Заветы Ильича. 1972 г. (г. Данков)

Заветы Ильича. 1972 г. (г. Данков)

ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА 2 марта 1972 г. № 27 (5458) КАЖДОМУ ШКОЛЬНИКУ - ГЛУБОКИЕ ИПРОЧНЫЕ ЗНАНИЯ —Я НЕ БУДУ долго говорить о прой­ денной теме. Только спрошу вас; какую роль играют органические вещества в жизни растения?.. Правильно. Они дают жизнь молодым побегам. Сегодня будем изучать однолетние, двухлетние и много­ летние побеги. Цель нашего урока — выяснить, почему они так называются. У вас через парту лежат клубни и лукови­ цы. Наклонитесь, пожалуйста, посмотри­ те на них. Здесь, в кабинете биологии, в окруже­ нии плакатов и гербариев, цветного глобуса и белых рисунков на доске, еще стоит перед глазами, как задержавший­ ся кинокадр, зимнее поле. По этому по­ лю каждый день ходят в Березовскую среднюю школу мальчишки и девчонки из окрестных сел. Зашепчут скоро ручьи в оврагах, растает снег, начнутся выстрелы почек — тех самых, о кото­ рых рассказывает на уроке Елена Ва­ лерьяновна Демина. Весной сегодняшние пятиклассники отложат на время учеб­ ники, возьмут лопаты и выйдут на школьный производственный участок. На этом черноземном островке березовские школьники делают пер­ вые настоящие шаги к земле, на которой родились и жили их матери и деды. Шаги — незримые, негромкие, но такие, от которых у кого-то из ребят будет за­ висеть выбор жизненного пути . Рада будет земля, рады будут школа и Елена Валерьяновна, когда выпускники придут хозяевами в родное поле. Но это слу­ чится не сразу. Привязанность к родной земле подчас рассматривается как нечто врожденное. Но прошли те времена, когда земля бы­ ла единственным средством труда. Улег­ лось и волнение, испытываемое при виде первого трактора. В наши дни земля не может завоевывать людей легко и про- пойти ей навстречу, открыть ее возмож­ ности ей самой, а последнему нужны научные знания. Березовская школа накопила непло­ хой опыт профориентации. Год назад успехи юных картофелеводов вышли на первое место в стране. На протяжении ^ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И УРОК ПРИВЯЗАННОСТЬ К РОДНОЙ ЗЕМЛЕ трех лет школьная производственная бригада занимает первое место в райо­ не. Не случаен этот успех. Урок ботани­ ки—вот теоретическая база, основа, на которой растет интерес школьников к родной земле, стремление -ее преобра­ жать. Пять лет работает в Березовке препо­ давателем биологии Елена Валерьянов­ на Демина. После биохимфака в Мичу­ ринском пединституте поступила на фа­ культет дошкольной педагогики — в Ор­ ловский. Каждый день, каждый час ее —прямо или косвенно — связан с люби­ мой профессией. Книги, журналы, мысль —ее постоянные спутники. На уроке Елены Валерьяновны прият­ но бывать во второй раз, в третий. Она умеет заинтересовать ребят, преподнести теорию в п о и с к е , в движе­ нии, в единстве с практикой. Педагоги­ ческий такт, творческий подход к каждо­ му моменту урока, хорошее знание мето­ дики своего предмета помогают ей выб­ рать правильный путь. Поэтому харак- сто. Чтоб она позвала, нужно самому терное для ее уроков разнообразие на­ глядного материала не угрожает «плава­ нием по поверхности». У Елены Валерья­ новны строгий отбор средств — она зна­ ет, что и зачем ей нужно. —Почему живуч пырей?.. Откуда взял­ ся крахмал?... Какие луковичные расте­ ния вы еще знаете? Елена Валерьяновна не преподносит новое готовым. На ее уроке надо непре­ менно искать, мыслить. Это ее живой отклик на недавно прозвучавший призыв московских учителей начать большой поход за глубокие и прочные знания— за то, чтобы дети активно мыслили, чтоб учить их «учиться». Органически связаны у Елены Валерь­ яновны строки из учебника и экскурсы в память, схема на доске и рисунок в альбоме. И когда она говорит: «Это нар­ цисс, а ьдт это уже известные вам Цве­ ты»,—в классе рсздаются радостные го­ лоса: —Амарилис! Он так красиво г прош­ лом году цвел у нас в кабинете. Нельзя сказать заранее, кто из нынеш­ них питомцев Елены Валерьяновны свя­ жет себя с землей навсегда, кто оправ­ дает на деле слова, звучавшие на отчет­ но-выборной районной комсомольской конференции; «Необходима самая тща­ тельная работа по профориентации школьников. Надо быть патриотом зем­ ли, что тебя вскормила». Володя Брусникин и Ира Белячкова, Тоня Воробьева и Галя Лапушкина... Они, как молодые побеги, подрастают, тянутся к солнцу—к знаниям на уроках боташгки. Плоды будут потом, когда растает в поле снег, когда заветная вес­ на заставит каждого выбрать свою большую дорогу. Верится; у кого-то из этих ребят она проляжет через зндкомое поле. А пока земля спит—в тихом клас­ се светятся страницы гербариев и на раз­ резе оттаявшего клубня проглядывают смутные следы будущих почек. А. ТАМБОВСКАЯ. I ■ Пионеры 6-в класса первой средней школы очень уважают свою одноклассницу Наташу Гридчину. Наташа отлично учится и всегда впе­ реди в общественной работе. Она — член ред­ коллегии стенгазеты, участница рейдовой бригады, которая посещает отстающих ребят на дому, конт­ ролирует их режим, помогает выполнять домаш­ ние задания, проводит беседы с родителями. На­ таша очень любит математику и физику и умело помогает товарищам изучать эти предметы. ПА СНИМКЕ : пионерка Наташа Гридчина. ********** НА п е рвой ПЛАНЕ в АВГУСТЕ прошлого года на заседании педсовета наш коллек­ тив решил работать над активиза­ цией познавательной деятельности учащихся на уроках и воспитани­ ем учащихся на революционной деятельности В. И. Ленина, бое­ вых и трудовых традициях совет­ ского народа. Учителя с большой энергией взялись за решение этих проблем. Коммунисты школы организовали шефство над неуспевающими, сле­ дят за выполнением ими режима дня, занимаются проверкой каче­ ства подготовки домашних зада­ ний. Оживил работу учебный сектор, который систематически проводит . рейды по классам. Результаты уже очевидны: если в прошлом учебном году успеваемость соста­ вила 97,2, то в этом году — 97,8, (по результатам первого полуго­ дия). Прекратились грубые нару­ шения дисциплины. Опытные учителя 3. И. Голова­ чева, В. И. Авдонина, Н. С. Воро­ нова, Л. Н. Попова. П. Г. Тана- ныхин, Т. Г. Деханова помогают молодым педагогам в вопросах педагогики и психологии. Была проведена конференция по активизации познавательной деятельности, на которой выступи­ ли Т. Г. Деханова, 3. В. Кожемя­ кина, А. С, Пашенцева. Прошли педагогические чтения. 16 января обсудили на заседа­ нии педсовета обращение москов­ ских учителей «Школьнику—проч­ ные знания» и решили усилить свою работу под лозунгами; «Всем классом в следующий класс!», «Ни о.чного отстающего рядом!». В школе оборудован методиче­ ский кабинет. Очень много труда отдали ему учителя рисования и черчения А. В. Филатов, труда К, В. Мизеров, Ю, М. Мол­ чанов, физкультуры Ю. П. Чер­ ных и пения А, А, Жданов. Об­ новлены все кабинеты, проведен смотр их, определены места. В январе приезжала к нам де­ легация Липецкой научно-практи­ ческой конференции по активиза­ ции познавательной деятельности школьников. Ее делегаты посетили у нас !6 уроков. Всеми остались довольны. А. НИКОЛАШКИН. Четвертая средняя школа. ' В Липецке состоялась област­ ная научно - практическая конфе­ ренция по развитию познаватель­ ной активности школьников. В ее работе приняли участие учителя Орловской, Курской, Тамбовской и других областей, научные работ­ ники Института общей и педаго­ гической психологии АПН СССР, НИИ содержания и методов обу­ чения АПН СССР, преподаватели Липецкого пединститута. В первый день работы были за­ слушаны доклады И. А. Понома­ рева — заведующего облоно «О состоянии учебно - воспитательно­ го процесса и повышении ёго эф­ фективности в связи с переходом на новые программы», Л. В. Тодо- рова — старшего научного сот­ рудника НИИ содержания и мето­ дов обучения АПН СССР—«Раз­ витие познавательной активности учащихся средней школы», А. В. Муравьева — и. о. профессора ка­ федры физики ЛГПИ — «Формы и методы развития познаватель­ ной активности учащихся», И. С. Якиманской — старшего научного сотрудника института общей и пе­ дагогической психологии АПН СССР, кандидата психологичес­ ких новы развития познавательной ак­ тивности учащихся». В своем докладе заведующий облоно И. А. Пономарев отметил хорошую работу учительницы средней школы № 4 нашего горо­ да В. И. Авдониной, учителя сред­ ней школы № 2 Ф. К. Усачева. Эти Н а у ч н о ^ прантичесная ионференция учителя стремятся вооружить школьников передовыми знания­ ми, творчески подходят к труду учащихся, осуществляют межпред­ метные связи и связь обучения с жизнью. ВСТРЕЧА еОРДЕНОНвСЦАМИ полдень. На второй день работы делега­ ты посещали уроки лучших учи­ телей области в школах Липецка, Ельца, Данкова, Лебедяни и дру­ гих городов и районов. На пятый день конференция наук, — «Психологические ос- продолжила свою работу в пед- институте. Это была секционная работа. Перед учителями матема­ тики, русского языка, физики, хи­ мии, истории выступили с докла­ дами лучшие учителя об.тасти и научные сотрудники институтов. Так, учительница Данковской первой средней школы С. И. Зай­ цева выступила перед учителями .математики с докладом «Подго­ товка учащихся к восприятию но­ вого материала», учитель физики средней школы № 2 нашего горо­ да Ф. К. Усачев—с докладом «Раз­ витие познавательной деятельнос­ ти учащихся в процессе решения задач». Конференция разработала реко­ мендации по развитию познава­ тельной активности учащихся. Они отмечают, что дальнейшее со­ вершенствование учебно - воспи­ тательного процесса является од­ ной из главных задач, поставлен­ ных XXIV съездом КПСС. Прошедшая конференция — но­ вый щаг наших учителей по пути передового опыта. Н. ФЕДЯНИН, Березовская средняя школа. Комсомол — старший брат пионерии. Этот за­ кон дружбы прочно вошел в жизнь молодежи доломитового комбината и ребят пятой средней школы. Комсомольская организация комбината шефствует над этой школой. К пионерам пришли лучшие рабочие, передовики соревнования. На снимке вы видите вожатого — производст­ венника Александра Панина в кругу своих млад­ ших друзей за подготовкой к игре «Зарница». Александр работает помощником машиниста экскаватора, активный комсомолец. Морозный .солнечный „и. По хрустящей заснеженной тро­ пинке, ведущей к школе, идут лю­ ди двух разных поколений—пионе­ ры 6-6 класса, отряда имени геро­ ев - панфиловцев. Сегодня у ре­ бят интересное мероприятие: встреча с орденоносцами Молча­ новыми Михаилом Владимирови­ чем и Агнией Михайловной, быв­ шими учителями Ягодновской школы. Михаил Владимирович и Агния Михайловна вошли в класс, и не­ вольно вспомнилось прошлое; как они ежедневно, в течение 46 лет, входили в классы, где их привет­ ливо встречали веселые лица ре- 1 бятишек, которые каждый день ' смотрели на них вот так же, как смотрят сегодня эти шестикласс­ ники. Ребята с нетерпением ждали ин­ тересных рассказов учителей, учи­ телей их мам, пап и даже бабу­ шек и дедушек. Первым выступил Михаил Вла­ димирович. Он рассказал ребятам о нелегкой жизни людей села Ягодного до революции, рас­ сказал о том, какое Ягод­ ное было раньше, какая была шко­ ла в старое время и сравнил все теперешней жизнью. Рассказал о себе. Михаил Владимирович начал свою трудовую деятельность в !9!2 году. Сначала работал дирек­ тором Телепневской школы, а за­ тем его перевели в Ягодновскую, где работал директором до 1959 года. Агния Михайловна рассказала ребятам о том, какое значение в жизни человека имеет изучение иностранного языка. Сама она преподавала немецкий язык. На г(зуди Михаила Владимиро­ вича и Агнии Михайловны сияют орден Ленина и медаль, которыми они были награждены за долго­ летнюю отличную работу. Почти полвека эти люди отдали себя де­ тям, на их обучение и воспитание. Сколько поколений сменилось при этом! В конце встречи Михаил Влади-'А» мирович и Агния Михайловна по­ желали ребятам, чтобы они хоро­ шо учились и успешно перешли в 7-6 класс. В. ДЫМОВА, Ягодновская средняя школа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz