Заветы Ильича. 1972 г. (г. Данков)
ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА 20 яява|П 1 1972 г. № 9 (5440) Учитель и методика и н т е р е с н ы й у р о к —Почему мы называем Маяков ского лирическим поэтом? Вопрос неожиданный, и де сятиклассники минуту мол чат. Однако Любовь Иванов на не торопит. За окном смутным светом прорывается через ветви зимнее солнце, в опустевшем ко ридоре слышатся чьи-то торопли вые шаги... Класс думает. В учеб нике нет этого вопроса — пола гайся на собственное мнение. Та мара Щеголева поднимает руку: —Я знаю: Маяковский прожил большую жизнь. Но он отразил в своих стихах собственные пережи вания и, я думаю... Шаг сделан. Нелегко учителю заставить ученика на каждом уроке сделать шаг к живой мыс ли, надо самому сперва «шагнуть» так, чтобы другим идти захоте лось. За плечами Любови Ива новны Красновой много таких ша гов. «Стихи о советском паспорте» читает Тамара Околковская, го ворит о них несколько слов. — Правильно, — соглашается Любовь Ивановна. — Докажи те перь на примере, что значение этих стихов огромно. «Докажи на примере»—«святое правило» на уроке. Теперь будет разговор о поли тическом значении этих стихов. —Расскажи о Теодоре Нетте,— просит Любовь Ивановна Галю Телюк. Потом обращается к классу: —Мне хочется, чтобы кто-ни будь прочитал для всех «Левый марш» и высказал главную мысль —во имя чего оно написано. Урок литературы. Один из тех немногих, которые составляют вы работанную систему творчества преподавателя. О преподавателе тоже говорят, что у него свой стиль работы, своя манера, и это очень правильно. Но и стиль, и «манера» складываются на почве тех стредств, которые преподава тель привык брать на вооружение. Задача очень важная, потому что этой мысли в стихотворении под чинено все. «Доброволец»—Тоня Никулина. Вдумчиво и уверенно звучит ее голос: «России не быть покоренной, коммуне не быть под Антантой!» Не выкрикивать стро ки, не создавать в себе искусствен ных эмоций, а вдумываться, вхо дить в содержание стиха—второе «святое правило» педагога. Найдена главная мысль, ясна цель и позиция автора. Но не ра но ли переходить к новому произ ведению? В руках Любови Ива новны появляется небольшая книжка: Лев Кассиль о Маяков ском. —Современники говорили, что Маяковский был хорошим другом, настоящим сыном и братом... Мы почитаем сейчас, как ярко и бес пристрастно рассказывает Кассиль о Маяковском, о его времени. Говорят,, что богатый дополни тельный материал на уроке—уже половина успеха. Но «богатство» —не значит куча журналов, стен дов и прочего. Опытный препода ватель знает цену книжке, кото рая сослужит службу на уроке— большую, чем десятки других. Умение подобрать для урока ма териал — яркий, живой, насы щенный — тоже приобретается с годами. Маяковский—поэт, Маяковский —художник, Маяковский — друг детей. Сколько «Маяковских» входит в жизнь школьника на од ном только уроке, и ни один из них не существует в ней отдель но. Показать прежде всего Мая ковского — человека — такую цель поставила перед собой Лю бовь Ивановна. И цель достигну та. Любовь Ивановна идет верным путем. Показать поэта издали, из глубины его личности, с позиций его современников, с точек зре ния его врагов. Как радуется мнекия и собственной искорки в душе. А мнение определяется зна нием. Искорка не гаснет, когда не гаснет чувство. Вот этому и пос- „ вящены уроки Любови Ивановны класс, когда строки Кассиля пока- Красновой^ опытного литератора зывают победу Маяковского над ^„1 зрительным залом, как замирает, когда кажется, — будет пораже- д накапливается гопами и ние! Живой Маяковский сам за- накапливается, у Любо- воевывал молодежь, брал на свою ’ивановны хранится. В одном сторону. Маяковскому, который ,„ня*пв есть гопа цветастых был „а уроке, помогла Л»бо .ь * „ » о , . С ^ " к а ” . ™ Ивановна интонацией, умелой ^ ..^лько с эстетической тактикой педагога, роеи любовью Поговоришь с Любовью к поэту, без которой, может быть, Ивановной - ясно с не было бы п ел я го ги ч р с к ой Vпачи Ивановной — ясно станет, чтоназ- ”^Н^еГ° ^«жиГгГ^“Х я г = ” ’ ...... —куда шире. Каждый школьник «привести» на урок было непросто. „ завоевал Д®^зет такую подборку, ищет к Последний этап урока его окончательно. —Есть у Маяковского стихотво рение, которое так и называется —«Любовь». Вы знаете подробно сти биографии поэта, и произведе ние поможет вам правильно понять еще многое, — говорит ученикам Л. И. Краснова. И звучат — «Любовь», «Мару ся отравилась», «Вузовец», от клик газеты на «Вузовца», «Сек рет молодости». Многое ребятам уже известно, многое входит в их души впервые, но уже накрепко. Именно поэтому последний вывод делает класс; —Комсомольцам надо видеть, что плохо в их семье, в их обще стве, видеть и предупреждать. Равнодушие — враг куда более ней иллюстрации, рисует сам, да же сочиняет сам, ищет—любимо го поэта, зарубежных авторов, поэтов — современников, земля ков. Куча подборок посвящена од ной теме — «Мать». И разве не поможет, не настроит эмоциональ но старшеклассников этот труд перед тем, как они раскроют за мечательное произведение Горько го? Пример с подборками не един ственный, но важно — о чем о.ч говорит. Еще об одном творчес ком методе преподавателя — та кой работе над темой, которая на чинается еще задолго до встречи с изучаемым произведением. За окном мечутся холодные те ни голых деревьев. Но солнце страшный, чем враг в привычном уже поднялось высоко над ними и смысле слова. свободно, хотя с усталой медли- „ тельностью, заглядывает в класс. Потопом Сейчас прозвенит звонок с урока, этом встреча с Маяковским за труд, за творчество, о котором также можно сказать словами Маяковского: «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словес ной руды». Урок — тоже «добы ча радия», к которому учитель мо жет добавить в конце только ра не кончится для ребят. Факульта-^ тивы, продолжившие эту тему,^ книги Шкловского о его творчест ве, споры на переменах, на дру гих уроках, гДе обязательно будут ж е т д о о а в и 1 ь в кон ц е ш л ь к о р а - сравниваться; Блок и Маяковский, достное: -Будьте молодыми! От д^^ая^овский и Чекмарев. Много от/лпл Г)1^0 001ТТО млхоиг. оопм/'ИТ * еще встреч будет у учеников. этого вся ваша жизнь зависит «Проживу без Маяковского» — и сегодня случается услышать. Любовь Ивановна ответила так; —Можно прожить без Маяков ского, без Блока... Нельзя прожить без умения мыс.тить, знания литературы и ис Кстати, о теме. В программе она сформулирована так: «Маяков ский о молодежи». Любовь Ива новна сформулировала ее по-свое му, откровенно, конкретно: «Мая ковский — молодежи». И верится: кусства, истории своего народа п ее десятиклассникам Маяковский уважения труда его гениев. принес немало. Для ее ребят поэ- Хочется еще добавить, что нель зя прожить также без личного А. ТАМБОВСКАЯ. —Мне хочется, чтобы кто-нибудь прочитал для всех «Левый марш» и высказал главную мысль — во имя чего оно написано,—об ращается Л. И. Краснова к классу. Класс думает. Фото Б. Гомонюка. „Мужественная профессия" в о ш л о в традицию проводить в нашем кинотеатре киновечера. Очередной такой вечер состоялся 14 января по кинофильму «Ин спектор уголовного розыска». С докладом «О роли и задачах отдела внутренних дел» выступил заместитель начальника отдела внутренних дел по политико-вос питательной работе капитан П. А. Сальников. Инспектор уголовного розыска Н. Г. Зайцев рассказал присутст вующим о трудной, мужественной и благородной работе сотрудни ков милиции. В своем выступлении инспектор детской комнаты милиции Р. М. Усович остановилась на вопросах. связанных с профилактической ра ботой по предотвращению детской преступности в городе и районе. А помощник .прокурора В. И. Ели сеев рассказал о буднях работни ков внутренних дел. С небольшим докладом о том, как районная комсомольская ор ганизация стоит на страже право порядка, активно помогает со трудникам милиции, выступил второй секретарь горкома ВЛК.СМ Михаил Железниченко. В заключение киновечера участ никам был показан художествен ный фильм «Инспектор уголовно го розыска». В. МАТЮХИН, директор кинотеатра «Дон». ИТАК, первый тур розыгрыша приза районной газеты «Заветы Ильича» прошел. С некоторыми организационными неувязками, но прошел. Внесены коррективы в состав участников турнира. Настоятельно просили включить в розыгрыш команды совхоза имени Куйбышева, Березовской средней школы, ГПТУ-22. Эти просьбы были удовлетворены, но на соревнования команды не при были. Решение судейской коллегии жесткое, но справедливое: с со ревнований недисциплинирован ных снять. Здесь же, перед ту ром, пришлось вновь проводить жеребьевку. И борьба за почет ный приз началась на двадцати досках. Первой закончилась партия на первой доске между Н. Н. Пере- НА ПРИЗ ГАЗЕТЫ «ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА» ВСЕ ЕСТАЕТ НА СВОИ МЕСТА \Л о к а З { ц ^ а е ^ 20 ЯНВАРЯ. ПЕРВАЯ ПРО ГРАММА. 9.30 — Программа передач. 9.35 — Новости. 9.45 —Для школьников. «Пионерия на марше» .10.15 — «Малень кие трагедии». Фильм - спек такль. 11.30 — «Для блага народа». 12.00 — Концерт нз произведений М. Глинки в ис полнении оркестра русских на родных инструментов. 12.45 — «Наши соседи». Спектакль телевизионного театра ми ниатюр. 13.30 — «Вахта на Каме». Телевизионный фильм. 14.00 — Новости. 16.55—Про грамма передач. 17.00 — Для школьников. 18.00 — Новости. 18.10 — Концерт мастеров ис кусств. 19.00 — «Ленинский университет миллионов». «Бе седы р партии». «XXIV съезд КПСС о повышении роли проф союзов». 19.30 — «Старая, ста рая сказка». Художественный фн.чьм. 21.00 — «Время». 21.30 — Авторский концерт компози тора А. Г. Новикова. 23.35 — Новости. Программа передач. 21 ЯНВАРЯ. ПЕРВАЯ ПРО- ГРАЛША. 9.30 — Программа передач. 9.35 — Новости. 9.40 — Для детей. «Дружные ребя та». 10.10 — «Всадники рево люции». Художественный фильм. 11.50 — «Пятилетка. Год второй». Телевизионный очерк о коллективе Мытищин ского машино - строительного завода. 12.20 — П. Чайковский _ Шестая симфония. 13.10 — Новости. 17Д5 — Программа передач. 17.30 — Для детей. «Умелые руки». 18.00 — Ново сти. 18.10 — «Товарищ песня». 18.50 — «Мир социализма». 19.20 — «Сердце матери». Ху дожественный фильм. 21.00 — «Время». 21.30 — «Рассказы о театре». 22.35 — Симфониче ский концерт. 23.10 — Спор тивный дневник. 23.30 — Ново сти. Программа передач. сыпкиным (Воскресенская школа) и В. С, Арепьевым (завод ЖБИ-6). Капитам воскресенцев по пра вильному руслу направил свое чувство недовольства задержкой игры, он действовал активно н выиграл довольно убедительно. Не отстали от старшего и другие предст.авители сельской школы. Общий счет встречи 4:1 в их пользу. А мы знаем, что завод ские шахматисты у нас в городе не последние. К слову, каждый раз приходится радоваться дисциплинированности воскре сенцев. В турнире участвуют они третий раз, живут за 35 километ ров, а ни одного срыва, опозда ния не допустили. Пример, до стойный похвалы, А позже всех закончилась партия на третьей доске во встрече представителей «Хими ка-1» В. В. Ермакова и «Хими ка-2» А. Н. Рулева, причем про^ тивники поделили очко. А общий счет встречи с перевесом в одно очко 8 пользу первой команды химзавода. В прошлом году за досками мы видели двух Евдокимовых —отца и сына. А сегодня играют уже трое Евдокимовых: прибави.рэсь еще и дочь. Правда, Евдокимов младший играет за среднюю школу № 1, которая выиграла первый отборочный этап среди средних школ. Школьники высту пали против коллектива управле ния сельского хозяйства н смогли взять у соперника только одно оч- ко , 1411 Во встрече доломитчиков и стрюителей зарегистрирован счет 3:2 в пользу первых. Таким образом, после первого тура наибольшее количество оч ков имеют шахматисты сельх<ц|с управления и Воскресенской сред ней школы. Следующий тур — в субботу, 22 января. Он начнется в 17 ча сов в малом зале районного Д о ма культуры. Во втором туре встречаются; заводская команда «Химик-2» —управление сельско го хозяйства, доломитовый ком бинат — «Химик-1», завод ЖБИ-6 — е м у , средняя школа № 1 — Воскресенская средняя школа. И. ЗАЙЦЕВ, главный судья соревнований. К И Н О Кинотеатр «ДОН» с 21 января — художественный фильм в двух сериях «Миссия в Кабуле». Начало в 16.00, 18.30, 21.00. Редактор А. ВОЛОДЬКИН. РО «Сельхо31ехника» приглаша ет на работу токарей, сварщиков, слесарей, сантехника, тракторис тов, шоферов, грузчиков, техни ков - механиков. 'I Газета «Заветы Ильича» выходит три раза в неделю: по вторникам, четвергам, субботам АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Данков, ул. Урицкого, 6. Телефоны: редактора — 0-56, зам. редактора ответственного секретаря—0-58, отдела экономики сельского хозяйства—0-57. отдела писем — 0-58, бухгалтерии — 0-16. ______________________________________ 0-16, Заказ № 26 Данковская типография, Липецкого управления по печати Тираж 8.168 экз,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz