацией иму щества. Исходя из общих задач со ветского нрава в период раз вернутого строительства ком мунизма, Уголовно-процессу альный кодекс содержит ряд специальных норм, направлен ных на дальнейшее совершен ствование и актившйщню де ятельности органов ведущих борьбу с преступностью, на повышенно роли' общественно сти в борьбе с правонаруше ниями. Новый Кодекс уста навливает единый порядок су допроизводства во всех судах и по всем без исключения уго ловным делам, уточняет поря док судебного рассмотрения дел таким образом, чтобы обе спечить полное и всесторон нее расследование всех обсто ятельств дела, максимально повысить воспитательное воз действие судебного разбира тельства. Закон о судоустройстве за крепляет такие' принципы ор ганизации и работы советских судов, как осуществление пра восудия только судом, обра зование всех судов на нача лах выборности, подотчетность судов избирателям или ор ганам, их избравшим, рассмот рение дел во всех судах с участием народных заседате лей, независимость судей при осуществлении правосудия и подчинение их только закону, открытое разбирательство дел во всех судах, обеспечение обвиняемому права на защиту. В законе нашли отражение важнейшие принципы лешш-- ской национальной политики. Правосудие у нас осуществ ляется'на началах равенства граждан перед законом н су дом, независимо от их наци ональной и расовой принад лежности, ведение судопроиз водства на языке народа, на селяющего данную местность с обеспечением лицам, не вла деющим этим языком, полно го ознакомления с делом че рез переводчика н права вы ступать в суде на родном языке. Закон о судоустройстве не только сохранил рацее дей ствовавшие демократические принципы, но и содержит но вые положения, вытекающие из задач Советского государ ства в период развернутого строительства коммунизма. Эти положения направлены на дальнейшее развитие и со вершенствование демократи ческих принципов организации и деятельности наших судеб ных органов, на более широ кое участие общественности в работе судов и усиление се контроля за судебной деятель ностью. Статья 17 подчеркивает обя занность народных судей си- (Онончцние на 4-$ ещ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz