Знамя коммунизма. 1958 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)

Знамя коммунизма. 1958 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)

26 сентября 1958 г., № 114 (2594) З Н А М Я К О М М У Н И З М А 3 Об у креплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране ( П р о д о л ж е н и е) ванне. Некоторое время этот юноша или девушка не будут учиться, будут работать. У этих молодых людей получит­ ся какой-то пропуск в учебе, но когда они войдут в жизнь и у них пробудится сознание и потребность пополнить свое образование, то они всегда будут иметь возможность учиться, получить среднее, а далее и высшее образование. Таким образом каждый юно­ ша и девушка смогут при же­ лании получить полное сред­ нее образование в вечерних учебных заведениях, работая на фабриках и заводах, участвуя в труде, не обя­ зательно физическом, а, мо­ жет быть, работая в кон­ торе, но живя полезным трудом в обществе. Т акая си­ стема воспитания будет помо­ г а т ь людям не отрываться от жизни, чтобы наши юноши и девушки вступали в жизнь подготовленными людьми, пол­ ноценными тружениками ком­ мунистического общества, не­ посредственно своим трудом участвовали в создании мате­ риальных благ, необходимых для этого общества. Надо уже в школе начинать готовить людей для производства, для полезного труда в обществе. Дать им максимально возмож­ ное образование и потом на­ правлять на производство. Р а ­ ботая на производстве и учась в школе, молодой человек л ег­ че найдет свое положение в обществе, определит свои склонности и желания. Он мо­ жет специализироваться в к а ­ кой-то области и, поработав на производстве, пойти в соот­ ветствующее учебное заведе­ ние. Но сначала его нужно испытать на вечерних заняти­ ях без отрыва от производст­ ва. Повторяю, что в этом деле не должно быть никаких ис­ ключений, независимо от по­ ложения родителей в общест­ ве и занимаемых ими постов. Задолго до пролетарской ре- волюциии В. И. Ленин указы ­ вал, что правильная постанов­ ка воспитания молодежи при социализме возможна лишь при соединении обучения с производительным трудом мо­ лодого поколения. «Для того, чтобы соединить всеобщий производительный труд с все­ общим обучением,—писал В. И. Ленин,—необходимо, очевидно, возложить на в с е х обязан­ ность принимать участие в производительном труде» (т. 2, стр. 441, подчеркнуто В. И. Лениным). После IX съезда КПСС в наших школах, начиная с младших классов, введен труд, в У—-VII классах дети зани­ маются по два часа в неделю в школьных мастерских, в старших VIII—X классах вве­ дены практикумы по сельско­ му хозяйству, машиноведению и электротехнике по два часа в неделю и производственная практика непосредственно на предприятиях и в колхозах по 60— 80 часов в год. Это бес­ спорно хорошее дело, но это еще далеко не соединение обу­ чения с производительным тру­ дом, а скорее общее знаком­ ство учащихся с различными видами труда взрослых. Еще К. Маркс указывал, что дети соответствующего возраста должны работать па производстве, и это совершенно верно, так как только при этом условии юно­ ши и девушки познают всю сложность и всю прелесть тру­ да и по-настоящему включат­ ся в рабочий коллектив и его интересы. При разработке конкретных положений о перестройке рабо­ ты нашей школы нужно бу­ дет подумать о предоставле­ нии известных льгот учащим­ ся школ рабочей и сельской молодежи, успешно совмеща­ ющим учебу с работой на про­ изводстве. Может быть, сле­ дует освобождать их на 2— 3 дня в неделю от работы на производстве с тем, чтобы эти дни они могли полностью по­ святить учебе. Что касается срока обуче­ ния в этих школах, то с це­ лью избежания чрезмерной пе­ регрузки учащихся его при­ дется, по всей вероятности, установить в 3—4 года. Этот вопрос такж е требует специ­ ального изучения. Еще раз хочу подчеркнуть, что изложенные в моей запи ­ ске предложения по измене­ нию системы школьного обра­ зования отнюдь не направле­ ны к тому, чтобы .сократить масштабы среднего образова­ ния и заменить его семи-или восьмилетним обучением. Ши­ рокое развитие сети вечерних и заочных школ даст возмож­ ность получить всем ж'елаю- щим законченное среднее, а затем и высшее образование. Мы не можем забывать о том, что в настоящее время, несмотря на обязательность семилетнего обучения, значи­ тельная часть молодежи не получает не только полного среднего образования, но и не заканчивает семи классов. По данным ЦСУ СССР, за послед­ ние годы седьмой класс з а ­ канчивает даж е с учетом вто­ рогодников примерно 80 про­ центов из числа детей, посту­ пивших в первый класс. Это означает, что мы далеко еще не полностью осуществили в жизни принцип обязательного семилетнего обучения. Думаю, что изложенные вы­ ше предложения по изменению системы народного' образова­ ния будут содействовать вы­ полнению на деле принципа обязательного обучения в се­ милетней или восьмйлетней школе. Что касается введения все­ общего обязательного полного среднего обучения в том виде, как это практиковалось у нас до сих пор, то по всем дан­ ным делать это сейчас было бы нецелесообразно. Возникает вопрос—следует ли полностью переходить на предлагаемую систему народ­ ного образования или целе­ сообразно сохранить в извест­ ной части существующую сей­ час среднюю школу, внеся в ее .работу нужные изменения? Есть мнение, что какое-то от­ носительно небольшое число полных средних политехниче­ ских школ можно было бы оста­ вить, но при обязательном ус- ежодневно ловки увеличения в них удель­ ного веса обучения трудовым навыкам и участия в произво­ дительном труде, а при по­ ступлении в вуз требовать от окончивших эти школы про­ изводственного стаж а в два года. Этот вопрос также тре­ буется внимательно и всесто­ ронне обсудить и после об­ суждения найти более пра­ вильное решение. исключения, соответствующие средние школы, в которых они получали бы среднее образо­ вание, необходимое для даль­ нейшего обучения в соответ­ ствующих высших учебных за ­ ведениях. Это нужно для то­ го, чтобы наше государство могло правильно развивать и использовать таланты , рож­ денные в народе. Если будет признано необ­ ходимым реорганизовать шко­ лы, а этого настоятельно тре­ бует жизнь, надо проделать эту работу так, чтобы не по­ лучилось разрыва в подготов­ ке .необходимых контингентов Надо предусмотреть в новой для укомплектования высших системе народного образова- учебных заведений. Надо еде­ ния, что для особо одарен- лать так, чтобы в переходный ных детей, у которых в рай- период от существующего те- нем возрасте явно прояви- перь порядка обучения в шко- лись способности, например, ле к новому не пострадало музыке, в д е л о подготовки специалистов но рассмотреть систему выс­ шего образования. В настоя­ щее время многие молодые лю­ ди, оканчивающие вузы, пло­ хо знают практику дела, не­ достаточно подготовлены к р а­ боте на производстве. Теперь юноши и девушки в 17 лет кончают десятилетку. И сразу же после этого по­ ступают в институт и закан ­ чивают его в 22—23 года. Какой же при этом получает­ ся специалист? Нельзя также забывать о том, как у нас сейчас моло­ дежь выбирает профессию, ко­ гда сразу после окончания школы поступает в учебное заведение. Во в математике, в изобразительном иск у с ств е ,1для нашего народного хозяй- для них надо иметь, в виде ства в специальных средних и О В Ы С Ш Е Й ШК О Л Е Так же, как и в отношении учатся не на полях, а преиму- ередией школы, представляет- щественно наГ грядках. Корову са целесообразным вниматель-!и других животных изучают не в хозяйстве, как это тре­ буется в жизни, а главным образом по макетам. На к аж ­ дого студента приходится в общей сложности более одного человека, обслуживающих этих студентов. И это называется высшей советской школой. Я считаю это неправильным. Поэтому я очень часто слы­ шу, и мне иногда приходится даже в защиту молодых специа­ листов выступать, когда кол­ хозные кадры говорят—не надо нам молодых, что вы нам моло­ дежь присылаете. Такие выска­ зывания я слышал на многих (колхозных собраниях, как высшее | только о специалистах начи- многих, лтается разговор. А почему? высших, учебных заведениях страны. Видимо, в этот переходный период (в течение 3—4 лет) какое-то количество сущест­ вующих ныне школ-десятиле­ ток следует сохранить. Воз­ можно, будет признано целе­ сообразным делать отбор сре­ ди способных учеников в су­ ществующих школах, чтобы собрать в определенных шко­ лах особенно одаренных де­ тей, проявивших, например, наклонности к изучению фи­ зики, математики, биологии, черчению и т. п. Их следует лучше готовить для поступле­ ния в высшие учебные заве­ дения в соответствии с выяв­ ленными склонностями. Тогда наши специальные высшие учебные заведения будут по­ лучать юношей, и девушек, бо­ лее подготовленных к овла­ дению точными и другими на­ уками. а может оыть, и в больший- Потому, что эти стве случаев этот выбор я в - 1 ляется случайным. Поэтому часто бывает, когда юноше или девушке не удается по­ ступить в то высшее учебное заведение, которое ими было избрано, они готовы подать заявление в любое другое, хотя бы и совершенно иного профиля, лишь бы только по­ лучить высшее образование. Немало и таких случаев, ког­ да молодые специалисты, толь­ ко что окончившие высшее учебное заведение, не чувст­ вуют никакого влечения к по­ лученной профессии и либо поступают в другое высшее учебное заведение, либо ра­ ботают не по специальности. Это объясняется прежде всего тем, что по окончании школы молодежь сейчас не имеет ни­ какого жизненного опыта. Неправильно ведется и под­ готовка специалистов в вузах по целому ряду отраслей. Возьмем отрасль сельского хозяйства. Во многих капита­ листических странах студенты сельскохозяйственных вузов в период обучения обязательно работают в сельскохозяйствен­ ном производстве. Мы же не­ редко неправильно воспитыва­ ем наших студентов. Возьми­ те сельскохозяйственную а к а ­ демию имени Тимирязева. Там ЛЮДИ, в ооль- шинстве своем, неопытные. Приедет в колхоз девушка или молодой человек-—они ходят вокруг да около, а практиче­ ски председателю колхоза как лучше вести хозяйство помочь не могут. II получается, что малограмотный практик, пред­ седатель колхоза или брига­ дир, он более ценен для хо­ зяйства. чем этот приехавший в колхоз человек, который хо­ тя теоретически и хорошо подготовлен, но не умеет увя­ зать теорию с практикой. А если бы этот молодой специа­ лист, может быть, на 3—4 го­ да позже вышел из учебного заведения, но зато прошел все производственные процес­ сы сельского хозяйства сам, тогда была бы от него и дру­ гая ш ц ь за , тогда по-пному смотрели бы на молодых спе­ циалистов, оканчивающих на­ ши высшие учебные заведе­ ния. Можно возразить на это, что и теперь в наших вузах имеется производственная практика. Да, имеется, но по­ ставлена она очень плохо. Про­ изводственную практику надо проходить более глубоко, не так, как сейчас. Теперь сту­ денты на практике больше слоняются по заводу; один ра­ ботает, а 10—15 на него смотрят, а сами боятся к станку подойти. Да и адми­ нистрация предприятий мало доверяет практикантам, так как студенты не имеют ква­ лификации, и если им дать рабочий станок, получается потеря производственных мощ­ ностей, производственных воз­ можностей. Предприятия тяго­ тятся такими практикантами. Надо иметь таких студентов, которые в совершенстве знали бы свое профессиональное де­ ло. Тогда такие студенты на практике будут желанными, так как они будут иметь не только необходимые профес­ сиональные, ремесленные, тру­ довые навыки, но и более вы­ сокое развитие и могут рабо­ тать более производительно, показывать рабочим, как луч­ ше, производительнее мож:но работать на той или иной опе­ рации. И, наконец, нельзя не видеть того факта, что в выс­ ших учебных заведениях еще мало детей рабочих и колхоз­ ников. В московских вузах, например, детей рабочих и колхозников учится всего 30—40 процентов. Остальные студенты— это дети служащих, интеллигенции. Конечно, та­ кое положение является явно ненормальным. Я уже не го­ ворю о том, что число самих рабочих и колхозников, кото­ рые учились бы в высших учебных заведениях с отрывом от работы, у нас составляет буквально единицы. Надо перестроить систему высшего образования, прибли­ зить его к производству и по- настоящему св я за ть с произ­ водством. В высшие учебные заведения следует принимать молодежь, уже имеющую-жиз­ ненный опыт, стаж практиче­ ской работы. Перестройка сред­ ней школы поможет правиль­ но решить этот вопрос. В вузы надо принимать тех, кто про­ явит больше способностей и желание продолжать учебу. Здесь должно учитываться не только одно желание поступа­ ющего в вуз, но. и оценка .его (Окончание н а 4 ст р.}

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz