Знамя коммунизма. 1958 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)
’РЯ' П р о л ет а р и и всех ст ран , соединяйтесь! З н СЖЛ4-Я. Орган Труб етчинского райкома КПСС и районного Совета депутатов трудящихся, Липецкой области Год издания XXIV 1958 ★ 1958 СЕНТЯБРЬ 26 ПЯТНИЦА к 114 (2594) Во спитание подрастающего поколения, при званного воздвигать величественное здание ком мунистического общества,—дело первостепенной важности. Особенно велика роль образования в наше время, когда без самого широкого исполь зования последних достижений науки и новей шей техники невозможно успешное развитие на родного хозяйства страны. Цена 15 коп. Н . С. Х Р У Щ Е В . В Президиум ЦК КПСС Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране (П р е д л о ж е н и я , и зл ож ен н ы е в п у бл и к у ем ой за п и с к е то в а р ищ а Н. С. ХРУЩЕВА, о д о б р ены П р е з и д и у м о м ЦК КПСС) В настоящее время наша система образования в сред ней н высшей школе вызывает много разговоров. Но этому по воду высказывается очень мно го критических замечаний, ко торые отражают действительное положение дел. В беседах, которые мне при шлось иметь с секретарями ЦК компартий союзных республик, с секретарями крайкомов, об комов партии и с другими то варищами, которые думают над вопросами народного образова ния или имеют непосредствен ное к ним отношение, наконец, в многочисленных беседах с гражданами выявилась серьез ная неудовлетворенность тепе решним положением дел в сред ней и высшей школе. Воспитание подрастающего поколения, призванного воз двигать величественное здание коммунистического общества, — дело первостепенной важ ности. Особенно велика роль образования в наше время, ког да без самого широкого ис пользования последних дости жений науки и новейшей тех ники невозможно успешное развитие народного хозяйства страны. В своем выступлении на XIII съезде комсомола я уже высказал некоторые соображе ния по этому жизненно важно му вопросу. Думаю, что было бы полезно более подробно из- О С Р Наша общеобразовательная школа страдает тем, что мы очень многое взяли от дорево люционной гимназии, ставив шей своей целью дать вы пускникам определенную сум му абстрактных знаний, до статочных для получения ат тестата зрелости. Государство и школу тогда не интересова ло, какова будет дальнейшая судьба выпускников. Какова направленность сред ней школы, когда она гото вит человека на аттестат зре лости? Это приобретение оп ределенного курса академиче ских знаний, не связанных с производством. До недавнего времени у нас был известный недостаток в молодежи, име ющей законченное среднее об разование. В первые годы Со ветской власти, когда возник ла необходимость заполнить высшие учебные заведения ра бочими, крестьянами, их деть ми, а также детьми служащих, ученых, представителей трудо вого народа, средняя школа, дожить принципиальные сооб ражения но улучшению всей нашей системы народного об разования в стране. Нет сомнения, что за сорок лет Советской власти среднее и высшее образование в Со ветском Союзе достигло боль ших успехов. Если в дорево люционной России в 1914 году в начальной и средней школе обучалось всего 9,6 млн. че ловек, то в истекшем 1957—58 учебном году число учащихся ! в нашей общеобразовательной школе составляло 28,7 м л н .! человек, а вместе со школой 1 взрослых 30,6 млн. ч еловек .! За это время почти в 40 раз 1 увеличилось количество у ч а -1 щихся в старших классах ср ед -1 них школ. Особенно в ели ки ' успехи народного образования в ряде союзных республик, н а селение которых в прошлом было почти сплошь неграмот ным. Например, в школах Уз бекской ССР теперь обучается свыше 1,3 млн. человек, в то время как в 1914 году на тер ритории современного Узбеки стана было немногим более 17 тыс. школьников. Значительны также успехи в деле высшего и среднего специального образования. ВI дореволюционной России в выс ших учебных заведениях и техникумах обучалось всего 182 тыс. студентов, теперь число их превышает 4 млн. че ловек. Паша высшая школа подготовила замечательные кадры советской интеллиген ции — инженеров, агрономов, зоотехников, учителей, врачей и других специалистов. В на стоящее время в Советском Со юзе работает около 6,8 млн. специалистов с высшим и сред ним специальным образованием. Наши успехи во всех отраслях народного хозяйства, выдаю щиеся достижения советских ученых, инженерно - техниче ских работников, труд которых обогатил Советскую Родину и все человечество открытиями мирового значения, во многом связаны с тем, что советская высшая школа смогла подго товить такие квалифицирован ные кадры, которые способны решать самые сложные и от ветственные задачи. Тем не менее мы не можем быть удовлетворенными поста новкой дела и самой системой высшего и среднего образова ния. В работе наших школ и высших учебных заведений имеются крупные недостатки, которые не могут быть далее терпимы. Главным, коренным пороком нашей средней и высшей шко лы является их оторванность от жизни. За этот недостаток работники народного образова ния и высшей школы не раз подвергались критике, но по ложение практически почти не меняется. Е Д Н Е И Ш К О Л Е собственно, приспосабливалась к тому, чтобы подготовить т а - , ких людей для поступления в ' высшие учебные заведения. А 1 так как средняя школа не! могла быстро справиться с этой задачей, и, самое гл ав ное, она не могла справиться с тем, чтобы дать в вузы под-' готовленных людей, уже свя занных с производством, из состава рабочих и крестьян, Советская власть пошла на создание рабочих факультетов, куда брали сь. взрослые рабо чие, где они получали подго товку за среднюю школу и направлялись в высшие учеб ные заведения. I Но постепенно необходимость в этом отпала, и рабочие фа культеты давно уже не суще ствуют. Средняя школа также перестала служить только для подготовки молодежи к поступ лению в вузы. В нашей стра не выдвинута и осуществляет ся задача получения моло дежью всеобщего среднего об разования. Мы стремимся всю нашу молодежь, миллионы юношей и девушек пропустить через среднюю школу — деся-1 тилетку. Естественно, что все они не могут быть поглощены высшими учебными заведения ми и средними специальными учебными заведениями. Поэто му было бы нелепо ставить задачу, что все юноши и де вушки, получившие среднее образование, должны посту пить в вузы. Но наша школа-десятилет ка в настоящее время не ре шает задачи подготовки моло дежи к жизни, а готовит ее только для поступления в в у - ( зы. У молодежи, оканчиваю-, щей среднюю школу, а также в семьях, в недагогических| коллективах школ крепко дер жится мнение, что так и долж -! но быть, что наша ср едн яя ' школа призвана готовить лю-! дей только для того, чтобы обеспечить комплектование _ высших учебных заведений ,' чтобы затем эти люди п олуч а-' ли высшее образование. 1 Жизнь давно уже показала, что такое представление о з а дачах средней школы являет ся неправильным.' Значитель ная часть юношей н девушек и раньше по окончании сред ней школы не поступала в высшие учебные заведения. А в последние годы, в связи с возросшим количеством зак ан чивающих десятилетку, в ву зы поступает меньшая часть юношей п девушек. Большин ство же из них, кончая учебу в средней школе и получив аттестат зрелости, оказывает ся не подготовленным к жиз ни и не знает, куда идти дальше. Б высшие учебные заведе-| ния мы можем в современных; условиях принимать в год примерно 450 тысяч человек,! из которых на дневное отде-1 ление—около половины. Боль шинство же молодых людей, проучившись десять лет в шко ле, по окончании ее оказы вается не подготовленным к практической жизни. За период с 1954 по 1957 год из числа окончивших среднюю школу не поступило в вузы и технику мы свыше 2,5 миллиона че ловек. Из выпускников средней школы только в 1957 году не поступило в вузы и технику мы свыше 800 тысяч человек. Эти юноши п девушки, в силу оторванности программы обучения в средней школе от жизни, совершенно не знают производства. II общество не знает, как лучше использо вать этих молодых, полных жизненных сил людей. Полу чается, что значительная часть молодежи п родителей оказы вается неудовлетворенной т а ким положением. 11 чем даль ше, тем этот процесс не ос лабляется, а усиливается. Ду маю, что такое положение должно вызвать у нас серь езную озабоченность. Едва ли можно признать такое положение правильным, и многие товарищи, с которы ми мне приходилось беседо-! вать, выражают сомнение в правильности существующей у , нас системы организации в с е -1 общего десятилетнего обуче ния. Очевидно, следует, обучая и воспитывая детей в школах, уже с первого класса психо логически готовить их к тому, уто они должны будут в даль нейшем принимать участие в общественно-полезной деятель ности, в труде, в создании ценностей, необходимых для развития социалистического! государства. Физический труд от умственного труда у нас еще существенно отличается, а по наследству от старого осталось еще такое положе ние, что как бы отдается предпочтение какой-то части молодежи, которая обязатель но должна зачисляться в выс шие учебные заведения и не идти на заводы или в колхо зы. Остальные — это те, кто «не вышли в люди» и «не проявили способностей». Они- то и должны идти на произ водство. Это в корне непра вильно и противоречит нашему учению и нашим устремлениям. Юноши и девушки, окончив шие среднюю школу, как пра вило, считают, что единствен но приемлемым для них жиз ненным путем является про должение образования в выс шем или, в крайнем случае, в среднем специальном учебном заведении. Часть окончивших десятилетку-неохотно идет ра ботать на фабрики, заводы, в колхозы и совхозы, а некото рые из них даже считают это для себя оскорблением. Такое барски - пренебрежи тельное, неправильное отно шение к физическому труду проявляется и в семьях. Если мальчик или девочка плохо учатся, то родители и окру жающие их люди пугают ре бенка тем, что в случае, если он не будет хорошо учиться, не получит золотой или се ребряной медали, не сможет попасть в вуз, будет работать на заводе простым рабочие. Физический труд превращает ся для детей в какое-то пуга ло. Я уже не говорю о том, что такие рассуждения яв ляются оскорбительными для тружеников социалистического общества. С таким порочным положе нием, когда в нашем общест ве воспитываются люди, не уважающие физический труд, оторванные от жизни; мирить ся дальше нельзя. Ведь в со циалистическом обществе труд должен оцениваться по своей полезности, должен стимули роваться не только оплатой, но и, это главное,—большим ува жением нашей советской об щественности. Нужно постоян но внушать молодежи, что главное для общества — то, чем живет общество, это про изводительный труд, потому что только он создает мате риальные ценности. Труд—это жизненная потребность для каж до го . советского человека. (Продолжение па 2 стр.}
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz