Знамя коммунизма. 1958 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)

Знамя коммунизма. 1958 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)

2 9 июня 1958 г„ А1» 76 (2556) З Н А М Я К О М М У Н И З М А 3 На многие сотни километ­ ров протянулась автомагист­ раль Москва — Симферополь. Ярко сверкает на солнце хо­ рошо накатан 1ая асфальтиро­ ванная дорога. Днем и ночью не стихает на ней гул авто- -машин. А по обеим сторонам автомагистрали раскинулись города, рабочие поселки, села. Многие из них поднялись из руин и пепла после великой и жестокой битвы, грохотавшей здесь пятнадцать лет назад. Есть на 601-м километре этой магистрали небольшой хутор Зоринские Дворы. Здесь на закате знойного июльского дня сурового 1943 года совет­ ские воины стояли насмерть. На подступах к Зоринским Дворам были остановлены гит­ леровские полчища. А недавно города и села Белгородской области, а затем и всей стра­ ны облетела волнующая весть, воскресившая в памяти совет­ ских людей одно из событий, связанных с героическими сражениями на Курской дуге. ...День и ночь гремел бой, не смолкал гул канонады. Ухали зенитки, стучали круп­ нокалиберные пулеметы, взры­ вы бомб терзали землю. Над хутором Зоринские Дворы ча^ сто завязывались воздушные бои. Один особенно запомнил­ ся Сергею Сергееву, ныне ра­ бочему участка трассы Моск­ ва—-Симферополь. Пятнадцать советских истребителей выле­ тели на прикрытие наших войск. Летчики бдительно сле­ дили за воздухом. Время пат­ рулирования истекло. Истре­ бители взяли курс на свой аэродром. Машина летчика Горовца шла замыкающей. Он заметил позади себя большую группу вражеских бомбарди­ ровщиков, летевших к позици­ ям наших воск. Что делать? Следовать преж­ ним курсом, а врагу позво­ лить сбросить смертоносный груз на наши войска? Реше­ ние созрело мгновенно — не пропустить врага. Один про­ тив двадцати! П о д в и г г е р о я Горовец резко развернул свою боевую машину и на большой скорости врезался в строй бомбардировщиков. Ог­ ненная трасса хлестнула но ведущему. Самолет накренил­ ся, задымил и, полыхая голу­ боватым пламенем, заштопо- рил вниз. Еще атака, еще пушечная очередь. Открыли огонь немцы. Но советский летчик не оборонялся, а на­ ступал. Бомбардировщики начали сосредоточиваться, чтобы из­ бежать преследования. А это как раз было на руку совет­ скому истребителю. Его дерз­ кие атаки следовали одна за другой. Подожжен второй бом­ бардировщик, третий, рухнул вниз четвертый. Вот объятый пламенем потянул к земле пя­ тый фашистский самолет, та­ кой же бесславный конец через минуту постиг шестой. А Горовец продолжал бить меткими очередями. Сбит седь­ мой и восьмой. Девятого фа­ шистского бомбардировщика Горовец вогнал в землю в тот момент, когда он снизился до бреющего полета, пытаясь из­ бежать преследования. Вступив в единоборство с двадцатью вражескими бом­ бардировщиками и уничтожив девять из них, Горовец не стал преследовать остальных. Видимо, на исходе было го­ рючее. Летчик взял курс на свой аэродром. Но как раз в это время на самолет Горов­ ца обрушился шквал огня. На один советский истребитель набросились четыре немецких. ...Шли годы, Сергеева при­ звали на действительную воен­ ную службу, в морской флот. Воздушный бой, который он наблюдал, на всю жизнь вре­ зался в память. Сергей решил: вернусь в родные края, во что бы то ни стало отыщу самолет, узнаю—кто этот от­ важный летчик. ...Вот оно ровное поле. Сергей искал в разных местах. \ На помощь пришел его друг связист Александр Лобачев. Работа пошла быстрее. Нако­ нец, были найдены самолет и останки летчика, засыпанные землей. На истлевшей гимна­ стерке потускневшие от вре­ мени орден Красного Знамени и гвардейский значок. В план­ шетке — карта, бортжурнал, выцветшая фотография, ноле­ вая сберегательная книжка, удостоверение личности, пись­ ма. В нагрудном кармане—обаг­ ренная кровью пурпурная кни­ жечка-партийный билет. Сер­ гей и Александр с волнением прочитали: Всесоюзная комму­ нистическая партия больше­ виков, № 2682000. Фотогра­ фия выцвела, но отчетливо сохранилась запись, сделан­ ная черной тушью — Горовец Александр Константинович, год рождения 1915. Партий­ ный билет выдан в 1939 го­ ду Ворошиловским райкомом партии города Шахты, Ро­ стовской области. В мае 1943 года Горовец последний раз уплатил членские взносы. Вот, пожалуй, все, о чем го­ ворили безмолвные свидетели. Военком Ивнянского района тов. Нестеренко сообщил в Главное управление кадров Министерства обороны о най­ денном на хуторе Зоринские Дворы самолете, указал фа­ милию летчика. Вскоре при­ шел ответ, в котором сооб­ щалось, что это летчик-истре­ битель Горовец Александр Константинович, которому по­ смертно присвоено звание Ге­ роя Советского Союза. Краткие записи в личном деле летчика позволяют про­ следить его жизненный путь. Родился Александр Горовец на хуторе Горовцы, Богушев- ского района, Витебской об­ ласти. После окончания Мош- канской семилетней школы он поступил учиться в Полоц­ кий лесотехникум, а затем пошел работать на производ­ ство. (Окончание на 4 стр.) ...О дорогах потом. Но говорим сначала о подъезд­ ных путях, кои ближе находятся к нашим хозяй­ ственным руководителям. Подъезжая к Трубетчино со стороны Лебедяни или Тюшевки, путник обязатель­ но обратит внимание на усадьбу РТС. Стандартные производственные здания, жилые дома, уходящая ввысь водонапорная баш­ ня—все это в общем ан­ самбле напоминает городок. Особенно красиво здесь вечером, когда повсюду зажигаются электрические огни. Да, государство поза­ ботилось, чтобы создать хорошие условия механи­ заторам для работы.. Боль­ шие деньги израсходованы. С какой благодарностью партии и правительству за заботу о развитии сельско­ го хозяйства прикинет путник все это в голове. ...Но что это? На усадь­ бу РТС невозможно про­ ехать! Со стороны грейде­ ра на всем протяжении усадьбы—громадные калдо- бины, ямы да рытвины. На автомашине пробраться здесь невозможно, да и не всякий трактор пройдет. Обязательно надо искать обходные пути. Иначе не мудрено засесть. И тогда не возмущайся беспечно­ стью здешнего начальства —пользы от этого мало. Начальство само не раз си­ дело в этих калдобинах. Призывай на помощь трак­ тор! ...Недавно мы были сви­ детелями одной печальной картины. В самом районном центре, у раймага, случи­ лась беда—засела грузо­ вая автомашина, принад­ лежащая Добровскому лес- Н у и дороги!.. хозу. Сквозь жалобное за ­ вывание мотора слышны шум, гам, ругань. —Десятки километров проехал по нолям,—объяс­ няет шофер А. П. Одинцов, —нигде не застрял. А в районном центре попал. А как же попал сюда т. Одинцов? Расскажем - об этом по порядку. Мостик, что рас­ положен напротив Дома приезжих, закрыли на ре­ монт. Поэтому, чтобы про­ ехать с улицы Почтовой на Советскую, надо или делать большой крюк, или преодо­ леть образовавшийся за последнее время ров у рай­ мага. Тов. Одинцов избрал последне з. Кстати, об этом рве. Не­ когда это был кювет—соо­ ружение необходимое у грейдера. Постепенно он размывался, подправлять его никто не решался. Вот и образовался ров в самом центре Трубетчино. А что делается у сушиль­ ного завода? Там такая же картина, как у РТС и рай­ мага. Разница одна: труд­ но установить, кто отвечает за то, что у сушильного завода образовалось боло­ то. Хозяина здесь нет. Ну, а теперь о дорогах. О дорогах прямо-таки гово­ рить неприятно. Неприятно говорить, а ездить еще не­ приятней. И это в каком бы направлении ни поехал! Непонятно, почему руково­ дители колхозов и совхозов (не будем их поименовы- вать, список этот длинный) пренебрежительно относят­ ся к ремонту дорог. А при­ дет время, и они сами бу­ дут осуждать себя. Ей-ей правда! На земле Это было в прошлом году. По всей нашей необъятной стране разнесся призыв род­ ной Коммунистической партии и правительства к молодым труженикам—поехать на по­ корение целины, превратить залежные земли в богатый хлеборобный край. Я только что демобилизовал­ ся из рядов Советской Армии. И передо мной встал вопрос: «А разве я, имея специаль­ ность тракториста не могу откликнуться на этот призыв? Разве мой труд не будет «подспорьем в выполнении важной государственной зада­ чи?» I сознание подсказало: ид­ ти туда, куда зовет партия. По путевке комсомола я и Василий Мигунов, имеющий тоже специальность трактори­ ста, поехали на покорение це­ лины. Стояли мартовские дни. Же­ лезнодорожный эшелон со станции Липецк отправился на Восток. Мелькали станции, полустанки, сторожевые буд- целинн ои . ки. Никто не говорил о труд­ ностях. Каждый знал, что много предстоит сделать, что­ бы этот край стал золо­ тым краем. Проехали Тамбовскую, Са­ ратовскую области. Утром поезд вышел в безбрежные степи. —Вот и наши земли,—пояс­ нил сопровождающий.—Смот­ рите, какие залежи плодород­ ной почвы!—Это Западно-Ка­ захстанская область. Город Уральск. На станции многолюдно. Люди пришли встречать посланцев городов и сел. Какой душевной тепло­ той встречали нас жители Казахстана, партийные и со­ ветские руководители. „В Чапаевской МТС—очеред­ ная дружеская встреча бри­ гадиров тракторных бригад, трактористов-казахов с прие­ хавшими. Сразу началась за ­ душевная беседа. Каждый приглашает работать к себе— в свою бригаду, на свой трак­ тор. Степь дышала весной. На ее необозримых просторах тем­ нели черные проталины, посе­ рел оставшийся снег. Сталь­ ные кони, выстроившись в ряд, были готовы ринуться в поход на завоевание целины. И вот настаю время поле­ вых работ. В раннем апрель­ ском утре раздался мощный многоголосный гул тракторов «ДТ-54». И на уплотненном поросшем бурьяном поле по­ явилась первая черная борозда. —Желаю удачи!—потрясая в воздухе над головой крепко сжатыми руками, улыбаясь, прокричал бригадир трактор­ ной бригады Мешхет Султа­ нов.—За большой хлеб! В этот день за смену я поднял 7 гектаров залежной земли. Пришлось работать на первой скорости. К вечеру, при смене, на моем тракторе воодрузили красный флажок с надписью «Лучший тракторист». Такое звание, признаться, обрадыва- ло меня, но и заставило по­ чувствовать большую ответст­ венность перед своими новы­ ми товарищами. Это и помог­ ло мне добиться высокой вы­ работки: 8,5 гектара за смену, Труд наш хорошо оплачи­ вался. Только деньгами мы получали по 1500—2000 руб­ лей в месяц. Сев провели в сжатые сро­ ки—за 4 рабочих дня. После работали на заготовке сена. За досрочное и высококачест­ венное проведение весенних полевых работ и заготовку кормов наша бригада получи­ ла переходящее Красное зна­ мя Чапаевского райкома КПСС и райисполкома, а мне была вручена Почетная грамота Обкома КПСС. С большим удовлетворением мы пожинали плоды своего первого труда. Неузнаваема стала целина. Ранее безжиз­ ненная степь оделась в жел­ то-золотистое покрывало ко­ лышущейся пшеницы. В это время мне пришлось побывать у Василия Мигуно- ва. Мне надолго запомнился дружеский разговор с его на­ парником—молодым трактори- стом-казахом Здагали. —Побил меня в соревнова­ нии, Вася,—просто, без обиды ск а зал Зд а гали ,—А это хо­ рошо. Я молодой и учусь у него. «Какая большая дружба соединила их в борьбе за общее дело!»—подумал я, прощаясь с товарищами. В уборку включились друж­ но. Работали круглосуточно. Хлеб непрерывным потоком пошел с целины. Радость тру­ да разделяли все вместе. В свободное время смотрели ки­ нофильмы, выступления агит­ бригад; слушали лекции, док­ лады, беседы. Находясь дале­ ко от дома, мы не чувствова­ ли себя одинокими. Теплота, сердечность новых друзей сглаживала воспоминания да­ же о родных и близких зна­ комых. Представляю, как шумит сей­ час еще зеленая целина. Зреет урожай. Скоро наступит страд­ ная пора. Нужны будут креп­ кие, молодые руки. Уже сейчас многие комсомольцы высказы­ вают твердую уверенность по­ ехать на уборку целинных хле­ бов. Хорошее стремление. Це­ лина—это наш комсомольский край! Н. Бы ков , шофер совхоза ,Трубетчинский‘,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz