Заря Красного. 2022 г. (с. Красное)

Заря Красного. 2022 г. (с. Красное)

13 №2 (12108), 20 января 2022 г. «Заря Красного» ЗДОРОВЬЕ Детский травматизм зимой Санки, лыжи, коньки и сно- уборд — всегда были и будут травмоопасным занятием. Но, если эти спортивные снаряды управляемые и используются, зачастую, в оборудованных для этого условиях, то вот тюбинг или попросту «ватрушка» — теперь это основной «постав- щик» травм. Последнее время нашим детям и взрослым просто лень осваивать эти спортивные сна- ряды (санки, лыжи, коньки и сноуборд), а «ватрушка» — обыкновенный накачанный воздухом баллон, простой по своему использованию, но аб- солютно не управляем, осо- бенно на необорудованных склонах. «Ватрушка» перевора- чивается с лёгкостью, её кидает и бросает в разные стороны. И для катания на них нужны та- кие же средства защиты, как и для горных лыж и сноубордов. Поэтому подготовить ре- бенка по вопросам безопасно- го для здоровья поведения— главная задача для взрослых. Прежде чемпоставить ребенка на лыжи или коньки, нужно на- учить этому ребенка. Необхо- димы знания техники: умение ставить ногу, держать корпус, регулировать ритм дыхания, знание правил безопасности падения. Родителям важно не только обучить ребенка без- опасному катанию, но и не забыть обеспечить необхо- димыми средствами защиты (налокотники, наколенники, шлемы и т.д.). А главное—кататься мож- но только в специально обо- рудованных для этого местах! Еще одна распространен- ная зимняя травма—обморо- жение. Чаще всего обмороже- нию подвергаются пальцы ног и рук, щеки, нос и уши. Обмо- рожения нередко наступают незаметно, без боли, поэтому необходимо чаще обращать внимание на цвет румянца у ребенка, проверять чувстви- тельность кожи лица, посто- янно шевелить пальцами рук и ног. Если на прогулке вы за- метили у ребенка белые пятна на кожных покровах—срочно возвращайтесь домой! Налицо признаки обморожения! Чтобы избежать неприят- ных последствий, правильно одевайте ребенка для про- гулок: необходимы варежки, шарф, шапка из водоотталки- вающего материала на теплой подкладке; обувь, не сдавли- вающая конечность и не про- пускающая воду. Кожу лица можно защитить специальным детским кремом, не содержа- щим воды. Нужно помнить и о том, что зимой не уменьшается и число транспортных травм. На скольз- кой дороге тормозной путь у автомобилей значительноболь- ше. Об этом должны помнить не только дети, но и взрослые. Особенно — водители. Любимые детскиеразвлече- ния—фейерверки и петарды — следует разрешать только под наблюдением взрослых, соблюдая строгие правила безопасности. Необходимо помнить, что взрослые играют важнуюроль в спортивномвоспитании своих детей. Крайне важно отвлечься от своих забот и особенно — от гаджетов, чтобы уделить им повышенное внимание! ГУЗОТ «ЦОЗиМП» СЛОВО — СПЕЦИАЛИСТУ Эмоциональное выгорание: как не «сгореть», «светя» другим? Выгорание — проблема гораздоболее серьезная, чем можетпоказатьсянапервый взгляд. Как сохранить себя и свое ментальное здоровье, рассказываетЕленаМихай- ловна Иванова, кандидат психологических наук, до- центкафедры клинической психологии факультета клинической психологии и социальной работыРНИМУ им. Н.И. Пирогова. — Елена Михайловна, какможет симптоматически проявляться эмоциональ- ное выгорание (ЭВ) и чем оно грозит? — Эмоциональное выго- рание — термин, который описывает то, что происходит с человеком, когда он оказы- вается чрезмерно перегружен деятельностью, в первую оче- редь связанной с общением и эмоциональными нагрузками. Наибольшему риску выгора- ния подвержены врачи, спа- сатели, учителя, психологи, социальные работники и дру- гие специалисты, работающие с людьми. Симптомы разноо- бразны и подразделяются на несколько групп по степени выраженности. Эмоциональное и физиче- ское истощение проявляется в разнообразных негативных эмоциях, которые начинает вызывать работа: в раздра- жительности, лабильности на- строения, сниженном эмоцио- нальном фоне и равнодушии. На данном этапе специалист осознает неспособность от- даваться профессиональной деятельности с прежним во- одушевлением. Даже если это любимая работа, при пе- регрузках дискомфорт от нее перевешивает удовольствие. Люди, с которыми человек вза- имодействует, начинают вос- приниматься им отстраненно, равнодушно, обезличенно и за- частую враждебно. Например, «двоечники», «надоедливые мамочки», «упертые пациен- ты». Постепенно собственный вклад и достижения в этой де- ятельности также перестают приносить удовольствие, спе- циалист теряет уверенность в себе как в умелом работнике, у него появляется чувство неком- петентности, ощущение лич- ной бесполезности, а личный опыт обесценивается. Эмоциональное выгорание рассматривается как своего рода защитный механизм, ко- торый развивается в процессе профессиональной деятельно- сти в ответ на определенные эмоциональные нагрузки. Он направлен на экономию энер- гетических ресурсов, расхо- дуемых при эмоциональной включенности. Признаки эмоционально- го выгорания условно объ- единяют в следующие груп- пы: соматические (телесная слабость, человек становится подвержен функциональным расстройствам, возникают при- знаки снижения иммунитета); эмоциональные (проявления апатии, тревоги, депрессии), интеллектуальные (теряются интерес к работе, креатив- ность, результативность тру- да), поведенческие (наруше- ния питания, употребление алкоголя или наркотических веществ), социальные (умень- шение коммуникативной актив- ности, чувство одиночества и нехватки поддержки). Эмоциональное истоще- ние можно рассматривать в очень широком значении, на- чиная от ситуаций, когда про- фессиональная деятельность временно по ряду причин не приносит удовольствия. Но в истинном смысле синдром эмоционального выгорания является серьезной проблемой и даже включен в современную классификацию психических расстройств. Действительно, при выраженном состоянии нередко развиваются насто- ящая депрессия и нарушение сна, питания. Возникают так- же тревожные и различные соматические расстройства. При этом человек часто ока- зывается уже не в состоянии изменить ситуацию. Тем более если он нуждается в заработ- ке и не видит простого пути для смены рода деятельности. —Есть ли какая-то науч- но обоснованная «гигиена труда и отдыха»? —Безусловно, но приемы этой гигиены довольно просты и интуитивно понятны. Чем бо- лее напряженной деятельно- стью занимается человек на работе, тем более продуман- ным должен быть его отдых. Необходим баланс между ра- бочим режимом и свободным временем. Важна и смена дея- тельности, к которой относят- ся любого рода хобби, занятия спортом, музыкой, общение с близкими, посещение театра, концертов и т. п. Хорошо помо- гают путешествия, поскольку позволяют максимально пере- ключиться. Конечно, здесь очень важ- ны индивидуальные пристра- стия человека, а не формаль- ный подход. Одному нужно прыгать с парашютом, а друго- му помогает вышивание. Важ- но, чтобы речь шла не просто о прекращении деятельности, но о какой-то альтернативной активности, поскольку требу- ется не только физический от- дых, но и эмоциональное пе- реключение, то есть выход за пределы той реальности, от которой человек устал. Как вариант, возможно со- четание различных направле- ний работы. Как ни странно, если дополнительная нагрузка (или проект) по роду деятель- ности отличается от основной, то она иногда не повышает, а, напротив, снижает риск раз- вития выгорания. Различное профессиональное обучение и повышение квалификации тоже могут являться такого рода ресурсом. Любое про- фессиональное развитие (если только оно неформальным об- разом осуществляется) пре- пятствует выгоранию. В последние годы у нас все чаще стали говорить о том, что в ряде профессий вообще не стоит работать долгие годы. Смена деятельности или про- стонаправленияработывнутри одной специальности—тоже неплохой вариант. Однако труд- но осознать, что это не провал и личная неудача, а простожиз- ненная необходимость. Одним из видов помощи при синдроме выгорания яв- ляется работа с психологом. Иногда работодатели сами организуют психологическую поддержку сотрудникам прямо на рабочем месте. Например, в службе МЧС это обязатель- но. Но, увы, до сих пор многие считают обращение к психоло- гу поражением, признанием своей слабости и неспособ- ности справиться с ситуаци- ей самостоятельно. Скажем, к помощи фитнес-инструкто- ра прибегать же не стыдно, а, наоборот, престижно. Здесь можно провести прямую ана- логию: если вы считаете, что в данный момент не в лучшей форме (физической или эмо- циональной), то имеет смысл обратиться к специалисту. — Насколько важен ре- жимв борьбе с эмоциональ- ным выгоранием? — Он в целом вообще ва- жен для здоровья — как фи- зического, так и психического. Но деятельность по организа- ции своей жизни, соблюдению режима сама по себе может являться альтернативной. Че- ловек начинает фокусировать- ся не только на рабочих про- блемах, но и на расписании, на собственном распорядке, что восстанавливает баланс «работа — отдых». —Окаких физиологиче- ских проблемахможно гово- рить при таком состоянии? К какимпатологиям сердеч- но-сосудистой, эндокринной и нервной системприводит ЭВ при игнорировании си- туации? —На самом деле синдром выгорания может приводить к самому широкому спектру проблем со здоровьем. В пер- вую очередь к ним относятся функциональные расстройства, т. е. имеющие психосоматиче- скуюприроду. Но при длитель- ном воздействии стрессовой ситуации такие нарушения могут приобретать постоян- ный характер и перерастать в истинные соматические за- болевания. —Синдромхронической усталости (СХУ) и эмоцио- нальное выгорание — это одно и то же? — Насколько я знаю, син- дром хронической усталости изучается больше в рамках медицины, в то время как син- дром эмоционального выго- рания уже давно исследует- ся психологами. Поэтому я не могу компетентно что-либо сказать о СХУ. Но насколько я понимаю, у СХУ все же пред- полагают преимущественно биологическую природу. Тем не менее здесь может быть и зона пересечения, поскольку, конечно, психологические и биологические факторы вли- яют друг на друга и перепле- таются в нашей жизни. — Во многих современ- ных компаниях существуют зоны для отдыха, для игр, организована физическая активность сотрудников, оказывается психологиче- ская поддержка, обеспечи- ваютсямедицинские чекапы, устраиваются тимбилдинги и совместные выезды, суще- ствуют специальные ауди- тории, если работник хочет уединиться и поработать в тишине. Насколько это ре- ально разгружает человека? Студентам такое подходит? —Да, конечно, все эти спо- собыподходят. В частности, мне очень импонирует, что в нашем Университете у студентов до- вольно много возможностей для активного отдыха. Пре- подаватели нередко смотрят на них с долей зависти. Обу- чающиеся и танцуют, и поют, и спортом занимаются... Это очень оправданно, особенно для медицинского вуза. Всем известно, что студенты-меди- ки учатся чрезвычайно много. Особенно здорово, что в хол- ле стоит рояль, на котором в перерыве играют все желаю- щие. У нас очень много музы- кально одаренных студентов. Звуки музыки разгружают не только музыканта, но и всех проходящих мимо. Если говорить о корпора- тивных практиках, которые к нам пришли из западных стран, то все это очень здорово и действительно препятствует развитию выгорания. Но здесь всегда важно чувство меры— проще говоря, рабочая дисци- плина. Должна быть возмож- ность, например, поиграть с коллегой в настольный теннис в перерыве. Но один делает это полчаса, переключается и уходит работать, а другой весь день только и играет. С другой стороны, можно и в процессе игры решить какие-то рабочие моменты. Проблема выгорания —довольно индивидуальный вопрос, на мой взгляд. — Приносит ли пользу метод сорокаминут? То есть сначала работа, потом не- большой отдых? —Метод сорока минут — всего лишь один из возможных. Но бывают разные виды работ, не всегда это в принципе тех- нически получается. —Какруководителю/пре- подавателю понять, что его сотрудник/студент эмоцио- нально выгорел? Что пред- принять? —Можно вернуться к спи- ску симптомов. Но если вкрат- це, то сотрудник, у которого раньше глаза горели, начи- нает вести себя пассивно, по- стоянно чем-либо недоволен и в целом несчастен. Тогда ру- ководителю стоит задуматься даже в том случае, если, по его мнению, работник все еще эффективно справляется со своими задачами. Сейчас на Западе активно развивается определенная концепция. Ра- бота должна способствовать счастью человека, что связа- но далеко не только с финан- совыми ресурсами. —Когда необходимо ре- ально взять паузу и обра- титься к врачу? —При эмоциональном вы- горании человеку обязатель- но нужно помогать. Это может быть помощь руководителя, если есть возможность произ- вести какие-либо изменения на работе (смена должности, зада- чи или направления, рабочих условий, дополнительные от- пуска), психологическая под- держка (от индивидуальных консультаций и коучинга до групповых тренингов). В самых тяжелых случаях потребуется консультация врача — если человек уже не в состоянии сам справиться с симптома- ми депрессии, тревоги, при- ступами раздражительности и агрессии либо с психосома- тическими расстройствами. Но самое главное, конечно, это поддержка близких людей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz