Знамя коммунизма. 1958 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)

Знамя коммунизма. 1958 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)

2 З Н А М Я К О М М У Н И З М А 26 еентября 1958 г., № 114 (2594) 06 у креплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране ■ (11 р о 0 о л ок е н и ё) . Надо ск а за т ь, что сущест­ вовавшая до последнего вре­ мени практика, создания при­ вилегированных условий при поступлении в вузы для лиц, оканчивающих школу С золо­ той или серебряной медалью, еще больше осложняла поло­ жение. Дело в том, что на учи­ телей оказывалось большое влияние со стороны некоторых родителей, стремившихся к тому, чтобы их дети получили медали. Кроме того, имеется много неправильного и в самой прак­ тике отбора молодежи и ее зачисления в высшие учебные заведения. Хотя и существуют конкурсные экзамены при при­ еме в высшие учебные заве­ дения, но нужно признать, что для зачисления в вуз часто оказывается мало успешно выдержать экзамены. Здесь такж е сказы вается большое влияние родителей. Недаром среди молодежи, поступающей в вузы, весьма распростране­ но такое высказывание, что после того, к а к они сами прой­ дут конкурс, начинается кон­ курс родителей, а он зачастую все и решает. Это создает условия неравных возможно­ стей для поступления в выс­ шие и средние специальные учебные заведения. К ак же устранить все эти недостатки нашей школы? Необходимо решительно пе­ рестроить систему воспитания нашего подрастающего поко­ ления в школах. Самое главное в этом деле —надо дать лозунг и чтобы этот лозунг был священным для всех детей, поступающих в школу, что все дети долж­ ны готовиться к полезному труду, к участию в строитель­ стве коммунистического обще­ ства. II всякий труд на фаб­ рике или в колхозе, на про­ мышленном предприятии, в совхозе, МТС, РТС или в уч­ реждении, честный, полезный труд для общества является священным трудом и необхо­ димым для каждого человека, который живет и пользуется благами общества. Каждый человек, живя в коммунисти­ ческом обществе, должен вно­ сить лепту своим трудом в строительство и дальнейшее развитие этого общества. Под­ готовка нашего подрастающе­ го поколения к жизни, к по­ лезному труду, воспитание у нашей молодежи глубокого уважения к принципам* социа­ листического общества—-эта задача должна стать главной задачей нашей школы. Школа призвана готовить разносторонне образованных людей, хорошо знающих осно­ вы наук и вместе с тем спо­ собных к систематическому физическому труду, воспиты­ вать у молодежи стремление быть полезной обществу, ак­ тивно участвовать в производ­ стве ценностей, необходимых для общества. Какие практические меро­ приятия целесообразно было бы осуществить в этом на- р р а вл енм ? По моему мнению, в обще­ ственно-полезный труд на предприятиях, в колхозах и т. д. следовало бы включать всех учащихся без исключе­ ния после окончания ими се­ мя - восьми классов. И в го­ роде, и в деревне, и в рабо­ чем поселке все выпускники школ должны пойти па про­ изводство, никто не должен миновать этого. Это, во-пер­ вых, будет демократично, так как будут созданы более рав­ ные условия для всех граж ­ дан: ни положение родителей, ни их ходатайства не будут освобождать кого бы то ни было от производительного труда; во-вторых, это будет прекрасной .школой воспита­ ния всей молодежи в духе героических традиций рабоче­ го класса и колхозного кре­ стьянства. Таким образом, единственно возможным и необходимым ус­ ловием преодоления недостат­ ков нашей школы должно быть, чтобы все юноши и девушки за время обучения в школе готовились к участию в физи­ ческом труде на заводах-, фабриках, в колхозах, совхо­ зах, в любом труде, который является полезным для обще­ ства. Вся система нашего сред­ него и высшего образования должна быть построена так, чтобы обеспечить хорошую под­ готовку кадров— ийженерно- технических, сельскохозяйст­ венных, медицинских, науч­ ных, педагогических, кадров рабочих, тружеников сельско­ го хозяйства—всех кадров, необходимых для нашего го­ сударства. Надо поставить это дело так, чтобы подготов­ ка всех наших кадров была более высокая и квалифициро­ ванная, чем до сих пор. С этой целью представляет­ ся целесообразным разделить среднее образование на два этапа. В качестве первого эта­ па, по-видимому, следует иметь семи-или восьмилетнюю шко­ лу, обучение в которой долж­ но быть обязательным для всех. Работники народного об­ разования, многие родители утверждают, что восьмилетний срок обучения позволит лучше решить задачу необходимой общеобразовательной и поли­ технической подготовки школь­ ников. По-видимому, это пра­ вильно, но целесообразнее ре­ шать эти вопросы каждой со­ юзной республике самостоя­ тельно с учетом своих усло­ вий. Надо будет такж е серь­ езно продумать содержание программы и организацию з а ­ нятий в этой школе. В восьмилетней школе, на первом этапе среднего образо­ вания, главное внимание долж­ но быть уделено изучению основ наук, политехнической подготовке и трудовому цоспи- танию, воспитанию коммуни­ стической нравственности, фи­ зической подготовке детей и развитию у них хорошего ху­ дожественного вкуса. При этом нельзя допускать пере­ грузки школьников, вредно отражающейся па их здоровье. Нельзя забывать и об осо­ бенностях женского труда. Мужчины и женщины в нашей стране при равном количестве и качестве труда получают равное вознаграждение. Но все же, в результате специ­ фических бытовых условий, на женщине лежит много других обязанностей, причем совер­ шенно неизбежных: умение ухаживать за ребенком, вести домоводство, в какой-то мере заниматься кулинарией. В бу­ дущем еще шире развернется общественное питание, но, ви­ димо, и в общественном пита­ нии труд женщин будет пре­ обладающим. Поэтому нужно обучать девочек за время уче­ бы в школе кулинарии, крой­ ке и шитью и другим спе­ циальностям, свойственным женщинам. Все это надо пре­ дусмотреть в программах школьного обучения. Надо серьезно улучшить ма­ териальную базу школ, ликви­ дировать, наконец, многосмен- ность занятий, обеспечить школы современным учебным оборудованием. Второй этап получения .сред­ него образования может идти по нескольким путям. Один из них может быть, например, та­ ким: школы после 7—8-летне­ го обучения школьника в по­ следующие два или три года должны будут главный упор делать на специальное профес­ сиональное обучение учащихся. В городах и рабочих цент­ рах, рабочих поселках дети, получившие 7 —8-летнее обра­ зование, должны, может быть, идти в школы типа фабзаву- ча. Они будут продолжать учебу, но чтобы эта учеба бы­ л а тесно связана с профес­ сиональным образованием, по­ могала учащимся приобретать производственные знания и трудовые навыки; не только абстрактное знание производ­ ства, но и трудовые навыки. В сельской местности уча­ щиеся, после 7—8 лет обуче­ ния в школе, должны будут получать практические и тео­ ретические знания по агроно­ мии, зоотехнике и другим от­ раслям сельского хозяйства или обучаться 2— 3 года к а ­ кому-либо ремеслу, так как и на селе молодежь может обу­ чаться определенным видам ремесла. Таким образом, юноши и де­ вушки, окончив школу, полу­ чат и соответствующее образо­ вание и ремесленные, произ­ водственные навыки, будут вступать в жизнь подготов­ ленными людьми. Но можно пойти и по тако­ му пути: заканчивать первый этап получения среднего об­ разования молодежью 8-летним обучением в школах с тем, чтобы после окончания вось­ милетки все юноши и девушки шли работать на производство. При такой организации обще­ образовательной школы нам придется ежегодно определять на работу в ближайший период времени от 2 до 3,5 млн. под­ ростков, причем, примерно 40 проц, из них в городе и осталь­ ных — в деревне. Задача устройства на рабо­ ту такого большого количест­ ва молодежи—дело не простое, тем более, что в настоящее время хозяйственники очень неохотно берут на работу под­ ростков и молодежь, не до­ стигших 18 лет. Но это за д а ­ ча первейшей партийной и го­ сударственной важности. Не­ обходимо будет сломить бюро­ кратические рогатки, препят­ ствующие устройству подрост­ ков на работу в народном хо­ зяйстве, и поручить Госплану СССР разработать перспектив­ ный план трудоустройства под­ ростков, которые будут кон­ чать восьмилетнюю школу. Т а­ кой план должен быть конкре­ тизированным в условиях к аж ­ дого административного эконо­ мического района с учетом устройства подростков на ра­ боту по месту их жительства. При этом, очевидно, следует продумать вопрос об установ­ лении для подростков брони на предприятиях для беспре­ пятственного поступления их на работу после окончания восьмилетней школы и о соз­ дании специальных цехов на предприятиях и подборе рабо­ чих мест, соответствующих возрасту и возможностям под­ ростков, со строгим соблюде­ нием техники безопасности. Молодежи, идущей на произ­ водство по окончании обяза­ тельной школы (с 8-летним сроком обучения), необходимо предоставить возможность раз­ личными путями овладеть про­ фессией. Одним из таких пу­ тей может быть обучение юно­ ши или девушки профессии непосредственно на производ­ стве, преимущественно через организацию краткосрочных курсов и бригадное учениче­ ство. Другим путем может стать освоение профессии юно­ шей или девушкой в специаль­ ной одно - или двухгодичной профессиональной школе. Воп­ рос о сроке обучения, програм­ ме и организации обучения в такой школе надо будет хо­ рошенько продумать и обсу­ дить. Возможно, окажется целесо­ образным не всю молодежь, а часть ее (кто пожелает и бу­ дет удовлетворять соответст­ вующим требованиям) после окончания обязательной 8-лет­ ней школы обучать определен­ ной профессии в школах фаб­ рично-заводского ученичества и в аналогичных сельскохо­ зяйственных школах, о кото­ рых сказано выше и в кото­ рых учащиеся, наряду с ос­ воением той или-иной профес­ сии, будут изучать и общеоб­ разовательные дисциплины. Такие школы у нас до недав­ него прошлого были, II ОНИ себя вполне оправдали. Через школы ФЗУ и ФЗО на базе семилетки, в которые прини­ мались юноши и девушки, окон­ чившие семилетку, прошли сотни тысяч человек, ставших благодаря обучению в этих школах квалифицированными рабочими, имеющими к тому же среднее образование. Нема­ л ая часть выпускников таких школ, проработав 2— 3 года на производстве, пришла з а ­ тем в вузы и, успешно закон­ чив их, работает теперь инже­ нерами в нашей промышленно­ сти, на транспорте, в строи­ тельстве. В сельской местности для профессиональной подготовки подростков можно было бы использовать широкую сеть восьмилетиях школ обязатель­ ного обучения, организовав при них годичные или полуго­ дичные -курсы, где выпускни­ ки восьмилетиях школ полу­ чали бы по выбору ту или иную массовую профессию сельскохозяйственного произ­ водства. Такие курсы можно организовать такж е непосред­ ственно и при крупных совхо­ зах, МТС и РТС. В качестве второго этапа, дающего законченное среднее образование, представляется наиболее целесообразным обу­ чение юношей и девушек без отрыва от производства. Види­ мо, нам надо на производстве иметь вечерние (сменные) шко­ лы рабочей молодежи. Все юноши и девушки, пришедшие на завод, если будут иметь желание, смогут получить об­ разование в такой школе. Ве­ роятно, надо будет иметь хо­ рошо продуманную систему заочного образования, в кото­ рой дело обучения учащихся должно быть поставлено весь­ ма квалифицированно: широко издавались бы лекции, соот­ ветствующие учебные пособия, систематически давались бы желающим необходимые кон­ сультации. Надо избежать такого поло­ жения, когда вечерние школы ставят своей задачей только подготовку к поступлению в высшие учебные заведения, ведь в этих школах будет учиться значительно больше молодежи, чем будет потреб­ ность для пополнения вузов. Следовательно, в них для уча­ щихся должна быть создана возможность получать не толь­ ко полное общее образование за среднюю школу, но и со­ вершенствовать, углублять профессиональное образование, чтобы готовились более ква­ лифицированные, образованные рабочие и работницы, колхоз­ ники и колхозницы и другие труженика нашего общества, которые имели бы законченное среднее общее, а также и спе­ циальное образование. Следовательно, у нас по- прежнему будет сохранена возможность каждому получить среднее образование в объеме теперешней 10-летки, но не через нынешнюю школу, отор­ ванную от жизни, а через ве­ чернюю или заочную сеть обу­ чения, которую нам надо бу­ дет всячески развивать и со­ вершенствовать. Может полу­ читься так, что юноша или девушка, кончая восьмилет- нюю школу, не будет ощущать потребности дальше учиться: человек устал и л и еще не дорос до сознания необходи­ мости иметь среднее образо- (Продолжение на 3 стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz