Заветы Ильича. 1966 г. (г. Данков)

Заветы Ильича. 1966 г. (г. Данков)

ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА 7 сентября 1966 г. № 107(4603) I Ш К О Л А И Ж И З Н Ь |опы т лучших - В С Е М '41111111111111т11т111111М1111П11111т|111111и1111111111и'т1111т11И1111> XXIII съезд К ПСС п оставил п е ­ р ед со ветск о й шк олой п оч етн ую и о тветствен н ую задач у — н еп р е ­ рывно со вершен ство вать обуч ение и во спитание уч ащи хся. Усп еш н о е р ешен и е этой задач и тр еб ует п о ­ сто ян но го повышения ур о вн я идейной , научной и п р офесси о ­ нальной п одго то вк и уч и теля. «П р офесси я уч и теля, — го во ­ рила Н. К . Кр уп ск ая, — о дна из самых о тветствен ных, самых б ла ­ го р о дн ых. Роль и знач ен ие этой п р офесси и б удет все бо лее и бо ­ лее во зр астать. Но для то го , ч тобы уч и тель м о г не на сло вах, а на деле выполнить ту поистине вели к ую задач у , к о то р ая стоит п ер ед ним , ем у надо уп о р н о р а ­ бо тать п р еж де всего н ад собой , науч и ться о владевать знаниями по - ленинск и , науч и ться рабо тать так , к ак завещ ал Ленин». Одн им из важ нейших условий усп ешн о й , тво р ч еск о й рабо ты уч и теля было и о стается глубо к о е знание им сво его п р едм ета, н ауч ­ ность п р еп о давани я. В статье «Уч и тель и война» М . И. Калинин п и сал; «Разум еет ­ ся, уч и тель в п ер вую о ч ер едь до лж ен хо р ошо знать свой п р ед ­ м ет п р еп о даван и я; без знания п р едм ета или при слабо м его знании уч итель не б удет иметь усп еха. М ало то го , уч и тель до л ­ ж ен п о сто янн о со верш ен ство вать ­ ся в сво ем п р едм ете, понимать все его ню ансы, быть о св едо м ­ лен ным о различ ии взглядо в , име ­ ю щи хся в ли тер атур е по дан н ом у п р едм ету , знать к ач ество уч ебн и ­ к ов, быть, к ак го во р ят, знаю щим сп ец и али стом сво его дела — это база, о снова для усп ешн о го о бу ­ ч ения». Главная п о зн авательная и во с ­ п и тательн ая цель уч ебн о го п р ед ­ м ета — будь то фи зи к а или ли тер атур а, м атем ати к а или исто р ия, гео гр афи я или о бщ ество веден и е — тво р и ть ново го ч ело век а. Со зн а ­ ние это го не п о зво ли т ем у р ем ес ­ лен н ич еск и зам ы к аться в со б ст­ венной п едаго ги ч еск о й деятельн о ­ сти ; ведь р або та уч и теля — лишь часть о бщего тр уда. В ш к о лах го р о да вся р або та по изуч ению п ер едо во го опыта п о ­ ставлен а так им о бр азо м , что она о тк р ывает уч и телям источ ник тво р ч еск и х п оиск ов и п едаго ги ч е ­ ск и х н ахо до к . На к ур сах и п р о во димых сем и ­ нарах уч и теля п р о слушали мн о го лек ций о п ер едо во м о пыте о б у ­ чения и во спитания. Все это . б езу ­ сло вно , хо р ош о . Но сейч ас надо см елее п ер ехо ди ть к ак тивным фо р м ам пропагандь] п ер едо во го о пыта. В ср едн ей ш к о ле N° 2, п р еж де ч ем сделать п ер едо во й опыт о б язательн ым для уч и теля, вызывается к н ем у и н тер ес, и от р асск аза там давно п ер ешли к п о к азу о бр азц о в тр уда. П едаг о ­ ги В. В. Кавер и н , Е. В. По лук ар о ва п од р ук о во дство м К. М . М и р о н о ­ вой п р о во дят ур о к и , и сп о льзуя новые п р о гр есси вные м ето ды . И п о сле 1 0 Г 0 , к ак эти уч и теля о вла ­ дели о бр азц ам и тр уда, о т них тр е ­ б уется о б язательн о е п р именение эти х о бр азц о в в повседневной р а­ бо те. Уч и тельн иц а р усск о го язь;к а и ли тер атуры Усач ева Р. Г. — одна из лучши х п едаго го в го р о да. По ­ уч иться у нее есть ч ем у. Приме няя р азн о о бр азные п р иемы и ма тсды р або ты , она до билась б о ль ­ шой эффек ти вн о сти уч ебно - во сп и ­ тательн о го п р о ц есса. Во зглавляя ш к о лу п ер едо во го опыта, она уж е мн о го сделала для своих слуш ателей . Ещ е со всем недавно у уч и тельн ицы р усск о го язы к а и ли тер атур ы Гавриловой Н. Т. н е ­ до стато ч н о эффек ти вн о , порой вя ­ ло п ро хо дили ур о к и , не давали до лж ны х р езультато в . Теп ер ь асе инач е. Н. Т. Гавр ило ва, твор ч е ск и п ер еняв опыт Р. Г. Усач ево й , стала р або тать п о - н о вом у; науч и ­ лась уп ло тн ять ур о к и , р азн о о б р аз ­ нее и сп о льзо вать тво р ч еск и е р а ­ бо ты уч ащи хся. И р езультаты не зам едли ли ск азаться — а к лассах, к о то рые ведет Н. Т. Гаврилова, п овысилась гр амо тн о сть уч ащи хся, знания стали лучше. М н о го е делается для во о р уж е ­ ния уч и телей ак тивными п едаго ­ ги ч еск ими м ето дам и и приемами р або ты с уч ащим и ся .Одн о й из ш к ол п ер едо во го опыта р ук о во ди т уч и тельн ица химии ср едн ей шк о ­ лы № 1 Л . В. Л ук и н а, опытный , инициативный п едаго г , хороший то вар ищ . В п р ак ти к е ее п о степ ен ­ но сло ж и лась си стем а, к о то р ая дает во зм ож н о сть рабо тать без вто р о го дн и к о в . Уж е р яд лет Л . В. Л ук ин а п ом о гает в р або те 3 . Д . Лун к ино й . П едаго ги ч еск ая о бщественн о сти го р о да хо р ошо зн ает уч и телей м а ­ темати к и С. И. Зай ц еву , А . И. Ко зло ву , 3 . Н. Телю к , А . Д . Ни к и ­ тин у, Л . И. Ер м ач ен к о , Н. С. Во ­ р о н о ву, 3 . И. М атю хин у. Глубо к ая увлеч енн о сть м атемати к о й —одна из самых хар ак тер ных ч ер т их пе ­ даго ги ч еск о го тр уда. В ср едн ей ш к о ле N° 2 Ф . К. Усач ев , в ш к о ле рабоч ей м о ло де ­ ж и В. П. Седыш ев ум ело п р еп о ­ даю т фи зи к у . Они вво дят в ш к о ль ­ ный к ур с о свещен и е самых у в ле ­ к ательных воп ро сов фи зи к и , о т л и ч н о эр уди р о ваны в со вр ем ен н ь;х п р о блем ах фи зи ч е ­ ск ой наук и . Это вь;зывает у уч а ­ щи хся ж елан и е лучше знать фи ­ зи к у. Высо к ая к ультур а п р еп о давателей ли тер атуры Л . И. Кр асно во й , Р. В. Рум ян ц ево й , Т. И. Бер дн и к о во й , Л . И. Со лдато во й и др уги х ск азы ­ вается в воспитании у уч ащи хся умен ия сам о сто ятельн о р ассуж ­ дать и давагь оцен к и в п о стано в ­ к е и углублен н о й тр ак то вк е эти ­ ч еск их п р о блем , в привитии пи ­ том ц ам эстети ч еск и х ч увств, в к у ­ са, в сп о со бно сти понимать и лю ­ бить п р ек р асн о е. Элем ен ты ис­ следо ван и я язы к а, тво р ч еск о е его о сво ен ие уч ащим и ся, приви тие на­ выков вр азум и тельн о го и эм о ц и ­ ональн о го ч тения — вот что ха ­ р ак тер и зует м астер ство п р еп о да­ вания р усск о го язы к а уч и телями Ер ем еево й , Чур ак о во й , М инаевой , Авдо н ино й , Головановой и мно гих др уги х. В п едаго ги ч еск и х к о ллек ти вах города- к р еп н ет связь о бщ ествен ­ ности и ш к о лы . Расск азать п о д ­ робно о ш ефск о й помощи к аж ­ дой ш к оле не п р едставляется во з- Л 'ож ным , но один п р имер п р иве­ ду . В 8- летней ш к оле в ук р еп ле ­ нии матер иально й базы бо льшую п омощь о к азывает хлебо заво д (ди р ек то р П. В. Попов). Он заб о ­ ти тся не то льк о об ук реплении уч ебно - матер иальн ой базы , но и о к азывает п омощь в уч ебн о - во с­ п итательной р або те уч и телям с детьм и . Ш ефы — ч астые го сти в ш к оле. Пр едстави тели заво да п р и ­ сутство вали на о тк рытии м узея В. И. Ленина, всегда и н тер есую тся делам и р ебят, н ахо дят вр ем я п о ­ говорить с «тр удным и » детьми по душ ам . Хо р ош о п ом о гаю т ш к о лам к о л ­ лек тивы до ло м и то во го к омбината и хими ч еск о го заво да. Про ч ная, ж ивая связь с п р ед ­ п р иятиями , с лю дьм и тр уда о бо ­ гащает п едаго ги ч еск и е к о ллек ти - вы. Со ю з уч и теля с семьей и о б ­ щ ествен н о стью до лж ен быть к р еп к им . Ш к о лы , выполняя р ек о м ен да ­ ции о бластн о го съезда по к о м м у ­ н и стич еск ому воспитанию мо ло ­ деж и , п р о делали знач и тельн ую р або ту. Устан о влен единый день р о ди тельск о го лек то р и я. Занятия в нем п р о во дятся по едй ным п ро ­ гр амм ам р о ди тельск о го всео буч а по воспитанию детей . Прочитано 205 лек ций . Ож ивилась р або та р о ­ ди тельск и х к оми тето в шк ол по к ом м ун и сти ч еск о м у воспитанию детей . Ро ди тели на о бщ ествен ­ ных нач алах ведут к р уж к и . Но все ж е шк олы го р о да еще н едо стато ч н о бли зк и к сем ье, а они до лж ны у семьи п о льзо ваться не то льк о авто р и тетом , но и до в е ­ рием . Недо статк о м в р або те с р о ди ­ телям и является то , ч то темати к а лек ций и б есед зам к н улась в тесн ом к р у г у ; авто р и тет р о ди те ­ лей , р еж им дн я, к ультур а п ове­ ден и я, п оощр ение и нак азан ие, тр удо во е во спитание в сем ье, по ­ мощь детям в учении . Бо льшая часть этих лек ций и бесед были о бщеш к о льными и, следо вательн о , носили общий ха ­ р ак тер . Нео бхо дим о изменить фо р мы п едаго ги ч еск о й программ- мы, мак сим альн о диффер ен ц и р о ­ вать и и н дивидуали зир о вать их, учить]вая во зр астные о собенности детей и степ ен ь п одго то вк и р о ди ­ телей , их общий к ультур ный ур о ­ вень. Ук р еп и ть к о н так т шк олы с сем ьей мож н о то льк о при усло ­ вии, если п р о являть заб о ту не то льк о о повышении м ето ди ч е ­ ск о го м астер ства уч и теля, но и о п о дго то вк е его к п едаго ги ч еск и гр амо тно й р або те с сем ьей . Педаго ги ч еск и й к оллек ти в к аж дой шк олы до лж ен стр ем и ться к со здан ию стройной си стемы р аз ­ н ообразной и р азн о сто р о нн ей во с­ п итательной р або ты . Это го н ель ­ зя до стич ь ср азу , «по мановению волшебной п ало ч к и». Но ш аг за шагом , заво евывая все новые уиастк и во спитательной работо !, о хватывая все бо лее и бо лее ши ­ ро к ий к р уг уч ащи хся, п едаго ги ч е ­ ск ий к оллек ти в к аж до й шк олы до лж ен стр ем и ться к то м у, ч тобы за годы о буч ения в ш к о ле к аж ­ дый уч ащий ся п олуч ил в ней ум ­ ственн о е, н р авствен но е, тр удо во е, фи зи ч еск о е, военно - патрио тич е­ ск о е воспитание. Новый уч ебный го д со ветск о е уч и тельство нач ало в о бстано вк е высо к о го п о дъем а. Это б удет го д п одго то вк и к 50- летию Вели к о го Ок тябр я. Славн ая дата до лж н а бь]ть о знамен о вана улучшен и ем к омм ун и сти ч еск о го воспитания и о бр азо вани я шк ольни к ов . Гр аж дан ск им п одви гом на ниве н ар о дн о го п р о свещени я назвал тр уд уч и теля Ген ер альный сек р е ­ тар ь ЦК КПСС тов . Бр еж н ев Л . И. Каж дый уч итель хр ан и т в сво ем сер дц е благо дар н о сть партии . И к аж дый п он имает, что к о м н о го ­ му о бязывает глубо к о е уваж ение и до вер и е партии и н арода. Так п усть ж е к р еп н ет наша со ­ ветск ая шк ола! Пусть славится само о тверж енный тр уж ен и к — со ­ ветск ий уч и тель! 3 . РЯ ХОВСКАЯ, заведующая гороно. Пермская область. 1 мая 1930 года Соликамск ту Коммунистической партии о выдаче первой до поднято на-гора столько сильвинита, что если бы юра выше Эльбруса. По данным ученых, на Верхней Каме сосре.ао солей калин. И вот уже свыше тридцати пяти лет химической промышленности. Программа ускоренного развития химической включает в себя и резкое увеличение производства Скоро к комбинатам в Березниках и Соликам комбинат, который вступит в строй в текущей построить пять таких гигантов химии. На снимке; панорама Березниковского калий не калийщики рапортовали Центральному Комите- бытой продукции. С тех пор из’ шахт Прикамья его ссыпать в одно место, то могла бы вырасти точено около 30 процентов - мировых запасов это месторождение служит базой отечественной 1 Ндустрии, намеченная Коммунистической партией, минеральных удобрений. ске прибавите.! второй Березниковский калийный пятилетке. А всего иа Западном !>’рале намечено ного ко.мбината наших дней. П О К А О Д Н И О Б Е Щ А Н И Я в редакцию газеты «Заветы Ильича» из третьей бригады (Бу ­ ревестник) колхоза «Дружба» по­ ступило два письма. Они анало­ гичны. В них отмечается, что в бригадном клубе плохо проводится культурно-массовая работа. Там нет книг, газеты разбросаны, от­ сутствует наглядная агитация. Не в порядке музыкальные инструмен­ ты. Эти письма подписали пять че­ ловек. Мы проверили достовер­ ность фактов и отдельные из них не подтвердились. Вот клуб. В нем хорошо оформ­ лена наглядная агитация. Лозунги и плакаты призывают тружеников бригады успешно выполнить на­ меченные колхозом мероприятия на 1966 год, стенд «Большая хи- л'ия», плакат — «За что борется колхоз». В рамке оформлен мон­ таж о В. И. Ленине. Сейчас в клубе строят кинобудку, тамбур. Мы не хотим сказать, что в клубе все хорошо, много еще имеется недостатков: мало ска- .меек, столов. В маленьком шкафе ие умещается передвижная библи­ отека, газеты, проигрыватель, гар­ монь. Заведующая клубом тов. М. Желторылова вынуждена часть книг хранить иа квартире. О всех этих недостатках много говорилось 20 августа на сессии сельского Совета. Намечены кон­ кретные мероприятия по устране Ш 1 Ю их. В решении записано: приобрести для клуба кресел на 100 мест, 2 стола, шкаф. Средства для этого отпущены. К сожалению, отдел культуры много обещает о помощи клубу, ко конкретных мер не принимает. Две недели тому назад редакция обращалась к инспектору отдела культуры по поводу жалобы мо­ лодежи, но мер никаких не при­ нято. Эго подтверждают учитель­ ница .А. Г. Ряховская, депутат Пе- рехвальского сельсовета П. В Попов, член КПСС В. И. Соседов и другие. Надо думать, что и райком ком­ сомола примет активные меры в помощи комсомолке —завел.ующей клубом ;М. Желторыловой. В. БУРДУКИН. Друг труда и здоровья --Какое принять решение? С че­ го пачап.? — такие вопросы за- ,тают М11.'1Л11от,1 рабочих и с. 1 ужа- щих, котор|, 1 х товарищи по работе избра.цг и завком!,! и фабкомы, в меховые комитеты, выдвииу.т члеиами комиссий ио охране тру- .та и сош 1 алы:!)му страхопаишо, общественными миспекторами и С 1 ра.ховы.ми делегатами. Л вопросов перед каждым проф­ союзным активистом возинкаег множество. ...Пришел член завкома на за ­ седание, а на повестке дня — просьба .дирекции дать согласие на увольнение работника — он уже два месяца болеет. По форме вроде все правильно, есть даже сс.ылка на кодекс законов о тру­ де. А нужно ли в данном случае давать согласие иа увольнение? С кем бы посоветоваться? Другой пример. Станочник по­ вредил себе руку на работе: 1 ;ару- шены правила техники безопасно­ сти. Как предупредить подобные случаи в цехе? Говорят, для борь­ бы с травмами на передовых заво­ дах, фабриках действует трехсту­ пенчатый метод контроля, В чем его сущность? ...Шел человек с работы домой, у него подвернулась нога. Что это — бытовая травма или несчастный случай, связанный с работой? Это и.меет значение при оплате больничного листа. Где получить консультацию? С такими вопросами ежедневно сталкиваются профсоюзные акти­ висты—и новички, и уже имеющие некоторый опыт. И здесь па по­ мощь активу при.ходит журнал ВЦСПС «Охрана труда и со­ циальное стра.чование», который призван пропагандировать пере­ довой опыт коллективов, добив­ шихся ликвидации производствен­ ного травматизма и заболеваемо­ сти, высокой производительности тгуда. Одна из пептральиих тем журчала — борьб;! за иысокую кттц.туру !!1П>!13!ШДСТВа, 1 !аУЧ 1 !\10 о| 1 ати!!ЦШо тпуда, р;|циоиа.п.ш>' оборудов;ш 1 !е каждого рабичг!!) места. Па его стра 1 Ш! 1 ,ах Ч 1 !тате.т!. г,:|.\одит стать!! по тех 1 !!!чеекий эе- тс'п;ке, спецодежде, примемешпо Ш 1 Д 1 Ш 1 !туальчых средстп защиты от Действия иа з.доровье рабочею !!еблагоприятных произиодстве;!- ! 1 Ь!х факторов, разнообразную тех ­ ническую информацию об 1 !зобре- теи 1 !я.х и усовершеиствопаииях, об­ легчающих труд, способствующих предупрежден!!!© несчастных слу­ чаев. Инженеры по техн 1 !ке безопас­ ности, обществе 1 !!!ые инспекторы |;о охра!!е труда найдут !13 стра- ! 1 ицах журнала чертеж!!, схемы, диаграммы, плакаты, которые мо­ гут быть использованы при впед- реп!!и !!Овшеств, в организапш! иа- гляд!!ОЙ пропага!!ДЬ! через газеты. Большое место в журнале уде­ ляется практике закл 10 че! 1 ия кол­ лективных договоров, обшоствеч- !!Ому контролю 33 выполиенисм мероприятий по охране тру.да, де­ ятельности комиссий ФЗМК. Со статьями о том, как убереч!. наших людей от профессиональ- ! 1 ых болезней а журнале выступа­ ют видные ученые-медики, врачи предприятий. Журнал «Охрана труда и соци­ альное страхование» — друг и со­ ветчик всех тех, кто сто!!т !!3 стра­ же здоровья трудящихся, борется за высокую культуру производст­ ва, ликвидацию травматизма и за ­ болеваемости, соблюдение трудо­ вого законодательства. Главный инженер, начальник цеха, участка, смены, мастер, прораб, инженер по технике безопасности, общест­ венный инспектор охра!!ы труда, ПРОфсОЮЗ!1ЫЙ активист комиссии завкома должен выписывать, чи­ тать и использовать в практиче­ ской деятельност!! свой журнал.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz