Знамя коммунизма. 1958 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)
2 З Н А М Я К О М М У Н И З М А 26 еентября 1958 г., № 114 (2594) 06 у креплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране ■ (11 р о 0 о л ок е н и ё) . Надо ск а за т ь, что сущест вовавшая до последнего вре мени практика, создания при вилегированных условий при поступлении в вузы для лиц, оканчивающих школу С золо той или серебряной медалью, еще больше осложняла поло жение. Дело в том, что на учи телей оказывалось большое влияние со стороны некоторых родителей, стремившихся к тому, чтобы их дети получили медали. Кроме того, имеется много неправильного и в самой прак тике отбора молодежи и ее зачисления в высшие учебные заведения. Хотя и существуют конкурсные экзамены при при еме в высшие учебные заве дения, но нужно признать, что для зачисления в вуз часто оказывается мало успешно выдержать экзамены. Здесь такж е сказы вается большое влияние родителей. Недаром среди молодежи, поступающей в вузы, весьма распростране но такое высказывание, что после того, к а к они сами прой дут конкурс, начинается кон курс родителей, а он зачастую все и решает. Это создает условия неравных возможно стей для поступления в выс шие и средние специальные учебные заведения. К ак же устранить все эти недостатки нашей школы? Необходимо решительно пе рестроить систему воспитания нашего подрастающего поко ления в школах. Самое главное в этом деле —надо дать лозунг и чтобы этот лозунг был священным для всех детей, поступающих в школу, что все дети долж ны готовиться к полезному труду, к участию в строитель стве коммунистического обще ства. II всякий труд на фаб рике или в колхозе, на про мышленном предприятии, в совхозе, МТС, РТС или в уч реждении, честный, полезный труд для общества является священным трудом и необхо димым для каждого человека, который живет и пользуется благами общества. Каждый человек, живя в коммунисти ческом обществе, должен вно сить лепту своим трудом в строительство и дальнейшее развитие этого общества. Под готовка нашего подрастающе го поколения к жизни, к по лезному труду, воспитание у нашей молодежи глубокого уважения к принципам* социа листического общества—-эта задача должна стать главной задачей нашей школы. Школа призвана готовить разносторонне образованных людей, хорошо знающих осно вы наук и вместе с тем спо собных к систематическому физическому труду, воспиты вать у молодежи стремление быть полезной обществу, ак тивно участвовать в производ стве ценностей, необходимых для общества. Какие практические меро приятия целесообразно было бы осуществить в этом на- р р а вл енм ? По моему мнению, в обще ственно-полезный труд на предприятиях, в колхозах и т. д. следовало бы включать всех учащихся без исключе ния после окончания ими се мя - восьми классов. И в го роде, и в деревне, и в рабо чем поселке все выпускники школ должны пойти па про изводство, никто не должен миновать этого. Это, во-пер вых, будет демократично, так как будут созданы более рав ные условия для всех граж дан: ни положение родителей, ни их ходатайства не будут освобождать кого бы то ни было от производительного труда; во-вторых, это будет прекрасной .школой воспита ния всей молодежи в духе героических традиций рабоче го класса и колхозного кре стьянства. Таким образом, единственно возможным и необходимым ус ловием преодоления недостат ков нашей школы должно быть, чтобы все юноши и девушки за время обучения в школе готовились к участию в физи ческом труде на заводах-, фабриках, в колхозах, совхо зах, в любом труде, который является полезным для обще ства. Вся система нашего сред него и высшего образования должна быть построена так, чтобы обеспечить хорошую под готовку кадров— ийженерно- технических, сельскохозяйст венных, медицинских, науч ных, педагогических, кадров рабочих, тружеников сельско го хозяйства—всех кадров, необходимых для нашего го сударства. Надо поставить это дело так, чтобы подготов ка всех наших кадров была более высокая и квалифициро ванная, чем до сих пор. С этой целью представляет ся целесообразным разделить среднее образование на два этапа. В качестве первого эта па, по-видимому, следует иметь семи-или восьмилетнюю шко лу, обучение в которой долж но быть обязательным для всех. Работники народного об разования, многие родители утверждают, что восьмилетний срок обучения позволит лучше решить задачу необходимой общеобразовательной и поли технической подготовки школь ников. По-видимому, это пра вильно, но целесообразнее ре шать эти вопросы каждой со юзной республике самостоя тельно с учетом своих усло вий. Надо будет такж е серь езно продумать содержание программы и организацию з а нятий в этой школе. В восьмилетней школе, на первом этапе среднего образо вания, главное внимание долж но быть уделено изучению основ наук, политехнической подготовке и трудовому цоспи- танию, воспитанию коммуни стической нравственности, фи зической подготовке детей и развитию у них хорошего ху дожественного вкуса. При этом нельзя допускать пере грузки школьников, вредно отражающейся па их здоровье. Нельзя забывать и об осо бенностях женского труда. Мужчины и женщины в нашей стране при равном количестве и качестве труда получают равное вознаграждение. Но все же, в результате специ фических бытовых условий, на женщине лежит много других обязанностей, причем совер шенно неизбежных: умение ухаживать за ребенком, вести домоводство, в какой-то мере заниматься кулинарией. В бу дущем еще шире развернется общественное питание, но, ви димо, и в общественном пита нии труд женщин будет пре обладающим. Поэтому нужно обучать девочек за время уче бы в школе кулинарии, крой ке и шитью и другим спе циальностям, свойственным женщинам. Все это надо пре дусмотреть в программах школьного обучения. Надо серьезно улучшить ма териальную базу школ, ликви дировать, наконец, многосмен- ность занятий, обеспечить школы современным учебным оборудованием. Второй этап получения .сред него образования может идти по нескольким путям. Один из них может быть, например, та ким: школы после 7—8-летне го обучения школьника в по следующие два или три года должны будут главный упор делать на специальное профес сиональное обучение учащихся. В городах и рабочих цент рах, рабочих поселках дети, получившие 7 —8-летнее обра зование, должны, может быть, идти в школы типа фабзаву- ча. Они будут продолжать учебу, но чтобы эта учеба бы л а тесно связана с профес сиональным образованием, по могала учащимся приобретать производственные знания и трудовые навыки; не только абстрактное знание производ ства, но и трудовые навыки. В сельской местности уча щиеся, после 7—8 лет обуче ния в школе, должны будут получать практические и тео ретические знания по агроно мии, зоотехнике и другим от раслям сельского хозяйства или обучаться 2— 3 года к а кому-либо ремеслу, так как и на селе молодежь может обу чаться определенным видам ремесла. Таким образом, юноши и де вушки, окончив школу, полу чат и соответствующее образо вание и ремесленные, произ водственные навыки, будут вступать в жизнь подготов ленными людьми. Но можно пойти и по тако му пути: заканчивать первый этап получения среднего об разования молодежью 8-летним обучением в школах с тем, чтобы после окончания вось милетки все юноши и девушки шли работать на производство. При такой организации обще образовательной школы нам придется ежегодно определять на работу в ближайший период времени от 2 до 3,5 млн. под ростков, причем, примерно 40 проц, из них в городе и осталь ных — в деревне. Задача устройства на рабо ту такого большого количест ва молодежи—дело не простое, тем более, что в настоящее время хозяйственники очень неохотно берут на работу под ростков и молодежь, не до стигших 18 лет. Но это за д а ча первейшей партийной и го сударственной важности. Не обходимо будет сломить бюро кратические рогатки, препят ствующие устройству подрост ков на работу в народном хо зяйстве, и поручить Госплану СССР разработать перспектив ный план трудоустройства под ростков, которые будут кон чать восьмилетнюю школу. Т а кой план должен быть конкре тизированным в условиях к аж дого административного эконо мического района с учетом устройства подростков на ра боту по месту их жительства. При этом, очевидно, следует продумать вопрос об установ лении для подростков брони на предприятиях для беспре пятственного поступления их на работу после окончания восьмилетней школы и о соз дании специальных цехов на предприятиях и подборе рабо чих мест, соответствующих возрасту и возможностям под ростков, со строгим соблюде нием техники безопасности. Молодежи, идущей на произ водство по окончании обяза тельной школы (с 8-летним сроком обучения), необходимо предоставить возможность раз личными путями овладеть про фессией. Одним из таких пу тей может быть обучение юно ши или девушки профессии непосредственно на производ стве, преимущественно через организацию краткосрочных курсов и бригадное учениче ство. Другим путем может стать освоение профессии юно шей или девушкой в специаль ной одно - или двухгодичной профессиональной школе. Воп рос о сроке обучения, програм ме и организации обучения в такой школе надо будет хо рошенько продумать и обсу дить. Возможно, окажется целесо образным не всю молодежь, а часть ее (кто пожелает и бу дет удовлетворять соответст вующим требованиям) после окончания обязательной 8-лет ней школы обучать определен ной профессии в школах фаб рично-заводского ученичества и в аналогичных сельскохо зяйственных школах, о кото рых сказано выше и в кото рых учащиеся, наряду с ос воением той или-иной профес сии, будут изучать и общеоб разовательные дисциплины. Такие школы у нас до недав него прошлого были, II ОНИ себя вполне оправдали. Через школы ФЗУ и ФЗО на базе семилетки, в которые прини мались юноши и девушки, окон чившие семилетку, прошли сотни тысяч человек, ставших благодаря обучению в этих школах квалифицированными рабочими, имеющими к тому же среднее образование. Нема л ая часть выпускников таких школ, проработав 2— 3 года на производстве, пришла з а тем в вузы и, успешно закон чив их, работает теперь инже нерами в нашей промышленно сти, на транспорте, в строи тельстве. В сельской местности для профессиональной подготовки подростков можно было бы использовать широкую сеть восьмилетиях школ обязатель ного обучения, организовав при них годичные или полуго дичные -курсы, где выпускни ки восьмилетиях школ полу чали бы по выбору ту или иную массовую профессию сельскохозяйственного произ водства. Такие курсы можно организовать такж е непосред ственно и при крупных совхо зах, МТС и РТС. В качестве второго этапа, дающего законченное среднее образование, представляется наиболее целесообразным обу чение юношей и девушек без отрыва от производства. Види мо, нам надо на производстве иметь вечерние (сменные) шко лы рабочей молодежи. Все юноши и девушки, пришедшие на завод, если будут иметь желание, смогут получить об разование в такой школе. Ве роятно, надо будет иметь хо рошо продуманную систему заочного образования, в кото рой дело обучения учащихся должно быть поставлено весь ма квалифицированно: широко издавались бы лекции, соот ветствующие учебные пособия, систематически давались бы желающим необходимые кон сультации. Надо избежать такого поло жения, когда вечерние школы ставят своей задачей только подготовку к поступлению в высшие учебные заведения, ведь в этих школах будет учиться значительно больше молодежи, чем будет потреб ность для пополнения вузов. Следовательно, в них для уча щихся должна быть создана возможность получать не толь ко полное общее образование за среднюю школу, но и со вершенствовать, углублять профессиональное образование, чтобы готовились более ква лифицированные, образованные рабочие и работницы, колхоз ники и колхозницы и другие труженика нашего общества, которые имели бы законченное среднее общее, а также и спе циальное образование. Следовательно, у нас по- прежнему будет сохранена возможность каждому получить среднее образование в объеме теперешней 10-летки, но не через нынешнюю школу, отор ванную от жизни, а через ве чернюю или заочную сеть обу чения, которую нам надо бу дет всячески развивать и со вершенствовать. Может полу читься так, что юноша или девушка, кончая восьмилет- нюю школу, не будет ощущать потребности дальше учиться: человек устал и л и еще не дорос до сознания необходи мости иметь среднее образо- (Продолжение на 3 стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz