Заветы Ильича. 1963 г. (г. Данков)

Заветы Ильича. 1963 г. (г. Данков)

Что такое абстракционизм >3* Наша печать в последнее время подвергла резкой крити­ ке абстракционизм и форма­ лизм в искусстве. Многие «и-’ татели просят рассказать, что такое абстракционизм, в чем его порочность. I На этот вопрос "ЬтБечает старший преподаватель МГУ имени М. В. Ломоносова, кан­ дидат филологических наук Ю. Л. Лукин. ‘ А Мне пришлось побывать на аме­ риканской и французской выстав­ ках в Москве. Я видел, как наши люди с удивлением и недоумени­ ем останавливались возле нарочи­ то броских холстов и странных, безобразных скульптур. На одном большом полотне, например, изо­ бражены произвольные и беспоря- .,доччые комбинации каких-то лома­ ных линий и цветовых пятен. Кажется, что художник налепил на холст различные краски, а за тем размазал их грязной тряпкой. Под стать и подпись: «Синие ше­ сты». Впрочем, с неменьшим успе­ хом ее можно назвать «Черные ли­ нии» или как угодно еще: в кар­ тине нет даже намека на какое- либо реальное явление жизни. По­ лотно это принадлежит кисти Джексона Поллока, одного из столпов современной американ­ ской живописи.^ А вот бесформенная глыба, очень отдаленно напоминающая человеческую фигуру. Если бы подпись под скульптурой не гласи­ ла: «Стоящая женщина», никто из нормальных людей не догадачся бы, что это-такое. Товарищ Н. С Хрущев при посещении американ­ ской выставки по этому поводу заметил: несчастна женщина, ко торая родила этого скульптора. картина «Синие шесты» I скульптура «Стоящая женщина» — яркие образцы абстракциониз ма, который в Америке и во мно­ гих буржуазных западноевропей­ ских странах выдается за «новое слово» в изобразительном искус­ стве, скульптуре, музыке. В чем же проявляется эта «но визна»? Как известно, вся история мирового искусства есть утверж­ дение принципов реализма— прав дивого отражения действительно сти в художественных образах. Верным наследником реализма яв­ ляется наш социалистический ре­ ализм. Художник-реалист имеет полную свободу проявлять личную инициативу в отражении богатст­ ва и многообразия действительной жизни народа. Совершенно противоположные позиции в искусстве занимает формализм; на первый план он ставит не познание действительно­ сти, а форму ради формы. Самым уродливым проявлением форма­ лизма является абстракционизм. Он вообще отрицает всякую связь с жизнью, изолирует художника от народа, утверждает его полный личный произвол. Такая «свобода творчества» на деле означает от- В искус с тве каз от познавательной роли ис­ кусства, его высокого обществен­ ного назначения. Это приводит к тому, что скульпторы-абстракционисты, на­ пример, создают свои произведе­ ния с помощью отходов утиля, об­ рывков газет, ветхих абажуров и другого хлама. Картины, скульп­ туры, музыкальные произведения абстракционистов не имеют под собой никаких жизненных основ; они —плод бредовой фантазии их творцов. Надо сказать, что подоб­ ные явления в искусстве возникли еще в начале нашего века, но са­ ма жизнь доказала их полную не­ состоятельность и бесплодность Кому же сейчас понадобилось возрождать прошлое, то, что от­ вергнуто народом? Искусство, уводящее зрителей и слушателей от насущных проблем времени воспевающее крайний индивиду­ ализм, пассивность, полную апа­ тию к общественной жизни, «очень устраивает идеологов империа лизма. Американский миллионер Соломон Гуггенхейм, основавший Музей современного искусства в Нью-Йорке и финансирующий мно гих художников-абстракционистов, откровенно признает, что «абст­ рактная живопись —это вибра­ ция духа, способная отвлечь мас­ сы от земного материализма» Государственные музеи Рима и Парижа, Лондона и Стокгольма многочисленные салоны и иллюст рированные издания, католическая церковь — все силы реакции бро­ шены на поддержку абстракцио­ низма. Американские миллионеры и государственные деятели, фран­ цузский министр культуры Андре Мальро откровенно провозглаша­ ют его официальным искусством западного мира. Еще бы! Ведь оно лишено содержания, служит од­ ним из важных средств одурмани­ вания масс. Такое искусство, как говорил еще В. И. Ленин, пытает­ ся «забивать» человека, парали­ зовать его волю и энергию в борь­ бе за светлое будущее. Абстрактное искусство не тре­ бует профессиональной подготов­ ки и таланта. В самом деле, разве нужно хоть какое-нибудь дарова­ ние, чтобы создавать полотна по принципу «скоростного тюбизма» (есть и такая разновидность абст­ ракционизма). «Вначале я рассти­ лаю полотно на полу, — говорит «отец тюбизма» Жорж Матье, — затем беру тюбики краски и про­ извольно распределяю содержи­ мое. Непременно произвольно! После этого добавляется бензин, и краски размешиваются гребком каменщика». Картины и скульптуры, создан­ ные на таких «творческих» прин­ ципах, мало чем отличаются от «произведений» душевнобольных, от мазни обезьян. Советское изобразительное ис­ кусство, основой которого являет­ ся высокая художественная и жизненная правда, развивает луч­ шие реалистические традиции ис­ кусства прошлого. Но, к сожале­ нию, среди нашей творческой мо­ лодежи нашлась небольшая бес­ принципная группа художников и скульпторов, которые встали на путь жалкого подражания рас­ тленному формалистическому ис­ кусству Запада. Свой отход от со­ циалистического реализма, отказ от связи художественного твор­ чества с жизнью народа и задач коммунистического строительства они пытаются выдавать чуть ли не за столбовую дорогу нашего соци­ алистического искусства. Органически чужды нашему ис­ кусству и формалистические рабо­ ты Р. Фалька («Обнаженная»), П. Никонова («Геологи»), А. По- логовой («Материнство»), А. Дре- вина, некоторые скульптурь., Э. Неизвестного, представленные на Выставке произведений .мос­ ковских художников. В их творе­ ниях люди выглядят уродливо, приниженно, они лишены всяких человеческих чувств. Попытка навязать советскому искусству уродливые принципы абстракционизма и формализма является не чем иным, как уступ­ кой буржуазной идеологии, призы­ вом к «мирному сосуществованию» таких противоположных идео.юги- ческих направлений в искусстве, как социалистический реализм и абстракционизм. . Советский народ полностью раз- де.тяет суровую критику, кото­ рой были подвергнуты работы не­ которых художников-абстракцио­ нистов и формалистов руководи­ телями партии и правительства. При осмотре их работ Н. С. Хру­ щев заявил; «Такое «творчество» чуждо нашему народу, он отвер­ гает его. Вот над этим и должны задуматься люди, которые имену­ ют себя художниками, .а сами со­ здают такие «картины», что не поймешь —нарисованы они рукой человека или намалеваны хвостом осла. Им надо понять свои за­ блуждения и работать для наро­ да». ' Творить для народа, во имя коммунизма— в этом состоит вы­ сокое общественное назначение со­ ветского искусства. Оно призвано служить источником радости и вдохновения для миллионов лю­ дей, выражать волю, чувства и мысли народа, строящего комму­ низм. Ю. ЛУКИН . Кандидат филологических наук. ЧУВ.ЛШСКАЯ АССР. В колхозе .Гвардеец” построена но­ вая участковая больница на 25 коек.^ Здесь имеются рентгенов­ ский, зубоврачебный, тераиевтический^ н процедурный кабинеты, родильное отделение. На снимке; в рентгеновском кабинете новой колхозной боль­ ницы. Врач В. Ф. Никитина (слева) и лаборантка В. Г. Набаева. Фото В. Кошевого. Фотохроника ТАСС. Нал\ пишут С о з д а й т е у с л о в и я Деревея Плоское—один из крупных населенных пунктов в совхозе «Воскресенский». Здесь около двухсот жителей. Люди у нас трудолюбивые. В Центральном отделении мы своевременно выполняем все основные работы. Не отказы­ ваемся помогать соседям. На­ ши механизаторы одними из первых в совхозе подготовили технику к весне. После трудового дня хоте­ лось бы культурно отдохнуть. Нам говорят: «Приходите в Дом культуры». до него около четырех километров. Не каждый решится туда пой­ ти. А в нашей деревне лекции и доклады бывают от сл’^чая к случаю. Кино мы смотрим только в соседних селах. Четыре года назад у нас начали строить свой клуб. Уже сложили стены, а потом стройку «заморозили». А вско­ ре потребовался кирпич, и стены начали таять. Через не­ которое время на месте клу­ ба осталась одна щебенка. Повздыхали наши жители, погоревали, но от этого нам не стало легче. Нам хотели передать под клуб другое но- мещение, но и тут дальше раз­ говоров дело не пошло. Неужели и в дальнейшем дирекция совхоза будет счи­ тать культурные запросы ра­ бочих второстепенным делом? А. Шввяков д. Плоское. Телевидение 5 АПРЕЛЯ. ПЕРВАЯ ПРО­ ГРАММА. 12.00—Кинорепор­ таж о наших днях. 12.20—Ки ­ ноочерк .Сырые запахи зем­ ли” . 12.40—Мультипликацион­ ный фильм .Гуси-лебеди*. 16.55—Для детей. Г. Ландау— .Заяц и кот” . Спектакль Кали­ нинского театра кукол. 18.00 ‘ - .И скусство ” . Телевизионный журнал. 18.50—Телевизионные новости. 19.00—Школа пере­ дового опыта в сельском хо­ зяйстве” . 19.40—.Рассказы о героизме” . Выступление писа­ теля С. Смирнова. 20.10—Про- Де л о всей о бще с тв е нно с ти Алкоголизм—позорный пере­ житок прошлого. В условиях социалистического общества пьянство ничем не оправдано и представляет собой анти­ общественное явление, несов­ местимое с высокими требова­ ниями коммунистической мо­ рали. Это результат плохого воспитания, распущенности, моральной неустойчивости и безволия людей. С алкоголиз­ мом необходимо вести реши­ тельную борьбу. Большинство хулиганских поступков совершается в не­ трезвом состоянии. Так, не­ давно в проходной химическо­ го завода произошел такой случай. Куницкий, Кузнецов и Соседов, работающие на стро­ ительстве нового корпуса, рас­ пивали водку па глазах у других. Следовало бы остано­ вить их, подвергнуть критике, но этого не произошло. Люди равнодушно прошли мимо пья­ ниц. Каков же результат? Йа- пившись, Соседов, Кузнецов и Куницкий учинили скандал у проходной завода, оскорбляли охранника т. Тычннина. Толь­ ко после этих грубых выхо­ док пьяницы были задержаны. При задержании они сопро­ тивлялись, лезли в драку. Народный суд приговорил х у ­ лиганов к трем годам лише­ ния свободы. Алкоголь причиняет огром­ ный вред работникам тран­ спорта. Среди многотысячной армии шоферов немногие гру­ бо нарушают правила движе­ ния, садятся за руль нетрез­ выми, проявляют лихачество. По данным статистики, из всех совершенных автоаварий в 1962 году оказалось, что 90 процентов шоферов было в не­ трезвом состоянии. Некоторые автоаварии имели тяжелые по­ следствия. Так, бывший шофер совхоза «Воскресенский» Сизиков, бу­ дучи за рулем в пьяном виде, развил повышенную скорость. Произошла авария. Некоторые пассажиры получили серьез­ ные ушибы и телесные пов­ реждения, а один из них скон­ чался. Алкоголизм не только ведет к преступлениям, но и при-' носит вред здоровью. Он отри­ цательно влияет на все орга­ ны человека: поражает серд­ це, легкие, печень, желудок, головной мозг, нервную си­ стему. Злоупотребление алко­ голем приводит к плохой на­ следственности, к общей фи­ зической слабости. Пьянство в большинстве случаев кончает­ ся скандалами, драками, ху­ лиганством. Поэтому борьба с алкоголизмом должна стать неотложным делом всей на­ шей общественности. П. Козин. грамма Ереванской студии те­ левидения. 22.30—Телевизион­ ные новости. 6 АПРЕЛЯ. ПЕРВАЯ ПРО­ ГРАММА. 15.00— Тля детей. .Смешинки*. 15..30—Дл яшколь­ ников. .Молодые таланты” . Концерт художественной са­ модеятельности. 16.Э0—Спор­ тивная передача. В перерыве —телевизионные новости. 18.40 — .Живой как жизнь". Цикл бесед писателя К . Чуковского о русском языке. Передача пя­ тая. 19.00—.Знакомые и не­ знакомые имена” . Концерт. Пе­ редача из Ленинграда. 19.45— .Земля и люди” . Киноальма­ нах, 20.35—.Итальянская опе­ ра—на экране” . Телевизионный фильм. Первая серия. 21.35— На соискание Ленинской пре­ мии. Ч. Айтматов— .Повести гор и степей” . Передача из Ле­ нинграда. 2210—Телевизион­ ные новости. 22.30—На огонек. Редактор А. СОЛОВЬЕВ. 6 апреля в 16 часов в поме'Х ^щгнии вечерней средней шко ’ ( (лы состоится собрание охот-( /ников и рыболовов. 1 Правление общества, '0 И|$одается кирпичным дом,^ ^крытый шифером, с плодоно-^ ^сящим садом, на улице Чаплы-^ ^гина, 3. ! р Обращаться по адресу:? /Г, Москва, В—330, Универси4 ^тетский проспект, до.м 23, кор-у >пус 1, квартира 60, к Макурину]| {Николаю Алексеевичу. ^^.V.^V'V■V^Л,■VV.X.^XЛ.■V.■Ч:VVЛ.'Ж.V.^VV.Ч^'V.V: Газета «Заветы Ильича» выходит три раза в неделю: по средам, пятницам и воскресеньям Адрес редакции: г. Данков, ул. Карла Маркса, 9. Телефоны: редактора-Ч)—67, отдела экономики сельского хозяйства—О—27. дшаз М 47§. банковская типография областного управления культуры, Тираж 5,500

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz