Заветы Ильича. 1976 г. (г. Данков)

Заветы Ильича. 1976 г. (г. Данков)

2 « З А В Е Т Ы И Л Ь И Ч А » 19 октября 1976 г. № 126 16180) РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЕЗЕН СССР С КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМИ ГОСУЛАРСТВАММ В материалах XXV съезда КПСС под­ черкнуто, что в десятой пятилетке необхо­ димо «обеспечить дальнейшее всесторон­ нее развитие экономических и научно-тех­ нических связей с зарубежными странами, полнее используя для этого возросшие воз­ можности экономики, науки и техники СССР. Осуществлять меры, направленные на бо­ лее широкое участие Советского Союза в международном разделении труда и на по­ вышение роли внешних экономических свя­ зей в решении народнохозяйственных за­ дач и ускорении научно-технического про­ гресса». На данном этапе мирового общественного развития, роста производительности, науч­ но-технической революции, проблемы сырь­ евых и энергетических ресурсов, охраны ок­ ружающей среды и другие актуальные проблемы современности, немыслимо ре­ шить каким-либо иным путем, кроме все- меоного расширения взаимовыгодного и плодотворного сотрудничества между стра­ нами с различным государственным строем. В десятой пятилетке предусмотрено, исхо­ дя из принципов мирного сосуществования государств с различными социальными сис­ темами и с учетом происходящей разрядки международной напряженности, дальнейшее развитие торговли и взаимовыгодного эко­ номического и научно-технического сотруд­ ничества с промышленно развитыми капи­ талистическими странами на долговремен­ ной основе. Так, объем внешнеторгового оборота СССР — этот наиболее обобщаю­ щий показатель внешнеэкономических свя­ зей за годы десятой пятилетки намечается увеличить на 30—35 процентов. Наряду с торговлей будут успешно раз­ виваться и другие формы экономических связей СССР с капиталистическими страна­ ми. Наглядным примером торгово-экономи­ ческого и научно-технического сотрудниче­ ства могут служить взаимовыгодные и пло­ дотворные отношения СССР с Францией. Торговля между ними развивается по неук­ лонно восходящей линии в соответствии с ориентирами, определяемыми на высшем уровне. Об этом свидетельствуют следую­ щие данные: если в 1965 году сумма това­ рооборота между СССР и Францией состав­ ляла 202, а в 1969 году—417 миллионов рублей, то в 1975 году она достигла уже 1300 миллионов. В настоящее время ведется работа по реализации выдвинутой на период 1974— 1979 годов задачи удвоения, а если воз­ можно, утроения объема торговли, по срав­ нению с предыдущим пятилетием. Большой интенсивностью характеризуют­ ся деловые отношения между СССР и Францией и в области научно-технического сотрудничества. Так, в рамках советско- французских отношений получила широкое применение такая перспективная форма связей, как осуществление крупномасштаб­ ных проектов на компенсационной основе. Соглашением об экономическом сотрудни­ честве между СССР и Францией предус­ мотрено осуществление крупномасштабных проектов в области машиностроения, произ­ водства глинозема и алюминия, освоения полезных ископаемых, в том числе нефти и газа, производства химических продуктов и др. 30 апреля 1976 года в Париже было па­ рафировано генеральное соглашение о сот­ рудничестве в создании в СССР комплекса по производству алюминия и о поставках во Францию алюминия с этого комплекса в компенсацию за получаемое оборудова­ ние. Советский Союз оказывает также содей­ ствие Франции в строительстве ряда соору­ жений различного назначения. В частности, во французском городе Иссуаре идет мон­ таж уникального советского гидравлическо­ го пресса усилием в 65 тысяч тонн. Советский Союз и Франция сотруднича­ ют и в таких важных передовых областях науки и научно-технического прогресса, как использование атомной энергии в мир­ ных целях, исследование и освоение кос­ моса, исследование в области ядерной фи­ зики, вычислительной техники, охрана ок­ ружающей среды, строительство, градо­ строительство и архитектура, авиационная техника, станкостроение и т. д. Успешное сотрудничество «Сганко—Франс», напри­ мер, способствует реализации во Франции станочного и кузнечно-прессового оборудо­ вания. Сейчас между СССР и Францией ведутся переговоры об условиях, на кото­ рых можно было бы совместными усилия­ ми и даже с привлечением ресурсов других заинтересованных стран приступить к ос­ воению Удоканского месторождения меди и Буруктальского месторождения никеля. Реализация проектов международного сот­ рудничества в этой сфере позволит в более короткие сроки расширить производство для нужд нашей экономики и для экспорта некоторых видов продукции, изготовляемой в Советском Союзе. Французские деловые круги рассчитыва­ ют благодаря этому получать из СССР в течение длительного периода ежегодно по 2,5 миллиарда кубических метров газа, по 52 тысячи тонн меди, 85 тысяч тонн цел­ люлозы и доугие виды топлива и сырья. Опыт развития советско-французских от­ ношений дает наглядную иллюстрацию то­ го, что рост взаимопонимания между двумя крупными державами с различным со- Англией была подписана долгосрочная Про­ грамма развития экономического и промыш­ ленного сотрудничества и Программа раз­ вития сотрудничества в области науки и техники. В долгосрочной Программе развития эко­ номического и промышленного сотрудниче­ ства подчеркнуто, что настоящая Програм­ ма, направлена, в частности, на лучшее ис­ пользование в длительном плане и на осно­ ве взаимной выгоды ресурсов сырья, энер­ гии, технологии, оборудования и товаров В ПОМОЩЬ ПРОПАГАНДИСТУ циально-экономическим строем не только приносит существенные выгоды им самим, но и способствует улучшения) международ­ ной обстановки в целом. В октябре 1975 года Л. И. Брежнев ска­ зал: «Главное, что определило значение со­ ветско-французского сближения в широком международном плане», состоит в том, что со времени переговоров с генералом де Голлем «Советский Союз и Франция, исхо­ дя из своих национальных интересов и вы­ сокой ответственности за судьбы мира, ста­ вят во главу угла своих взаимоотношений коренные проблемы европейской и между­ народной безопасности. Сотрудничество СССР с Францией яв­ ляется хорошим примером отношений, строящихся на взаимном уважении и рав­ ноправии также для других промышленно­ развитых капиталистических стран. Напри­ мер, за последние годы значительно ожи­ вились торгово-экономические связи Совет­ ского Союза и Англии. Только в 1974 году советско-английский товарооборот вырос, примерно, на 20 процентов, значительно увеличился объем заказов, размещенных в Англии советскими внешнеторговыми орга­ низациями. Существенно увеличился экспорт из Англии и в 1975 году. В настоящее вре­ мя портфель советских заказов на англий­ ские машины и оборудование для поставок на 1975—1977 годы составляет более 260 млн. рублей. В свою очередь английский рынок являет­ ся одним из наиболее емких на Западе по целому ряду товаров советского экспорта. Основное место в экспорте Советского Сою­ за в Англию занимают нефтепродукты, цветные металлы, прокат черных металлов, пушнина, лесные и лесобумажные товары, хлопок, масло подсолнечное и др. Получили в Англии признание и такие товары совет­ ского экспорта, как большегрузные грузо­ вые автомобили БелАЗ-540-А, КрАЗ-256-Б, трактора «Беларусь», легковые автомобили «Москвич», «Жигули», металлорежущие станки, кузнечно-прессовое оборудование, пассажирские теплоходы на подводных крыльях типа «Ракета» и др. По отдельным группам товаров совет­ ские внешнеторговые организации являют­ ся крупнейшими торговыми партнерами анг­ лийских фирм. В начале 70-х годов Англия удовлетворяла за счет ввоза из СССР, при­ мерно, 20 процентов импортных потребнос­ тей в пиломатериалах, 15—в фанере, 6—в железной руде, 25—в льне, 10—в пушно­ меховых товарах, 16 процентов в шпалах. Внешнеторговые организации СССР заку­ пают в Англии, главным образом, промыш­ ленное оборудование, машины, станки, а также ряд важных сырьевых товаров. За последние десять лет закуплено оборудова­ ние для Днепропетровского шинного завода, заводов искусственного и синтетического волокна в Энгельсе, Каунасе, Балаковского завода высокопрочного корда, Кондопож­ ского целлюлозно-бумажного комбината, Могилевского комбината по производству волокна типа «терилен», компьютерные си­ стемы для Серпуховского института высо­ ких энергий. Таким образом, существенное место в им­ порте СССР из Англии занимает прогрес­ сивное оборудование и различные типы ма­ шин. Советский Союз — важный покупатель для многих фирм Англии. Так, фирма «Стейвли» подписала контракт на поставку автоматической линии для полной механи­ ческой обработки гильз циллиндров двига­ телей автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-135. Компания «Виккерс» изготовила для СССР уникальный инерционный стенд для испыта­ ния авиационных шин тяжелых самолетов. В последние годы советские организации заказывают в Англин не только продукцию, производимую по британской технологии, но и оборудование, которое разрабатывает­ ся советскими специалистами. Например, Всесоюзное объединение «Техмашимпорт» и компания «Саймон Карва» подписали крупный контракт на комплексное оборудо­ вание резино-смесительного цеха, который создается на базе советской технологии и будет сооружен на Нижнекамском заводе. В 1975 году между Советским Союзом и широкого потребления обеих стран. Долгосрочная Программа развития эко­ номического и промышленного сотрудниче­ ства отмечает, что «для углубления совет­ ско-британского сотрудничества важную роль может играть развитие промышленно­ го кооперирования и совместное производ­ ство продукции для удовлетворения пот­ ребностей как Советского Союза, так и Соединенного Королевства». Советский Союз и Англия как высоко­ развитые в промышленном и научно-техни­ ческом отношении страны имеют большие резервы для развития взаимовыгодных от­ ношений во всех сферах. Однако расшире­ ние их внешнеэкономических связей за­ труднено тем, что на советско-английскую торговлю отрицательное влияние оказыва­ ет ограничительный режим ввоза многих советских товаров в Англию. Правительст­ во Великобритании не выдает лицензий на ввоз из СССР некоторых топливных и про­ довольственных товаров. Что касается го­ товых промышленных изделий, то значи­ тельная часть импорта этой группы совет­ ских товаров ограничиваются установлени­ ем квот. Экспорт готовых изделий из СССР в Англию сдерживается также и тем, что на товары из СССР не распро­ страняется таможенный режим, который применяется к товарам некоторых других стран. Однако принятые в последнее время ме­ ры благоприятно сказываются на состоянии торговли двух стран. Советский Союз и Англия имеют стремление развивать и ук­ реплять отношения на основе взаимного уважения. Дружественный характер отношений отвечает интересам советского и английского народов и способствует оз­ доровлению международной обстановки, укреплению мира в Европе и во всем ми­ ре. Ярким примером экономического и науч­ но - технического сотрудничества между странами с различным общественным стро­ ем являются экономические отношения между Советским Союзом и ФРГ. Наиболее значительным показателем расширения хозяйственных связей между СССР и ФРГ служат объем и темпы роста торговли. В 1972 году товарооборот между СССР и ФРГ увеличился на 25 процентов по сравнению с 1971 годом и составил 827 мил­ лионов рублей. В 1974 году он превысил 2,2 миллиарда рублей. Число фирм, торгующих с советскими ор­ ганизациями, достигло полутора тысяч. Примером крупных торговых сделок с советскими внешнеторговыми организация­ ми служит продажа около 9000 тяжелых грузовых автомобилей компаний «Клекнер- Гумбольдт-Дойц» на сумму, превышающую 1 миллиард марок. Автомашины «Магирус» поставляются в СССР разных типов. Большинство машин — 14,5-тонные самосвалы (около 80 про­ центов) затем 10-тонные самосвалы и гру­ зовики (16,6-тонные и 11,5-тонные). Специ­ алисты высоко оценивают достоинства мо­ торов с воздушным охлаждением. Они про­ ходят от 120 до 170 тысяч километров без замены какой-либо детали. Без подогрева моторы заводятся при темпаратуре — 28 градусов, с подогревом — 40 градусов по Цельсию, что особенно ценно для СССР, имеющего обширные территории с холод­ ным климатом. Сделка, заключенная на компенсационной основе, предусматривает также предоставление СССР лицензии на изготовление дизельных двигателей воз­ душного охлаждения. Благодаря этому со­ глашению рабочие западногерманского ав­ тозавода «Магирус-Дойц», где изготовля­ ются указанные грузовики, обеспечены ра­ ботой на ближайшие годы, несмотря на кризис в автомобильной промышленности. Компания «Бютнер-Шильде-Хаас» участ­ вует в строительству в СССР крупнейшего завода по производству стеновых строи­ тельных элементов, строительного и фор­ мовочного гипса с ежедневной производи­ тельностью 1200 тонн. Завод будет ис­ пользовать в качестве сырья гипсовые от­ ходы, получаемые при производстве фос­ форной кислоты и удобрений. Применяемая на нем технология будет содействовать ох­ ране окружающей среды. Следует обратить внимание, что развертывание созетско-гер- манского сотрудничества приносит ощути­ мую выгоду обеим сторонам. Так, Совет­ ский Союз экспортирует в ФРГ в значи­ тельных количествах остродефицитных на мировом рынке товаров, таких, как природ­ ный газ, нефть и нефтепродукты, пиломате­ риалы, хлопок, цветные металлы. В ФРГ пользуются спросом советские подшипники, морские и речные суда, метал­ лорежущие станки и тяжелые кузнечные прессы, полиграфические машины, электро­ моторы и др. Со своей стороны, Советский Союз яв­ ляется крупным импортером западногер­ манских товаров, заказы которого обеспе­ чивают сбыт продукции ряда отраслей промышленности ФРГ. Реальные хозяйственные потребности подсказывают новые формы промышленно­ экономического сотрудничества между СССР и ФРГ. Все более характерным ста­ новится теперь для него заключение круп­ ных долгосрочных контрактов на компенса­ ционной основе. Например, по контракту, подписанному 21 марта 1974 года в Моск­ ве, в сооружении в районе Курска электро­ металлургического комбината примут уча­ стие концерны ФРГ «Зальцгиттер», «Крупп», «Сименс», «Коффшталь». Это поедприятие мощностью 5 миллионов тонн металлизированных окатышей и 2,8 миллио­ на тонн проката в год будет работать по методу прямого восстановления железа. Строительство такого комбината в районе Курса предусматривается на базе новой технологии и современного оборудования для производства высококачественного ме­ талла без дополнительного процесса. В основу переработки железной руды по­ ложен процесс прямого восстановления железа с последующей переплавкой метал­ лизированных окатышей в электрических печах и разливной стали на установках не­ прерывной разливки. Строителство комби­ ната намечено осуществить в две очереди, в том числе первую очередь — в 1975 — 1978 годах на производство около 1,5 млн тонн сортового проката. Сотрудничество в строительстве комбината взаимовыгодно как СССР, так и ФРГ. Оно позволяет рас­ ширить долгосрочные торгово-экономичес­ кие связи между нашими странами, уско­ рить создание еще одного предприятия по производству качественного металла в СССР на базе наиболее современной техно­ логии, высокопроизводительного оборудова­ ния. Вместе с тем, реализуется и другой круп­ ный проект — о поставке в ФРГ советско­ го природного газа и закупке Советским Союзом на условиях кредита труб боль­ шого диаметра, машин и оборудования для газовой промышленности. С 1 октября 1973 года (в соответствии с ранее заключенными соглашениями) в ФРГ поступает природный газ из СССР. ' Всего за 20 лет Советский Союз поставит в ФРГ 120 миллиардов кубических метров природного газа. Способствуя выравнива­ нию энергетического баланса и решению проблем охраны окружающей среды в ФРГ, контракт этот обеспечивает западно-гер­ манской промышленности стабильную за­ грузку ее производственных мощностей. Закупка СССР 2,4 миллиона тонн сталь­ ных труб большого диаметра превышает, в частности, годовой объем экспорта подоб­ ных изделий из Западной Германии во все остальные страны, вместе взятые. СССР, за счет поставок газа, получает возможность улучшить сбалансированность своей торговли с ФРГ. В настоящее время сфера взаимодейст­ вия советской и западногерманской эконо­ мики еще более расширяется. Для совре­ менного этапа взаимоотношений между СССР и ФРГ характерно то, что все боль­ ше ведущих западногерманских фирм на­ страивается на долгосрочное и крупномас­ штабное сотрудничество с СССР на основе компенсации. Так, фирма «Маннесман» в 1974 году заключила контракт со всесоюз­ ным объединением «Промсырьеимпорт» на продажу в 1975—1976 гг. одного миллиона тонн труб болшого диаметра. Для финансирования этой сделки кон­ сорциум банков ФРГ во главе с «Дойче банк» предоставил Советскому Сою­ зу кредит в сумме 1,5 млрд марок. Одно­ временно было подписано компанией «Рур- газ» соглашение со всесоюзным объедине­ нием «Союзгазэкспорт» на поставку в ФРГ в 1978—2000 гг. 60 млрд, кубических мет­ ров советского природного газа с тем, что­ бы вырученные за него деньги шли в пога­ шение выданного кредита. А. ГОЛОБОКАЯ, доцент. (Окончание см. в следующем номере).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz