Заветы Ильича. 1972 г. (г. Данков)

Заветы Ильича. 1972 г. (г. Данков)

2 декабря <«72 г. N 9 145 | { 176 ) ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА ПОЧЕТНЫЙ ДОЛГ КАЖДОГО ПЕДАГОГА На XX IV съезде КПСС Генеральный сек - Трудовое обучение , воспитание и п р о -п р о ц е с с а заложил в этом году новую ретарь ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнев гов о - фессиональная ориентация в школах горо - среднюю ш колу на 1280 мест, а сейчас вы- рил : «Современное производство п р е д .я в - да осуществляется тремя основными путя- полнен нулевой цикл основного здания ляет быстрорастущие требования не к од - ми; через урок , трудовую деятельность ш;юлы. ним лишь машинам, технике, но и преж де учащихся и воспитательную работу во вне- Химики обо р уд ую т в свете современных всего к самим работникам , к тем, кто эти урочное время. требовании учебные кабинеты^ физики и машины создает и этой машиной управля- В начальных классах школ оно проводит- химии в подшефной четвертой, пополняют е ; . Специальные знания, высокая профес - ся учителями, которые при изучении учеб - школьные кабинеты техническими средст- сиональная подготовка , общая культура ной программы обращ аю т внимание на вами обучения ; школа получила аппара человека превращаются в обязательное практические работы учащихся, знакомят условие успешного труда все более ш иро - с образцами и объектами труда| инстру- ких слоев работников» . ментами и приемами пользования ими. Эти черты современно го социалистичес- В IV — V I I I классах трудовое обучение ко го производства, тенденции е го разви- осуществляется в школьных мастерских, тия и определяю т задачи воспитания подра- Мальчики изготовляют изделия из д ре в ^ - стающего поколения в настоящее время, сины и металла, а девочки занимаются о о - предприятия, беседы о профессиях, науч- Основные из них; высокий уровень общ е - служивающим трудом . Учителя труда стре- но-техническом прогрессе , проводят встре- образовательной и профессиональной под- мятся придать занятиям в мастерских прак- чи с рабочими и специалистами предприя - тическую полезную направленность. Учи - тий и организаций, теля труда средней школы № 4 М изеров К. В. и Молчанов Ю . М . теоретические зна­ ния сочетают с практикой. Ш кольни ки не только знакомятся с изготовлением тех или дру гих изделий, а по составленным эскизам и чертежам изготовляют изделия, необхо ­ димые для оборудования учебных кабине­ тов, мастерских, ремонта учебно-нагляд ­ ных пособий, школьной мебели. готовки, политехнический характер знании и умений, коммунистическое отношение к труду. Эти задачи может выполнить только школа, если она обеспечивает высокий уровень общеобразовательной подготовки , политехнический характер знаний своих питомцев, дает им первоначальные тр уд о ­ вые умения, трудовую закалку, учит соеди­ нять теорию с практикой ,’ прививает уча­ щимся вкус к творчеству, формирует у них черты передово го советского труженика , воспитывает коммунистическое отношение к труду, готовит к сознательному выбору профессии. Одно время отдел народно го образова ­ ния, руководители школ , педагогические коллективы проанализировали положение в наших школах и пришли к такому выводу; общеобразовательная подготовка школьни ­ ков более или менее отвечает требованиям ЛЭТИ, кодоскоп . Третья средняя школа получила от свое­ го шефствующего предприятия — СМУ — новые мастерские и столовую . Ш еф ы совместно с педагогическими кол­ лективами школ ор ганизую т экскурсии на Все школы, начиная с I класса, ор ганизу ­ ют экскурсии учащихся на предприятия го ­ рода, при этом характер их усложняется, исходя из возрастных особенностей школь­ ников. Экскурсии совершаются на химический завод, доломитовый комбинат, СМУ, завод железо -бетонных изделий, хлебозавод, ТЭЦ, автотранспортное предприятие, фили- Весь необходимый хозяйственный инзен- ал швейной фабрики «Космос» и другие , тарь для работы школьников на учебно- В результате этого у школьников разви- опытном участке почти не приобретается вается интерес к предприятиям , различным в хозяйственных магазинах, а изготовляет­ ся самими учащимися в своих школьных мастерских и здесь не только экономичес­ кий расчет, но и большое воспитательное воздействие, так как вызывает у ребят чув­ ство удовлетворения плодами своего тр у ­ да- Учащиеся IX — X классов получают тру ­ дна. Учителя школ стремятся повышать ка- Д оау» политехническую подготовку по од - чество обучения учащихся, увлечь ребят ч о ^У из введенных в школах города прак- своим предметом , возбудить у них интерес тикумов — электротехники, техническому черчению , автоделу. Учащиеся старших классов первой средней школы под р у ко ­ водством опытных преподавателей, имею ­ щих специальное техническое образование к знаниям. , Однако система трудово го обучения и воспитания далека еще от совершенства. Ш и роки е возможности подготовки учащих­ ся к жизни , труду, сознательному выбору профессии использовались не полностью . Плохо обстояло дело в некоторых ш ко ­ лах с трудовым обучением . Учебные мас­ терские выглядели бедно ; старые, расша­ танные верстаки, неполный набор инстру­ ментов и т. д . Учителя с большим трудом 1973 года они вместе с аттестатом о проходили про граммный материал. У р о - ср«днем образовании получат свидетельст вень знаний и умений учащихся низок, вое- шофера. питательный эффект уроков труда мал. Немалую работу проводят школы по оз Культура преподавания учителей труда же - накомленню учащихся с современными до- лала мно го лучшего . стижениями науки, техники и производства профессиям, к людям труда, а у более старших — расширяются общ ие сведения о предприятии , техническом прогрессе , о ве­ дущих профессиях, определяется созна­ тельный выбор будущей профессии. Стало больше уделяться внимания пр о ­ фессиональной информации, профессио­ нальной пропаганде среди учащихся. Учи­ теля обращаю т внимание школьников на связь изучаемого учебного материала с современным производством , содейству­ ют ф ормированию у них интереса к рабо ­ те местных производственников, к профес­ сии родителей. В школах есть уголки по профориента- и продолжительный опыт педагогической Ции. Ор ганизую т эту работу созданный при работы ,— Чернецова И. А . и Колпакова горисполкоме совет по профессиональной Ю . А .— оборудовали хороший кабинет ма- ориентации и трудоустройству выпускников ши1<оведения, где проводят занятия. школ, возглавляемый заместителем прэдсе- 93 старшеклассника проходят обучение дателя горисполкома Лескиной В. В. и го- практическому вождению автомобиля и родской отдел народного образования. В ГОРОДСКИХ школах сложилась хорошая традиция— проведение вечеров трудовой славы, встреч с передовиками производства. Учащиеся средней школы № 3 встре­ чались с рабочими строительно - монтаж - ........... _________ . _____^ ____ ного управления, которые рассказали им о С чего нужно было начинать? С укрепле - уроках труда, предметах политехничес- благородной профессии строителя, планах ния учебно - материальной базы и педаго гических кадров трудово го обучения. В школы пришли учителя трудово го обуче ­ ния, в основном , имеющие специальное образование и определенный стаж рабо ­ ты, связанный с производством изделий из Авреаа и металла. Нужно было решить вопрос об укрепле ­ нии учебно - материальной базы школ по трудовому обучению . Главное состояло ко го цикла, а также различных формах внеклассной работы. Учащиеся занимаются в технических кружках , созданных в школах, посещают круж ки станции юных техников и Дома пио . неров . 9-й пятилетки. Задушевный разговор шел между школьниками второй средней школы и ра­ ботниками совхоза имени Куйбышева; трактористом , Героем Социалистического 7руда И. А. Кирилловым, главным а гр эно - ЗА ПОСЛЕДНИЕ годы в городе установи- совхоза А . Ф. Бутасовым. лись более тесные связи м еж д у школами ® средней школе № 5, кроме встреч с и шефствующими предприятиями . инженерно - техническими работниками о 1 в Совместная деятельность коллективов проводятся ин- том, чтоб^. создать необходимые условия предприятий мно гообразна по со - г п т у !? ? совместно с уча- для трудово го обучения -ш кольников , пере- ..... .. оборудовать и дооборудовать школьные мастерские. При поддерж ке предприятий и ор гани ­ заций отделу народно го образования уда­ лось расширить и укрепить учебно .матери - держ анию и формам . Если взять на се год - ‘^ ‘^мися ГПТУ-22. школам то она В средней школе № 1 побывали и бесе­ довали с учащимися всех классов школы зоотехник Федосеев А. А., аппаратчица хи­ мического завода Р. Баранова, свинарка совхоза имени Ленина А . А . Трофимова, медсестра М. Г. Ребрикова, бухгалтер Н. И. Баскакова и многие другие . Отдел народного образования одобрил няшний день шеф скую по.мощь города со стороны предприятий , выглядит следующим образом . Только за последнее время доломито ­ вый комбинат пристроил к пятой средней альную базу школ по трудовом у обучению , школе 12 классных комнат, а сейчас пере- В настоящее время в каждой школе име- оборудуе т заново школьные мастерские, ются слесарные и столярные мастерские, Д и рекц ия , парторганизация и р^щничныи каждая из которых располагает необходи - комитет считают необходимым в будущ ем инициативу пятой средней школы по уста- мым оборудованием для организации тр у - Учебном году оборудовать учебный цех новлению тесной связи школы с городским дово го обучения и выполнения учебных Д " " производственного обучения учащихся профессионально - техническим училищем программ . В пяти школьных мастерских 9 и 10 классов необходимым специальное- № 22, где с 3-х годичным сроком о б /ч е - имеется 116 столярных и слесарных верста . ® учебные мастерские сделать струк - ния готовят аппаратчиков химической про- турными подразделениями этого цеха. мышленности, слесарей по ремонту техно- Комбинат с целью перехода школ на о д - логического оборудования , электрослеса- носменные занятия в левобережной части рей и, кроме того, арматурщиков-элект- города , улучшения учебно-воспитательного росварщиков, плотников - столяров. ков, 26 токарных станков по дереву и ме ­ таллу, 14 сверлильных станков, 7 фуговаль­ ных станков по дереву и 4 фрезерных стан- м . Проведенные вечера учащихся ГПТУ и учащихся 7— 10 классов пятой и четвертой школ на тему; «Его величество рабочий класс» имеют большое значение. Рекомен ­ довано это сделать всем школам города . Это способствует сближению молодежи двух систем — общеобразовательной ш ко ­ лы и профессионально - технической , лик­ видации некоторой замкнутости и о тчуж ­ денности их д р у г от друга , повышает ин­ терес учащихся городских школ к рабочим профессиям. Учебно - материальная база нашего ГПТУ-22, можно сказать, хорошая, и прият­ но учащимся средних школ познакомиться с учебой и жизнью воспитанников проф ­ техучилища, с работой выпускников уже на предприятии , что наглядно показывает возможности , открывающиеся перед моло ­ дым человеком, овладевшим квалифици­ рованной рабочей профессией. Сейчас решаем и такой вопрос, как сов­ местная работа учащихся школ и ГПТУ в круж ках технического творчества, спортив ­ ных секциях и круж ках художественной самодеятельности. Считаем это полезным и тем и другим . Проведенная школами города работа по трудовом у обучению , воспитанию и пр о ­ фессиональной ориентации , дала некото­ рые результаты. Из 290 выпускников сред ­ них школ в 1972 году — 68 поступили в технические, сельскохозяйственные ВУЗы и техникумы, 134 выпускника поступили на работу на промышленные предприятия го ­ рода и совхозы района. Однако, несмотря на неко торую проде ­ ланную работу по трудовом у обучению и профориентации , следует признать, что в школах некоторые ученики не имеют на­ выков и умений в чтении чертежей , не всегда умею т применять знания основ на­ ук для объяснения технического устройст . ва станков и механизмов, с которыми им приходится встречаться. Еще слабо приви­ ваются в школах факультативы по тр уд о ­ вым политехническим практикумам , проф ­ ориентация школьников по своему содер ­ жанию не соответствует пока поставленным задачам и нуждается в повышении научно- теоретического и методического уровня. Так, в средней школе № 3 очень мало оборудования в столярных и слесарных мастерских, отсутствует раздаточный мате­ риал, не уделяется д олж но го внимания технике безопасности при работе на стан­ ках. И это нисколько не волнует заведую ­ щего мастерскими данной школы Брянки- на И. А . и учителя труда Богословских В. Я., руководителей школы. Не в долж ной мере в школах города поставлена работа по воспитанию интереса учащихся к техническому творчеству. Низ­ ка роль школьных библиотек в вопросе профориентации ; почти не проводятся о б ­ зоры литературы и беседы о книгах, от­ сутствуют рекомендательные списки лите­ ратуры о профессиях, выставки книг, про ­ ведение тематических вечеров, устных журналов , диспутов. Отдельные классные руководители не осведомлены о профессиях, нужных в го ­ роде , что говорит об отсутствии долж но го контакта с предприятияии и организациями. Руководители шефствующх предприятий и организаций, за исключением химического завода, не оказывают действенной пом о ­ щи школам в оборудовании учебных мас­ терских и комбинатов, в организации зк - скурсий школьников на производство , встреч передовиков производства с учащи­ мися, в трудоустройстве выпускников. Жизнь требует, и назрела необходимость работой по подготовке молодежи к ж и з ­ ни, к творческому созидательному тр уд у заниматься всем; школе, предприятию и общественности. А. ГЕНЕРАЛОВ, заведующий гороно. ♦ Вести из краеведческого музея Ю н ы й помощник Сережа Купцов — ученик 5 «Б» класса второй средней школы со своей бабушкой недавно зашлив музей. Они с интересом осмортели картинную галерею, экспонаты музея, расскзаываю­ щие о прошлом и настоящемна­ шего края. Из беседы с сотрудницей музея они узнали, что в музее до сих пор нет нужного экспоната —на- мыки. Бабушка обещала поискать эту вещь. А Сережа — помочь бабушке это сделать и принести- Он сдержал свое слово. Теперь наши посетители на­ глядно увидят, как русские женщины долгими зимними вече­ рами пря.ти при лучине пря­ жу- А. ТРЕМБАЧ, сотрудница музея. Новые экспонаты За последнее время в музей поступили новые экспонаты. Народный суд передал два старинных кресла семидесяти­ летней давности. Они стояли до Октябрьской революции в зале Земского собрания. Кресла име­ ют по краям красивую художе­ ственную резьбу. В. В. Трапезников и А. Б. Логинов привезли из Липецко­ го областного музея чучело ди­ кого кабана. Чучело поступило в областной музей из Польши в конце первой мировой войны (1916 г.). 25 ноября очень ценный дар преподнесли музею руководи­ тели комитета ДОСААФ т. т. Донейко и Ребриков. Они пере­ дали музею большой макет крейсера ■«Киров». Этот макет для музея сделан в Москве. Сотрудники музея приносят всем больпщо благодариоста. В. ЛУКШ , в . СОСЕДОВ, плуям общества краеведения. Около 30 лет работает за­ ведующей Воскресенской зо­ нальной библиотекой Алек­ сандра Григорьевна Кобзееа. Александра Григорьевна ин­ тересно строит свою работу, часто организует массовые мероприятия по пропаганде книги. Библиотека, которую она возглавляет, отмечена дип­ ломом «Библиотека отличной работы». Неоднократно награждалась Александра Григорьевна гра­ мотами Министерства культу­ ры СССР, областного управле­ ния культуры и районного от­ дела культуры. НА СНИМКЕ: А. Г. Кобзева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz