Заря Красного. 2021 г. (с. Красное)

Заря Красного. 2021 г. (с. Красное)

5 №5 (12059), 4 февраля 2021 г. «Заря Красного» 90 САМАЯ ŠŪŧЗКАЯ И менно местные, район- ные газеты всегда были и остаются самыми востре- бованными из печатных средств массовой информации. По сово- купному тиражу они всегда пре- восходили и превосходят тиражи самых популярных центральных газет. Это понятно: именно «рай- онка» — ближе всего к читате- лю. Именно она рассказывает о жизни, о проблемах и успе- хах малой родины, о заслугах и творчестве людей, живущих рядом с читателем, что само по себе вызывает повышенный ин- терес к публикациям. Вот почему, вслед за форми- рованием Краснинского района в 1931 году, была создана «Крас- ненская правда» — так сначала называлась наша «районка», когда район входил в состав Орловской области (Липецкой области еще не было). Первым редактором нашей газеты был двадцатипятитысяч- ник Михаил Князев. Штат был не- велик: машинистка, корректор Владимир Костомаров, корре- спондент Георгий Максимович Сухинин, технический секретарь Михаил Дунаев (он же принимал по радио заметки о жизни стра- ны, предназначенные для «рай- онок». О других работниках из первого состава редакции све- дений нет. В ноябре 1932 года краснин- ская редакция получила собствен- ную печатную машину, набор шрифтов. Сегодня это вспомина- ется, как настоящая древность: обширные кассы, в ячейках кото- рых ( раз и навсегда утвержден- ным порядком) лежат металличе- ские буквы, и именно по одной буковке ментрапажи собирали от- дельные статьи, информации и в целом газетные страницы. Клише (изображения фотографий) дела- лись в областных и центральных газетах химическим способом. Потом— гигантский шаг про- гресса в то время — появились линотипы, отливающие текст уже не по одной буковке, а це- лыми строками (заголовки на- бирались, как прежде, руками ментрапажей). Появились в рай- онах, и в Красном тоже, ЭГА — электронные гравировальные аппараты, позволяющие делать собственные клише. Газеты ста- ли «чище», намного иллюстриро- ваннее. Но все равно — свинец, пыль… Работа в типографии не зря считалась вредной для здо- ровья. Но не только в редакции — в типографии тоже работали настоящие мастера своего дела, энтузиасты, умеющие выпускать настоящую газету. Сейчас, когда все печатные издания, включая районные, пе- чатаются с применением цифро- вых технологий, когда все газеты стали цветными, все это вспоми- нается как что-то невероятное— а ведь именно в таких условиях начинали работать сегодняшние ветераны прессы. «Сапожник без сапог» —увы, справедлива пословица. Лето- писцы района, не жалеющие ни души, ни сил, чтобы осветить все нюансы жизни, остались без собственной летописи. Просто настоящий журналист всегда скромен. И вот сегодня о самом первом составе редакции из- вестно лишь несколько имен. О многих последующих (а за 90 лет многократно менялись люди) из- вестно еще меньше. А ведь они были— умные, талантливые, не жалеющие сил для избранного дела. И мы, сегодняшний состав «Зари Красного», как сегодня на- зывается бывшая «Красненская правда», потом «Краснинская правда», много лет издававша- яся так же как «Заря», стараемся сохранить хотя бы то, что живо в нашей памяти. Сегодня публику- ем очерк «Фронтовик. Журналист. Человек.» о Николае Матвееве— человеке, чей талант много лет славил краснинцев на страницах и районной, и областных газет. ųƏƍƌтƍƁƇƉ . ťƒƏƌſлƇƐт . ŶелƍƁеƉ . О н был первым, кого встретил я в кори- доре «Зари», когда в июле 1978 года впервые вошел в это здание. — Андреев? — Да. —Ждем тебя, Валентин предупредил, что приедешь. Не волнуйся, приживешься. — Это хорошо. А почему такой вывод? Он засмеялся: — Редактор у нас — Егоров. Валентин, от- ветственный секретарь —Федоров. Я, зам— Матвеев. Ну а ты Андреев — что непонятно- го? Свой человек. И как-то стало легче на душе. Да, конечно — волновался, когда ехал в незнакомый рай- он незнакомой области: как примут, как дела пойдут? Знал здесь только Федорова (вместе учились на журфаке в Воронеже, он в Крас- ное и позвал). И вот первая встреча — и уже вроде бы стал своим… Филиппыч это умел: проникнуть в душу собеседника, мгновенно наладить контакт, и сходу — за дело. Через полчаса, едва успев по- знакомиться с коллегами, уже шел я в первую свою в Красном командировку — потому что Филиппыч сказал: «Лучше всего знакомиться в работе, по ходу дела». И был прав — как и много-много раз в дальнейшем. …Филиппыч. Николай Филиппович Матве- ев. Невысокий, крепкий, всегда в отглаженном костюме, с галстуком — но не был он похож на «чинушу». Есть люди — в любой одежде видно, что хороший, душевный человек. А что всегда опрятен, подтянут —разве плохо? Это потом уже узнал я, что наш Филиппыч —фронтовик, капитан в отставке. Может, от- сюда и эта естественная выправка? Костюм, конечно, не форма, но тут уж — как носить будешь. Филиппыч и в этом был примером для подражания. Да он во всем был примером. И главное — в работе. Только два человека в редакции могли работать «на линотип»: Матвеев и Федоров. Валентин, тот вообще и в редакции, и в типо- графии умел, кажется, все, в том числе мог на линотипе набирать тексты— и бывало, сам и «писал» свои статьи сразу на линотипе (кто не знает — громоздкий такой механизм, на кото- ром строки отливались в металле). Филиппыч за клавиатуру не садился, но зато мог, стоя ря- дом с линотипом, надиктовывать статьи свои — одну за другой, и правки в дальнейшем не требовалось. Он мог, если надо (а и такое бы- вало, что — надо было), вот так надиктовать целый номер. И каждая статья была нужной. Умной, взвешенной, именно такой, какая нуж- на в этом конкретном номере. И информации были свежими, разнообразными, их «геогра- фия» охватывала весь район. Моя «эга» (электронно-гравировальный ап- парат, на котором по фотографиям делал для газеты клише) была недалеко от линотипов, и случалось наблюдать, как — с блокнотом в руках, листая исписанные мелким почерком страницы, Филиппыч иной раз по полдня на- диктовывал свои материалы. Именно там, в типографии, начинал я понимать, как нужно пользоваться словом, как можно находить нужное слово — сразу и правильно. Филиппыч никогда не учил нас, в то вре- мя молодых, специально. Всегда получалось именно так: он работает, мы смотрим, учимся. «Делай, как я»—самый результативный метод обучения молодых, Филиппыч владел им в со- вершенстве — прежде всего потому, что в со- вершенстве знал газетное дело. А еще —он был очень скромен. Да, заслуг своих не скрывал. По праздникам, особенно на 9 Мая, спокойно приходил в костюме со все- ми наградами — и фронтовыми, и теми, что заслужил уже после Победы. И три «ромба», свидетельства о трех высших образованиях, на костюме свое место нашли. В один из таких дней он остановил меня, в то время фотокорреспондента, в коридоре редакции: — Саш, тут из школы просят мой снимок с наградами, а у меня такого нет. Сфотогра- фируешь? Привычно развернул объект к белой сте- не, навскидку (Филиппыч учил — фотографи- руемый не должен успеть «принять серьезный вид», снимок должен быть живым) «щелкнул» — и мы оба поспешили по своим делам. И че- рез десятилетия выяснилось: этот снимок так и остался единственным, где Филиппыч со все- ми наградами. Вот он, тот самый снимок. А вот другой — сделанный неизвестным мне мастером много лет назад — здесь Фи- липпыч молодой, озорной и все такой же не- угомонный. Телефонная трубка в руке, стопа бумаг на столе—работает. И улыбка, фирмен- ная его улыбочка. Явно работает—как всегда, быстро и хорошо. Он любым делом занимался—быстро и хо- рошо. Семилетку в родном селе Племянниково (Лев-Толстовский район) Николай закончил с похвальной грамотой. Железнодорожное учи- лище, куда поступил за год до войны, окончить не успел—уже после первого курса была очень специфическая «производственная практика»: в елецком депо под бомбежками молодые парни ремонтировали подвижной состав. Потом—в 1943 году —призыв в армию. И—на фронт… Он очень не любил вспоминать о войне. Но подошел внук, сказал: «Надо, дед». И Николай Филиппович написал один из лучших своих пу- тевых очерков—о том, как вместе со страной, друзьями-фронтовиками прошел трудной до- рогой, до самой Победы. И—верен себе—не сказал ни слова о тех подвигах, за которые сам получал фронтовые награды. А ведь очерк «Расскажу тебе, внук» («Заря», 16 апреля 1985 года) занял целую га- зетную страницу. «Моим одногодкам война не дала закончить десятилетку. В январе 1943-го она уже подпо- ясала нас солдатским ремнем» — пишет Фи- липпыч. И дальше — о друзьях боевых: «Пре- красные были ребята. Некоторых имен уже и не помню. Лишь лица их, открытые, добрые стоят перед глазами. На всю жизнь остались в памяти.». «Было нас в батарее около 80 человек. По- сле одиннадцати месяцев боев «стариков» оста- лось только двенадцать. Остальные выбыли из строя — убиты или ранены, их место заня- ли другие, из пополнения» — всего несколь- ко строк, а вдумайся: сказано очень многое… Боевой путь Филиппыча начался в селе Красное (символичное совпадение) Смолен- ской области. Березина, Лида, Борисов, Минск, Кенигсберг, Пилау—нелегки были фронтовые пути-дороги. И Победу батарея встретила в самой западной точке территории, которую занимал СССР. Но еще не скоро вернулся Филиппыч к мир- ной жизни: демобилизовали его только в 1950 году — ведь и в послевоенные годы нужны были стране опытные, умелые бойцы. Уже в 1951 году впервые перешагнул он по- рог редакции—и нашел свою судьбу. Работал в нескольких газетах области, в том числе в двух —редактором. Работал и учился—добирал у судьбы то, чего лишила она его в юности, по- слав не за парту, а на фронт. Работал и учился, всю жизнь учился—мо- жет, потому сегодня так много людей называ- ют своим учителем самого Филиппыча? Да, умел много, очень много. Знал много. Это по- зволяло ему свободно ориентироваться в са- мых разных сферах нашей жизни, быстро де- лать правильные выводы, а в итоге—владеть подробнейшей оперативной информацией о жизни района. Я сейчас о Краснинском районе конкретно — здесь, в «Заре», Филиппыч про- работал последние 15 лет. Он ушел от нас в 65 лет. Ушел — чтобы на- всегда остаться с нами. Пусть сегодня не каж- дый, даже из журналистов, вспомнит, кто таков Николай Филиппович Матвеев. Его ученики, такие как ветераны следующего поколения, хорошо известные району Владимир Мар- тышкин, Александр Титов — оставили после себя своих учеников, но и в них жива частица души Матвеева. Ушел, чтобы остаться—и нынешнее поко- ление должно быть благодарно судьбе, что у истоков краснинской журналистики стояли такие люди, как Николай Матвеев. ş . şŬţůŤŤš , Ɓ 1978-83 ƂƍƃſƔ — ƓƍтƍƉƍƏƏеƐƎƍƌƃеƌт ƉƏſƐƌƇƌƐƉƍƈ ƂſƆетƚ « ŦſƏƞ » К 90- ŪЕűŧŽ ůşŨŭŬŬŭŨ ŢşŦЕűź

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz