Знамя коммунизма. 1958 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)
З Н А М Я К О М М У Н И З М А Об у креплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ Ю. ФЕДОРОВ (О к о н ч а н и е) д еятельности общественными организациями (профсоюзом, комсомолом), чтобы отбор был и по подготовленности, и по склонности, и по уверенности, что этот человек оправдает произведенные на него затра ты, что он может быть дейст вительно полезным руководи телем производства. В развитии нашей высшей школы, и в первую очередь технической, надо идти боль ше всего по линии вечернего и заочного образования. Пред с т авл яется целесообразным в большинстве вузов первые 2— 3 года проводить обучение без отрыва от производства. Это даст возможность из то го огромного количества мо лодежи, которая захочет пой ти учиться, отобрать таких, которые бы показали, что это не временный порыв, что у них действительно есть ж аж да к учебе, терпение и трудо любие. Только после .этого, с' третьего курса, можно у ста новить льготы— на три дня в неделю освобождать от рабо ты на производстве. Послед ние же два года учебы в ву зах , возможно, будет призна но целесообразным полностью освобождать студентов от ра боты на производстве, за иск лючением времени, необходи мого для прохождения произ водственной практики. Нам надо вообще основа тельно продумать вопрос о ве чернем и заочном высшем и среднем специальном образо вании. Необходимо добиться того, чтобы люди, занимаясь полезным трудом в обществе, тыми глазами и слушал, как мелко дрожат стекла в окне, вузе должно быть мощное, об- когда по улице проносится разцовое учебное хозяйство, трамвай. Студенты сами должны уха- Несколько дней назад он живать за животными, ремон- истратил последний пфенниг, тировать машины, уметь уп- со вчерашнего дня ничего не равлять этими машинами, са- ел, и не известно, удастся ли ми должны сеять, выращивать ему сегодня пообедать. А ведь, н убирать урожай. , смешно сказать, три года па- Работу университетов, ме- зад , когда он в первый раз дицинских, педагогических и попался и ему прочитали су- других вузов надо также нроч- дебный приговор, Эриху ка- но связать с практикой. Ко- залось, что он—на дне безд- нечно, формы этой связи долж- (ны. ны быть тщательно продума-1 Он тщательно обыскал все ны. 1карманы. Нет, не осталось ни В работе нашей' высшей | одной сигареты. А как хочет- школы много и других недо- ся курить. Внизу все чаще В ы х о д и з к р у г а Все было спокойно. Зябко ным, самоуверенным челове- какой-нибудь из новых фаши- поеживаясь, лег опять на кро- ком, хозяином той жизни, в стеках организаций. Пьют они вать. Лежал с широко откры- которой ему, Эриху, не было все разом, и лица у них на- места. Он сделал шаг навет-1 пищеино торжественные, елов- речу, но в этот же момент з а - 1но тосты поднимаются не за метил невдалеке двух ноли- какую-нибудь Лили или Мад- цейских. Эрих повернулся и лен, а за восстановление ве- статков: студенты чрезмерно пер егруж ены обяз ат ельными занятиями и имеют мало вре мени для самостоятельной ра боты, преподавательский со став, среди которого много высококвалифицированных спе циалистов, слабо участвует в научной работе. Требует зна чительного улучшения изуче ние общественных, наук и по становка идейно-воспитатель ной работы. Перестройка си стемы высшего образования должна содействовать ликви дации и этих недостатков. В этом же направлении дол жна быть осуществлена и пе рестройка системы среднего специального образования. хлопали двери— дом просыпал ся. Но за окном все еще не рассветало. Должно быть, день выдался дождливый. Н у ,,что ж , сейчас, он вста нет, умоется и сделает еще одну попытку найти работу, хоть давно уже перестал ве рить в счастливую случай ность. Эрих медленно оделся, вы шел на улицу. Постоял в быстро заш агал прочь —Не попадайся мне боль ше!—Грозил ему вслед охран ник,—Голодранец! Эрих долго петлял но пере улкам, пока его не одолела одышка. Тогда он устало опу стился на чугупную скамейку в сквере и закрыл гл а за . Не сколько дней он упорно думал о самоубийстве, а тут увидел полицейских — и испугался! Что это, значит, он вовсе не готов еще расстаться с жизнью ? Или страх перед полицией— это автоматически сработав ший рефлекс? Неожиданно чей-то знако мый приветливый голос произ нес над его ухом: —Вот так встреча! Эрих открыл гл а за и уви дел Курта Ландера, щегольски вдетого, улыбающегося Ланде ра, с которым Эрих когда-то Вот некоторые соображения по вопросу о среднем и выс шем образовании, которые мне хотелось бы дополнительно высказать к тому, что было сказано на XIII съезде комсо мола и нашло довольно широ кий отклик и положительное отношение в стране. Возможно, будет признано не- в свободное от работы время обходимым обсудить эти во- имели бы, при желании, боль-' просы на Пленуме ЦК, так ше возможности учиться в 'к а к они затрагивают миллио- таких учебных зав ед ен и ях ,!ны людей, затрагивают все где они изучали бы искусст-[ общество и правильное реше- во, живопись, музыку, гума- нив их будет иметь очень нитарные науки и т. п. Госу-' большое значение для даль- дарство и особенно нрофсою-1 нейшего материального и ду- зы должны в этом содейство,-; ховного развития нашего об- вать труженикам нашего об -'щ ества. щества. ( После обсуждения на Плену- Сцитаю, что следовало бы ме ЦК, может быть, будет при- подумать о возобновлении р а - 1звано полезным разработать боты заводов-втузов. В прош -' соответствующие тезисы для лом это давало неплохие ре- всенародного обсуждения этих зультаты , и в народном хо- вопросов, а затем созвать сес- зяйстве страны работает не- сию Верховного Совета СССР, мало инженеров, получивших где тоже подвергнуть обсуж- знания и дипломы специали- деншо вопросы народного об етов таким путем. II надо разования в стране и наме- сказать, что это в подавляю- тить общую линию их реше- щем большинстве своем очень ния. Однако сделать надо так, хорошие инженеры, сведущие чтобы конкретные постановле- специалисты своего дела. ния по средней и высшей шко- В сельскохозяйственных ву- ле были приняты окончатель- зах сочетание обучения с ра- но на сессиях Верховных Со- ботой в сельскохозяйственном ветов союзных республик, так производстве, возможно, еле- как решение вопроса о систе- довало. бр 1 построить по се- ме образования в каждой рес- зонному принципу. Обучение публике входит отбывал заключение в тюрьме Нойдек. И эта встреча неска- подъезде, потом поднял во- занно обрадовала Эриха, хотя ротник, поглубже вобрал голо- [он знал, где работает Ландер ву в плечи и шагнул под ■ и чего от него можно ожи- дождь. Шел в потоке прохо-' дать. Через полгода после т о -1немец. Он сидел довольно близ- жих от одних заводских во- го, как они вышли из тюрь- ко, и Эрих рассмотрел его се- рот к другим, как делал это мы, Ландер предложил ему ребрящиеся от седины виски, ликого раиха. Таких людей Эрих ненави дел. Это была ненависть, ко торая не проходит с годами, не стирается в частом обще нии с подобными людьми. За нею стояли пожары, которые Эрих видел у себя на родине; побои, которые он перенес; трупы близких людей, через которые ему еще мальчишкой пришлось перешагнуть. А Курт говорил и говорил: — У тебя будет машина, деньги. Несколько лет— ты обеспечишь себя вдосталь на всю жизнь. В зале что-то произошло. Эрих посмотрел туда, куда все повернулись, и увидел нескольких американцев. Под выпившие дюжие солдаты уве ренно пробирались между сто ликами, грубовато расталки вая танцующих. С ними были две размалеванные девчонки. Эрих через плечо посмотрел на солдат и отвернулся. В по ле его зрения попал сидящий за соседним столом пожилой уже десятки раз, читал объяв ления, которыми предпринима тели спешили отгородиться от назойливых посетителей: «Ра боты нет». Так бродил он ча са четыре, пальто намокло, оттягивало плечи, от голода тошнило, а он все шел и шел —ведь надо же было что-то делать, добиваться хотя бы ничтожного заработка. Людской поток вывел его на припортовую площадь. Отде ленные от города стальной ре шеткой, в даль моря уходили причалы, неся на себе грома ды кранов, причудливые спле тения эстакад. Свинцово-серая морская вода у берега была покрыта ржавыми разводами нефтяных пятен, древесными опилками. —Куда идешь?—окликнули Эриха у ворот порта. —Ищу работу. Загородивший ему дорогу дюжий человек в кожаной спецовке сказал : —На работу у нас берут парней покрепче тебя. Ведь ты едва на ногах держишься. —Я здоров,—сказал Эрих. —Просто недоедаю. Охранник помолчал, подумал и сказал рассудительно: — Значит, все равно рабо тать не можешь. — А ты кто? Хозяин? — вдруг выкрикнул Эрих, чувст вуя, что в нем закипает бе шенство. Изумленно вскинув брови, охранник угрожающе двинул- вступить в американскую раз ведку. Но Эрих тогда реши- уже не новый, но аккуратно отглаженный черный костюм, тельно отказался. Ландер не сверкающий белизной ворот- рассердился, ответил рассуди-1 ничок. Немец пристально смот- тельно: —Подождем, ты еще поум неешь, и тогда мы с тобой возобновим этот разговор. С тех пор Эрих старался не встречаться с Ландером. Он пытался устроиться на рабо ту, эмигрировать в Америку или Австралию. Но это ему не удавалось. У Эриха •больше не было сил бороться. Он дал увести себя в ресторан, ел бифштекс, который за к а за л Курт, пил ви но, которое наливал ему Курт, слушал как Ландер хвастался своим умением жить, добы вать деньги, находить верных друзей, и думал, что его, Эри ха, еще по меньшей мере иол- года, а то .и год американ ская разведка будет хорошо кормить, одевать и лишь потом потребует расплаты. Год или хотя бы полгода— это все-та ки оттяжка, а там ... Но пока об этом можно не думать. Во всяком случае, надо старать ся не думать. —Пей! Что ты не пьешь? рел на американцев, и в его уже выцветших от времени гл а зах , показалось Эриху, сквозило то, что, вероятно, должны были выражать гл а за человека, в квартиру которо го пришли ненужные п меша ющие ему люди, крикливые, нахальные, развратничающие с его дочерьми, а "‘он вынуж ден неизвестно почему терпеть этих людей и молчать. —Крепкий народ,—преры вая мысли Эриха, ск а зал Лан дер, кивнув в сторону амери канцев. Эрих промолчал. —Да, да, крепкий и. дело вой народ,—повторил Ландер. —Слушай, Курт,—сказал Эрих,—а если я откажусь? —Ты не откажешься, уве ренно ответил Ландер, п г л а за его стали колючими.— Ты же сам знаешь — у тебя нет выбора. Или ты согласишься, или, сам понимаешь... —Ты прав,—кивнул Эрих, — у .меня нет выбора... ...Через неделю они были в Мюнхене. Экспресс прибыл на в компетен ......... .............. . должно' производиться в ин- цйю Верховных Советов сою з-!ёяг на Эриха^. Но тот и не по- ститутах, организованных при ных республик. Iдумал отступать: ненависть, крупных хозяйствах, при сов- Со всей определенностью отчаяние, накопившиеся в его хозах. Там должны быть учеб- надо подчеркнуть одно—у л у ч -; ДуШе за эти дни, словно на- ные корпуса, лаборатории и шение всего дела народного шли отдушину. Ему хотелось всегда сумеешь со мной расплатиться. И Эрих пил. Прямо против них за сдвинутыми столиками сидела компания молодых лю дей в черных костюмах, бе лых воротничках, с плечами, развернутыми военной выправ кой. Должно быть, это члены хозяйство для практической образования в стране настоя- работы. Или, во всяком слу- тельно диктуется жизнью. чае, при сельскохозяйственном Н . Х Р У Щ Е В . цепиться с этим самодоволь- (Н а ч а л о см . в М М 110, 111,113) Не бойся: не будешь дураком , рассвете. Город только просы пался. От сверкающего чисто той перрона тянуло прохладой недавно политого асфальта. На привокзальной площади, по-утреннему пустынной, Лан дер зашел в кабину телефо на-автомата. (П р о д о лж е н и е с л ед у ет ). Редактор А. БРАИЛО. Трубетчинская вечерняя средняя школа сельской моло- I !дежи продолжает прием учащихся в 8, 9 и 10 классы. Начало 1 | занятий в школе—15 октября. ' ДИРЕКЦИЯ. Адрес редакции: с. Трубетчино Липецкой области, ул. Почтовая, 10. Телефоны: редактора 0—78, зам. редактора, зав. сельхозотделом 0—77, общий—70 Трубетчинская типография Липецкого областного управления культуры Тираж 2090 эка. Зака* 622
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz