Заря Красного. 2023 г. (с. Красное)
12 « Заря Красного » № 47 (12205), 23 ноября 2023 г . ДАТА 22 ƌƍƞƀƏƞ — ţƄƌƛ ƎƐƇƔƍƊƍƂſ Новый профессиональный празд- ник—День психолога—отмечается в России 22 ноября. Соответствую- щее распоряжение подписал пред- седатель правительства РФ Михаил Мишустин. Решение об утверждении новой праздничной даты принято по поручению президента РФ Владими- ра Путина. Учредить День психолога и отмечать этот праздник 22 ноября попросил один из участников состо- явшегося 1 декабря 2022 года II Кон- гресса молодых ученых и слушате- лей программы развития кадрового управленческого резерва в области науки и образования. Развитие и становление психологической службы в Краснинском районе Липецкой области В данной статье речь пойдет о том, какой путь прошла служба пси- хологии с начала 90-ых годов про- шлого века до наших дней. Это был один из периодов, когда советская система себя еще не изжила, но, в то же время, начинались различные нововведения. В 1989 году в отечественных шко- лах была официально введена долж- ность психолога. Она требовала под- готовки квалифицированных кадров. Соответственно в педагогических ВУ- Зах нашей области в Липецке и Ельце началась подготовка специалистов. Это были не только вновь открыв- шиеся факультеты для выпускников школ, но и спецфакультеты по под- готовке педагогов-психологов. На данных факультетах специалисты, имеющие педагогическую специ- альность, могли получить дополни- тельную специальность для работы в системе образования. Эта должность в начале 90-х го- дов в районе впервые была введена в Краснинской школе №1, а первым психологом стала Г.А. Гамеева. В 1995 году должность была вве- дена в школе№2 с. Красное. Психоло- гом в ней стала С.А. Васильева (Кас- сина) (трудится по сей день). Должность была введена и в шко- ле с. Суходол, т.к. эта школа находи- лась на территории, пострадавшей от Чернобыльской зоны. В тот период эти школы должны были обеспечить наличие специалиста психолого-пе- дагогического профиля для оказания помощи обучающимся, родителям и педагогам. В 2000 году была введена став- ка психолога в Ищеинской средней школе, где психологом трудилась С.Н. Велли. В 2000 году ставка была введена и в детском садике «Малыш», педаго- гом-психологом стала А.В. Клыкова (трудится по сей день), а в 2002 году —в детском садике «Солнышко», пер- вым психологом стала Н.Э. Клыкова. В 2003 году появился психолог и в школе с. Верхнедрезгалово, и им ста- ла Л.А. Исаева (трудится по сей день). В Сотниковской средней школе психологом была Любовь Ивановна Кокоткина. В 2004-2005 годах в районе на- считывалось 8 педагогов-психологов. В 2009 году нас осталось уже пять. А с 2013 года — всего 4 психолога. В этот период методическое объ- единение возглавляла А.В. Клыкова. Изменялась система образования, вводились различные новшества. Шел процесс оптимизации школ. В 2009 году из двух школ райцентра была создана одна, и осталась одна ставка педагога-психолога. Психологи нача- ли переходить в другие учреждения или менять профессию. Наш район не стал исключением и в плане ротации кадров. Причиной тому становились не только смена места жительства, переход в другую профессиональную сферу, но и низкая заработная плата, отсутствие платы за выслугу лет, большой объем видов работ, повышенные требования и по- стоянные дополнительные виды ра- бот, которые поручали психологу как человеку «свободному от занятий и уроков». Этому способствовало и не- верное толкование роли психолога у представителей педагогических кол- лективов, которые хотели видеть ре- зультат здесь и сейчас. Все это оста- лось далеко позади. В этом сложном пути становления психологической службы выдержали не многие, но, все же, они есть и возглавляют ее с момента открытия ставок в своих образовательных учреждениях, они верныпрофессии, они проходили этот путь изменений и совершенствовали свое мастерство. Большее внимание педагогам- психологам стали уделять, пожалуй, с 1999 года, когда появилась служба практической психологии. Согласно приказу министерства образования Российской Федерации №636 от 22 октября 1999 года, определялись об- щие положения, целии задачи службы, организация, направления, обеспе- чение деятельности. В планах рабо- ты стали отражать психологическое просвещение, профилактику, диагно- стику, коррекцию, консультирование, а также добавили организационно- методическую работу и экспертную. Документация, которуювели пси- хологи, тоже имеет свою историю. Чтобы она была единой, начали про- водить обучающие выездные семина- ры, курсыповышения квалификации. Теперь, пожалуй, каждый может най- ти образец плана психолога, а у него тоже есть история создания. В 2017 году с момента объявле- ния Десятилетия детства появилась концепция развития психологиче- ской службы в системе образования РФ. Согласно концепции, внимание должно было уделяться не только успеваемости и профориентации, но и психологической поддержке и со- действиюв трудных жизненных ситуа- циях. В изменившихся условиях стала необходима поддержка лиц, склонных к суицидальному поведению, фобиям, страхам, лиц, подвергшихся буллин- гу и др. Важно стало проводить про- филактическую работу не только по профилактике ВИЧ, СПИДа, но и по профилактике агрессивного, проти- воправного поведения, экстремизму, школьной тревожности, наркомании и другим видам зависимостей. Вшко- лах появилось инклюзивное образо- вание, следовательно, психологи и здесь стали востребованы. Из воспоминаний психологов, сто- явших на первых ступеньках создания служб, начинать было очень трудно, и начинали с того, что лучше всего полу- чалось—с общения с детьми. Нельзя не отметить сильную методическую помощь со стороны заведующих дет- скими садами, директоров и завучей школ. Именно они помогали опре- делить проблему, на которую нужно было обратить внимание. В 2022 году в районе открылось территориальное отделение центра «Семья». Психолог данного отделе- ния — Е.Д. Пенченкова. В 2023 году в школах района уже трудятся 6 психологов: — 2 психолога в МБОУ СОШ с. Красное. Ставка второго психолога введена в 2019 году в период увели- чившегося количества обучающих- ся с ОВЗ. Им стала Е.И. Дороничева; —1 психолог на 0,5 ставки в шко- ле Верхнедрезгалово; — 3 психолога на 0,25 ставки в школахМБОУ СШпоселка Лески, МБОУ СШс. Решетово-Дуброво иМБОУ СШ с. Сотниково. В детских садах района в 2023 году трудятся 2 психолога: — 1 психолог в МБДОУ детский сад «Малыш»; — 1 психолог в МБДОУ детский сад «Солнышко». Теперь психолого-педагогическая служба—это служба, твердо стоящая на ногах. Специалисты службымогут работать по различным направлени- ям, среди которых есть приоритетные. Они работают со всеми участниками образовательных отношений. Они стоят на страже психологической без- опасности и психологического здо- ровья. Они — участники различных конкурсов и проектов, сообществ и творческих групп. Они—диагносты и консультанты. Они востребованы в ситуациях судебной практики в от- ношении несовершеннолетних, их приглашают на допросы с участием детей и подростков, на заседания КДН. Они — та жилетка, в которую можно поплакаться, скорая помощь, которая должна быть оказана вовре- мя, мотиваторы, которые вдохнов- ляют на добрые дела и еще многое, многое другое. С . КАССИНА , главный внештатный психолог МБОУ СОШ с . Красное 2023-Й — ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА Своё место Д умаю, что всё было предо- пределено с момента моего рож- дения… Я — старшая в семье, в ко- торой трое детей. Свой первый педагогический опыт получила, занимаясь с моими младшими сёстрами и их друзьями. Поэто- му вопрос выбора профессии однозначно касался сферы об- разования. Логично и предска- зуемо было стать учителем. Тем более, что моя мама, Лидия Его- ровна Клыкова — учитель ма- тематики с 40-летним стажем. Дедушка по папиной линии, Аникандр Степанович Клыков — учитель физики, черчения и даже пения, поступивший в пе- динститут сразу после Великой Отечественной войны. Дедушкин брат —директор школы, папина сестра—учитель русского языка и литературы. Этот список мож- но продолжать долго. Да. Я, как и мама, очень лю- била математику. Но мне хоте- лось чего-то другого. Уже учась в выпускном классе, узнала, что в пединститутах нашей области есть факультеты, готовящие пси- хологов. В моём наивно-детском представлении о профессии было огромное желание «помогать людям». В будущем это желание оформилось из иллюзорного «по- могать» в—помогать познавать, развиваться, общаться, воспиты- вать и обучать. Выбор пал на Елецкий педа- гогический институт, кстати, это тоже наша семейная традиция. В 1995 году, окончив Краснинскую школу, я переступила порог фа- культета дошкольной педагогики и психологии ЕГПИ. Много ярких воспоминаний подарили пять студенческих лет. Моим первым преподавателем психологии была Татьяна Петровна Будякова. Не- ординарная, яркая, творческая, увлечённая психологией, она ут- вердила меня в правильности выбора профессии. Пролетели пять лет учёбы. И вот, стою на пороге детского сада «Малыш» в родном селе Крас- ное. В том, что детский сад—это «моё», я не сомневалась. Но вот утвердиться в статусе «психо- лога» было нелегко. Не все по- нимали, зачем нужен психолог, что он должен делать. Я стала работать. Конечно, первым делом старалась заслу- жить доверие малышей. Детские улыбки, неподдельный интерес помогали идти дальше и верить, что всё не зря. Постепенно на- ладилось взаимодействие с пе- дагогами, стали обращаться за консультациями родители. Моими наставниками стали заведующая детским садом Ли- дия Александровна Потапова, заместитель заведующего Лю- бовь Алексеевна Фёдорова и старший воспитатель Марина Николаевна Моисеева. Я благо- дарна им за то, что поверили в меня, дали возможность разви- ваться и совершенствоваться, воплощать в жизнь творческие проекты, искать новое и сози- дать. А главное — помогли мне стать частью большого сплочён- ного коллектива детского сада «Малыш». В первые годы работы заро- дилось многолетнее сотрудниче- ство с психологом Краснинской школы Светланой Алексеевной Кассиной. Моя психологическая дея- тельность в основном крутилась внутри детского сада. Но бывает так, что профессиональные го- ризонты расширяются. Для меня таким толчком стало участие в конкурсе «Педагог-психолог» в 2014 г.. Я ответственно готови- лась к конкурсу, но совершен- но не думала, что стану побе- дителем регионального этапа и отправлюсь в город Сочи пред- ставлять Липецкую область на всероссийском уровне. Это боль- шая ответственность. Но, в то же время, гордость и радость за то, что твой опыт нужен и важен не только тебе. Конкурс дал мне возможность поверить в себя, приобрести но- вый профессиональный опыт, по- знакомиться с интереснейшими людьми, а ещё, ощутить свою при- частность к психологическому сообществу не только области, но и всей России. После конкурса моя профес- сиональная жизнь изменилась. Она перестала ограничивать- ся стенами любимого детского сада. Сейчас я имею за плечами 23-летний стаж работы психоло- гом. Являюсь членом «Федерации психологов образования России» и «Коллегии психологов» Липец- кой области. С удовольствием делюсь опытом своей работы на районном и региональном уров- нях: провожу мастер-классы и тренинги, участвую в различных семинарах. Оказываю помощь студентам педагогических заве- дений области. И, конечно, про- должаю учиться у своих коллег. Я считаю, что главное в жиз- ни — занять не первое место, а своё. Я нашла его, работая пси- хологом в детском саду. А . КЛЫКОВА , педагог - психолог МБДОУ детский сад « Малыш » с . Красное
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz