Знамя коммунизма. 1960 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)

Знамя коммунизма. 1960 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)

4 З Н А М Я К О М М У Н И З М А Заочная школа рабселькоров Ж анры советской газеты •к I * Ка захская ССР. На всю страну славится своими успехами племсовхоз „Бескарагаиский" Лебяжинского района Павлодарской области. Работники этого хозяйства выращивают отличных баранов- производителей породы советский меринос. Передовые овцеводы совхоза ежегодно настригают до 16 ки лограммов шерсти с каждого барана. Вес некоторых животных превышает 130 кил ограммов. На снимке: отара племенных баранов совхоза „Бескарагай- ский* на пастбище, — --------------- * $ ------------------ М. Н. Заньковецкая (К 100 -летию со дня рождения) Н А Ш КА Л Е Н Д А Р Ь К орреспонденция Жанровые особенности Корреспонденцию вполне справедливо называют веду­ щим жанром газеты . И по сво­ ей общественно-политической значимости и по месту на га ­ зетной полосе корреспонденция является основным жанром г а ­ зетной публицистики. Корреспонденции, к а к пра­ вило. определяют лицо газеты, раскрывают характер тех проб­ лем, которые изо дня в день решает печатный орган. Назначение корреспонден­ ции, к а к и многих других г а ­ зетных жанров— привлекать внимание широких кругов чи­ тателей к важным в полити­ ческом, народнохозяйственном отношении фактам и событиям, пропагандировать новые явле­ ния общественной жизни, пе­ редовой опыт, вскрывать и критиковать недостатки. Чем же отличается коррес­ понденция от заметки? Замет­ ка служит целям информации, а корреспонденция не только сообщает факты, но и анали­ зирует, обобщает их. Заметка обычно сообщает один— два факта. Корреспонденция строится на большем количестве ж и з ­ ненных данных. Автор ее, ос­ новываясь на фактах, идет к решению определенной темы. Материал корреспонденции слу­ ж и т основой для освещения, постановки перед обществен­ ностью тех или иных важных вопросов. Корреспонденция — один из наиболее подвижных жанров. И одних случаях она прибли­ жается по своей форме к ре­ портажу, в других заключает в себя элементы очерка, статьи, фельетопа. И все же обычное место корреспонденции в ряду других газетных жанров— между за­ меткой и статьей. С заметкой корреспонденцию сближает то, что и она сообщает факты, со статьей корреспонденцию род­ нит наличие центральной об­ щей идеи, выводов и обобще­ ний. Заметка кратко сообщает о жизненном явлении, а коррес­ понденция берет «кусок ж и з­ ни». рассматривает его с раз­ личных сторон, в различных связях раскрывает закономер­ ности жизненного явления. Таким образом,корресшшден Пия— это выступление печати, в котором на конкретном ма­ териале разрабатывается а к­ туальная. но сравнительно не­ широкая тема. При этом обыч­ но дается анализ фактов, вы­ ясняются причинные связи между ними и на этой основе делаются определенные выво­ ды. По своему объему корреспон­ денция может составить и 80 — 100 с трок, и газетную по­ лосу. Обычный ее р а з м е р - 1 50— 250 строк. Виды корреспонденции На страницах «Правды», «Известий», «Комсомольской правды», «Труда», республи­ канских и областных газет ежедневно печатаются сотни и тысячи корреспонденций. Все это множество материа­ лов можно разделить на две большие группы— информаци­ онные и аналитические кор­ респонденции. В информационной коррес­ понденции подробно рассказы ­ вается о происходящем, дается комментированное сообщение о положительных или отрица­ тельных фактах. Цель ее— привлечь внимание читателей к жизненно важным фактам, общественным событи­ ям. Главное здесь— сообщение фактов, а не раскрытие их смысла, хотя и в такого рода корреспонденции обязательно должна даваться определенная оценка событий, явлений. Информационные корреспон­ денции ближе всего стоят к заметке, но отличаются от нее ка к большей широтой охвата материала, так и большей гл у ­ биной раскрытия содержания факта. Вторым видом корреспонден­ ции являются аналитические. Их главная особенность— на­ личие серьезного анализа фактов. Они раскрывают со­ держание жизненно важных явлений, внутренний смысл происходящего. Требования к корреспонденции М. И. Калянин в беседе с журналистами говорил, что в корреспонденции необходимо осветить «кусочек жизни». «Кусочек ж и зни»— это не натуралистическое, не фотогра­ фическое изображение, а «ху­ дожественная картина». Дать «кусочек жизни»— это значит в живой форме рассказать о фактах и событиях, о людях и их делах, это значит— дать жизнь в движении, нарисовать не только то, что есть, но и вскрыть процесс развития со­ бытия, показать, к а к и куда она развивается. В центре корреспонденции, ка к правило, должен стоять человек с его делами, успеха­ ми и неудачами, мыслями и раздумьями. Журналист обя­ зан изображать человека все­ сторонне, не замыкаясь в рам­ ки чисто производственных вопросов, показывать мысли и чаяния героя, которые опре­ деляют его поступки. На сцене летнего театра В прошедшее воскресенье на сцене летнего театра с боль­ шим успехом выступил Л арий­ ский государственный ан­ самбль песни и танца—дипло­ мант Всесоюзного фестиваля театров, ансамблей и хоров, посвященного 40-летию Вели­ кой Октябрьской социалисти­ ческой революции. ...Медленно открывается за­ навес, и по живописному пар­ к у разливается величавая песня композитора Мокроусо­ ва «Славим тебя». Отличные голоса, четкая сыгранность, разноцветные национальные костюмы— все это образует неповторимую картину. Бурными аплодисментами наградили зрители артиста Николая Демина, эмоциональ­ но исполнившего песшо «Са- лым Сола», в которой расска­ зывается о тяжелой жизни марийского народа в дорево­ люционное время. И ка к бы для сравнения, показывается ряд сцен из жизни этого на­ рода в наши дни. Интересна по содержанию картина, рас­ крывающая выгоды колхоза от возделывания кукурузы . Большим успехом пользова­ лась сцена колхозной свадь­ бы. Смотришь и воочию убежда­ ешься в том, что в марийскую деревню пришло богатство. Второе отделение концерта открывает группа гусляров, под руководством Лидии Той- демар исполнившая несколько старинных и современных ма­ рийских народных песен. ; Всеобщее одобрение зрите­ лей получил вокальный квар­ тет, исполнивший несколько шуточных песенок. Громом аплодисментов на­ градили зрители танцеваль­ ную группу. Выступление талантливого коллектива на сцене летнего театра явилось большим куль­ турным событием в жизни на­ шего района. Б. Александров. -— «•»-— Снова проигрыш В минувшее воскресенье наши футболисты провели первую игру второго круга на первенство об­ ласти со спортсменами Лев-Тол- стовского района Встреча проис­ ходила на футбольном поле лев- толстовцев. Уже на второй минуте состяза­ ния хозяева поля, взявшие высо­ кий темп игры, добиваются успе­ ха. Первый пропущенный гол де­ зорганизует трубетчинцев. Через каждые три минуты они пропуска­ ют в свои ворота один, второй,тре­ тий, четвертый мячи. Счет 5:0 в пользу лев-толстовской команды. Не желая мириться с таким по­ зорным для себя началом игры, наши футболисты активизируются. Они все чаще организуют атаки. На шестнадцатой минуте правый нападающий трубетчинцев неожи-! данно с тридцати метров посыла­ ет мяч в ворота хозяев. Гол! Окрыленные этой удачей, наши нападающие пытаются хотя бы уменьшить разрыв в счете Одна­ ко это им не удается. Снова ска­ зывается самое больное место в игре наших спортсменов—неуме­ ние делать завершающие удары по воротам. Второй тайм не принес никаких изменений в счете. Итак, и эту встречу наши футболисты неоп­ равданно проиграли. А. Кобзев. Старинный помещичий дом в селе Заньки, неподалеку от Нежина, был всегда полон смеха, музыки, молодых голо­ сов. Семья Адасовских слави­ лась гостеприимством. Глава ее— Константин Константино- пович Адасовский, небогатый помещик, был человеком, музы­ кально одаренным, страстным любителем хорового пения. Здесь, в этом доме, и ро­ дилась Мария Константиновна Адасовская— в будущем и з­ вестнейшая украинская ар­ тистка Заньковецкая. Десяти лет ее отдали в частный пан­ сион в Чернигове. Тут впервые была замечена ее артистиче­ ская одаренность. Девочка лю­ била импровизировать перед подругами фантастические тан­ цы и пантомимы. Своеобраз­ ные «спектакли без пьес», комические сценки с переоде­ ванием она часто разыгрыва­ ла и в родном доме. С годами росло тяготение девушки к сцене. Но родите­ ли были против театральной карьеры дочери. По окончании пансиона Ма­ рия Константиновна с большим успехом выступала в люби­ тельских спектаклях. Однако это не удовлетворяло ее. Еще одна попытка вырваться из тесного домашнего м и р к а - поступить в консерваторию— снова натолкнулась на сопро-! тивление родителей. Остава­ лась одна надежда получить свободу— замужество. В 1877 году М. К . Адасовская вышла замуж за офицера Хлыстова, но желанной свободы не полу­ чила. Когда она завела речь о консерватории, муж ответил, что назначение женщины быть хорошей женой, хозяйкой и матерью. Вспоминая об этом периоде жизни, Заньковецкая писала: «Я любила искусство, любовь к сцене стала моей жизнью. Я не могла больше бороться со своей любовью и, порвав со всеми своими, поступила на сцену». Первое выступление Марии Заньковецкой на профессиональ ной сцене состоялось 27 ок­ тября 1882 г. С тех пор вели­ кая артистка не покидала у к ­ раинскую сцену в течение 40 лет. За это время она созда­ ла целую галерею глубоко реалистических образов обездо­ ленной, угнетенной, страдаю­ щей украинской женщины, об­ разов, полных протеста против несправедливости и тирании. Наталка в «Наталке-Полтав- ке» Котляревского, Олена в пьесе Кропивницкого «Мироед, или паук», Харитина и София в пьесах Карпенка-Карого «Батрачка» и «Горемычная», Аза в пьесе Старицкого «Цы­ га н ка Аза» и Цвиркунка в «Черноморцах» этого же авто­ ра— вот далеко не полный пе­ речень лучших из созданных ею образов. За свою сценическую жизнь великая артистка сыграла свыше семидесяти ролей, и каждая из них была новым откровением для зрителя. Раз­ нообразны были эти роли— от глубоко драматических и тра­ гедийных до комических. И трудно сказать, которые из них ей лучше удавались. Выступления М. К . Заеько- вецкой не только на Украине, но и в Москве, в Петербурге были сплошным триумфом ар­ тистки. Ее талант высоко це­ нили Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Е. С. Станиславский. «Кто любит театр и искус­ ство, тот может считать себя счастливым, если видел на сцепе Марию Заньковецкую,— та к писал о звезде украинской сцепы народный артист СССР Г В. Романицкий. — Достаточ­ но было увидеть эту артистку один только раз, чтобы ни ко г­ да ее не забыть. Заньковец­ кая. Вспомнишь это имя— и перед твоим внутренним взо- юм встает существо скромное, нежное, героическое, грустное и веселое, любящее и гневное, преданное и протестующее, ве­ ликое безгранично». М. К . Заньковецкая— первая пародпая артистка республики. Это высокое звание Советское правительство присвоило ей в 1922 г. в ознаменование 40- летия сценической деятельно­ сти, и приняла она его к а к бесценный дар народа. По следам наших выступлений „А где же контроль?" Под таким заголовком в№ 90 нашей газеты была напечатана за­ метка, в которой говорилось, что шофер райпотребсоюза Горяев часто использует автомашину в личных целях. Председатель правления рай­ потребсоюза т. Подзоров сообщил редакции, что Горяев предупреж­ ден. С него взыскана соответ­ ствующая сумма денег за исполь­ зование автомашины не по на­ значению и перерасход бензина. Редактор А . БРАИЛО. Адрес редакции: Трубетчино, Липецкой области, ул. Почтовая, 10 . Телефоны: редактора 0— 79, зам. редактора, зав. сельхозотделои 0— 77, общий— 70. Трубетчинская типография Липецкого областного управления' культуры Тираж 2387 Заказ 692

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz