Заветы Ильича. 1972 г. (г. Данков)

Заветы Ильича. 1972 г. (г. Данков)

ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА 20 яява|П 1 1972 г. № 9 (5440) Учитель и методика и н т е р е с н ы й у р о к —Почему мы называем Маяков­ ского лирическим поэтом? Вопрос неожиданный, и де­ сятиклассники минуту мол­ чат. Однако Любовь Иванов­ на не торопит. За окном смутным светом прорывается через ветви зимнее солнце, в опустевшем ко­ ридоре слышатся чьи-то торопли­ вые шаги... Класс думает. В учеб­ нике нет этого вопроса — пола­ гайся на собственное мнение. Та­ мара Щеголева поднимает руку: —Я знаю: Маяковский прожил большую жизнь. Но он отразил в своих стихах собственные пережи­ вания и, я думаю... Шаг сделан. Нелегко учителю заставить ученика на каждом уроке сделать шаг к живой мыс­ ли, надо самому сперва «шагнуть» так, чтобы другим идти захоте­ лось. За плечами Любови Ива­ новны Красновой много таких ша­ гов. «Стихи о советском паспорте» читает Тамара Околковская, го­ ворит о них несколько слов. — Правильно, — соглашается Любовь Ивановна. — Докажи те­ перь на примере, что значение этих стихов огромно. «Докажи на примере»—«святое правило» на уроке. Теперь будет разговор о поли­ тическом значении этих стихов. —Расскажи о Теодоре Нетте,— просит Любовь Ивановна Галю Телюк. Потом обращается к классу: —Мне хочется, чтобы кто-ни­ будь прочитал для всех «Левый марш» и высказал главную мысль —во имя чего оно написано. Урок литературы. Один из тех немногих, которые составляют вы­ работанную систему творчества преподавателя. О преподавателе тоже говорят, что у него свой стиль работы, своя манера, и это очень правильно. Но и стиль, и «манера» складываются на почве тех стредств, которые преподава­ тель привык брать на вооружение. Задача очень важная, потому что этой мысли в стихотворении под­ чинено все. «Доброволец»—Тоня Никулина. Вдумчиво и уверенно звучит ее голос: «России не быть покоренной, коммуне не быть под Антантой!» Не выкрикивать стро­ ки, не создавать в себе искусствен­ ных эмоций, а вдумываться, вхо­ дить в содержание стиха—второе «святое правило» педагога. Найдена главная мысль, ясна цель и позиция автора. Но не ра­ но ли переходить к новому произ­ ведению? В руках Любови Ива­ новны появляется небольшая книжка: Лев Кассиль о Маяков­ ском. —Современники говорили, что Маяковский был хорошим другом, настоящим сыном и братом... Мы почитаем сейчас, как ярко и бес­ пристрастно рассказывает Кассиль о Маяковском, о его времени. Говорят,, что богатый дополни­ тельный материал на уроке—уже половина успеха. Но «богатство» —не значит куча журналов, стен­ дов и прочего. Опытный препода­ ватель знает цену книжке, кото­ рая сослужит службу на уроке— большую, чем десятки других. Умение подобрать для урока ма­ териал — яркий, живой, насы­ щенный — тоже приобретается с годами. Маяковский—поэт, Маяковский —художник, Маяковский — друг детей. Сколько «Маяковских» входит в жизнь школьника на од­ ном только уроке, и ни один из них не существует в ней отдель­ но. Показать прежде всего Мая­ ковского — человека — такую цель поставила перед собой Лю­ бовь Ивановна. И цель достигну­ та. Любовь Ивановна идет верным путем. Показать поэта издали, из глубины его личности, с позиций его современников, с точек зре­ ния его врагов. Как радуется мнекия и собственной искорки в душе. А мнение определяется зна­ нием. Искорка не гаснет, когда не гаснет чувство. Вот этому и пос- „ вящены уроки Любови Ивановны класс, когда строки Кассиля пока- Красновой^ опытного литератора зывают победу Маяковского над ^„1 зрительным залом, как замирает, когда кажется, — будет пораже- д накапливается гопами и ние! Живой Маяковский сам за- накапливается, у Любо- воевывал молодежь, брал на свою ’ивановны хранится. В одном сторону. Маяковскому, который ,„ня*пв есть гопа цветастых был „а уроке, помогла Л»бо .ь * „ » о , . С ^ " к а ” . ™ Ивановна интонацией, умелой ^ ..^лько с эстетической тактикой педагога, роеи любовью Поговоришь с Любовью к поэту, без которой, может быть, Ивановной - ясно с не было бы п ел я го ги ч р с к ой Vпачи Ивановной — ясно станет, чтоназ- ”^Н^еГ° ^«жиГгГ^“Х я г = ” ’ ...... —куда шире. Каждый школьник «привести» на урок было непросто. „ завоевал Д®^зет такую подборку, ищет к Последний этап урока его окончательно. —Есть у Маяковского стихотво­ рение, которое так и называется —«Любовь». Вы знаете подробно­ сти биографии поэта, и произведе­ ние поможет вам правильно понять еще многое, — говорит ученикам Л. И. Краснова. И звучат — «Любовь», «Мару­ ся отравилась», «Вузовец», от­ клик газеты на «Вузовца», «Сек­ рет молодости». Многое ребятам уже известно, многое входит в их души впервые, но уже накрепко. Именно поэтому последний вывод делает класс; —Комсомольцам надо видеть, что плохо в их семье, в их обще­ стве, видеть и предупреждать. Равнодушие — враг куда более ней иллюстрации, рисует сам, да­ же сочиняет сам, ищет—любимо­ го поэта, зарубежных авторов, поэтов — современников, земля­ ков. Куча подборок посвящена од­ ной теме — «Мать». И разве не поможет, не настроит эмоциональ­ но старшеклассников этот труд перед тем, как они раскроют за­ мечательное произведение Горько­ го? Пример с подборками не един­ ственный, но важно — о чем о.ч говорит. Еще об одном творчес­ ком методе преподавателя — та­ кой работе над темой, которая на­ чинается еще задолго до встречи с изучаемым произведением. За окном мечутся холодные те­ ни голых деревьев. Но солнце страшный, чем враг в привычном уже поднялось высоко над ними и смысле слова. свободно, хотя с усталой медли- „ тельностью, заглядывает в класс. Потопом Сейчас прозвенит звонок с урока, этом встреча с Маяковским за труд, за творчество, о котором также можно сказать словами Маяковского: «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словес­ ной руды». Урок — тоже «добы­ ча радия», к которому учитель мо­ жет добавить в конце только ра­ не кончится для ребят. Факульта-^ тивы, продолжившие эту тему,^ книги Шкловского о его творчест­ ве, споры на переменах, на дру­ гих уроках, гДе обязательно будут ж е т д о о а в и 1 ь в кон ц е ш л ь к о р а - сравниваться; Блок и Маяковский, достное: -Будьте молодыми! От д^^ая^овский и Чекмарев. Много от/лпл Г)1^0 001ТТО млхоиг. оопм/'ИТ * еще встреч будет у учеников. этого вся ваша жизнь зависит «Проживу без Маяковского» — и сегодня случается услышать. Любовь Ивановна ответила так; —Можно прожить без Маяков­ ского, без Блока... Нельзя прожить без умения мыс.тить, знания литературы и ис Кстати, о теме. В программе она сформулирована так: «Маяков­ ский о молодежи». Любовь Ива­ новна сформулировала ее по-свое­ му, откровенно, конкретно: «Мая­ ковский — молодежи». И верится: кусства, истории своего народа п ее десятиклассникам Маяковский уважения труда его гениев. принес немало. Для ее ребят поэ- Хочется еще добавить, что нель­ зя прожить также без личного А. ТАМБОВСКАЯ. —Мне хочется, чтобы кто-нибудь прочитал для всех «Левый марш» и высказал главную мысль — во имя чего оно написано,—об­ ращается Л. И. Краснова к классу. Класс думает. Фото Б. Гомонюка. „Мужественная профессия" в о ш л о в традицию проводить в нашем кинотеатре киновечера. Очередной такой вечер состоялся 14 января по кинофильму «Ин­ спектор уголовного розыска». С докладом «О роли и задачах отдела внутренних дел» выступил заместитель начальника отдела внутренних дел по политико-вос­ питательной работе капитан П. А. Сальников. Инспектор уголовного розыска Н. Г. Зайцев рассказал присутст­ вующим о трудной, мужественной и благородной работе сотрудни­ ков милиции. В своем выступлении инспектор детской комнаты милиции Р. М. Усович остановилась на вопросах. связанных с профилактической ра­ ботой по предотвращению детской преступности в городе и районе. А помощник .прокурора В. И. Ели­ сеев рассказал о буднях работни­ ков внутренних дел. С небольшим докладом о том, как районная комсомольская ор­ ганизация стоит на страже право­ порядка, активно помогает со­ трудникам милиции, выступил второй секретарь горкома ВЛК.СМ Михаил Железниченко. В заключение киновечера участ­ никам был показан художествен­ ный фильм «Инспектор уголовно­ го розыска». В. МАТЮХИН, директор кинотеатра «Дон». ИТАК, первый тур розыгрыша приза районной газеты «Заветы Ильича» прошел. С некоторыми организационными неувязками, но прошел. Внесены коррективы в состав участников турнира. Настоятельно просили включить в розыгрыш команды совхоза имени Куйбышева, Березовской средней школы, ГПТУ-22. Эти просьбы были удовлетворены, но на соревнования команды не при­ были. Решение судейской коллегии жесткое, но справедливое: с со­ ревнований недисциплинирован­ ных снять. Здесь же, перед ту­ ром, пришлось вновь проводить жеребьевку. И борьба за почет­ ный приз началась на двадцати досках. Первой закончилась партия на первой доске между Н. Н. Пере- НА ПРИЗ ГАЗЕТЫ «ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА» ВСЕ ЕСТАЕТ НА СВОИ МЕСТА \Л о к а З { ц ^ а е ^ 20 ЯНВАРЯ. ПЕРВАЯ ПРО­ ГРАММА. 9.30 — Программа передач. 9.35 — Новости. 9.45 —Для школьников. «Пионерия на марше» .10.15 — «Малень­ кие трагедии». Фильм - спек­ такль. 11.30 — «Для блага народа». 12.00 — Концерт нз произведений М. Глинки в ис­ полнении оркестра русских на­ родных инструментов. 12.45 — «Наши соседи». Спектакль телевизионного театра ми­ ниатюр. 13.30 — «Вахта на Каме». Телевизионный фильм. 14.00 — Новости. 16.55—Про­ грамма передач. 17.00 — Для школьников. 18.00 — Новости. 18.10 — Концерт мастеров ис­ кусств. 19.00 — «Ленинский университет миллионов». «Бе­ седы р партии». «XXIV съезд КПСС о повышении роли проф­ союзов». 19.30 — «Старая, ста­ рая сказка». Художественный фн.чьм. 21.00 — «Время». 21.30 — Авторский концерт компози­ тора А. Г. Новикова. 23.35 — Новости. Программа передач. 21 ЯНВАРЯ. ПЕРВАЯ ПРО- ГРАЛША. 9.30 — Программа передач. 9.35 — Новости. 9.40 — Для детей. «Дружные ребя­ та». 10.10 — «Всадники рево­ люции». Художественный фильм. 11.50 — «Пятилетка. Год второй». Телевизионный очерк о коллективе Мытищин­ ского машино - строительного завода. 12.20 — П. Чайковский _ Шестая симфония. 13.10 — Новости. 17Д5 — Программа передач. 17.30 — Для детей. «Умелые руки». 18.00 — Ново­ сти. 18.10 — «Товарищ песня». 18.50 — «Мир социализма». 19.20 — «Сердце матери». Ху­ дожественный фильм. 21.00 — «Время». 21.30 — «Рассказы о театре». 22.35 — Симфониче­ ский концерт. 23.10 — Спор­ тивный дневник. 23.30 — Ново­ сти. Программа передач. сыпкиным (Воскресенская школа) и В. С, Арепьевым (завод ЖБИ-6). Капитам воскресенцев по пра­ вильному руслу направил свое чувство недовольства задержкой игры, он действовал активно н выиграл довольно убедительно. Не отстали от старшего и другие предст.авители сельской школы. Общий счет встречи 4:1 в их пользу. А мы знаем, что завод­ ские шахматисты у нас в городе не последние. К слову, каждый раз приходится радоваться дисциплинированности воскре­ сенцев. В турнире участвуют они третий раз, живут за 35 километ­ ров, а ни одного срыва, опозда­ ния не допустили. Пример, до ­ стойный похвалы, А позже всех закончилась партия на третьей доске во встрече представителей «Хими­ ка-1» В. В. Ермакова и «Хими­ ка-2» А. Н. Рулева, причем про^ тивники поделили очко. А общий счет встречи с перевесом в одно очко 8 пользу первой команды химзавода. В прошлом году за досками мы видели двух Евдокимовых —отца и сына. А сегодня играют уже трое Евдокимовых: прибави.рэсь еще и дочь. Правда, Евдокимов младший играет за среднюю школу № 1, которая выиграла первый отборочный этап среди средних школ. Школьники высту­ пали против коллектива управле­ ния сельского хозяйства н смогли взять у соперника только одно оч- ко , 1411 Во встрече доломитчиков и стрюителей зарегистрирован счет 3:2 в пользу первых. Таким образом, после первого тура наибольшее количество оч­ ков имеют шахматисты сельх<ц|с управления и Воскресенской сред­ ней школы. Следующий тур — в субботу, 22 января. Он начнется в 17 ча­ сов в малом зале районного Д о ­ ма культуры. Во втором туре встречаются; заводская команда «Химик-2» —управление сельско­ го хозяйства, доломитовый ком ­ бинат — «Химик-1», завод ЖБИ-6 — е м у , средняя школа № 1 — Воскресенская средняя школа. И. ЗАЙЦЕВ, главный судья соревнований. К И Н О Кинотеатр «ДОН» с 21 января — художественный фильм в двух сериях «Миссия в Кабуле». Начало в 16.00, 18.30, 21.00. Редактор А. ВОЛОДЬКИН. РО «Сельхо31ехника» приглаша­ ет на работу токарей, сварщиков, слесарей, сантехника, тракторис­ тов, шоферов, грузчиков, техни­ ков - механиков. 'I Газета «Заветы Ильича» выходит три раза в неделю: по вторникам, четвергам, субботам АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Данков, ул. Урицкого, 6. Телефоны: редактора — 0-56, зам. редактора ответственного секретаря—0-58, отдела экономики сельского хозяйства—0-57. отдела писем — 0-58, бухгалтерии — 0-16. ______________________________________ 0-16, Заказ № 26 Данковская типография, Липецкого управления по печати Тираж 8.168 экз,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz