Знамя коммунизма. 1958 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)
26 сентября 1958 г., № 114 (2594) З Н А М Я К О М М У Н И З М А 3 Об у креплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране ( П р о д о л ж е н и е) ванне. Некоторое время этот юноша или девушка не будут учиться, будут работать. У этих молодых людей получит ся какой-то пропуск в учебе, но когда они войдут в жизнь и у них пробудится сознание и потребность пополнить свое образование, то они всегда будут иметь возможность учиться, получить среднее, а далее и высшее образование. Таким образом каждый юно ша и девушка смогут при же лании получить полное сред нее образование в вечерних учебных заведениях, работая на фабриках и заводах, участвуя в труде, не обя зательно физическом, а, мо жет быть, работая в кон торе, но живя полезным трудом в обществе. Т акая си стема воспитания будет помо г а т ь людям не отрываться от жизни, чтобы наши юноши и девушки вступали в жизнь подготовленными людьми, пол ноценными тружениками ком мунистического общества, не посредственно своим трудом участвовали в создании мате риальных благ, необходимых для этого общества. Надо уже в школе начинать готовить людей для производства, для полезного труда в обществе. Дать им максимально возмож ное образование и потом на правлять на производство. Р а ботая на производстве и учась в школе, молодой человек л ег че найдет свое положение в обществе, определит свои склонности и желания. Он мо жет специализироваться в к а кой-то области и, поработав на производстве, пойти в соот ветствующее учебное заведе ние. Но сначала его нужно испытать на вечерних заняти ях без отрыва от производст ва. Повторяю, что в этом деле не должно быть никаких ис ключений, независимо от по ложения родителей в общест ве и занимаемых ими постов. Задолго до пролетарской ре- волюциии В. И. Ленин указы вал, что правильная постанов ка воспитания молодежи при социализме возможна лишь при соединении обучения с производительным трудом мо лодого поколения. «Для того, чтобы соединить всеобщий производительный труд с все общим обучением,—писал В. И. Ленин,—необходимо, очевидно, возложить на в с е х обязан ность принимать участие в производительном труде» (т. 2, стр. 441, подчеркнуто В. И. Лениным). После IX съезда КПСС в наших школах, начиная с младших классов, введен труд, в У—-VII классах дети зани маются по два часа в неделю в школьных мастерских, в старших VIII—X классах вве дены практикумы по сельско му хозяйству, машиноведению и электротехнике по два часа в неделю и производственная практика непосредственно на предприятиях и в колхозах по 60— 80 часов в год. Это бес спорно хорошее дело, но это еще далеко не соединение обу чения с производительным тру дом, а скорее общее знаком ство учащихся с различными видами труда взрослых. Еще К. Маркс указывал, что дети соответствующего возраста должны работать па производстве, и это совершенно верно, так как только при этом условии юно ши и девушки познают всю сложность и всю прелесть тру да и по-настоящему включат ся в рабочий коллектив и его интересы. При разработке конкретных положений о перестройке рабо ты нашей школы нужно бу дет подумать о предоставле нии известных льгот учащим ся школ рабочей и сельской молодежи, успешно совмеща ющим учебу с работой на про изводстве. Может быть, сле дует освобождать их на 2— 3 дня в неделю от работы на производстве с тем, чтобы эти дни они могли полностью по святить учебе. Что касается срока обуче ния в этих школах, то с це лью избежания чрезмерной пе регрузки учащихся его при дется, по всей вероятности, установить в 3—4 года. Этот вопрос такж е требует специ ального изучения. Еще раз хочу подчеркнуть, что изложенные в моей запи ске предложения по измене нию системы школьного обра зования отнюдь не направле ны к тому, чтобы .сократить масштабы среднего образова ния и заменить его семи-или восьмилетним обучением. Ши рокое развитие сети вечерних и заочных школ даст возмож ность получить всем ж'елаю- щим законченное среднее, а затем и высшее образование. Мы не можем забывать о том, что в настоящее время, несмотря на обязательность семилетнего обучения, значи тельная часть молодежи не получает не только полного среднего образования, но и не заканчивает семи классов. По данным ЦСУ СССР, за послед ние годы седьмой класс з а канчивает даж е с учетом вто рогодников примерно 80 про центов из числа детей, посту пивших в первый класс. Это означает, что мы далеко еще не полностью осуществили в жизни принцип обязательного семилетнего обучения. Думаю, что изложенные вы ше предложения по изменению системы народного' образова ния будут содействовать вы полнению на деле принципа обязательного обучения в се милетней или восьмйлетней школе. Что касается введения все общего обязательного полного среднего обучения в том виде, как это практиковалось у нас до сих пор, то по всем дан ным делать это сейчас было бы нецелесообразно. Возникает вопрос—следует ли полностью переходить на предлагаемую систему народ ного образования или целе сообразно сохранить в извест ной части существующую сей час среднюю школу, внеся в ее .работу нужные изменения? Есть мнение, что какое-то от носительно небольшое число полных средних политехниче ских школ можно было бы оста вить, но при обязательном ус- ежодневно ловки увеличения в них удель ного веса обучения трудовым навыкам и участия в произво дительном труде, а при по ступлении в вуз требовать от окончивших эти школы про изводственного стаж а в два года. Этот вопрос также тре буется внимательно и всесто ронне обсудить и после об суждения найти более пра вильное решение. исключения, соответствующие средние школы, в которых они получали бы среднее образо вание, необходимое для даль нейшего обучения в соответ ствующих высших учебных за ведениях. Это нужно для то го, чтобы наше государство могло правильно развивать и использовать таланты , рож денные в народе. Если будет признано необ ходимым реорганизовать шко лы, а этого настоятельно тре бует жизнь, надо проделать эту работу так, чтобы не по лучилось разрыва в подготов ке .необходимых контингентов Надо предусмотреть в новой для укомплектования высших системе народного образова- учебных заведений. Надо еде ния, что для особо одарен- лать так, чтобы в переходный ных детей, у которых в рай- период от существующего те- нем возрасте явно прояви- перь порядка обучения в шко- лись способности, например, ле к новому не пострадало музыке, в д е л о подготовки специалистов но рассмотреть систему выс шего образования. В настоя щее время многие молодые лю ди, оканчивающие вузы, пло хо знают практику дела, не достаточно подготовлены к р а боте на производстве. Теперь юноши и девушки в 17 лет кончают десятилетку. И сразу же после этого по ступают в институт и закан чивают его в 22—23 года. Какой же при этом получает ся специалист? Нельзя также забывать о том, как у нас сейчас моло дежь выбирает профессию, ко гда сразу после окончания школы поступает в учебное заведение. Во в математике, в изобразительном иск у с ств е ,1для нашего народного хозяй- для них надо иметь, в виде ства в специальных средних и О В Ы С Ш Е Й ШК О Л Е Так же, как и в отношении учатся не на полях, а преиму- ередией школы, представляет- щественно наГ грядках. Корову са целесообразным вниматель-!и других животных изучают не в хозяйстве, как это тре буется в жизни, а главным образом по макетам. На к аж дого студента приходится в общей сложности более одного человека, обслуживающих этих студентов. И это называется высшей советской школой. Я считаю это неправильным. Поэтому я очень часто слы шу, и мне иногда приходится даже в защиту молодых специа листов выступать, когда кол хозные кадры говорят—не надо нам молодых, что вы нам моло дежь присылаете. Такие выска зывания я слышал на многих (колхозных собраниях, как высшее | только о специалистах начи- многих, лтается разговор. А почему? высших, учебных заведениях страны. Видимо, в этот переходный период (в течение 3—4 лет) какое-то количество сущест вующих ныне школ-десятиле ток следует сохранить. Воз можно, будет признано целе сообразным делать отбор сре ди способных учеников в су ществующих школах, чтобы собрать в определенных шко лах особенно одаренных де тей, проявивших, например, наклонности к изучению фи зики, математики, биологии, черчению и т. п. Их следует лучше готовить для поступле ния в высшие учебные заве дения в соответствии с выяв ленными склонностями. Тогда наши специальные высшие учебные заведения будут по лучать юношей, и девушек, бо лее подготовленных к овла дению точными и другими на уками. а может оыть, и в больший- Потому, что эти стве случаев этот выбор я в - 1 ляется случайным. Поэтому часто бывает, когда юноше или девушке не удается по ступить в то высшее учебное заведение, которое ими было избрано, они готовы подать заявление в любое другое, хотя бы и совершенно иного профиля, лишь бы только по лучить высшее образование. Немало и таких случаев, ког да молодые специалисты, толь ко что окончившие высшее учебное заведение, не чувст вуют никакого влечения к по лученной профессии и либо поступают в другое высшее учебное заведение, либо ра ботают не по специальности. Это объясняется прежде всего тем, что по окончании школы молодежь сейчас не имеет ни какого жизненного опыта. Неправильно ведется и под готовка специалистов в вузах по целому ряду отраслей. Возьмем отрасль сельского хозяйства. Во многих капита листических странах студенты сельскохозяйственных вузов в период обучения обязательно работают в сельскохозяйствен ном производстве. Мы же не редко неправильно воспитыва ем наших студентов. Возьми те сельскохозяйственную а к а демию имени Тимирязева. Там ЛЮДИ, в ооль- шинстве своем, неопытные. Приедет в колхоз девушка или молодой человек-—они ходят вокруг да около, а практиче ски председателю колхоза как лучше вести хозяйство помочь не могут. II получается, что малограмотный практик, пред седатель колхоза или брига дир, он более ценен для хо зяйства. чем этот приехавший в колхоз человек, который хо тя теоретически и хорошо подготовлен, но не умеет увя зать теорию с практикой. А если бы этот молодой специа лист, может быть, на 3—4 го да позже вышел из учебного заведения, но зато прошел все производственные процес сы сельского хозяйства сам, тогда была бы от него и дру гая ш ц ь за , тогда по-пному смотрели бы на молодых спе циалистов, оканчивающих на ши высшие учебные заведе ния. Можно возразить на это, что и теперь в наших вузах имеется производственная практика. Да, имеется, но по ставлена она очень плохо. Про изводственную практику надо проходить более глубоко, не так, как сейчас. Теперь сту денты на практике больше слоняются по заводу; один ра ботает, а 10—15 на него смотрят, а сами боятся к станку подойти. Да и адми нистрация предприятий мало доверяет практикантам, так как студенты не имеют ква лификации, и если им дать рабочий станок, получается потеря производственных мощ ностей, производственных воз можностей. Предприятия тяго тятся такими практикантами. Надо иметь таких студентов, которые в совершенстве знали бы свое профессиональное де ло. Тогда такие студенты на практике будут желанными, так как они будут иметь не только необходимые профес сиональные, ремесленные, тру довые навыки, но и более вы сокое развитие и могут рабо тать более производительно, показывать рабочим, как луч ше, производительнее мож:но работать на той или иной опе рации. И, наконец, нельзя не видеть того факта, что в выс ших учебных заведениях еще мало детей рабочих и колхоз ников. В московских вузах, например, детей рабочих и колхозников учится всего 30—40 процентов. Остальные студенты— это дети служащих, интеллигенции. Конечно, та кое положение является явно ненормальным. Я уже не го ворю о том, что число самих рабочих и колхозников, кото рые учились бы в высших учебных заведениях с отрывом от работы, у нас составляет буквально единицы. Надо перестроить систему высшего образования, прибли зить его к производству и по- настоящему св я за ть с произ водством. В высшие учебные заведения следует принимать молодежь, уже имеющую-жиз ненный опыт, стаж практиче ской работы. Перестройка сред ней школы поможет правиль но решить этот вопрос. В вузы надо принимать тех, кто про явит больше способностей и желание продолжать учебу. Здесь должно учитываться не только одно желание поступа ющего в вуз, но. и оценка .его (Окончание н а 4 ст р.}
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz