Знамя коммунизма. 1958 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)

Знамя коммунизма. 1958 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)

4 З Н А М Я К О М М У Н И З М А •4 ян в ар я 1958 г ., А» 3 (2483) Происхождение и сущность религиозных праздников и обрядов Защи тники религии по-раз­ ному объясняют происхож д е­ ние' религиозных праз дников и обрядов, но вс е они схо дя тся в одном, у тверж дая, что эти праз дники и обряды являю тся сре дс твом общения верующих со сверхъестественными, боже­ ственными силами . Наука вскрыла н есостоя­ тельность этих утверж д ений и доказала, что религиозные праз дники и обряды возникли в п ервобытном обществе вме­ сте с возникновением самой религии как результат тем­ ных и невежественных пре д­ с тавлений лю д ей об окружаю­ щей их приро д е . Первобытный человек был по давл ен тру дно­ с тями существования . Окру­ жавшая его приро да рождала в н ем страх пере д ее грозны­ ми стихийными силами . Н е понимая явлений прир оды, п ервобытные л юди олиц етво­ ряли их и на д еляли своими же, человеческими свойствами (сознани ем, волей, желаниями и*т . д.) и пр итом в чрезвы­ чайно преувеличенных разме­ рах На этой основе у лю д ей возникли первые религиозные пре дс тавления . Н е зная истинных причин таких явлений, как мышле­ ние, сон, снови д ения, обморо­ ки, дыхани е, первобытные лю­ ди пришли к пр е дс тавлению о наличии у человека особой, нематериальной « души», яко­ бы оби тающей в человеческом теле и поки дающ ей его при смерти . Свои пр е дс тавления о « ду­ ше» первобытные . люди пере­ носили на окружающий их мир. Они полагали, что над всеми явлениями и предмета­ ми природы властвуют могу­ щественные «духи», от кото­ рых зависело, по их мнению, благополучие и сама жизнь человека. Все своп на­ дежды и страхи человек свя­ зывал с этими возникшими в его фантазии «духами». Он пытался воздействовать на них с помоощю особых обря­ дов, заклинаний, жертвопри­ ношений. Магической обрядностью со­ провождалась вся жизнь лю­ дей. Перед севом или перед уборкой урожая, перед охотой или рыбной ловлей, перед вы­ гоном скота на пастбища древние земледельцы, скотово­ ды и охотники обращались, с заклинаниями к «духам», при-' носили им жертвы, проси-; Б е с е д а п е р в а я ли у них помощи, совершали в их честь различные обряды. Постепенно такие действия стали проводиться в опреде­ ленные сроки, повторяться из года в год. Так появились первые религиозные культы с многочисленными праздниками и обрядами. Современные религии отри­ цают свою связь с суевериями первобытных людей. Однако нетрудно убедиться, что во всем культе'современных ре­ лигий многое осталось от не­ вежественных представлений древнего человека. Ведь и те­ перь всякая религия есть прежде всего вера в существо­ вание сверхъестественных сил. Назначение современных мо­ литв «просить бога о своих нуждах и благодарить его за благодеяния» ничем по су­ ществу не отличается от зак­ линаний первобытных людей, обращавшихся за помощью к добрым «духам». То же самое следует сказать и о поклоне­ нии иконам. В древнее время люди считали, что внимание того или иного «духа» можно легче привлечь, если обра­ щаться с соответствующими заклинаниями (позднее—мо­ литвами) к его изображению. Человек сам изготовлял эти изображения или рисовал их такими, как подсказывала ему его фантазия, и приписывал этим изображениям различные сверхъестественные свойства. Люди кланялись своим идолам (изображениям «духов»), за­ жигали перед ними огни, ук­ рашали их. I современная церковь тоже предписывает верующим отбивать поклоны перед иконами* зажигать пе­ ред ними свечи, лампады, ук­ рашать их цветами, позоло­ той. В качестве примера связи современных религиозных праздников с древними ре­ лигиями можно взять глав­ ные христианские праздники —«рождество» и «пасху», ко­ торые, вопреки утверждениям церкви, имеют далекую, до­ христианскую историю. В древ­ них религиях наиболее почи­ таемыми были боги солнца, боги растительности. Древний земледелец, не понимая явле­ ний природы, объяснял их по- своему: солнце перестало греть —значит оно умирает, а вместе с ним умирает и вся расти­ тельность. В конце декабря солнце начинает светить ярче. день начинает увеличиваться —значит оно рождается. Вес­ ной солнце начинает снова греть—значит оно воскресает и с ним оживает вся расти­ тельность. Праздники в честь рождающихся и воскресаю­ щих богов солнца были ши­ роко распространены в стра­ нах Востока и в древней Рим­ ской империи задолго до по­ явления христианства. В сказ­ ках об этих богах рассказы­ валось, что они являлись на землю для спасения людей, творили чудеса, подвергались преследованиям, были убивае­ мы, но воскресали. Христианская церковь заим­ ствовала эти сказки для ле­ генд об Иисусе Христе и установила в 354 году свой праздник «рождества Христо­ ва». Когда этот праздник вместе е христианством по­ явился на Руси, он совпал с зимним праздником древних славян в честь бога солнца и тепла, а также в честь духов своих предков — «святок», «свят» («святок» по-древне- славянски означает «предок»), В дни этого праздника славя­ не старались «очистить себя и свое хозяйство от «нечистой силы», при помощи особых колдовских приемов гадали о весне, о будущем урожае. Отсюда сохранившиеся до на­ шего времени святочные га­ дания. Главным праздничным блюдом древних славян, кото­ рым «угощали» духов, чтобы заручиться их помощью, была «кутья»—разварная каша из зерен с медом. Отсюда «сочи­ во» («сок») и название дня перед «рождеством»—«сочель­ ник». Христианский праздник «пасха» также слился с древ­ ним весенним праздником в честь «воскресающего» весной бога солнца и растительности. Готовясь к севу, древние зем­ ледельцы устраивали моления своим богам, приносили им в жертву хлеб, творог, яйца. Отсюда обычай печь куличи, готовить творожные пасхаль­ ные блюда. Для того, чтобы яйца были более приятны бо­ гу, их окрашивали кровью жертвенных животных. Отсю­ да обычай красить яйца. Современные религии имеют много праздников, но почти все они представляют собой не что иное, как видоизмененные церемонии и обряды древних людей. ТШсбма е РЕДАКЦИЮ В последнее воскресенье де­ кабря минувшего года в Но­ восельском сельском клубе со­ стоялся вечер дружбы." В го­ сти к новосельцам приезжали участники художественной са­ модеятельности Замартынов- ского сельского клуба. Друж­ ба между двумя соседними клубами началась еще в 1955 году. Участники художествен­ ной самодеятельности обмени­ ваются опытом своей работы, приезжая друг к другу с кон­ цертами. В этот вечер в клубе было особенно многолюдно. Помеще­ ние едва вмещало желающих встретиться с гостями. Было Вечер дружбы очень много пожилых колхоз- 1нам. Концерт начален выступле­ нием Замартыновского хорово­ го коллектива. Хор исполнил песни советских композиторов. Кюра Маркова хорошо спела песню «Волжанка», Иван Про-, хоров, Николай Марков и Ни­ колай Нушвлнн исполнили песню «Ой ты. северное море». Горячее одобрение зрителей получил русский перепляс I! исполнении М. Прохоровой и А. Катасонова. До поздней ночи продолжалось веселье в сельском клубе. На днях участники худо­ жественной самодеятельно­ сти Новосельского клуба по­ едут в гости к замартынов- ников. М. Хлебников. зав. Новосельским клубом. Заслуженное уважение Жителям села Куиманн и .окрестных населенных пунктов хорошо известно имя врача участковой больницы Анны Кузьминичны Захаровой. Ее время готова оказать помощь заболевшему. Недавно в боль­ ницу был доставлен мальчик гражданки Третьяковой, полу­ чивший сильные ожоги. Анна знают и уважают как хороше-: Кузьминична быстро оказала го врача, чуткого и отзывчиво­ го человека. Почти четверть века трудится Анна Кузьми­ нична на благородном поприще сельского врача. За это вре­ мя она спасла не одну жизнь, восстановила здоровье не од­ ного человека. Вежливая в обращении с людьми, требова­ тельная к себе и подчиненным —вот основные черты харак­ тера А. К. Захаровой. Анна Кузьминична в любое Денежно В первом квартале 1958 года в Российской Федерации прово­ дится денежно-вещевая лотерея. Общая сумма лотереи опреде­ лена в миллиард рублей. Каждый билет будет стоить 5 рублей. Ти­ раж выигрышей состоится в мае будущего года. Билеты размещаются на стро­ го добровольных началах, путем продажи их за наличный расчет. На предприятиях и в учрежде­ ниях этим делом должны будут заниматься уполномоченные ко­ миссий содействия государствен­ ному кредиту и сберегательному делу. Кроме того, билеты будут прочяна-ьгя в театральных кас вещевая лотерея 1968 года сах и газетных киосках. Отметим, что половина доходов от разме­ щения лотерейных билетов посту­ пит в бюджет Российской Федера­ ции, а оставшаяся половина—в бюджеты автономных республик, краев, областей и городов рес­ публиканского подчинения. Лицам, привлекаемым к продаже лотерей­ ных билетов, решено выплачивать вознаграждение в размере двух процентов от суммы распростра­ ненных ими билетов. Размещение билетов начинается с 1 февраля. По лотерее будет разыграно сто автомашин „Волга”, 300 авто­ машин „Москвич”, 500 пианино, полторы тысячи мотоциклов „ИЖ 56”, 20 тысяч мужских и женских велосипедов, радиолы „Люкс”, „Дружба” и „Иртыш”, радиограммофоны, магнитофоны, аккордеоны, фотоаппараты, муж­ ские и женские часы, швейные машины, холодильники „ЗИЛ” и „Саратов-2”, ковры, дамские шу­ бы из цигейки и другие предметы. Владелец билета) на который выпал вещевой выигрыш, может, по желанию, получить его стои­ мость деньгами. Установлены также денежные выигрыши в пять тысяч, тысячу, пятьсот, сто, пять­ десят и двадцать рублей. Выплата выигрышей будет про­ изводиться сберегательными кас­ сами и торгующими организаци­ ями РСФСР, первую помощь ребенку п в те­ чение всего процесса лечений проявляла большую заботу й внимательность. В результате этого жизнь ребенка быда спасена. В настоящее время он чувствует себя хорошо. Хочется от всего сердца пожелать врачу А. К. Захаро­ вой доброго здоровья и новых успехов в работе в новом ГО­ ДУ- Е. К олотвннова. Нет заботы о Колхозники сельхозартели «1 Мая» и механизаторы Шов- ской МТС хорошо знают пре­ имущества электрического све­ та "перед керосиновой лампой. Убедились в этом председа­ тель колхоза т. Широков и директор МТС т. Ступин. В их квартирах давно уже горит не одна электрическая лам­ почка. А вот проявить заботу о колхозниках и механизато­ рах шовские руководители по­ ка не думают. Электростанция МТС рабо­ тает не на полную мощность, освещая только "котельную, да две упомянутые выше кварти­ ры. Даже в средней школе нуждах населения и других общественных учреж­ дениях села нет электросве­ та. Механизаторы не раз об­ ращались к т. Ступину' с просьбой провести электриче­ ство в их квартиры, но полу­ чали один ответ: столбов нет. Но лесоматериал,отпускаемый для столбов, ни колхозом, ни МТС не вывозится. Не слушают жители села и радио, хотя радиоузел в МТС бездействует. Население Шовского надеет­ ся, что в 1958 году тт. Сту­ пин и Широков проявят на­ конец заботу о людях. А. Л у к ач е!. Курам на смех Ряд школ и культурно-про­ светительных учреждений рай­ она плохо обеспечен топли­ вом на зимний период. Прав­ да, уголь и торф есть, но раз­ жигать их*, нечем. Некоторые библиотеки и избы-читальни получили только но 1—2 ку­ бометра дров, а другие совсем не получали. —Вы б ы л о ш а д к у з а ­ пря гли ... —А в о с ь д р о в н е м н о г о ) н а с е б е д о в е з е м . Зам. редантора П. Д. ВАЛИХОВ. Адр<с реакции : с. Трубетчино, Липецкой области, ул. Почтовая, 10. Телефоны: редактора 81, зам, редактора, секретаря и отдела писем—74, общий—83 Трубетчинская типография Липецкого областного управления культуры Тираж 1935 экз. Заказ 1В

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz