Знамя коммунизма. 1958 г. (с. Трубетчино Липецкой обл.)
4 З Н А М Я К О М М У Н И З М А •4 ян в ар я 1958 г ., А» 3 (2483) Происхождение и сущность религиозных праздников и обрядов Защи тники религии по-раз ному объясняют происхож д е ние' религиозных праз дников и обрядов, но вс е они схо дя тся в одном, у тверж дая, что эти праз дники и обряды являю тся сре дс твом общения верующих со сверхъестественными, боже ственными силами . Наука вскрыла н есостоя тельность этих утверж д ений и доказала, что религиозные праз дники и обряды возникли в п ервобытном обществе вме сте с возникновением самой религии как результат тем ных и невежественных пре д с тавлений лю д ей об окружаю щей их приро д е . Первобытный человек был по давл ен тру дно с тями существования . Окру жавшая его приро да рождала в н ем страх пере д ее грозны ми стихийными силами . Н е понимая явлений прир оды, п ервобытные л юди олиц етво ряли их и на д еляли своими же, человеческими свойствами (сознани ем, волей, желаниями и*т . д.) и пр итом в чрезвы чайно преувеличенных разме рах На этой основе у лю д ей возникли первые религиозные пре дс тавления . Н е зная истинных причин таких явлений, как мышле ние, сон, снови д ения, обморо ки, дыхани е, первобытные лю ди пришли к пр е дс тавлению о наличии у человека особой, нематериальной « души», яко бы оби тающей в человеческом теле и поки дающ ей его при смерти . Свои пр е дс тавления о « ду ше» первобытные . люди пере носили на окружающий их мир. Они полагали, что над всеми явлениями и предмета ми природы властвуют могу щественные «духи», от кото рых зависело, по их мнению, благополучие и сама жизнь человека. Все своп на дежды и страхи человек свя зывал с этими возникшими в его фантазии «духами». Он пытался воздействовать на них с помоощю особых обря дов, заклинаний, жертвопри ношений. Магической обрядностью со провождалась вся жизнь лю дей. Перед севом или перед уборкой урожая, перед охотой или рыбной ловлей, перед вы гоном скота на пастбища древние земледельцы, скотово ды и охотники обращались, с заклинаниями к «духам», при-' носили им жертвы, проси-; Б е с е д а п е р в а я ли у них помощи, совершали в их честь различные обряды. Постепенно такие действия стали проводиться в опреде ленные сроки, повторяться из года в год. Так появились первые религиозные культы с многочисленными праздниками и обрядами. Современные религии отри цают свою связь с суевериями первобытных людей. Однако нетрудно убедиться, что во всем культе'современных ре лигий многое осталось от не вежественных представлений древнего человека. Ведь и те перь всякая религия есть прежде всего вера в существо вание сверхъестественных сил. Назначение современных мо литв «просить бога о своих нуждах и благодарить его за благодеяния» ничем по су ществу не отличается от зак линаний первобытных людей, обращавшихся за помощью к добрым «духам». То же самое следует сказать и о поклоне нии иконам. В древнее время люди считали, что внимание того или иного «духа» можно легче привлечь, если обра щаться с соответствующими заклинаниями (позднее—мо литвами) к его изображению. Человек сам изготовлял эти изображения или рисовал их такими, как подсказывала ему его фантазия, и приписывал этим изображениям различные сверхъестественные свойства. Люди кланялись своим идолам (изображениям «духов»), за жигали перед ними огни, ук рашали их. I современная церковь тоже предписывает верующим отбивать поклоны перед иконами* зажигать пе ред ними свечи, лампады, ук рашать их цветами, позоло той. В качестве примера связи современных религиозных праздников с древними ре лигиями можно взять глав ные христианские праздники —«рождество» и «пасху», ко торые, вопреки утверждениям церкви, имеют далекую, до христианскую историю. В древ них религиях наиболее почи таемыми были боги солнца, боги растительности. Древний земледелец, не понимая явле ний природы, объяснял их по- своему: солнце перестало греть —значит оно умирает, а вместе с ним умирает и вся расти тельность. В конце декабря солнце начинает светить ярче. день начинает увеличиваться —значит оно рождается. Вес ной солнце начинает снова греть—значит оно воскресает и с ним оживает вся расти тельность. Праздники в честь рождающихся и воскресаю щих богов солнца были ши роко распространены в стра нах Востока и в древней Рим ской империи задолго до по явления христианства. В сказ ках об этих богах рассказы валось, что они являлись на землю для спасения людей, творили чудеса, подвергались преследованиям, были убивае мы, но воскресали. Христианская церковь заим ствовала эти сказки для ле генд об Иисусе Христе и установила в 354 году свой праздник «рождества Христо ва». Когда этот праздник вместе е христианством по явился на Руси, он совпал с зимним праздником древних славян в честь бога солнца и тепла, а также в честь духов своих предков — «святок», «свят» («святок» по-древне- славянски означает «предок»), В дни этого праздника славя не старались «очистить себя и свое хозяйство от «нечистой силы», при помощи особых колдовских приемов гадали о весне, о будущем урожае. Отсюда сохранившиеся до на шего времени святочные га дания. Главным праздничным блюдом древних славян, кото рым «угощали» духов, чтобы заручиться их помощью, была «кутья»—разварная каша из зерен с медом. Отсюда «сочи во» («сок») и название дня перед «рождеством»—«сочель ник». Христианский праздник «пасха» также слился с древ ним весенним праздником в честь «воскресающего» весной бога солнца и растительности. Готовясь к севу, древние зем ледельцы устраивали моления своим богам, приносили им в жертву хлеб, творог, яйца. Отсюда обычай печь куличи, готовить творожные пасхаль ные блюда. Для того, чтобы яйца были более приятны бо гу, их окрашивали кровью жертвенных животных. Отсю да обычай красить яйца. Современные религии имеют много праздников, но почти все они представляют собой не что иное, как видоизмененные церемонии и обряды древних людей. ТШсбма е РЕДАКЦИЮ В последнее воскресенье де кабря минувшего года в Но восельском сельском клубе со стоялся вечер дружбы." В го сти к новосельцам приезжали участники художественной са модеятельности Замартынов- ского сельского клуба. Друж ба между двумя соседними клубами началась еще в 1955 году. Участники художествен ной самодеятельности обмени ваются опытом своей работы, приезжая друг к другу с кон цертами. В этот вечер в клубе было особенно многолюдно. Помеще ние едва вмещало желающих встретиться с гостями. Было Вечер дружбы очень много пожилых колхоз- 1нам. Концерт начален выступле нием Замартыновского хорово го коллектива. Хор исполнил песни советских композиторов. Кюра Маркова хорошо спела песню «Волжанка», Иван Про-, хоров, Николай Марков и Ни колай Нушвлнн исполнили песню «Ой ты. северное море». Горячее одобрение зрителей получил русский перепляс I! исполнении М. Прохоровой и А. Катасонова. До поздней ночи продолжалось веселье в сельском клубе. На днях участники худо жественной самодеятельно сти Новосельского клуба по едут в гости к замартынов- ников. М. Хлебников. зав. Новосельским клубом. Заслуженное уважение Жителям села Куиманн и .окрестных населенных пунктов хорошо известно имя врача участковой больницы Анны Кузьминичны Захаровой. Ее время готова оказать помощь заболевшему. Недавно в боль ницу был доставлен мальчик гражданки Третьяковой, полу чивший сильные ожоги. Анна знают и уважают как хороше-: Кузьминична быстро оказала го врача, чуткого и отзывчиво го человека. Почти четверть века трудится Анна Кузьми нична на благородном поприще сельского врача. За это вре мя она спасла не одну жизнь, восстановила здоровье не од ного человека. Вежливая в обращении с людьми, требова тельная к себе и подчиненным —вот основные черты харак тера А. К. Захаровой. Анна Кузьминична в любое Денежно В первом квартале 1958 года в Российской Федерации прово дится денежно-вещевая лотерея. Общая сумма лотереи опреде лена в миллиард рублей. Каждый билет будет стоить 5 рублей. Ти раж выигрышей состоится в мае будущего года. Билеты размещаются на стро го добровольных началах, путем продажи их за наличный расчет. На предприятиях и в учрежде ниях этим делом должны будут заниматься уполномоченные ко миссий содействия государствен ному кредиту и сберегательному делу. Кроме того, билеты будут прочяна-ьгя в театральных кас вещевая лотерея 1968 года сах и газетных киосках. Отметим, что половина доходов от разме щения лотерейных билетов посту пит в бюджет Российской Федера ции, а оставшаяся половина—в бюджеты автономных республик, краев, областей и городов рес публиканского подчинения. Лицам, привлекаемым к продаже лотерей ных билетов, решено выплачивать вознаграждение в размере двух процентов от суммы распростра ненных ими билетов. Размещение билетов начинается с 1 февраля. По лотерее будет разыграно сто автомашин „Волга”, 300 авто машин „Москвич”, 500 пианино, полторы тысячи мотоциклов „ИЖ 56”, 20 тысяч мужских и женских велосипедов, радиолы „Люкс”, „Дружба” и „Иртыш”, радиограммофоны, магнитофоны, аккордеоны, фотоаппараты, муж ские и женские часы, швейные машины, холодильники „ЗИЛ” и „Саратов-2”, ковры, дамские шу бы из цигейки и другие предметы. Владелец билета) на который выпал вещевой выигрыш, может, по желанию, получить его стои мость деньгами. Установлены также денежные выигрыши в пять тысяч, тысячу, пятьсот, сто, пять десят и двадцать рублей. Выплата выигрышей будет про изводиться сберегательными кас сами и торгующими организаци ями РСФСР, первую помощь ребенку п в те чение всего процесса лечений проявляла большую заботу й внимательность. В результате этого жизнь ребенка быда спасена. В настоящее время он чувствует себя хорошо. Хочется от всего сердца пожелать врачу А. К. Захаро вой доброго здоровья и новых успехов в работе в новом ГО ДУ- Е. К олотвннова. Нет заботы о Колхозники сельхозартели «1 Мая» и механизаторы Шов- ской МТС хорошо знают пре имущества электрического све та "перед керосиновой лампой. Убедились в этом председа тель колхоза т. Широков и директор МТС т. Ступин. В их квартирах давно уже горит не одна электрическая лам почка. А вот проявить заботу о колхозниках и механизато рах шовские руководители по ка не думают. Электростанция МТС рабо тает не на полную мощность, освещая только "котельную, да две упомянутые выше кварти ры. Даже в средней школе нуждах населения и других общественных учреж дениях села нет электросве та. Механизаторы не раз об ращались к т. Ступину' с просьбой провести электриче ство в их квартиры, но полу чали один ответ: столбов нет. Но лесоматериал,отпускаемый для столбов, ни колхозом, ни МТС не вывозится. Не слушают жители села и радио, хотя радиоузел в МТС бездействует. Население Шовского надеет ся, что в 1958 году тт. Сту пин и Широков проявят на конец заботу о людях. А. Л у к ач е!. Курам на смех Ряд школ и культурно-про светительных учреждений рай она плохо обеспечен топли вом на зимний период. Прав да, уголь и торф есть, но раз жигать их*, нечем. Некоторые библиотеки и избы-читальни получили только но 1—2 ку бометра дров, а другие совсем не получали. —Вы б ы л о ш а д к у з а пря гли ... —А в о с ь д р о в н е м н о г о ) н а с е б е д о в е з е м . Зам. редантора П. Д. ВАЛИХОВ. Адр<с реакции : с. Трубетчино, Липецкой области, ул. Почтовая, 10. Телефоны: редактора 81, зам, редактора, секретаря и отдела писем—74, общий—83 Трубетчинская типография Липецкого областного управления культуры Тираж 1935 экз. Заказ 1В
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz