Заря Красного. 2021 г. (с. Красное)

Заря Красного. 2021 г. (с. Красное)

12 «Заря Красного» №6 (12060), 11 февраля 2021 г. « ŰУţşůУŷКş » ПůŤţПŭЧŧűşŤű ŰПŧŵź Валентина Бартенева, яблоновский библиотекарь, известна в Яблоново не только потому, что библиотека под ее руководством давно и прочно стала неотъемлемой частью всех значимых культурных со- бытий в поселении. Она также поет в знаменитой «Казачьей удали», играет в местном те- атре. А еще — она создала клуб «Сударушка», где регу- лярно собираются местные любительницы вязания, вы- шивания, кружевоплетения и так далее. —И я, и наши «сударушки» умеем многое. И прясть в том числе. Но всему предпочита- ем спицы — вот эти простые пруточки из металла дают не- обозримые возможности: мож- но связать ажурную шаль или скатерть, а можно—плотный, толстый свитер, что согреет не хуже меховой куртки. Главное —какую цель поставит масте- рица и насколько умелые руки ее. А у нас девчата умелые, старания тоже не занимать, — рассказывает Валентина Николаевна. —А сами-то где учились? — А как и все — перени- мала от мамы, Любови Васи- льевны Пшеничниковой, от бабушки, Татьяны Ивановны. Они умели все и охотно за- нимались рукоделием. В том числе и пряли сами—это сей- час иди в магазин и выбирай понравившиеся нитки, ассор- тимент широкий. А было вре- мя, когда надо было сначала овечку вырастить, постричь, шерсть обработать, спрясть нитки—и только тогда брать в руки спицы или вязальный крючок. И мама, и бабушка умели все, ну и мне интерес- но было, пробовала. — И прясть умеете? — Нужды в этом нет, но если надо—смогу. И старень- кая деревянная прялка дома есть, и современная электри- ческая. —А другие «сударушки»? — Мы в основном люди взрослые, во времена моло- дости нашей не было интер- нета и этих, как их называют, гаджетов. Гад-же-ты… При- думали же название. В наше время, особенно в селах, ру- коделье было в почете, самые искусные мастерицы-девчата лучшими невестами считались, и по праву. И увлечение это осталось на всю жизнь, как и умения. Все наши «сударушки» — Тамара Кондратьева, На- дежда Камынина, Екатерина Ермолова, Анна Семина, Люд- мила Ахматова, Нина Хватова и я тоже — занимаемся руко- делием не только потому, что польза есть (своими руками связанные для внучка носоч- ки всегда лучше согреют ему ножки, чем магазинная покуп- ка), но и потому, что самим нравится. Все умеем, но, как правило, выбираем спицы— просто, всегда под рукой, а уж красоту или там тепло обеспе- чить— тут уже от мастерства все зависит. Ну, мастерства «сударушкам» хватает. ūŧů ŲšŪŤŶŤŬŧŨ ţлƞ ƖеƂо нƒƅны ţũ ? Елена Зубова, одна из наи- более ярких представителей большой творческой дина- стии Бартеневых, много лет, как и ее мама, проработавшая в местном ДК, ответила не задумываясь: — Для многого. И для того, чтобы выводить на сцену та- ланты, устраивать концерты и праздники для людей. И для того, чтобы проводить все- возможные собрания, конфе- ренции. Но и то, и другое — не главное. Потому что прежде всего Дом культуры — это дом, родной дом для всех, кто неравнодушен к культуре, к творчеству. Кто сам хочет творить, жить ярко и инте- ресно. У нас в Яблоново мно- го таких людей, потому наш дом не пустует и в будни. Вот для этого он и нужен людям — чтобы было где собираться и творить. ŪŤНűş КůУťŤВНşž Одна из «сударушек», Анна Семина, много лет работала в Яблоново животноводом. Телятница в основном, но и доить приходилось. Для жи- вотноводов развал колхозов и совхозов был трагедией в полном смысле слова: поголо- вье коров вырезалось полно- стью, колхоз имени Вавилова не стал исключением. Процесс этот шел по всей стране, и что-то кардинально изменить в границах отдель- ного села было невозможно. Виктор Бартенев, в то время возглавлявший местный сель- совет, привлек в селомастеров из знаменитой в России арте- ли «Елецкие кружева», орга- низовал обучение желающих. Главная задача—пристроить к делу людей, неожиданно для самих себя оказавшихся без работы. Нашлись желающие, ос- воили новое для себя дело, какое-то время работали ябло- новцы в «Елецких кружевах». Но как-то так получилось, что со временем нашли другие источники дохода и занялись другими делами. И для Анны Семиной кружева перестали быть заработком—а вот для души она и сейчас любит «пе- ребирать коклюшки». Творит красоту для себя, для семьи. Кружева маминой работы охотно носит ее дочь Лена, внучки Даша и Наташа. — Что же в этом деле так привлекает? — Вот есть в кружевах что-то наше, русское, искон- ное, — отвечает Анна. — Так вышло, что этому искусству не могла я научиться у старших родственниц, но видно в кро- ви что-то все же было, потому еще когда первый раз пробо- вала, почувствовала, что — мое это, словно родное. Зна- ете, вот бывает: в новое место пришла, в незнакомое — но словно узнаешь его, словно уже бывала здесь, видишь и понимаешь красоту его…Так и тут. Мы, русские, вообще на- род самобытный, отношение к красоте, духовности, окружа- ющему миру у нас свое. Вот на государственном уровне заду- мались о национальной идее —а зачем какую-то еще идею искать? Просто не мешайте людямжить, как душа просит. Многие пытались, и что? Вот пришло на Русь православие —новая идея пришла. Хоро- шая, кстати. Но отказались ли русские от своей старины? Да вы посмотрите внимательнее: на Масленицу печем блины — символ языческого бога солнца. На Троицу — зави- ваем березку, украшаем лен- тами. Да что далеко ходить — вот рядом, в Отскочном, престольный праздник на- зывается Русальская! Отдели наше русское язычество от православия, тоже русским ставшего — сможешь? Нет! И что главное в этом сплаве? Да та самая русская нацио- нальная идея, которую кто- то зачем-то ищет. Вот она, в руках наших! И кружевопле- тение—лишь одна из граней этой идеи, которая и в узорах белоснежных нитей видна, и в морозном узоре на стекле, и в переборах наших балала- ек и гармоней, и в песнях на- ших. Тот самый русский дух, без которого нам, русским, жить просто нельзя. А лично для меня все это проявляется в ленте кружевной. Тоже одна из граней, и очень красивая. ş . şŬţůŤŤš БşБş НŧНş — Ой ловка Стефанов- на прясть!.. — говорят ябло- новские женщины. Масте- риц здесь хватает, и уж если сами они признали: «Ой ловка прясть…»—значит, стоит по- смотреть. И вот председатель районного совета ветеранов Виктор Иноземцев везет нас с Ниной Бартеневой и Еленой Зубовой в гости к мастерице. В этот день церковь чтит свя- туюНину—заодно и поздра- вили ветерана с именинами. …Нина СтефановнаЮри- кова—коренная яблоновская, и поколения предков ее жили на этой земле. В 1939 году и она здесь родилась. Уже в пятилетнем возрасте пряла, вязала. Кто учил? —Да никто не учил специ- ально, это жизнь была, стар- шие делали — я пригляды- валась. Девчонки-подружки собираются поболтать, а в ру- ках заделье обязательно. Ну и я присаживаюсь рядышком. И тоже с задельем. Все три се- стры, и мама и прясть умели, и еще очень многое. Только не ленись, приглядывайся, пробуй. Будешь стараться— и все получится. Сегодня Нина Стефанов- на с гордостью вспоминает: — Вот этот дом, где мы сейчас сидим — я его, мож- но сказать, с прялки сняла. Или—благодаря прялке по- строила. Бывали годы, когда мне мешками шерсть везли и за пряжу мою были благо- дарны. Просто? Да в деревне жить вообще не просто, всег- да работы хватает: в поле, на подворье, в доме. А ночами— за прялкой работала… И все нормально. И дом, и семья. Пятерых детей вырасти- ла Стефановна. И бабушка, и недавно прабабушкой стала — радость в семье! —Я так скажу: будешь си- деть на месте ровно—ничего у тебя не будет. Будешь рабо- тать, стараться да сил не жа- леть — все у тебя будет. Так меня мама, Екатерина Григо- рьевна, учила. Так я учила сво- их детей. Нельзя по-другому, —негромко, но как-то очень весомо говорит старая пряха. И можно только согласиться с ее словами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz