Знамя коммунизма. 1958 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)

Знамя коммунизма. 1958 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)

’РЯ' П р о л ет а р и и всех ст ран , соединяйтесь! З н СЖЛ4-Я. Орган Труб етчинского райкома КПСС и районного Совета депутатов трудящихся, Липецкой области Год издания XXIV 1958 ★ 1958 СЕНТЯБРЬ 26 ПЯТНИЦА к 114 (2594) Во спитание подрастающего поколения, при­ званного воздвигать величественное здание ком­ мунистического общества,—дело первостепенной важности. Особенно велика роль образования в наше время, когда без самого широкого исполь­ зования последних достижений науки и новей­ шей техники невозможно успешное развитие на­ родного хозяйства страны. Цена 15 коп. Н . С. Х Р У Щ Е В . В Президиум ЦК КПСС Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране (П р е д л о ж е н и я , и зл ож ен н ы е в п у бл и к у ем ой за п и с к е то в а р ищ а Н. С. ХРУЩЕВА, о д о б р ены П р е з и д и у м о м ЦК КПСС) В настоящее время наша система образования в сред­ ней н высшей школе вызывает много разговоров. Но этому по­ воду высказывается очень мно­ го критических замечаний, ко­ торые отражают действительное положение дел. В беседах, которые мне при­ шлось иметь с секретарями ЦК компартий союзных республик, с секретарями крайкомов, об­ комов партии и с другими то­ варищами, которые думают над вопросами народного образова­ ния или имеют непосредствен­ ное к ним отношение, наконец, в многочисленных беседах с гражданами выявилась серьез­ ная неудовлетворенность тепе­ решним положением дел в сред­ ней и высшей школе. Воспитание подрастающего поколения, призванного воз­ двигать величественное здание коммунистического общества, — дело первостепенной важ ­ ности. Особенно велика роль образования в наше время, ког­ да без самого широкого ис­ пользования последних дости­ жений науки и новейшей тех­ ники невозможно успешное развитие народного хозяйства страны. В своем выступлении на XIII съезде комсомола я уже высказал некоторые соображе­ ния по этому жизненно важно­ му вопросу. Думаю, что было бы полезно более подробно из- О С Р Наша общеобразовательная школа страдает тем, что мы очень многое взяли от дорево­ люционной гимназии, ставив­ шей своей целью дать вы­ пускникам определенную сум­ му абстрактных знаний, до­ статочных для получения ат­ тестата зрелости. Государство и школу тогда не интересова­ ло, какова будет дальнейшая судьба выпускников. Какова направленность сред­ ней школы, когда она гото­ вит человека на аттестат зре­ лости? Это приобретение оп­ ределенного курса академиче­ ских знаний, не связанных с производством. До недавнего времени у нас был известный недостаток в молодежи, име­ ющей законченное среднее об­ разование. В первые годы Со­ ветской власти, когда возник­ ла необходимость заполнить высшие учебные заведения ра­ бочими, крестьянами, их деть­ ми, а также детьми служащих, ученых, представителей трудо­ вого народа, средняя школа, дожить принципиальные сооб­ ражения но улучшению всей нашей системы народного об­ разования в стране. Нет сомнения, что за сорок лет Советской власти среднее и высшее образование в Со­ ветском Союзе достигло боль­ ших успехов. Если в дорево­ люционной России в 1914 году в начальной и средней школе обучалось всего 9,6 млн. че­ ловек, то в истекшем 1957—58 учебном году число учащихся ! в нашей общеобразовательной школе составляло 28,7 м л н .! человек, а вместе со школой 1 взрослых 30,6 млн. ч еловек .! За это время почти в 40 раз 1 увеличилось количество у ч а -1 щихся в старших классах ср ед -1 них школ. Особенно в ели ки ' успехи народного образования в ряде союзных республик, н а ­ селение которых в прошлом было почти сплошь неграмот­ ным. Например, в школах Уз­ бекской ССР теперь обучается свыше 1,3 млн. человек, в то время как в 1914 году на тер­ ритории современного Узбеки­ стана было немногим более 17 тыс. школьников. Значительны также успехи в деле высшего и среднего специального образования. ВI дореволюционной России в выс­ ших учебных заведениях и техникумах обучалось всего 182 тыс. студентов, теперь число их превышает 4 млн. че­ ловек. Паша высшая школа подготовила замечательные кадры советской интеллиген­ ции — инженеров, агрономов, зоотехников, учителей, врачей и других специалистов. В на­ стоящее время в Советском Со­ юзе работает около 6,8 млн. специалистов с высшим и сред­ ним специальным образованием. Наши успехи во всех отраслях народного хозяйства, выдаю­ щиеся достижения советских ученых, инженерно - техниче­ ских работников, труд которых обогатил Советскую Родину и все человечество открытиями мирового значения, во многом связаны с тем, что советская высшая школа смогла подго­ товить такие квалифицирован­ ные кадры, которые способны решать самые сложные и от­ ветственные задачи. Тем не менее мы не можем быть удовлетворенными поста­ новкой дела и самой системой высшего и среднего образова­ ния. В работе наших школ и высших учебных заведений имеются крупные недостатки, которые не могут быть далее терпимы. Главным, коренным пороком нашей средней и высшей шко­ лы является их оторванность от жизни. За этот недостаток работники народного образова­ ния и высшей школы не раз подвергались критике, но по­ ложение практически почти не меняется. Е Д Н Е И Ш К О Л Е собственно, приспосабливалась к тому, чтобы подготовить т а - , ких людей для поступления в ' высшие учебные заведения. А 1 так как средняя школа не! могла быстро справиться с этой задачей, и, самое гл ав­ ное, она не могла справиться с тем, чтобы дать в вузы под-' готовленных людей, уже свя­ занных с производством, из состава рабочих и крестьян, Советская власть пошла на создание рабочих факультетов, куда брали сь. взрослые рабо­ чие, где они получали подго­ товку за среднюю школу и направлялись в высшие учеб­ ные заведения. I Но постепенно необходимость в этом отпала, и рабочие фа­ культеты давно уже не суще­ ствуют. Средняя школа также перестала служить только для подготовки молодежи к поступ­ лению в вузы. В нашей стра­ не выдвинута и осуществляет­ ся задача получения моло­ дежью всеобщего среднего об­ разования. Мы стремимся всю нашу молодежь, миллионы юношей и девушек пропустить через среднюю школу — деся-1 тилетку. Естественно, что все они не могут быть поглощены высшими учебными заведения­ ми и средними специальными учебными заведениями. Поэто­ му было бы нелепо ставить задачу, что все юноши и де­ вушки, получившие среднее образование, должны посту­ пить в вузы. Но наша школа-десятилет­ ка в настоящее время не ре­ шает задачи подготовки моло­ дежи к жизни, а готовит ее только для поступления в в у - ( зы. У молодежи, оканчиваю-, щей среднюю школу, а также в семьях, в недагогических| коллективах школ крепко дер­ жится мнение, что так и долж -! но быть, что наша ср едн яя ' школа призвана готовить лю-! дей только для того, чтобы обеспечить комплектование _ высших учебных заведений ,' чтобы затем эти люди п олуч а-' ли высшее образование. 1 Жизнь давно уже показала, что такое представление о з а ­ дачах средней школы являет­ ся неправильным.' Значитель­ ная часть юношей н девушек и раньше по окончании сред­ ней школы не поступала в высшие учебные заведения. А в последние годы, в связи с возросшим количеством зак ан ­ чивающих десятилетку, в ву­ зы поступает меньшая часть юношей п девушек. Большин­ ство же из них, кончая учебу в средней школе и получив аттестат зрелости, оказывает­ ся не подготовленным к жиз­ ни и не знает, куда идти дальше. Б высшие учебные заведе-| ния мы можем в современных; условиях принимать в год примерно 450 тысяч человек,! из которых на дневное отде-1 ление—около половины. Боль­ шинство же молодых людей, проучившись десять лет в шко­ ле, по окончании ее оказы ­ вается не подготовленным к практической жизни. За период с 1954 по 1957 год из числа окончивших среднюю школу не поступило в вузы и технику­ мы свыше 2,5 миллиона че­ ловек. Из выпускников средней школы только в 1957 году не поступило в вузы и технику­ мы свыше 800 тысяч человек. Эти юноши п девушки, в силу оторванности программы обучения в средней школе от жизни, совершенно не знают производства. II общество не знает, как лучше использо­ вать этих молодых, полных жизненных сил людей. Полу­ чается, что значительная часть молодежи п родителей оказы ­ вается неудовлетворенной т а ­ ким положением. 11 чем даль­ ше, тем этот процесс не ос­ лабляется, а усиливается. Ду­ маю, что такое положение должно вызвать у нас серь­ езную озабоченность. Едва ли можно признать такое положение правильным, и многие товарищи, с которы­ ми мне приходилось беседо-! вать, выражают сомнение в правильности существующей у , нас системы организации в с е -1 общего десятилетнего обуче­ ния. Очевидно, следует, обучая и воспитывая детей в школах, уже с первого класса психо­ логически готовить их к тому, уто они должны будут в даль­ нейшем принимать участие в общественно-полезной деятель­ ности, в труде, в создании ценностей, необходимых для развития социалистического! государства. Физический труд от умственного труда у нас еще существенно отличается, а по наследству от старого осталось еще такое положе­ ние, что как бы отдается предпочтение какой-то части молодежи, которая обязатель­ но должна зачисляться в выс­ шие учебные заведения и не идти на заводы или в колхо­ зы. Остальные — это те, кто «не вышли в люди» и «не проявили способностей». Они- то и должны идти на произ­ водство. Это в корне непра­ вильно и противоречит нашему учению и нашим устремлениям. Юноши и девушки, окончив­ шие среднюю школу, как пра­ вило, считают, что единствен­ но приемлемым для них жиз­ ненным путем является про­ должение образования в выс­ шем или, в крайнем случае, в среднем специальном учебном заведении. Часть окончивших десятилетку-неохотно идет ра­ ботать на фабрики, заводы, в колхозы и совхозы, а некото­ рые из них даже считают это для себя оскорблением. Такое барски - пренебрежи­ тельное, неправильное отно­ шение к физическому труду проявляется и в семьях. Если мальчик или девочка плохо учатся, то родители и окру­ жающие их люди пугают ре­ бенка тем, что в случае, если он не будет хорошо учиться, не получит золотой или се­ ребряной медали, не сможет попасть в вуз, будет работать на заводе простым рабочие. Физический труд превращает­ ся для детей в какое-то пуга­ ло. Я уже не говорю о том, что такие рассуждения яв­ ляются оскорбительными для тружеников социалистического общества. С таким порочным положе­ нием, когда в нашем общест­ ве воспитываются люди, не уважающие физический труд, оторванные от жизни; мирить­ ся дальше нельзя. Ведь в со­ циалистическом обществе труд должен оцениваться по своей полезности, должен стимули­ роваться не только оплатой, но и, это главное,—большим ува­ жением нашей советской об­ щественности. Нужно постоян­ но внушать молодежи, что главное для общества — то, чем живет общество, это про­ изводительный труд, потому что только он создает мате­ риальные ценности. Труд—это жизненная потребность для каж до го . советского человека. (Продолжение па 2 стр.}

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz