Заря Красного. 2024 г. (с. Красное)
5 № 18 (12228), 2 ˗ая 2024 г . « Заря Красного » ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ С огласитесь, что невозмож- но вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважитель- ного, трепетного отно- шения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра на- поминают нам о Родине. Мыросли и учились любить свою страну и уважать традиции и националь- ные особенности народов, кото- рые ее населяют. Изменения последних десяти- летий в стране и обществе значи- тельно снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важ- нейших факторов формирования чувств патриотизма. Патриотическое воспитание должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырас- тить поколение настоящих па- триотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Работа с детьми в области формирования патриотизма — актуальная задача современ- ной школы. В нашей, Решетово-Дубров- ской школе, мы стараемся вос- питывать ребят на примерах исторического наследия: легенд, сказаний, мифов нашей малой родины, причем, непосредствен- но на местности, в условиях ре- ального похода. Если положить на одну чашу весов классные часы, внеклассные мероприя- тия, встречи, беседы, а на другую чашу — такую форму работы, то она перевесит. Недаром древ- ние говорили: «Расскажи мне, и я услышу, а покажи мне, тогда я увижу и запомню». В один из походов отряд «Жи- вая Русь» посетил село Красная Пальна. ИСТОРИЯ Село возникло на самой окраи- не Древней Руси. Обитателями этого края были вятичи; первые поселения, оплот от нападений печенегов и половцев, возника- ют с начала XI века. Владимир Мономах крестил несколько «лучших людей» из племени вятичей. Предпола- гают, что один из них принял крещение под именем Иоанна и в 1113 году возглавил право- славную миссию на свою роди- ну с целью крещения язычников. Здесь Иоанн был убит вместе со своим учеником Никоном. По его следу шли и другие православ- ные проповедники: монахи Ле- онтий, Исаий, Никон, возможно разделившие судьбу священно- мученика. Однако большая часть населе- ния края продолжала оставаться языческой, но ростки правосла- вия все же появлялись. Разорён- ные монгольской ордой, они перешли под контроль Рязан- ского княжества. А в 1778 году, по именному Указу Екатерины II, эти земли вошли в состав Ор- ловской губернии. Визитной карточкой села яв- ляется храм, освященный во имя святых апостолов Петра и Павла. Раньше село называлось Петро- павловским, или Петровским. В допетровские времена здесь была деревянная церковь, а мест- ность вокруг называлась погост. Слово «погост» в прошлом озна- чало вовсе не кладбищенскую землю, а место, где останавли- вался князь и его дружина во время сбора податей — от сло- ва «погостить». Сюда стекались люди со всех окрестностей: кре- стили детей, венчались, отмеча- ли праздники, провожали в «путь всея земли». В царствование Петра Пер- вого много строившихся церк- вей освящалось в честь святых апостолов Петра и Павла. Этот факт по-своему был истолкован в местном предании: что именно по этим местам проходил Воро- нежский тракт (сейчас трасса М 4), в памяти народа сёл Дубров- ка, Красная Пальна, Чернолес, Богослово он так и сохранился по сей день, как «Петровская до- рога» и что якобы Петр Первый, часто гонявший тройки рысаков в Воронеж, при строительстве военного флота России, пере- двигался именно этим путём, останавливался в селе и пове- лел построить в нем каменную церковь, в честь небесных по- кровителей монарха. В 1927 году, в ходе кампании по изъятию церковных ценно- стей, из храма было изъято «1 пуд 13 фунтов 7 золотников се- ребра», и с той поры храм стал недействующим. МАЛЕНЬКАЯ РЕЧКА Через село протекает малень- кая и почти незаметная речка с удивительным и загадочным названием Пальна. Едва замет- ная в летнее время среди густых кустарников и ольхового леса, несет она свои воды в Быструю Сосну. Общая длина речки со- ставляет около 50 километров. Иногда, кажется, что жизнь реки можно сравнить с человеческой. Быстрый, зарождающийся по- ток реки с невыработанной до- линой, олицетворяющей моло- дость, сменяется расширением русла реки, увеличением глу- бины, размеренным течением, затем река мелеет, течение ее замедляется, она начинает пет- лять, берега и пойма зараста- ют. Такое сравнение приходит в голову, когда стоишь на горке возле церкви, откуда открыва- ется красивая панорама дерев- ни. Слева, через неширокий луг —можно видеть темно-зеленую полоску деревьев и кустарников, где прячется речка Пальна. Все это органически вписывается в красивый ландшафт. Кто и когда так удивительно назвал речушку, мы доподлинно не знаем. По одной из версий имя речки происходит от слов пал, пальное место. Так назывались степные пространства, которые в XVI в. выжигались для преграж- дения пути кочевникам с юга на Москву. Не исключено и другое объяснение: речка в некоторых старых источниках записана как Полна, Полная, Польная. Возмож- но, что название произошло от слова поле. Речка, текущая через поле, т.е. через безлесную мест- ность, а может кто-то назвал её в честь любимой девушки… На заре моей педагогической деятельности мне довелось оз- накомиться с интересной леген- дой, которая связана с историей реки. Когда-то это село славилось народными промыслами, его жи- тели изготавливали чудесные из- делия из дерева и глины. Но вот несчастье поселилось в деревне: неожиданно навалилась на жи- телей болезнь. Кто говорит, что холера, а кто считает, что чума. Почти вся деревня за короткое время была словно выкошена. Оставшиеся жители всех умер- ших похоронили вместе и насы- пали над ними огромный курган. Спустя какое-то время по- явился на кургане странник с котомкой за плечами. Никто не знал, откуда путник взялся. Жи- тели села предположили, что это один из выживших. Незнакомец был еще молод, лет так под 30. Они очень боялись, что путник опять занесет им страшную бо- лезнь, поэтому еще издали стали кричать ему, чтобы он не прибли- жался к их домам. Он что-то пы- тался объяснить людям, но они гнали его по огородам за речку. На крутом берегу незнакомец оступился и упал в бурный поток. Кто рассказывает, что он утонул, а кто утверждает, что сельчане добили его камнями. С той поры забил здесь родник. Позже погиб- шему страннику местные жители, как гласит легенда, поставили у источника памятник —большой плоский валун. Можно по-разному относить- ся к легендам, сказаниям — ве- рить или нет. Однако сложно представить нашмир без легенд и мифов, которые так важны в соз- дании и восстановлении некото- рых событий. Легенды не делают обобщений, в них нет различий между событиями естественными и сверхъестественными. Но свой- ства нашего разума таковы, что он всегда стремится достоверно объяснить явления и события. Поэтому в легендах всегда есть место для реального осмысле- ния, наряду с фантастическими описаниями. А большой валун, о котором идет речь в легенде, и сейчас находится у родника. Я видел многие источники, но этот родник особенный, рядом с ним отдыхаешь душой, когда слуша- ешь его шум и журчание. Вода тут вкуснейшая. Она имеет все необходимые минералы и иде- альна по составу, весь организм от неё оживает. Остаётся только удивляться, почему его ещё не освятили и не поставили купель. Мы с ребятами решили пройти несколько километров от исто- ка. Но самое интересное ждало нас дальше, когда мы двинулись вниз по течению реки вдоль ее русла. У малых рек есть удиви- тельная особенность. В их узких прибрежных зарослях кустарни- ков и ольховых лесах можно на- блюдать почти нетронутую при- роду. Рядом обработанные поля, а вот в этих небольших и узких полосках, протянувшихся вдоль реки, нет такого влияния челове- ка, как на больших реках. Как бы зажатая между двумя высокими холмами речка сохранила свое естественное русло. И удивитель- но, что рядом с деревней река сохранила богатство природно- го разнообразия. Пробираясь с велосипедами сквозь заросли кустарников, мы наконец добра- лись до песчаной полоски берега, за которой начинается неширо- кое русло реки. Вода прозрачная и чистая. Песок твердый, но шаг в сторону, и можно провалиться по самое колено в густой и вяз- кий ил. Оставив велосипеды на небольшой полянке, мы идем вдоль русла речки. Вот и огром- ные ольхи, сросшиеся в виде бук- вы V. Другие деревья обнажили свои корни, уходящие в песок. В прозрачной воде они похожи на лапы динозавра. Настоящие мангровые заросли! Рядом с бе- регом можно увидеть небольшие полянки с большими кочками осоки, которые чем-то напоми- нают австралийский ландшафт. И постоянно можно слышать жур- чание воды в реке. Достаточно одного или двух камней в русле —и вот тебе небольшой водопа- дик или порог. Во время нашего нелегкого пути, нам постоянно приходится перепрыгивать через небольшие лужицы, нисходящих из-под земли родников. Русло реки иногда расширяется, пре- вратившись в небольшое озеро. Это поработали бобры, соорудив многочисленные плотины. Следы их недавней деятельности мож- но видеть и в настоящее время. Кроме бобров, в реке были заме- чены и выдры. Из редких видов животных встречаются горно- стай, барсук. В настоящее время небольшие дубравы и остатки разнотравной степной расти- тельности сохранились по скло- нам оврагов. Здесь встречаются полынь, тысячелистник, костер. В пониженных местах, по лощи- нам, по дну оврагов и балок про- израстают метлик, тимофеевка, лютик, клевер и др. Эта дикая первозданная красота радует и затрагивает самые тонкие струны души, меняет внутренний мир. Явление, которое трогает душу, может быть огромным. Оно мо- жет вдохновить нас к высоким целям и помочь нам преодолеть трудности. Оно может сделать нас более открытыми и эмпатич- ными по отношению к природе, к окружающим людям, улучшить наши взаимоотношения и спо- собность поддерживать других. Кроме того, оно может помочь нам по-новому взглянуть на мир и проникнуть в глубину смысла и ценности жизни. Каждый раз, когда поднима- ешься по склону к храму свя- тых апостолов Петра и Павла и делаешь остановку, невольно обращаешь свой взор сначала на церковь, затем на знакомую панораму села и неприметную зеленую полоску, где прячется эта малая речка. И в который раз убеждаешься, что храм и река, душа и природа, вера и красота — понятия неразделимые. В . ŰŲВОРОВ , ƏƒƉƍƁƍƃƇƑƄƊƛ ƍƑƏƞƃſ « ťƇƁſƞ РƒƐƛ » Из глубины веков
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz