Знамя коммунизма. 1960 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)
4 З Н А М Я К О М М У Н И З М А Заочная школа рабселькоров Ж анры советской газеты •к I * Ка захская ССР. На всю страну славится своими успехами племсовхоз „Бескарагаиский" Лебяжинского района Павлодарской области. Работники этого хозяйства выращивают отличных баранов- производителей породы советский меринос. Передовые овцеводы совхоза ежегодно настригают до 16 ки лограммов шерсти с каждого барана. Вес некоторых животных превышает 130 кил ограммов. На снимке: отара племенных баранов совхоза „Бескарагай- ский* на пастбище, — --------------- * $ ------------------ М. Н. Заньковецкая (К 100 -летию со дня рождения) Н А Ш КА Л Е Н Д А Р Ь К орреспонденция Жанровые особенности Корреспонденцию вполне справедливо называют веду щим жанром газеты . И по сво ей общественно-политической значимости и по месту на га зетной полосе корреспонденция является основным жанром г а зетной публицистики. Корреспонденции, к а к пра вило. определяют лицо газеты, раскрывают характер тех проб лем, которые изо дня в день решает печатный орган. Назначение корреспонден ции, к а к и многих других г а зетных жанров— привлекать внимание широких кругов чи тателей к важным в полити ческом, народнохозяйственном отношении фактам и событиям, пропагандировать новые явле ния общественной жизни, пе редовой опыт, вскрывать и критиковать недостатки. Чем же отличается коррес понденция от заметки? Замет ка служит целям информации, а корреспонденция не только сообщает факты, но и анали зирует, обобщает их. Заметка обычно сообщает один— два факта. Корреспонденция строится на большем количестве ж и з ненных данных. Автор ее, ос новываясь на фактах, идет к решению определенной темы. Материал корреспонденции слу ж и т основой для освещения, постановки перед обществен ностью тех или иных важных вопросов. Корреспонденция — один из наиболее подвижных жанров. И одних случаях она прибли жается по своей форме к ре портажу, в других заключает в себя элементы очерка, статьи, фельетопа. И все же обычное место корреспонденции в ряду других газетных жанров— между за меткой и статьей. С заметкой корреспонденцию сближает то, что и она сообщает факты, со статьей корреспонденцию род нит наличие центральной об щей идеи, выводов и обобще ний. Заметка кратко сообщает о жизненном явлении, а коррес понденция берет «кусок ж и з ни». рассматривает его с раз личных сторон, в различных связях раскрывает закономер ности жизненного явления. Таким образом,корресшшден Пия— это выступление печати, в котором на конкретном ма териале разрабатывается а к туальная. но сравнительно не широкая тема. При этом обыч но дается анализ фактов, вы ясняются причинные связи между ними и на этой основе делаются определенные выво ды. По своему объему корреспон денция может составить и 80 — 100 с трок, и газетную по лосу. Обычный ее р а з м е р - 1 50— 250 строк. Виды корреспонденции На страницах «Правды», «Известий», «Комсомольской правды», «Труда», республи канских и областных газет ежедневно печатаются сотни и тысячи корреспонденций. Все это множество материа лов можно разделить на две большие группы— информаци онные и аналитические кор респонденции. В информационной коррес понденции подробно рассказы вается о происходящем, дается комментированное сообщение о положительных или отрица тельных фактах. Цель ее— привлечь внимание читателей к жизненно важным фактам, общественным событи ям. Главное здесь— сообщение фактов, а не раскрытие их смысла, хотя и в такого рода корреспонденции обязательно должна даваться определенная оценка событий, явлений. Информационные корреспон денции ближе всего стоят к заметке, но отличаются от нее ка к большей широтой охвата материала, так и большей гл у биной раскрытия содержания факта. Вторым видом корреспонден ции являются аналитические. Их главная особенность— на личие серьезного анализа фактов. Они раскрывают со держание жизненно важных явлений, внутренний смысл происходящего. Требования к корреспонденции М. И. Калянин в беседе с журналистами говорил, что в корреспонденции необходимо осветить «кусочек жизни». «Кусочек ж и зни»— это не натуралистическое, не фотогра фическое изображение, а «ху дожественная картина». Дать «кусочек жизни»— это значит в живой форме рассказать о фактах и событиях, о людях и их делах, это значит— дать жизнь в движении, нарисовать не только то, что есть, но и вскрыть процесс развития со бытия, показать, к а к и куда она развивается. В центре корреспонденции, ка к правило, должен стоять человек с его делами, успеха ми и неудачами, мыслями и раздумьями. Журналист обя зан изображать человека все сторонне, не замыкаясь в рам ки чисто производственных вопросов, показывать мысли и чаяния героя, которые опре деляют его поступки. На сцене летнего театра В прошедшее воскресенье на сцене летнего театра с боль шим успехом выступил Л арий ский государственный ан самбль песни и танца—дипло мант Всесоюзного фестиваля театров, ансамблей и хоров, посвященного 40-летию Вели кой Октябрьской социалисти ческой революции. ...Медленно открывается за навес, и по живописному пар к у разливается величавая песня композитора Мокроусо ва «Славим тебя». Отличные голоса, четкая сыгранность, разноцветные национальные костюмы— все это образует неповторимую картину. Бурными аплодисментами наградили зрители артиста Николая Демина, эмоциональ но исполнившего песшо «Са- лым Сола», в которой расска зывается о тяжелой жизни марийского народа в дорево люционное время. И ка к бы для сравнения, показывается ряд сцен из жизни этого на рода в наши дни. Интересна по содержанию картина, рас крывающая выгоды колхоза от возделывания кукурузы . Большим успехом пользова лась сцена колхозной свадь бы. Смотришь и воочию убежда ешься в том, что в марийскую деревню пришло богатство. Второе отделение концерта открывает группа гусляров, под руководством Лидии Той- демар исполнившая несколько старинных и современных ма рийских народных песен. ; Всеобщее одобрение зрите лей получил вокальный квар тет, исполнивший несколько шуточных песенок. Громом аплодисментов на градили зрители танцеваль ную группу. Выступление талантливого коллектива на сцене летнего театра явилось большим куль турным событием в жизни на шего района. Б. Александров. -— «•»-— Снова проигрыш В минувшее воскресенье наши футболисты провели первую игру второго круга на первенство об ласти со спортсменами Лев-Тол- стовского района Встреча проис ходила на футбольном поле лев- толстовцев. Уже на второй минуте состяза ния хозяева поля, взявшие высо кий темп игры, добиваются успе ха. Первый пропущенный гол де зорганизует трубетчинцев. Через каждые три минуты они пропуска ют в свои ворота один, второй,тре тий, четвертый мячи. Счет 5:0 в пользу лев-толстовской команды. Не желая мириться с таким по зорным для себя началом игры, наши футболисты активизируются. Они все чаще организуют атаки. На шестнадцатой минуте правый нападающий трубетчинцев неожи-! данно с тридцати метров посыла ет мяч в ворота хозяев. Гол! Окрыленные этой удачей, наши нападающие пытаются хотя бы уменьшить разрыв в счете Одна ко это им не удается. Снова ска зывается самое больное место в игре наших спортсменов—неуме ние делать завершающие удары по воротам. Второй тайм не принес никаких изменений в счете. Итак, и эту встречу наши футболисты неоп равданно проиграли. А. Кобзев. Старинный помещичий дом в селе Заньки, неподалеку от Нежина, был всегда полон смеха, музыки, молодых голо сов. Семья Адасовских слави лась гостеприимством. Глава ее— Константин Константино- пович Адасовский, небогатый помещик, был человеком, музы кально одаренным, страстным любителем хорового пения. Здесь, в этом доме, и ро дилась Мария Константиновна Адасовская— в будущем и з вестнейшая украинская ар тистка Заньковецкая. Десяти лет ее отдали в частный пан сион в Чернигове. Тут впервые была замечена ее артистиче ская одаренность. Девочка лю била импровизировать перед подругами фантастические тан цы и пантомимы. Своеобраз ные «спектакли без пьес», комические сценки с переоде ванием она часто разыгрыва ла и в родном доме. С годами росло тяготение девушки к сцене. Но родите ли были против театральной карьеры дочери. По окончании пансиона Ма рия Константиновна с большим успехом выступала в люби тельских спектаклях. Однако это не удовлетворяло ее. Еще одна попытка вырваться из тесного домашнего м и р к а - поступить в консерваторию— снова натолкнулась на сопро-! тивление родителей. Остава лась одна надежда получить свободу— замужество. В 1877 году М. К . Адасовская вышла замуж за офицера Хлыстова, но желанной свободы не полу чила. Когда она завела речь о консерватории, муж ответил, что назначение женщины быть хорошей женой, хозяйкой и матерью. Вспоминая об этом периоде жизни, Заньковецкая писала: «Я любила искусство, любовь к сцене стала моей жизнью. Я не могла больше бороться со своей любовью и, порвав со всеми своими, поступила на сцену». Первое выступление Марии Заньковецкой на профессиональ ной сцене состоялось 27 ок тября 1882 г. С тех пор вели кая артистка не покидала у к раинскую сцену в течение 40 лет. За это время она созда ла целую галерею глубоко реалистических образов обездо ленной, угнетенной, страдаю щей украинской женщины, об разов, полных протеста против несправедливости и тирании. Наталка в «Наталке-Полтав- ке» Котляревского, Олена в пьесе Кропивницкого «Мироед, или паук», Харитина и София в пьесах Карпенка-Карого «Батрачка» и «Горемычная», Аза в пьесе Старицкого «Цы га н ка Аза» и Цвиркунка в «Черноморцах» этого же авто ра— вот далеко не полный пе речень лучших из созданных ею образов. За свою сценическую жизнь великая артистка сыграла свыше семидесяти ролей, и каждая из них была новым откровением для зрителя. Раз нообразны были эти роли— от глубоко драматических и тра гедийных до комических. И трудно сказать, которые из них ей лучше удавались. Выступления М. К . Заеько- вецкой не только на Украине, но и в Москве, в Петербурге были сплошным триумфом ар тистки. Ее талант высоко це нили Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Е. С. Станиславский. «Кто любит театр и искус ство, тот может считать себя счастливым, если видел на сцепе Марию Заньковецкую,— та к писал о звезде украинской сцепы народный артист СССР Г В. Романицкий. — Достаточ но было увидеть эту артистку один только раз, чтобы ни ко г да ее не забыть. Заньковец кая. Вспомнишь это имя— и перед твоим внутренним взо- юм встает существо скромное, нежное, героическое, грустное и веселое, любящее и гневное, преданное и протестующее, ве ликое безгранично». М. К . Заньковецкая— первая пародпая артистка республики. Это высокое звание Советское правительство присвоило ей в 1922 г. в ознаменование 40- летия сценической деятельно сти, и приняла она его к а к бесценный дар народа. По следам наших выступлений „А где же контроль?" Под таким заголовком в№ 90 нашей газеты была напечатана за метка, в которой говорилось, что шофер райпотребсоюза Горяев часто использует автомашину в личных целях. Председатель правления рай потребсоюза т. Подзоров сообщил редакции, что Горяев предупреж ден. С него взыскана соответ ствующая сумма денег за исполь зование автомашины не по на значению и перерасход бензина. Редактор А . БРАИЛО. Адрес редакции: Трубетчино, Липецкой области, ул. Почтовая, 10 . Телефоны: редактора 0— 79, зам. редактора, зав. сельхозотделои 0— 77, общий— 70. Трубетчинская типография Липецкого областного управления' культуры Тираж 2387 Заказ 692
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz