Заветы Ильича. 1972 г. (г. Данков)
2 декабря <«72 г. N 9 145 | { 176 ) ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА ПОЧЕТНЫЙ ДОЛГ КАЖДОГО ПЕДАГОГА На XX IV съезде КПСС Генеральный сек - Трудовое обучение , воспитание и п р о -п р о ц е с с а заложил в этом году новую ретарь ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнев гов о - фессиональная ориентация в школах горо - среднюю ш колу на 1280 мест, а сейчас вы- рил : «Современное производство п р е д .я в - да осуществляется тремя основными путя- полнен нулевой цикл основного здания ляет быстрорастущие требования не к од - ми; через урок , трудовую деятельность ш;юлы. ним лишь машинам, технике, но и преж де учащихся и воспитательную работу во вне- Химики обо р уд ую т в свете современных всего к самим работникам , к тем, кто эти урочное время. требовании учебные кабинеты^ физики и машины создает и этой машиной управля- В начальных классах школ оно проводит- химии в подшефной четвертой, пополняют е ; . Специальные знания, высокая профес - ся учителями, которые при изучении учеб - школьные кабинеты техническими средст- сиональная подготовка , общая культура ной программы обращ аю т внимание на вами обучения ; школа получила аппара человека превращаются в обязательное практические работы учащихся, знакомят условие успешного труда все более ш иро - с образцами и объектами труда| инстру- ких слоев работников» . ментами и приемами пользования ими. Эти черты современно го социалистичес- В IV — V I I I классах трудовое обучение ко го производства, тенденции е го разви- осуществляется в школьных мастерских, тия и определяю т задачи воспитания подра- Мальчики изготовляют изделия из д ре в ^ - стающего поколения в настоящее время, сины и металла, а девочки занимаются о о - предприятия, беседы о профессиях, науч- Основные из них; высокий уровень общ е - служивающим трудом . Учителя труда стре- но-техническом прогрессе , проводят встре- образовательной и профессиональной под- мятся придать занятиям в мастерских прак- чи с рабочими и специалистами предприя - тическую полезную направленность. Учи - тий и организаций, теля труда средней школы № 4 М изеров К. В. и Молчанов Ю . М . теоретические зна ния сочетают с практикой. Ш кольни ки не только знакомятся с изготовлением тех или дру гих изделий, а по составленным эскизам и чертежам изготовляют изделия, необхо димые для оборудования учебных кабине тов, мастерских, ремонта учебно-нагляд ных пособий, школьной мебели. готовки, политехнический характер знании и умений, коммунистическое отношение к труду. Эти задачи может выполнить только школа, если она обеспечивает высокий уровень общеобразовательной подготовки , политехнический характер знаний своих питомцев, дает им первоначальные тр уд о вые умения, трудовую закалку, учит соеди нять теорию с практикой ,’ прививает уча щимся вкус к творчеству, формирует у них черты передово го советского труженика , воспитывает коммунистическое отношение к труду, готовит к сознательному выбору профессии. Одно время отдел народно го образова ния, руководители школ , педагогические коллективы проанализировали положение в наших школах и пришли к такому выводу; общеобразовательная подготовка школьни ков более или менее отвечает требованиям ЛЭТИ, кодоскоп . Третья средняя школа получила от свое го шефствующего предприятия — СМУ — новые мастерские и столовую . Ш еф ы совместно с педагогическими кол лективами школ ор ганизую т экскурсии на Все школы, начиная с I класса, ор ганизу ют экскурсии учащихся на предприятия го рода, при этом характер их усложняется, исходя из возрастных особенностей школь ников. Экскурсии совершаются на химический завод, доломитовый комбинат, СМУ, завод железо -бетонных изделий, хлебозавод, ТЭЦ, автотранспортное предприятие, фили- Весь необходимый хозяйственный инзен- ал швейной фабрики «Космос» и другие , тарь для работы школьников на учебно- В результате этого у школьников разви- опытном участке почти не приобретается вается интерес к предприятиям , различным в хозяйственных магазинах, а изготовляет ся самими учащимися в своих школьных мастерских и здесь не только экономичес кий расчет, но и большое воспитательное воздействие, так как вызывает у ребят чув ство удовлетворения плодами своего тр у да- Учащиеся IX — X классов получают тру дна. Учителя школ стремятся повышать ка- Д оау» политехническую подготовку по од - чество обучения учащихся, увлечь ребят ч о ^У из введенных в школах города прак- своим предметом , возбудить у них интерес тикумов — электротехники, техническому черчению , автоделу. Учащиеся старших классов первой средней школы под р у ко водством опытных преподавателей, имею щих специальное техническое образование к знаниям. , Однако система трудово го обучения и воспитания далека еще от совершенства. Ш и роки е возможности подготовки учащих ся к жизни , труду, сознательному выбору профессии использовались не полностью . Плохо обстояло дело в некоторых ш ко лах с трудовым обучением . Учебные мас терские выглядели бедно ; старые, расша танные верстаки, неполный набор инстру ментов и т. д . Учителя с большим трудом 1973 года они вместе с аттестатом о проходили про граммный материал. У р о - ср«днем образовании получат свидетельст вень знаний и умений учащихся низок, вое- шофера. питательный эффект уроков труда мал. Немалую работу проводят школы по оз Культура преподавания учителей труда же - накомленню учащихся с современными до- лала мно го лучшего . стижениями науки, техники и производства профессиям, к людям труда, а у более старших — расширяются общ ие сведения о предприятии , техническом прогрессе , о ве дущих профессиях, определяется созна тельный выбор будущей профессии. Стало больше уделяться внимания пр о фессиональной информации, профессио нальной пропаганде среди учащихся. Учи теля обращаю т внимание школьников на связь изучаемого учебного материала с современным производством , содейству ют ф ормированию у них интереса к рабо те местных производственников, к профес сии родителей. В школах есть уголки по профориента- и продолжительный опыт педагогической Ции. Ор ганизую т эту работу созданный при работы ,— Чернецова И. А . и Колпакова горисполкоме совет по профессиональной Ю . А .— оборудовали хороший кабинет ма- ориентации и трудоустройству выпускников ши1<оведения, где проводят занятия. школ, возглавляемый заместителем прэдсе- 93 старшеклассника проходят обучение дателя горисполкома Лескиной В. В. и го- практическому вождению автомобиля и родской отдел народного образования. В ГОРОДСКИХ школах сложилась хорошая традиция— проведение вечеров трудовой славы, встреч с передовиками производства. Учащиеся средней школы № 3 встре чались с рабочими строительно - монтаж - ........... _________ . _____^ ____ ного управления, которые рассказали им о С чего нужно было начинать? С укрепле - уроках труда, предметах политехничес- благородной профессии строителя, планах ния учебно - материальной базы и педаго гических кадров трудово го обучения. В школы пришли учителя трудово го обуче ния, в основном , имеющие специальное образование и определенный стаж рабо ты, связанный с производством изделий из Авреаа и металла. Нужно было решить вопрос об укрепле нии учебно - материальной базы школ по трудовому обучению . Главное состояло ко го цикла, а также различных формах внеклассной работы. Учащиеся занимаются в технических кружках , созданных в школах, посещают круж ки станции юных техников и Дома пио . неров . 9-й пятилетки. Задушевный разговор шел между школьниками второй средней школы и ра ботниками совхоза имени Куйбышева; трактористом , Героем Социалистического 7руда И. А. Кирилловым, главным а гр эно - ЗА ПОСЛЕДНИЕ годы в городе установи- совхоза А . Ф. Бутасовым. лись более тесные связи м еж д у школами ® средней школе № 5, кроме встреч с и шефствующими предприятиями . инженерно - техническими работниками о 1 в Совместная деятельность коллективов проводятся ин- том, чтоб^. создать необходимые условия предприятий мно гообразна по со - г п т у !? ? совместно с уча- для трудово го обучения -ш кольников , пере- ..... .. оборудовать и дооборудовать школьные мастерские. При поддерж ке предприятий и ор гани заций отделу народно го образования уда лось расширить и укрепить учебно .матери - держ анию и формам . Если взять на се год - ‘^ ‘^мися ГПТУ-22. школам то она В средней школе № 1 побывали и бесе довали с учащимися всех классов школы зоотехник Федосеев А. А., аппаратчица хи мического завода Р. Баранова, свинарка совхоза имени Ленина А . А . Трофимова, медсестра М. Г. Ребрикова, бухгалтер Н. И. Баскакова и многие другие . Отдел народного образования одобрил няшний день шеф скую по.мощь города со стороны предприятий , выглядит следующим образом . Только за последнее время доломито вый комбинат пристроил к пятой средней альную базу школ по трудовом у обучению , школе 12 классных комнат, а сейчас пере- В настоящее время в каждой школе име- оборудуе т заново школьные мастерские, ются слесарные и столярные мастерские, Д и рекц ия , парторганизация и р^щничныи каждая из которых располагает необходи - комитет считают необходимым в будущ ем инициативу пятой средней школы по уста- мым оборудованием для организации тр у - Учебном году оборудовать учебный цех новлению тесной связи школы с городским дово го обучения и выполнения учебных Д " " производственного обучения учащихся профессионально - техническим училищем программ . В пяти школьных мастерских 9 и 10 классов необходимым специальное- № 22, где с 3-х годичным сроком о б /ч е - имеется 116 столярных и слесарных верста . ® учебные мастерские сделать струк - ния готовят аппаратчиков химической про- турными подразделениями этого цеха. мышленности, слесарей по ремонту техно- Комбинат с целью перехода школ на о д - логического оборудования , электрослеса- носменные занятия в левобережной части рей и, кроме того, арматурщиков-элект- города , улучшения учебно-воспитательного росварщиков, плотников - столяров. ков, 26 токарных станков по дереву и ме таллу, 14 сверлильных станков, 7 фуговаль ных станков по дереву и 4 фрезерных стан- м . Проведенные вечера учащихся ГПТУ и учащихся 7— 10 классов пятой и четвертой школ на тему; «Его величество рабочий класс» имеют большое значение. Рекомен довано это сделать всем школам города . Это способствует сближению молодежи двух систем — общеобразовательной ш ко лы и профессионально - технической , лик видации некоторой замкнутости и о тчуж денности их д р у г от друга , повышает ин терес учащихся городских школ к рабочим профессиям. Учебно - материальная база нашего ГПТУ-22, можно сказать, хорошая, и прият но учащимся средних школ познакомиться с учебой и жизнью воспитанников проф техучилища, с работой выпускников уже на предприятии , что наглядно показывает возможности , открывающиеся перед моло дым человеком, овладевшим квалифици рованной рабочей профессией. Сейчас решаем и такой вопрос, как сов местная работа учащихся школ и ГПТУ в круж ках технического творчества, спортив ных секциях и круж ках художественной самодеятельности. Считаем это полезным и тем и другим . Проведенная школами города работа по трудовом у обучению , воспитанию и пр о фессиональной ориентации , дала некото рые результаты. Из 290 выпускников сред них школ в 1972 году — 68 поступили в технические, сельскохозяйственные ВУЗы и техникумы, 134 выпускника поступили на работу на промышленные предприятия го рода и совхозы района. Однако, несмотря на неко торую проде ланную работу по трудовом у обучению и профориентации , следует признать, что в школах некоторые ученики не имеют на выков и умений в чтении чертежей , не всегда умею т применять знания основ на ук для объяснения технического устройст . ва станков и механизмов, с которыми им приходится встречаться. Еще слабо приви ваются в школах факультативы по тр уд о вым политехническим практикумам , проф ориентация школьников по своему содер жанию не соответствует пока поставленным задачам и нуждается в повышении научно- теоретического и методического уровня. Так, в средней школе № 3 очень мало оборудования в столярных и слесарных мастерских, отсутствует раздаточный мате риал, не уделяется д олж но го внимания технике безопасности при работе на стан ках. И это нисколько не волнует заведую щего мастерскими данной школы Брянки- на И. А . и учителя труда Богословских В. Я., руководителей школы. Не в долж ной мере в школах города поставлена работа по воспитанию интереса учащихся к техническому творчеству. Низ ка роль школьных библиотек в вопросе профориентации ; почти не проводятся о б зоры литературы и беседы о книгах, от сутствуют рекомендательные списки лите ратуры о профессиях, выставки книг, про ведение тематических вечеров, устных журналов , диспутов. Отдельные классные руководители не осведомлены о профессиях, нужных в го роде , что говорит об отсутствии долж но го контакта с предприятияии и организациями. Руководители шефствующх предприятий и организаций, за исключением химического завода, не оказывают действенной пом о щи школам в оборудовании учебных мас терских и комбинатов, в организации зк - скурсий школьников на производство , встреч передовиков производства с учащи мися, в трудоустройстве выпускников. Жизнь требует, и назрела необходимость работой по подготовке молодежи к ж и з ни, к творческому созидательному тр уд у заниматься всем; школе, предприятию и общественности. А. ГЕНЕРАЛОВ, заведующий гороно. ♦ Вести из краеведческого музея Ю н ы й помощник Сережа Купцов — ученик 5 «Б» класса второй средней школы со своей бабушкой недавно зашлив музей. Они с интересом осмортели картинную галерею, экспонаты музея, расскзаываю щие о прошлом и настоящемна шего края. Из беседы с сотрудницей музея они узнали, что в музее до сих пор нет нужного экспоната —на- мыки. Бабушка обещала поискать эту вещь. А Сережа — помочь бабушке это сделать и принести- Он сдержал свое слово. Теперь наши посетители на глядно увидят, как русские женщины долгими зимними вече рами пря.ти при лучине пря жу- А. ТРЕМБАЧ, сотрудница музея. Новые экспонаты За последнее время в музей поступили новые экспонаты. Народный суд передал два старинных кресла семидесяти летней давности. Они стояли до Октябрьской революции в зале Земского собрания. Кресла име ют по краям красивую художе ственную резьбу. В. В. Трапезников и А. Б. Логинов привезли из Липецко го областного музея чучело ди кого кабана. Чучело поступило в областной музей из Польши в конце первой мировой войны (1916 г.). 25 ноября очень ценный дар преподнесли музею руководи тели комитета ДОСААФ т. т. Донейко и Ребриков. Они пере дали музею большой макет крейсера ■«Киров». Этот макет для музея сделан в Москве. Сотрудники музея приносят всем больпщо благодариоста. В. ЛУКШ , в . СОСЕДОВ, плуям общества краеведения. Около 30 лет работает за ведующей Воскресенской зо нальной библиотекой Алек сандра Григорьевна Кобзееа. Александра Григорьевна ин тересно строит свою работу, часто организует массовые мероприятия по пропаганде книги. Библиотека, которую она возглавляет, отмечена дип ломом «Библиотека отличной работы». Неоднократно награждалась Александра Григорьевна гра мотами Министерства культу ры СССР, областного управле ния культуры и районного от дела культуры. НА СНИМКЕ: А. Г. Кобзева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz