Заветы Ильича. 1972 г. (г. Данков)
ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА 2 марта 1972 г. № 27 (5458) КАЖДОМУ ШКОЛЬНИКУ - ГЛУБОКИЕ ИПРОЧНЫЕ ЗНАНИЯ —Я НЕ БУДУ долго говорить о прой денной теме. Только спрошу вас; какую роль играют органические вещества в жизни растения?.. Правильно. Они дают жизнь молодым побегам. Сегодня будем изучать однолетние, двухлетние и много летние побеги. Цель нашего урока — выяснить, почему они так называются. У вас через парту лежат клубни и лукови цы. Наклонитесь, пожалуйста, посмотри те на них. Здесь, в кабинете биологии, в окруже нии плакатов и гербариев, цветного глобуса и белых рисунков на доске, еще стоит перед глазами, как задержавший ся кинокадр, зимнее поле. По этому по лю каждый день ходят в Березовскую среднюю школу мальчишки и девчонки из окрестных сел. Зашепчут скоро ручьи в оврагах, растает снег, начнутся выстрелы почек — тех самых, о кото рых рассказывает на уроке Елена Ва лерьяновна Демина. Весной сегодняшние пятиклассники отложат на время учеб ники, возьмут лопаты и выйдут на школьный производственный участок. На этом черноземном островке березовские школьники делают пер вые настоящие шаги к земле, на которой родились и жили их матери и деды. Шаги — незримые, негромкие, но такие, от которых у кого-то из ребят будет за висеть выбор жизненного пути . Рада будет земля, рады будут школа и Елена Валерьяновна, когда выпускники придут хозяевами в родное поле. Но это слу чится не сразу. Привязанность к родной земле подчас рассматривается как нечто врожденное. Но прошли те времена, когда земля бы ла единственным средством труда. Улег лось и волнение, испытываемое при виде первого трактора. В наши дни земля не может завоевывать людей легко и про- пойти ей навстречу, открыть ее возмож ности ей самой, а последнему нужны научные знания. Березовская школа накопила непло хой опыт профориентации. Год назад успехи юных картофелеводов вышли на первое место в стране. На протяжении ^ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И УРОК ПРИВЯЗАННОСТЬ К РОДНОЙ ЗЕМЛЕ трех лет школьная производственная бригада занимает первое место в райо не. Не случаен этот успех. Урок ботани ки—вот теоретическая база, основа, на которой растет интерес школьников к родной земле, стремление -ее преобра жать. Пять лет работает в Березовке препо давателем биологии Елена Валерьянов на Демина. После биохимфака в Мичу ринском пединституте поступила на фа культет дошкольной педагогики — в Ор ловский. Каждый день, каждый час ее —прямо или косвенно — связан с люби мой профессией. Книги, журналы, мысль —ее постоянные спутники. На уроке Елены Валерьяновны прият но бывать во второй раз, в третий. Она умеет заинтересовать ребят, преподнести теорию в п о и с к е , в движе нии, в единстве с практикой. Педагоги ческий такт, творческий подход к каждо му моменту урока, хорошее знание мето дики своего предмета помогают ей выб рать правильный путь. Поэтому харак- сто. Чтоб она позвала, нужно самому терное для ее уроков разнообразие на глядного материала не угрожает «плава нием по поверхности». У Елены Валерья новны строгий отбор средств — она зна ет, что и зачем ей нужно. —Почему живуч пырей?.. Откуда взял ся крахмал?... Какие луковичные расте ния вы еще знаете? Елена Валерьяновна не преподносит новое готовым. На ее уроке надо непре менно искать, мыслить. Это ее живой отклик на недавно прозвучавший призыв московских учителей начать большой поход за глубокие и прочные знания— за то, чтобы дети активно мыслили, чтоб учить их «учиться». Органически связаны у Елены Валерь яновны строки из учебника и экскурсы в память, схема на доске и рисунок в альбоме. И когда она говорит: «Это нар цисс, а ьдт это уже известные вам Цве ты»,—в классе рсздаются радостные го лоса: —Амарилис! Он так красиво г прош лом году цвел у нас в кабинете. Нельзя сказать заранее, кто из нынеш них питомцев Елены Валерьяновны свя жет себя с землей навсегда, кто оправ дает на деле слова, звучавшие на отчет но-выборной районной комсомольской конференции; «Необходима самая тща тельная работа по профориентации школьников. Надо быть патриотом зем ли, что тебя вскормила». Володя Брусникин и Ира Белячкова, Тоня Воробьева и Галя Лапушкина... Они, как молодые побеги, подрастают, тянутся к солнцу—к знаниям на уроках боташгки. Плоды будут потом, когда растает в поле снег, когда заветная вес на заставит каждого выбрать свою большую дорогу. Верится; у кого-то из этих ребят она проляжет через зндкомое поле. А пока земля спит—в тихом клас се светятся страницы гербариев и на раз резе оттаявшего клубня проглядывают смутные следы будущих почек. А. ТАМБОВСКАЯ. I ■ Пионеры 6-в класса первой средней школы очень уважают свою одноклассницу Наташу Гридчину. Наташа отлично учится и всегда впе реди в общественной работе. Она — член ред коллегии стенгазеты, участница рейдовой бригады, которая посещает отстающих ребят на дому, конт ролирует их режим, помогает выполнять домаш ние задания, проводит беседы с родителями. На таша очень любит математику и физику и умело помогает товарищам изучать эти предметы. ПА СНИМКЕ : пионерка Наташа Гридчина. ********** НА п е рвой ПЛАНЕ в АВГУСТЕ прошлого года на заседании педсовета наш коллек тив решил работать над активиза цией познавательной деятельности учащихся на уроках и воспитани ем учащихся на революционной деятельности В. И. Ленина, бое вых и трудовых традициях совет ского народа. Учителя с большой энергией взялись за решение этих проблем. Коммунисты школы организовали шефство над неуспевающими, сле дят за выполнением ими режима дня, занимаются проверкой каче ства подготовки домашних зада ний. Оживил работу учебный сектор, который систематически проводит . рейды по классам. Результаты уже очевидны: если в прошлом учебном году успеваемость соста вила 97,2, то в этом году — 97,8, (по результатам первого полуго дия). Прекратились грубые нару шения дисциплины. Опытные учителя 3. И. Голова чева, В. И. Авдонина, Н. С. Воро нова, Л. Н. Попова. П. Г. Тана- ныхин, Т. Г. Деханова помогают молодым педагогам в вопросах педагогики и психологии. Была проведена конференция по активизации познавательной деятельности, на которой выступи ли Т. Г. Деханова, 3. В. Кожемя кина, А. С, Пашенцева. Прошли педагогические чтения. 16 января обсудили на заседа нии педсовета обращение москов ских учителей «Школьнику—проч ные знания» и решили усилить свою работу под лозунгами; «Всем классом в следующий класс!», «Ни о.чного отстающего рядом!». В школе оборудован методиче ский кабинет. Очень много труда отдали ему учителя рисования и черчения А. В. Филатов, труда К, В. Мизеров, Ю, М. Мол чанов, физкультуры Ю. П. Чер ных и пения А, А, Жданов. Об новлены все кабинеты, проведен смотр их, определены места. В январе приезжала к нам де легация Липецкой научно-практи ческой конференции по активиза ции познавательной деятельности школьников. Ее делегаты посетили у нас !6 уроков. Всеми остались довольны. А. НИКОЛАШКИН. Четвертая средняя школа. ' В Липецке состоялась област ная научно - практическая конфе ренция по развитию познаватель ной активности школьников. В ее работе приняли участие учителя Орловской, Курской, Тамбовской и других областей, научные работ ники Института общей и педаго гической психологии АПН СССР, НИИ содержания и методов обу чения АПН СССР, преподаватели Липецкого пединститута. В первый день работы были за слушаны доклады И. А. Понома рева — заведующего облоно «О состоянии учебно - воспитательно го процесса и повышении ёго эф фективности в связи с переходом на новые программы», Л. В. Тодо- рова — старшего научного сот рудника НИИ содержания и мето дов обучения АПН СССР—«Раз витие познавательной активности учащихся средней школы», А. В. Муравьева — и. о. профессора ка федры физики ЛГПИ — «Формы и методы развития познаватель ной активности учащихся», И. С. Якиманской — старшего научного сотрудника института общей и пе дагогической психологии АПН СССР, кандидата психологичес ких новы развития познавательной ак тивности учащихся». В своем докладе заведующий облоно И. А. Пономарев отметил хорошую работу учительницы средней школы № 4 нашего горо да В. И. Авдониной, учителя сред ней школы № 2 Ф. К. Усачева. Эти Н а у ч н о ^ прантичесная ионференция учителя стремятся вооружить школьников передовыми знания ми, творчески подходят к труду учащихся, осуществляют межпред метные связи и связь обучения с жизнью. ВСТРЕЧА еОРДЕНОНвСЦАМИ полдень. На второй день работы делега ты посещали уроки лучших учи телей области в школах Липецка, Ельца, Данкова, Лебедяни и дру гих городов и районов. На пятый день конференция наук, — «Психологические ос- продолжила свою работу в пед- институте. Это была секционная работа. Перед учителями матема тики, русского языка, физики, хи мии, истории выступили с докла дами лучшие учителя об.тасти и научные сотрудники институтов. Так, учительница Данковской первой средней школы С. И. Зай цева выступила перед учителями .математики с докладом «Подго товка учащихся к восприятию но вого материала», учитель физики средней школы № 2 нашего горо да Ф. К. Усачев—с докладом «Раз витие познавательной деятельнос ти учащихся в процессе решения задач». Конференция разработала реко мендации по развитию познава тельной активности учащихся. Они отмечают, что дальнейшее со вершенствование учебно - воспи тательного процесса является од ной из главных задач, поставлен ных XXIV съездом КПСС. Прошедшая конференция — но вый щаг наших учителей по пути передового опыта. Н. ФЕДЯНИН, Березовская средняя школа. Комсомол — старший брат пионерии. Этот за кон дружбы прочно вошел в жизнь молодежи доломитового комбината и ребят пятой средней школы. Комсомольская организация комбината шефствует над этой школой. К пионерам пришли лучшие рабочие, передовики соревнования. На снимке вы видите вожатого — производст венника Александра Панина в кругу своих млад ших друзей за подготовкой к игре «Зарница». Александр работает помощником машиниста экскаватора, активный комсомолец. Морозный .солнечный „и. По хрустящей заснеженной тро пинке, ведущей к школе, идут лю ди двух разных поколений—пионе ры 6-6 класса, отряда имени геро ев - панфиловцев. Сегодня у ре бят интересное мероприятие: встреча с орденоносцами Молча новыми Михаилом Владимирови чем и Агнией Михайловной, быв шими учителями Ягодновской школы. Михаил Владимирович и Агния Михайловна вошли в класс, и не вольно вспомнилось прошлое; как они ежедневно, в течение 46 лет, входили в классы, где их привет ливо встречали веселые лица ре- 1 бятишек, которые каждый день ' смотрели на них вот так же, как смотрят сегодня эти шестикласс ники. Ребята с нетерпением ждали ин тересных рассказов учителей, учи телей их мам, пап и даже бабу шек и дедушек. Первым выступил Михаил Вла димирович. Он рассказал ребятам о нелегкой жизни людей села Ягодного до революции, рас сказал о том, какое Ягод ное было раньше, какая была шко ла в старое время и сравнил все теперешней жизнью. Рассказал о себе. Михаил Владимирович начал свою трудовую деятельность в !9!2 году. Сначала работал дирек тором Телепневской школы, а за тем его перевели в Ягодновскую, где работал директором до 1959 года. Агния Михайловна рассказала ребятам о том, какое значение в жизни человека имеет изучение иностранного языка. Сама она преподавала немецкий язык. На г(зуди Михаила Владимиро вича и Агнии Михайловны сияют орден Ленина и медаль, которыми они были награждены за долго летнюю отличную работу. Почти полвека эти люди отдали себя де тям, на их обучение и воспитание. Сколько поколений сменилось при этом! В конце встречи Михаил Влади-'А» мирович и Агния Михайловна по желали ребятам, чтобы они хоро шо учились и успешно перешли в 7-6 класс. В. ДЫМОВА, Ягодновская средняя школа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz