Заря Красного. 2024 г. (с. Красное)

Заря Красного. 2024 г. (с. Красное)

13 № 41 (12251), 10 ок˝ября 2024 г . « Заря Красного » ŦţОůОšŻЕ šакƕинаƕия от гриппа  В рамках национального календаря профилактиче- ских прививок иммуниза- циипротивгриппаподлежат: —дети с 6 месяцев; —учащиеся 1-11 классов; обучающиеся в профессио- нальных образовательных ор- ганизациях иобразовательных организациях высшего обра- зования; —взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям (работники ме- дицинских и образовательных организаций, транспорта, ком- мунальной сферы); —беременные женщины; —взрослые старше 60 лет; —лица, подлежащие при- зыву на военную службу; — лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями легких, сер- дечно-сосудистыми заболе- ваниями, метаболическими нарушениями и ожирением. Какие цели вакцинации против гриппа? Главная цель вакцинации против гриппа — защитить людей от массового и некон- тролируемого распростране- ния инфекции, от эпидемии гриппа. Важно понимать, что, вакцинируя население, врачи спасают жизни тем, кто риску- ет умереть от осложнений. В группы риска входят малень- кие дети, у которых иммунитет находится в процессе форми- рования, пожилые люди, также те, кто страдает хроническими заболеваниями, и особенно люди с иммунодефицитными состояниями. Грипп часто протекает до- статочно тяжело, особенно в группах риска, и нередко со- провождается различнымиос- ложнениями и смертью. Вирус гриппа распростра- няется очень быстро. Не при- витые люди болеют в десятки раз чаще, чем привитые. Сре- дипривитых нет случаев смер- ти от гриппа. Вирусу труднее распространяться среди при- витых людей. И именно для этого создается коллективный иммунитет. Сезонный подъ- ем заболеваемости гриппом короче, если регистрируется высокий уровень вакцинации населения. Где сделать прививку? Для того, чтобы пройти вакцинацию, необходимо об- ратиться в поликлинику по месту жительства к участко- вому терапевту, к дежурному врачу или к педиатру в случае, если вакцинация проводится ребенку. Перед вакцинацией врач проведет осмотр и определит наличие или отсутствие про- тивопоказаний к проведению вакцинации. Важно помнить, что противопоказаний не много, а вакцинацию против гриппа в осенний сезон мож- но одномоментно совмещать с другими прививками. Для взрослых, например: против COVID-19 и пневмококковой инфекции. Своевременная вакцина- ция — эффективная защита от гриппа! А. ФИЛАТОВ, главный внештатный специалист эпидемиолог управления здравоохранения Липецкой области ţентофобия — боязнь стоматологов  Если выбоитесь ходить к зубному врачу, если страх передкабинетомстоматоло- га доводит вас до состояния ужаса, а приодномвоспоми- нании о звуке бормашины выготовыупасть вобморок, то возможно, что у вас ден- тофобия или боязнь зубных врачей. И значит, эта статья написанаименнодля вас: вы узнаете, почему люди боят- ся стоматологов, какможно преодолеть этот страх и как правильно настроиться на поход к зубному врачу. Кто-то просто испытывает легкуюнервозность и диском- форт, а кто-то панически боит- ся даже мысли о посещении зубного врача, а упоминание о бормашине вызывает у такого человека истерику. Именно в последнем случае имеет ме- сто дентофобия (синонимами такого понятия еще являются термины одонтофобия и сто- матофобия), или панический страх перед визитом к сто- матологу. Такую серьезную патоло- гию следует отличать от обыч- ной боязни стоматологов, которую испытывает практи- чески любой человек в кресле у зубного врача. Проявляется она приступами неконтроли- руемого страха, истерикой вплоть до потери сознания. У людей, страдающих гиперто- нией, могут случаться гиперто- нические кризы или приступы стенокардии. Такие пациенты обычно не контактны, и даже самый опытный доктор не в си- лах найти с ними общий язык. В детском возрасте ден- тофобия встречается гораз- до чаще, чем у взрослых. Это объясняется лабильностью детских эмоций, отсутствием предыдущего опыта посеще- ний зубного врача. Особенно тяжело проявляется такая фо- бия у малышей в возрасте от 2 до 5 лет, поскольку в этом воз- расте дети еще не в состоянии контролировать свои эмоциии действия, они слабо доступны контакту и не могут в полной мере рассказать о своих пере- живаниях и страхах. В большинстве случаев дентофобия у детей вызвана первым неудачным походом к стоматологу. Детская дентофобия имеет те же причины, что и взрослый вариант боязни: страх перед неизвестностью; боязнь боли; негативный предыдущий опыт посещения не только стома- толога, но и врача другой спе- циализации; неправильное поведение родителей. Если ребенок боится сто- матолога, то, скорее всего, причина будет в неприятном первом общении с доктором данной специальности. Имен- но первое посещение зубного врача сформирует у маленько- го человека его дальнейшее отношение к стоматологии. Преодолениюдентофо- бии будут способствовать: Максимальный контакт доктора с юным пациентом. Уровень страха у ребенка значительно снизится, если перед лечением провести для него маленькую экскурсию, во время которой можно пока- зать кабинет, рассказать про инструменты, показать кар- тинки про зубы и их лечение. Применение анестезии при лечении зубов и исполь- зование современных бес- шумных терапевтических ме- тодик. Отсутствие неприятных ощущений, звука бормашины, а также малая продолжитель- ность процедур — главные враги детского страха. Использование мультиме- дийных устройств, благодаря которым маленький пациент может послушать приятнуюму- зыку, аудиосказку или посмо- треть любимый мультфильм и отвлечься от самой процедуры лечения и негативных эмоций, связанных с ней. Правильное поведение ро- дителей. Если мама или папа перед кабинетом стоматоло- га испытывают нервозность и тревогу, то это чувство переда- ется ребенку, и он инстинктив- но начинает бояться. Иногда усилениюфобиимогут способ- ствовать безобидные на пер- вый взгляд фразы «не бойся», «там не будет больно», «это не страшно», которые произно- сятся с целью успокоения и которые могут иметь обрат- ный эффект. Перед кабинетом стоматолога поведение роди- телей должно быть естествен- ным, а из самого визита лучше не делать большого события. Это нужно, чтобы ребенок с детства почувствовал, что за- бота о здоровье своих зубов — обычное дело. Е. БОРИСОВА, заведующая отделением, врач-стоматолог детский ГУЗ «Липецкая городская детская стоматологическая поликлиника» ţетский травматизм и его профилактика  Травматизм—совокупность травм, полученных при опреде- ленных обстоятельствах. Сло- во «травма» (переводится как рана) —повреждение в орга- низме человека или животно- го, вызванное действием фак- торов внешней среды. Детский травматизм всег- да был актуальной проблемой общества. Многие миллионы детей по всему миру из-за по- следствий травм оказываются на больничной койке или в от- делениях неотложной помощи и порой на всюжизнь остают- ся инвалидами. В среднем по статистике за прошедший год по городу Липецк до 80 детей в день по- лучают травмы, требующие об- ращения к врачу. Из них около 45 процентов требуют оказа- ния стационарной помощи в условиях детского травматоло- ортопедического отделения. В возникновении повреж- дений существенное значение имеют анатомо-физиологиче- ские и психологические осо- бенности детей, их физиче- ское и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любозна- тельность, подвижность и т. п. Выделяют следующие видыдетского травматизма: 1) бытовой; 2) уличный; 3) школьный; 4) спортивный; 5) автодорожный; 6) прочий. Бытовые и уличные трав- мы составляют основу детского травматизма до 80%. Причины этих травм весьма разнообраз- ны: падения на ровном месте и с высоты, ранения острыми предметами, ожоги, удары о предметы и предметами и др. Но все эти травмы дети получа- ют, находясь под «контролем», «опекой» родителей. Причины травм — отсут- ствие или недостаточный над- зор родителей за детьми во время их игр и активного от- дыха, несоблюдение детьми принципов безопасной жиз- недеятельности. Соответствен- но профилактикой этого вида травматизма является непре- станный надзор родителя за действиями ребенка и просве- тительская работа по упреж- дению травм. Меры профилактики бы- товых травм заключаются в проведении воспитательной работы среди детей, направ- ленной на привитие им навы- ков поведения в местах общего пользования и безопасного об- раза жизни, а также в улучше- нии работы домоуправлений. К уличнымтравмам отно- сятся повреждения, получен- ные при пешеходном движе- нии (из-за гололеда, плохого освещения неблагоустроен- ных улиц) и при занятиях не- организованным спортом на улице (футбол, лыжи, коньки, хоккей во дворах, на пустырях, на тротуарах; плавание в не- контролируемых водоемах). Они составляют большуюдолю всех травм (в некоторых слу- чаях доходит до 39,3 процен- тов). Структура повреждений по характеру и локализации почти такова же, как при бы- товых травмах, но при уличных выше удельный вес переломов костей конечностей—23,3 % и вывихов — 11,7 %, раны — 10,3%. Сюда же относятся все случаи утоплений. В профилактике уличного травматизма ведущую роль играют организация детско- го досуга под наблюдением родителей и педагогов, вос- питательная работа среди детей, приведение в должное техническое состояние домов- ладений и подсобных постро- ек, уборка улиц, особенно в период гололеда и листопада. Третье место занимает школьный травматизм . Боль- шинство травм происходит во внеучебное время: на переме- нах, при занятии общественно- полезным трудом. Они нередко связаны с нарушением дис- циплины учащимися: сколь- жение по перилам, падение со ступенек, подоконников и парт в классах из-за толчков и «подножек». Иногда причиной таких травм являются админи- стративно-хозяйственные не- поладки: плохо закрепленные фрамуги, оконные стекла, вы- боины в полах, неисправные перила и ступеньки лестниц, выступающие вглубь коридо- ров отопительные батареи и другие предметы, плохое ос- вещение коридоров. Большую долю травм в школе происхо- дит в учебное время на уроках физкультуры (до 31,2%) и труда. На транспортный трав- матизм у детей приходится всего 1,2%, однако этот вид является наиболее тяжелым, так как повреждения черепа составляют при нем 15,4%, пе- реломы костей конечностей и позвоночника регистрируются у каждого пятого пострадав- шего, множественные и со- четанные травмы отмечены у 10-15% пострадавших. При этом погибают от полученных травм 30-35% пострадавших. Наибольшее количество этих травм приходится на школь- ный возраст, особенно на 1-4- й классы. Больше всего таких травм происходит весной и осенью, в пятницу, в период от 16 до 20 часов. Основной причиной не- счастных случаев являются не- знание и несоблюдение детьми правил дорожного движения, отсутствие внимания со сторо- ныродителей, равнодушие или невмешательство взрослых — свидетелей недопустимо- го поведения детей на улице, плохо поставленная воспита- тельная работа. Непосредственнымипри- чинами травм служат: — переход улицы перед близко идущим транспортом — 33,2%; — переход дороги в неу- становленном месте—17,1%; —выходна проезжуючасть из-за транспорта или других препятствий — 12,3%; — аварии — 16,8%; — нарушение правил до- рожного движения пешехо- дами, велосипедистами и мо- тоциклистами, и особенно возросшее количество травм, полученных при езде на элек- трических самокатах—12,4% и т. д.; — и прочее. В профилактике ДТП боль- шая роль принадлежит ГИБДД, в работе которой особое место занимают занятия с детьми, вы- ступления в средствах массо- вой информации об имевших место дорожно-транспортных происшествиях. В некоторых городах проводятся занятия по изучению правил дорож- ного движения на площадях и специальных площадках, соревнования школьников по знанию этих правил, семи- нары для учителей и вожатых школ и лагерей труда и отдыха, создаются отряды «юных ин- спекторов ГИБДД». Родители и учителя должны воспитывать у детей дисциплину и чувство ответственности за поведение на улице. Следует упомянуть о вы- шеописанном травматизме с участием электрических са- мокатов, контроль за кото- рым очень важен, по тяжести эти травмы часто сравнимы с мотоциклетными травмами, несмотря на то, что они име- ют низкую летальность, у них очень высокий уровень инва- лидизирующих последствий. Такимобразом, меропри- ятия по предупреждению травм и несчастных случа- ев у детей должны вклю- чать в себя: — активное проведение санитарно-просветительной работы среди родителей, вос- питателей и педагогов для оз- накомления их с причинами повреждений, разъяснения анатомо-физиологических особенностей ребенка и зна- чения правильного ухода, вос- питания безопасного образа жизни, повышения культуры поведения в быту, на улице, в школе и общественных местах; — воспитание у детей в семье, детском учреждении и школе устойчивых навыков и привычек к выполнению уста- новленных норм поведения и правил личной безопасности; —улучшение организации досуга детей, их всесторонней физической подготовки; — проведение меропри- ятий административными и хозяйственными органами, учреждениями и организа- циями по благоустройству территорий и жилых зданий, созданию безопасных условий для жизнедеятельности детей. И. ИВАНОВ, врач травматолог ортопед ГУЗ «ОДБ»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz