Заветы Ильича. 1972 г. (г. Данков)
ЗАВЕТЫ ЙЛЬИЧА ;18 марта 1972 г. № 34 (5465)' РАБОТА С ДЕТЬМИ-РАБОТА ТВОРЧЕСКАЯ Недавно в Доме культуры совхоза имени Ленина состоя лась конференция отцов. Док лад на тему «Роль отцов в воспитании детей» сделала завуч Баловневской средней школы Антонина Ивановна Зе- нина. Ниже публикуем краткое содержание доклада и выступ лений родителей. С КОНФЕРЕНЦИИ ОТЦОВ В СОВХОЗЕ ИМЕНИ ЛЕНИНА —Формирование нового челове ка, как было подчеркнуто на XXIV съезде КПСС, —. одна из главных задач партии в коммунистическом строительстве, — сказала А. И. Зенияа. — Эта великая цель име ет самое прямое отношение ко всем гражданам Советского Сою- юза. В большинстве семей сейчас се туют на то, что воспитывать де тей становится все сложнее. Отцы и матери, вспоминая свое детство, юность военных и послевоенных лет, делают поспешный вывод: мол, их родителям воспитание больших хлопот не доставляло. Так ли это? В то тяжелое для нашей страны время, дети, дейст вительно, рано становились взрослыми. Труд—лучший воспи татель — был единственным, е с т е с т в е н н ы м спут ником жизни детей. Отцы воспи тывали своих сыновей и дочерей письмами с фронта, рассказами о мужестве, храбрости, беззаветной преданности Родине, а матери — самой жизнью, полной лишений *и тревог. И вот теперь, продолжала А. И. Зенииа, когда трагические послед ствия войны забываются, и жизнь с каждым днем становится богаче, родителей все больше продолжа ют тревожить дети. И это законо мерно. Чем выше материальный уровень семьи, тем сложнее про цесс воспитания. Главную опас ность в воспитании представляет не отсутствие чего-то, а, наоборот, пресыщение чем-то. Блага, кото-' рые человек, особенно юный, по лучает без особых усилий и тру да, не формируют трудолюбие, во лю, активный характер. Воспитать не избалованных удовольствиями прожигателей жизни, а людей с высоким чувст вом ответственности и долга перед обществом — вот главная задача родителей. Мы с гордостью можем назвать отцов, правильно воспи тывающих детей. Это Александр Иванович Агеев, Даниил Василье вич Строгий, Иван Ильич Гаври лин, Михаил Федорович Шумилин, Владимир Афанасьевич Хробостов и многие другие. Сила отцовской любви укрепля ет родительскую власть, но в то же время может подтачивать, под черкнула А. И. Зенина. Некоторые отцы думают так: «Наши детские годы были полны лишений, так пусть теперь детство детей будет безоблачным, счастливым». Отцы задаривают ребенка игрушками, потакают капризам. Постепенно он превращается в маленького ку мира, который повелевает взрос лыми. Лет до десяти маленькое существо забавляет отца. Но ре бенок растет, ему нужны уже не игрушки, а другие вещи: часы, модное пальто, велосипед, деньги и т. д. Его не интересует матери альное положение семьи. Теперь каждое требование сына или до чери начинает тяготить отца, он начинает обвинять его или ее в черствости, жестокости, но это только первые шаги неправильно го ш)оявления родительской люб ви. Самые тяжелые раны нанесут- ся не только отцу, но и матери по том, на старости лет, когда им не найдется места ни в сердце, ни в доме взрослых детей. Горькие плоды неразумной любви пожина ют не только отец или мать. Че ловек, которого учили лишь брать от других, ничего не давая вза мен, вряд ли сможет быть чутким, верным, бескорыстным другом, хо рошим товарищем в коллективе, достойным гражданином своей Родины. Он всегда, при всех об стоятельствах думает прежде все го о себе, о своих желаниях и удобствах. Но еще чаще встают дети на кривую дорогу жизни, вырастают с надломом в характере по вине тех отцов, которые совершенно не интересуются жизнью детей, продолжала она. Плохие ^ | ш - » у | л д л » у 2 у | | < как они наносят огромный ущерб делу воспитания. Негласная ста тистика учителей гласит, что са мый большой процент школьников умственно отсталых, недисципли нированных, безнадзорных, запу ганных, совершающих хулиган ские поступки, составляют дети отцов-алкоголиков. Отец — пья ница! С нашей точки зрения—это преступник, отравляющий страш ным ядом душу своих детей. Вот что рассказал мне один старшеклассник: «Кончилось мое детство тогда, когда понял, что я сын отца, которого не считают че ловеком, сын пьяницы. И мне очень стыдно, когда отец или ва ляется в луже, НЛП увеселяет дру гих, или клянчит деньги на вод ку». Все это очень больно бьет по детскому самолюбию. Есть еще одна категория плохих отцов, которые оставляют своих детей ради новой любви, сказала А. И. Зешша. Уход отца из семьи —всегда тяжелая душевная трав ма для детей. Тоска по близкому, любимому человеку, оскорбленное самолюбие, пувть ложный, но стыд перед окружающими за то, что брошен, как вещь, которая оказалась не нужной, изменение материального положения — та кие сильные, не детские пережива ния вызывают самую различную реакцию у школьников: одни за- мькаются в себе, другие ожесточа ются, третьи — бросают учебу. Трудно бывает им, трудно бывает с ними: в характере детей, оби женных и оскорбленных самым близким, родным человеком, по являются подозрительность, гру бость, мстительность, черствость, лживость, часто они теряют веру в людей, в самих себя, в настоя щую, глубокую, верную любовь. Неблагополучно обстоит дело с воспитанием и в тех семьях, где отцы просто-напросто не вникают в воспитание детей. Они предпо читают часами сидеть за шахмат ной доской, стучать в домино с приятелями, а чтобы уделить хотя бы часок ребенку—на это у них не хватает терпения. Они считают, что раз их дети сыты, обуты, оде ты, получают образование,—зна чит отцовская миссия исчерпана. Теперь, когда почти все жен щины работают, мужья не долж ны забывать, что после работы у жены начинается второй рабочий день: магазины, стирка, обед, уборка, шитье и т. д. В состоянии ли физически уставшая мать спра виться со всем этим хозяйством? Нет. А отдельные мужчины счи тают домашний труд—зазорным. Если женщины сумели овладеть сложными профессиями врачей, космонавтов, инженеров, то муж чины, конечно, справятся при же лании с нехитрыми домашними делами. А выиграет от этого вся семья. Кроме того, продолжала док ладчик, справедливое товарищест во в семейном труде дает воз можность матерям вместе с отца ми организовать правильно досуг детей. И не случайно дети из та ких семей говорят: «А нам ску чать некогда. И самое интересное время, когда рядом папа и мама». Без умения внимательно вгля дываться в поведение детей, под черкнула А. И. Зенина, трудно ра зобраться в мотивах того или ино го поступка ребенка, правильно реагировать. Приведу такой при мер. Родителю П. и учителя и со-, седи, и знакомые не раз говорили, что его сын говорит неправду, хит рит, любит сваливать свою вину на другого. Уважаемый папа, вместо того, чтобы приглядеться к поведению мальчика, обиделся, поссорился в школе .р директором, учителями, с возмущением расска зывает всюду о «несправедливых нападках» на сына. Такая отцов ская «поддержка» оказывает са мую плохую услугу его сыну. Пе дагогическая наблюдательность — это не подозрительность и слежка, а потребность повнимательнее присмотреться к р е б е н к у , его поведению, мыслям и поступ кам, объективное, доброжелатель ное стремление понять их. Наблюдаются и такие случаи, когда родители не проявляют должного такта к своему ребенку. Как-то мне пришлось наблюдать, как трвнадцатилетвяя Вера, помо гая матери по-хозяйству, нечаян но разбила вазу. —Ой, что я наделала?!—с ужа сом воскликнула девочка. Отец, стоявший неподалеку, с издевкой и радражением сказал: —Чем держала?! Эх ты, растя па! Девочка со слезами убежала из комнаты. Пожалуй, чаще всего это слу чается не только потому, что взрослые не осознают, какой вред приносит их грубость здоровью и воспитанию характера ребенка, а и потому, что у этих горе-пап нет выдержки, поэтому бестактное слово становится безобразной, привычной манерой учить детей уму-разуму. Слишком частой при чиной бестактного поведения взрослых бывает плохое настрое ние отца или матери. Какие-то не приятности на работе, с кем - то повздорили, что-то болит—и дур ное расположение духа срывается на детях. Отцу всегда надо видеть в сво ем ребенке хорошее и опираться на это, сказала в заключение А. И. Зенина. Великий немецкий поэт Гете писал: «Обращаясь с ближ ними так, как они того заслужива ют, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше». Каждый педагог, каждый отец должны помнить, что работа с детьми творческая, работа в выс шей степени партийная и патрио тическая. Внимательно слушали участни ки конференции выступление Н. С. Россихина: —Скажите, ребенок вас не об манывал? — с таким вопросом часто обращаются к педагогам родители. К сожалению, чаще всего взрос лые задумываются над этой пе дагогической проблемой, когда уже не раз пришлось столкнуться с ней. Учителя в таких случаях совету ют родителям проанализировать, вдуматься, увидеть те ошибки в семейных взаимоотношениях, ко торые способствовали зарождению этого плохого качества у детей. Бывает п такое: когда закрылась дверь за классным руководите лем, побледневшая мать, в изне можении опустилась на стул. То, что она услышала о своем сыне, потрясло ее. «Как он мог лгать матери, не сказать, что у него пло хие отметки по трем предметам, подделать ее подпись в дневнике, \ молчать о том, что уже третий раз вызывают родителей в школу, кто его учит обманывать?—в ко торый раз спрашивала она себя. Но еще больше беспокоило, даже страшило женщину, что обо всем этом узнает отец. —Что мы скажем отцу? Ведь он изобьет тебя! — истерично крича ла она. И вот «выход» найден. —Ладно, — смягчается мать,— на этот раз я не покажу отцу твой дневник и не скажу, что приходил учитель. Но ты исправь эти двой ки. И чтобы больше никогда не повторялось! Понял? Сын, конечно, понял, что если мать обманывает отца, то ои мо жет продолжать обманывать ро дителей и учителей. Однако дети не всегда говорят правду, подчеркнул далее Н. С. Россихин, и в таких семьях, где родители не дают подобных «уро ков лжи». В чем же дело тогда? Какие причины могут порождать детскую ложь? Оказывается, их немало. Например, дети лгут, ког да им бывает стыдно. Часто на путь хитрости и обмана детей тот- кает лень, желание избежать лиш него усилия. Между тем, если ро дители наблюдательны, то они первыми в самом зародыше заме чают такие «слабинки», червоточи ны в характере сына или дочери. Отдельные словечки, реплики, не которые посту'пки детей, кажущие ся на первый взгляд забавными, наивными, проливают часто свет на те неприятные интриги в поведе нии ребенка, которые и могут быть предвестниками лживого характе ра, если на них своевременно не обратить внимание. Поэтому, иногда в семье замечаешь, что де ти при всяком удобном случае избегают трудностей, или проявля ют болезненную жадность к иг рушкам, вещам, деньгам, или, на оборот, бывают слишком расточи тельны, не бережливы, или неред ко заявляют о каких-либо своих желаниях, превышающих матери альные возможности, — такое должно насторожить старших. Взрослые должны с самого ранне го возраста начинать воспитывать у своих детей умение противо стоять своим слабостям, воспиты вать выдержку, упорство, само обладание, дисциплинированность, используя для этого самые разно образные педагогические средст ва. —Наказание — дело тонкое, сложное, — сказал в своем вы ступлении Д. В. Строгий.—К со- жа.чению, во многих семьях дейст вуют иначе. Не выяснив причину нехорошего поступка ребенка, на чинают его клеймить позором, унижать, оскорблять. В доме по являются замки, которые все вре мя напоминают провинившимся о недоверии взрослых. А без доверия к человеку невозможно добиться успеха в воспитании. —Воспитывать детей надо лич ным примером, — заявил в своем выступлении секретарь парткома совхоза А. А. Сальников. «Ворча нием наскучишь, примером на учишь», «Добрый пример—лучше ста слов». Так мудрые народные изречения выражают большую пе дагогическую правду, ибо они — плод многолетних, многовековых наблюдений и обобщений. «Иди осторожно, как я, выбирай доро гу», — говорит отец сыну. И тут же с умилением наблюдает, как старается малыш поставить свои маленькие ботинки на его боль шие следы. «Вытирай тарелки, как я» — просит мама, и ма.ленькая девочка начинает следовать доб рому примеру. «Посмотри, Катя, как всегда Лена аккуратно скла дывает в портфель тетради и книжки. Попробуй и ты так же», —говорит учительница, и Катя на чинает наводить такой же поря док, как у Лены, копируя даже цвет оберточной бумаги па учеб никах. Понаблюдайте за детьми, и вы увидите в их играх многое из ок ружающей жизни, увидите, как . великолепно подражают они взрослым, их поведению, разгово рам. Для подражания важными являются три условия. Во-первых, любовь, к человеку, которому они хотят подражать. Во-вторых, пре восходство опыта, знаний, умений у того, с кого они хотят брать пример. В третьих, привлекатель ность и доступность того, что они будут копировать. Педагогический союз классного руководителя и родителей—могу чая воспитательная сила. Под та ким девизом прошла очень полез ная конференция, избран совет отцов. После 'Официальной части, уча щиеся девятых и десятых клас сов открыли двери занимательно го клуба Веселых и Находчивых, где показали участникам конфе ренции содержательные юморис тические номера. ДВА ПИСЬМА НА ОДНУ ТЕМУ СОБЛЮДАЙТЕ ГРАФИК В селе Инихово нет службы быта. По графику к нам регу лярно должна приезжать авто машина комбината бытового обслуживания населения с комплексной бригадой, которой можно было сделать заказ на пошив, ремонт и т. п., отре монтировать телевизор. Однако за весь минувший год автома шина была у нас всего один раз и в этом—тоже один раз. Дирекции комбината следует соблюдать график выезда комплексных бригад в отдален ные населенные пункты, где отсутствует служба быта на месте. М. ФЕДОСОВА, депутат райсовета. БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ КБО. Были случаи, когда мно го телевизоров у населения выходило из строя. Срочно тре бовался телемастер, но автома шина КБО приезжает очень редко. И когда приезжает, то специалисты почему-то ремон тируют не все телевизоры. На К ПРОСЬБАМ На территории нашего сель совета нет комплексного при емного пункта КБО. Поэтому исполком поручил бухгалтеру сельсовета записывать нужды населения и сообщать о них в запросы и нужды населения надо реагировать быстрее и .. более внимательно. ч; Н. МОЛЧАНОВА, председатель исполкома Орловского сельского Совета. Вячеслав Попов свою трудо вую деятельность на химическом заводе начинал с ученика аппа ратчика. Не сразу к нему пришло настоя щее мастерство. Постепенно Вя чеслав овладел всеми секретами профессии. Вскоре стал аппарат чиком, затем его выдвинули на должность мастера производства. Сейчас Вячеслав Александро вич работает бригадиром аппа ратчиков в четвертом цехе. В 1970 году стал коммунистом. Он актив ный рационализатор. Фотогр#^ фию В. А. Попова дважды поме щали на заводскую Доску Поче та. НА СНИМКЕ; В. А. Попов. Фото Б. Гомонюка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz