Заветы Ильича. 1963 г. (г. Данков)
Что такое абстракционизм >3* Наша печать в последнее время подвергла резкой крити ке абстракционизм и форма лизм в искусстве. Многие «и-’ татели просят рассказать, что такое абстракционизм, в чем его порочность. I На этот вопрос "ЬтБечает старший преподаватель МГУ имени М. В. Ломоносова, кан дидат филологических наук Ю. Л. Лукин. ‘ А Мне пришлось побывать на аме риканской и французской выстав ках в Москве. Я видел, как наши люди с удивлением и недоумени ем останавливались возле нарочи то броских холстов и странных, безобразных скульптур. На одном большом полотне, например, изо бражены произвольные и беспоря- .,доччые комбинации каких-то лома ных линий и цветовых пятен. Кажется, что художник налепил на холст различные краски, а за тем размазал их грязной тряпкой. Под стать и подпись: «Синие ше сты». Впрочем, с неменьшим успе хом ее можно назвать «Черные ли нии» или как угодно еще: в кар тине нет даже намека на какое- либо реальное явление жизни. По лотно это принадлежит кисти Джексона Поллока, одного из столпов современной американ ской живописи.^ А вот бесформенная глыба, очень отдаленно напоминающая человеческую фигуру. Если бы подпись под скульптурой не гласи ла: «Стоящая женщина», никто из нормальных людей не догадачся бы, что это-такое. Товарищ Н. С Хрущев при посещении американ ской выставки по этому поводу заметил: несчастна женщина, ко торая родила этого скульптора. картина «Синие шесты» I скульптура «Стоящая женщина» — яркие образцы абстракциониз ма, который в Америке и во мно гих буржуазных западноевропей ских странах выдается за «новое слово» в изобразительном искус стве, скульптуре, музыке. В чем же проявляется эта «но визна»? Как известно, вся история мирового искусства есть утверж дение принципов реализма— прав дивого отражения действительно сти в художественных образах. Верным наследником реализма яв ляется наш социалистический ре ализм. Художник-реалист имеет полную свободу проявлять личную инициативу в отражении богатст ва и многообразия действительной жизни народа. Совершенно противоположные позиции в искусстве занимает формализм; на первый план он ставит не познание действительно сти, а форму ради формы. Самым уродливым проявлением форма лизма является абстракционизм. Он вообще отрицает всякую связь с жизнью, изолирует художника от народа, утверждает его полный личный произвол. Такая «свобода творчества» на деле означает от- В искус с тве каз от познавательной роли ис кусства, его высокого обществен ного назначения. Это приводит к тому, что скульпторы-абстракционисты, на пример, создают свои произведе ния с помощью отходов утиля, об рывков газет, ветхих абажуров и другого хлама. Картины, скульп туры, музыкальные произведения абстракционистов не имеют под собой никаких жизненных основ; они —плод бредовой фантазии их творцов. Надо сказать, что подоб ные явления в искусстве возникли еще в начале нашего века, но са ма жизнь доказала их полную не состоятельность и бесплодность Кому же сейчас понадобилось возрождать прошлое, то, что от вергнуто народом? Искусство, уводящее зрителей и слушателей от насущных проблем времени воспевающее крайний индивиду ализм, пассивность, полную апа тию к общественной жизни, «очень устраивает идеологов империа лизма. Американский миллионер Соломон Гуггенхейм, основавший Музей современного искусства в Нью-Йорке и финансирующий мно гих художников-абстракционистов, откровенно признает, что «абст рактная живопись —это вибра ция духа, способная отвлечь мас сы от земного материализма» Государственные музеи Рима и Парижа, Лондона и Стокгольма многочисленные салоны и иллюст рированные издания, католическая церковь — все силы реакции бро шены на поддержку абстракцио низма. Американские миллионеры и государственные деятели, фран цузский министр культуры Андре Мальро откровенно провозглаша ют его официальным искусством западного мира. Еще бы! Ведь оно лишено содержания, служит од ним из важных средств одурмани вания масс. Такое искусство, как говорил еще В. И. Ленин, пытает ся «забивать» человека, парали зовать его волю и энергию в борь бе за светлое будущее. Абстрактное искусство не тре бует профессиональной подготов ки и таланта. В самом деле, разве нужно хоть какое-нибудь дарова ние, чтобы создавать полотна по принципу «скоростного тюбизма» (есть и такая разновидность абст ракционизма). «Вначале я рассти лаю полотно на полу, — говорит «отец тюбизма» Жорж Матье, — затем беру тюбики краски и про извольно распределяю содержи мое. Непременно произвольно! После этого добавляется бензин, и краски размешиваются гребком каменщика». Картины и скульптуры, создан ные на таких «творческих» прин ципах, мало чем отличаются от «произведений» душевнобольных, от мазни обезьян. Советское изобразительное ис кусство, основой которого являет ся высокая художественная и жизненная правда, развивает луч шие реалистические традиции ис кусства прошлого. Но, к сожале нию, среди нашей творческой мо лодежи нашлась небольшая бес принципная группа художников и скульпторов, которые встали на путь жалкого подражания рас тленному формалистическому ис кусству Запада. Свой отход от со циалистического реализма, отказ от связи художественного твор чества с жизнью народа и задач коммунистического строительства они пытаются выдавать чуть ли не за столбовую дорогу нашего соци алистического искусства. Органически чужды нашему ис кусству и формалистические рабо ты Р. Фалька («Обнаженная»), П. Никонова («Геологи»), А. По- логовой («Материнство»), А. Дре- вина, некоторые скульптурь., Э. Неизвестного, представленные на Выставке произведений .мос ковских художников. В их творе ниях люди выглядят уродливо, приниженно, они лишены всяких человеческих чувств. Попытка навязать советскому искусству уродливые принципы абстракционизма и формализма является не чем иным, как уступ кой буржуазной идеологии, призы вом к «мирному сосуществованию» таких противоположных идео.юги- ческих направлений в искусстве, как социалистический реализм и абстракционизм. . Советский народ полностью раз- де.тяет суровую критику, кото рой были подвергнуты работы не которых художников-абстракцио нистов и формалистов руководи телями партии и правительства. При осмотре их работ Н. С. Хру щев заявил; «Такое «творчество» чуждо нашему народу, он отвер гает его. Вот над этим и должны задуматься люди, которые имену ют себя художниками, .а сами со здают такие «картины», что не поймешь —нарисованы они рукой человека или намалеваны хвостом осла. Им надо понять свои за блуждения и работать для наро да». ' Творить для народа, во имя коммунизма— в этом состоит вы сокое общественное назначение со ветского искусства. Оно призвано служить источником радости и вдохновения для миллионов лю дей, выражать волю, чувства и мысли народа, строящего комму низм. Ю. ЛУКИН . Кандидат филологических наук. ЧУВ.ЛШСКАЯ АССР. В колхозе .Гвардеец” построена но вая участковая больница на 25 коек.^ Здесь имеются рентгенов ский, зубоврачебный, тераиевтический^ н процедурный кабинеты, родильное отделение. На снимке; в рентгеновском кабинете новой колхозной боль ницы. Врач В. Ф. Никитина (слева) и лаборантка В. Г. Набаева. Фото В. Кошевого. Фотохроника ТАСС. Нал\ пишут С о з д а й т е у с л о в и я Деревея Плоское—один из крупных населенных пунктов в совхозе «Воскресенский». Здесь около двухсот жителей. Люди у нас трудолюбивые. В Центральном отделении мы своевременно выполняем все основные работы. Не отказы ваемся помогать соседям. На ши механизаторы одними из первых в совхозе подготовили технику к весне. После трудового дня хоте лось бы культурно отдохнуть. Нам говорят: «Приходите в Дом культуры». до него около четырех километров. Не каждый решится туда пой ти. А в нашей деревне лекции и доклады бывают от сл’^чая к случаю. Кино мы смотрим только в соседних селах. Четыре года назад у нас начали строить свой клуб. Уже сложили стены, а потом стройку «заморозили». А вско ре потребовался кирпич, и стены начали таять. Через не которое время на месте клу ба осталась одна щебенка. Повздыхали наши жители, погоревали, но от этого нам не стало легче. Нам хотели передать под клуб другое но- мещение, но и тут дальше раз говоров дело не пошло. Неужели и в дальнейшем дирекция совхоза будет счи тать культурные запросы ра бочих второстепенным делом? А. Шввяков д. Плоское. Телевидение 5 АПРЕЛЯ. ПЕРВАЯ ПРО ГРАММА. 12.00—Кинорепор таж о наших днях. 12.20—Ки ноочерк .Сырые запахи зем ли” . 12.40—Мультипликацион ный фильм .Гуси-лебеди*. 16.55—Для детей. Г. Ландау— .Заяц и кот” . Спектакль Кали нинского театра кукол. 18.00 ‘ - .И скусство ” . Телевизионный журнал. 18.50—Телевизионные новости. 19.00—Школа пере дового опыта в сельском хо зяйстве” . 19.40—.Рассказы о героизме” . Выступление писа теля С. Смирнова. 20.10—Про- Де л о всей о бще с тв е нно с ти Алкоголизм—позорный пере житок прошлого. В условиях социалистического общества пьянство ничем не оправдано и представляет собой анти общественное явление, несов местимое с высокими требова ниями коммунистической мо рали. Это результат плохого воспитания, распущенности, моральной неустойчивости и безволия людей. С алкоголиз мом необходимо вести реши тельную борьбу. Большинство хулиганских поступков совершается в не трезвом состоянии. Так, не давно в проходной химическо го завода произошел такой случай. Куницкий, Кузнецов и Соседов, работающие на стро ительстве нового корпуса, рас пивали водку па глазах у других. Следовало бы остано вить их, подвергнуть критике, но этого не произошло. Люди равнодушно прошли мимо пья ниц. Каков же результат? Йа- пившись, Соседов, Кузнецов и Куницкий учинили скандал у проходной завода, оскорбляли охранника т. Тычннина. Толь ко после этих грубых выхо док пьяницы были задержаны. При задержании они сопро тивлялись, лезли в драку. Народный суд приговорил х у лиганов к трем годам лише ния свободы. Алкоголь причиняет огром ный вред работникам тран спорта. Среди многотысячной армии шоферов немногие гру бо нарушают правила движе ния, садятся за руль нетрез выми, проявляют лихачество. По данным статистики, из всех совершенных автоаварий в 1962 году оказалось, что 90 процентов шоферов было в не трезвом состоянии. Некоторые автоаварии имели тяжелые по следствия. Так, бывший шофер совхоза «Воскресенский» Сизиков, бу дучи за рулем в пьяном виде, развил повышенную скорость. Произошла авария. Некоторые пассажиры получили серьез ные ушибы и телесные пов реждения, а один из них скон чался. Алкоголизм не только ведет к преступлениям, но и при-' носит вред здоровью. Он отри цательно влияет на все орга ны человека: поражает серд це, легкие, печень, желудок, головной мозг, нервную си стему. Злоупотребление алко голем приводит к плохой на следственности, к общей фи зической слабости. Пьянство в большинстве случаев кончает ся скандалами, драками, ху лиганством. Поэтому борьба с алкоголизмом должна стать неотложным делом всей на шей общественности. П. Козин. грамма Ереванской студии те левидения. 22.30—Телевизион ные новости. 6 АПРЕЛЯ. ПЕРВАЯ ПРО ГРАММА. 15.00— Тля детей. .Смешинки*. 15..30—Дл яшколь ников. .Молодые таланты” . Концерт художественной са модеятельности. 16.Э0—Спор тивная передача. В перерыве —телевизионные новости. 18.40 — .Живой как жизнь". Цикл бесед писателя К . Чуковского о русском языке. Передача пя тая. 19.00—.Знакомые и не знакомые имена” . Концерт. Пе редача из Ленинграда. 19.45— .Земля и люди” . Киноальма нах, 20.35—.Итальянская опе ра—на экране” . Телевизионный фильм. Первая серия. 21.35— На соискание Ленинской пре мии. Ч. Айтматов— .Повести гор и степей” . Передача из Ле нинграда. 2210—Телевизион ные новости. 22.30—На огонек. Редактор А. СОЛОВЬЕВ. 6 апреля в 16 часов в поме'Х ^щгнии вечерней средней шко ’ ( (лы состоится собрание охот-( /ников и рыболовов. 1 Правление общества, '0 И|$одается кирпичным дом,^ ^крытый шифером, с плодоно-^ ^сящим садом, на улице Чаплы-^ ^гина, 3. ! р Обращаться по адресу:? /Г, Москва, В—330, Универси4 ^тетский проспект, до.м 23, кор-у >пус 1, квартира 60, к Макурину]| {Николаю Алексеевичу. ^^.V.^V'V■V^Л,■VV.X.^XЛ.■V.■Ч:VVЛ.'Ж.V.^VV.Ч^'V.V: Газета «Заветы Ильича» выходит три раза в неделю: по средам, пятницам и воскресеньям Адрес редакции: г. Данков, ул. Карла Маркса, 9. Телефоны: редактора-Ч)—67, отдела экономики сельского хозяйства—О—27. дшаз М 47§. банковская типография областного управления культуры, Тираж 5,500
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz