Заветы Ильича. 1976 г. (г. Данков)
2 « З А В Е Т Ы И Л Ь И Ч А » 2 октября 1976 г. № 119 (6173) Завтра— День у ч и т е л я . С праздником, товарищи! ВЕРНО ГОВОРЯТ, что ЧЕЛОВЕК СВОИМ ТРУ ДОМ ИЗМЕНЯЕТ ПРИРО ДУ. НО ТРУД УЧИТЕЛЯ ТЕМ ЦЕНЕН И ПРЕКРА СЕН, ЧТО ОН ФОРМИРУ ЕТ САМОГО ЧЕЛОВЕКА. И КЕМ БЫ НИ СТАЛ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕК — РА БОЧИМ ИЛИ УЧЕНЫМ, КОСМОНАВТОМ ИЛИ КОЛХОЗНЫМ МЕХАНИ ЗАТОРОМ, — КАЖДЫЙ С ЧУВСТВОМ БЛАГОДАР НОСТИ ВСПОМИНАЕТ СВОЕГО ПЕРВОГО УЧИ ТЕЛЯ, СВОЮ ШКОЛУ. УЧИТЕЛЬ, ОБРАЗНО ГО ВОРЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СВЯЗЬ ВРЕМЕН, ОН ЗВЕ НО В ЦЕПИ ПОКОЛЕ НИЙ. ОН КАК БЫ ПЕРЕ ДАЕТ ЭСТАФЕТУ ИЗ НА СТОЯЩЕГО В БУДУЩЕЕ, И ЭТО ДЕЛАЕТ ЕГО ТРУД ТАКИМ УВЛЕКА ТЕЛЬНЫМ, ИСТИННО ТВОРЧЕСКИМ. Л. И. БРЕЖНЕВ. К О Р О Т К О ** В школах города и района трудятся 639 учителей. * * * " 62 педагога города на граждены орденами и медаля ми СССР. * * * ** Почетное звание «Заслу женный учитель школ РСФСР» носят 14 преподавателей. * * * ** 88 учителей награждены знаком «Отличник народного просвещения». * * * ** В январе - феврале ны нешнего года учителя город ских школ проходили педаго гическую аттестацию. Все были аттестованы положительно. * * * '* Прошедший учебный год 465 учителей завершили без второгоднике. * * * ** В целях повышения учи тельской квалификации в шко лах города и района работают 23 предметные секции. * * * ** В пяти городских средних школах действуют лектории для родителей. Лекции читают опытные учителя и воспитатели. * * * ** 43 выпускника педагогиче ских вузов и училищ пополни ли в нынешнем году учитель ские кадры района. * * * ** Летние туристические мар шруты учителей пролегли че рез многие города Советского Союза. Всего в поездках в ны нешнем году побывало 70 че ловек. В санаториях и Домах отдыха поправили свое здо ровье более 40 человек. Много хорошего можно сказать о каждом из этих пяти учителей. Они преподают ребятам историю, учат их любить свою Родину, на род, который прошел от феодаль ной России до высокоразвитой страны развитого социализма. НА СНИМКЕ (слева направо): Л. В. Тархова, В. М. Данилина, Г. М. Кутищева, А. В. Макаревич, А. В. Ершов. Коллеги встретились на августовском совещании. Им есть о чем поговорить. ВЕЛИКА роль учителя началь ных классов. В течение трех пер вых лет обучения он должен за ложить фундамент образования, который обеспечил бы возмож- ность успешного перехода уча щихся к изучению отдельных предметов, начиная с 4-го клас са. За это время дети овладевают определенным кругом знаний, уме ний и навыков. Народное учительство, вся пе дагогическая общественность Со ветской страны с чувством сер дечной признательности и высокой ответственности восприняли поста новление ЦК КПСС и Совета Ми нистров СССР «О мерах по даль нейшему улучшению условий ра боты сельской общеобразователь ной школы». В нем выражена не устанная забота партии и прави тельства о сельском учительстве — ведущем отряде сельской ин теллигенции, главной культурной силе деревни. Много статей, очерков, коррес понденций, стихотворений посвя щено благородному труду передо вых сельских учителей. Такие учи теля есть и в нашем районе. Ими гордятся, у них учатся, о них всю жизнь помнят их ученики. К ним относятся заслуженные учителя школ РСФСР А. 3. Бибикова (Тепловская средняя школа), 3. А. Ульянова (Балэвневская средняя школа), М. И. Иванова (Березовская средняя школа), А. И. Чиликина (Бигильдинская средняя школа), О. М. Дорохова (Сугробская начальная школа). Много учителей награждено знаком «Отличник народного об разования». Среди них М. В. Бу даева (Перехвальская средняя школа), В. П. Мусатов (Политов- ская средняя школа), А. В. Гу- П Е Р В А Я НАСТАВНИЦА дошникова (Березовская средняя школа), Н. И. Кузнецов (Малин- ковская восьмилетняя школа) и многие другие. Для учительницы начальных классов Тепловской средней шко лы Анны Захаровны Бибиковой в этом учебном году наступил три дцать третий сентябрь. Больше по ловины жизни она отдала детям. Энергичная, живая, ежедневно входит она в класс и начинает урок. С каким вниманием, какими глазами смотрят малыши на свою учительницу! Урок чтения... Анна Захаровна знакомит учащихся с программой учебника для 3-го класса. Особое внимание обращает на тему «В страну пионерии». Она говорит: — Когда вам исполнится 10 лет, вы вступите в тюнеры. Но преж де чем повязать пионерский гал стук, мы будем с вами путешест вовать по стране пионерии. Бу дем встречаться с людьми разных профессий, собирать материал об истории нашего села, об участни ках Великой Отечественной вой ны, о передовиках нашего совхо за, будем совершать экскурсии и походы, читать книги о пионерах- героях, изучать законы юных пи онеров — вот тогда вам на тор жественной линейке повяжут красный галстук. А. 3. Бибикова — человек ши рокой эрудиции, сама всегда учит ся. Она стремится применить в своей работе все то новое, что рождает педагогическая теория и практика. Анна Захаровна умело сочетает на уроках коллективную работу с индивидуальной, органи зует различные виды самостоя тельных работ, развивает у уча щихся мыслительную деятель ность, активность. В работе А. 3. Бибиковой вид но, какое большое значение в процессе обучения и воспитания имеет личность самого учителя. Анна Захаровна — человек ред кой доброты. И эта доброта про является не только в улыбке, все гда обращенной к детям, в так тичности всех ее замечаний. Это доброта деятельная. Анна Заха ровна умеет быть непримиримой, может в любую минуту защитить ребенка от нерадивых родителей, серьезно поговорить с учащимися, которые ленятся в учебе, напра вить на истинный путь недис циплинированных детей. А. 3. Бибиковой присвоено зва ние Заслуженной учительницы школ РСФСР. На протяжении многих лет она работает без вто рогодников, добивается высоких результатов в учебно - воспита тельном процессе. Поздравляем всех учителей с наступающим праздником —Днем учителя, желаем им больших твор ческих успехов на благородном учительском поприще. В этом году ушли па пенсию М. Т. Панова (Воскресенская средняя школа), М. В. Дымова и А. 3. Чиликина (Бигильдинская средняя школа), М. М. Наумкина (Секиринская начальная школа) и другие. Хочется всех учителей- пенсионеров также поздравить с праздником, пожелать нм крепко го здоровья. В. ДЫМОВА, инспектор роно. п о м о щ н и ТРУДОВАЯ деятельность А. Д. Бурдукиной началась в 1940 го ду — последнем предвоенном го ду для страны. После окончания средней школы была назначена заведующей Брусянской началь ной школой Данковского района. Тяжелый груз лег на плечи во семнадцатилетней девушки. Кро ме проведения уроков необходимо было заботиться о топке и ремон те помещения, завозить мебель. Учительница порой годилась в дочери родителям ее учеников, но они именно к ней приходили за советом, помощью. А впереди — грозный 1941 год и вместе с ним жизнь, несущая испытания, невзгоды. В начале июня Антонина Дмитриевна едет в Москву поступать в педагогиче ский институт, но все планы пе речеркивает война. Пришлось Ан тонине Дмитриевне вернуться в родное Подлесное Хрущево, снова прийти в школу. Она учит детей правде, искренности и глубокому патриотизму. Районный комитет ВЛКСМ предлагает молодой учительнице работу секретаря, и она согла шается потому, что на этой ра боте было больше возможностей влиять на настроение людей, ук реплять веру в собственные си лы. А это было необходимо. К И Д Р У Г Видя, как умело работает она в комсомоле, заметив организа торские способности, и, что, пожа луй, самое главное — трудолю бие, Антонину Дмитриевну назна чают заведующей отделом пропа ганды и агитации райкома КПСС. Как важна и ответственна эта ра бота, не надо объяснять: шла война, а слово, сказанное от ду ши, было необходимо. Антонина Дмитриевна умела найти его для каждого человека. Она имеет правительственные награды — медали «За доблест ный труд в годы Великой Отече ственной войны», «За трудовое отличие». Но, пожалуй, самая важная награда для Антонины Дмитриевны — уважение и при знательность людей. После окончания Московского педагогического института воз главляла детдом, школу рабочей молодежи, занимала другие дол жности. С 1968 года возглавляет городскую среднюю школу № 5. Сколько сил потрачено, сколько потребовалось энергии для того, чтобы поднять ее до уровня дру гих школ города. Начинала ди ректор с азов: не было помеще ния, не был укомплектован штат учителей и не хватало оборудо вания. Сейчас в этой школе сла женный педагогический коллек тив, оборудованные предметные комнаты, вводится в строй спор тивный зал. Да, хозяйственные заботы, ко торых предостаточно, — обязан ность директора, но у Антонины Дмитриевны всегда на первом плане — ученики. Они же ей Платят любовью. Сколько писем ежедневно полу чает она от своих бывших уче ников со словами благодарности за знания и просто за те слова, которые были сказаны напутст вием в жизнь. Я помню урок обществоведения в десятом классе, тема которого была «Трудовые отношения при социализме». Можно просто пере сказать главу учебника, материал там достаточно ясно изложен, Антонина Дмитриевна поступила по-другому. У доски два ученика: один — «начальник отдела кад ров», второй — «поступающий на работу». И класс преобразился, не осталось ни одного равнодуш ного. За сорок пять минут, кото рые и прошли-то незаметно, мы узнали гораздо больше, материал усвоили легче. Много планов у Антонины Дмитриевны, она полна сил и энергии. И если судьба кому-то подарит знакомство с этим чело веком, я буду рада: рядом с Ан тониной Дмитриевной становишь ся красивее душой, лучше, чище, интереснее. Н. НАДЕЖДИНА, Нынешний учебный год для преподавателя черчения и рисо вания Ягодновской средней шко лы Н. Кобзева — особый, пер вый. Он только закончил Лебе дянское педучилище и вернулся в род.ную школу. Со смелыми планами начинает трудовой путь молодой педагог. Счастливого пу- У Ч Е Н И К Б У Д УЩ Е ГО УЧЕНИК будущего... По моему, это прежде всего человек, кото рый будет стремиться к знаниям еще больше, чем ученик семиде сятых годов, у него будет еще больше желания узнать и П9- -стичь. И это естественно. С каж дым годом, каждым днем воз растает поток информации—очень трудно современному десятиклас снику успевать делать все необ ходимое: кроме подготовки урд- ков, посещать театры, следить за новинками периодической печа ти, смотреть и обсуждать кино фильмы. Ученику будущего еще ближе станут классические произведе ния. Ему будут дороги книги Толстого, Пушкина, Маяковскогэ, Лермонтова. Он их будет читать не только на уроке, у ч и т ь не только те стихотворения, кото р ы е необходимо подготовить К занятию. У него возникнет необ ходимость обращаться к ним еже дневно. т - Ученик откроет томик Пушкина, прочитает первые строки «Здрав ствуй, племя младое, незнако мое!» и почувствует, что это об ращено именно к нему, что имен но с ним одним будет разгова ривать поэт. Конечно, не все будут занимать ся только литературой, но не бу дет «поклонников» только и толь ко техники. Часто приходится раз говаривать с десятиклассниками, которые с долей пренебрежения относятся не только к литературе, но и всем гуманитарным предме там. Они прекрасно знают физи ку, разбираются в сложнейших схемах, читают чертежи, но не хо тят понять прелестей стихов Не красова. Именно не хотят, потому что это достижимо каждому, В будущем выпускник средней школы будет всесторонне духов но развит. Он будет знать точные науки, любить их и с таким же вниманием и интересом познавать прекрасные произведения Горько го, чистый родник пушкинской по эзии. Ученик будущего еще сильнее полюбит русский язык. Он пой мет, что не так уж и скучно зани маться, казалось бы, самым про заическим делом — разбором слова по составу. Он будет с ув лечением доказывать товарищу, что при помощи части слова — суффикса — со словом можно творить чудеса. Вот таким и будет ученик буду щего — творческой, одухотворен ной личностью, стремящейся по нять и узнать больше. Н. БЕЛИЧЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz