Заря Красного. 2021 г. (с. Красное)
11 №42 (12096), 21 октября 2021 г. «Заря Красного» НУЖНО ЗНАТЬ Как предотвратить травлю? В школе, как и в лю- бой социальной среде, возможны конфликты. Они могут развиться как между двумя уче- никами, также могут быть и односторонни- ми, т.е. их разогрева- ет и провоцирует один из учеников. Сегодня, к сожалению, в обществе все чаще встречают- ся случаи травли в дет- ском коллективе. Травля или буллинг—это систематическое проявление агрессии или психологическо- го давления по отношению к одному или нескольким чле- нам группы, намеренное из- девательство физическим, вербальным или психологи- ческим способом. При трав- ле существует целая группа агрессоров и есть жертва. Травля—это всегда система- тическое и долговременное действие. Оно может варьи- ровать от ударов, толчков, брани, угроз и насмешек до вымогательства денег, цен- ного имущества, клеветы и оскорблений в Интернете. В минувший вторник ко- миссией в составе замести- теля председателя КДН и ЗП О. Трушиной, заведующей отделением психолого-педа- гогической помощи семье и детям ЦСЗН по Краснинско- му району Е. Митюшиной и психологом Центра Н. Тра- виной было организовано выездное профилактическое мероприятие «СТОП Буллин- гу! Остановим травлю!». Оно прошло в формате двухэтап- ного круглого стола на базе филиала Краснинской школы в с. Ищеино. На первом этапе специа- листы вели работу с родите- лями по профилактике жесто- кого обращения с детьми, по повышению педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, пред- упреждению и предотвраще- нию на ранних этапах случа- ев травли среди детей. В ходе проведения мероприятия родители подростков вели активное взаимодействие со специалистами, обсуждали причины, проявления и по- следствия такого опасного явлении я, как буллинг. Члены комиссии вместе с родителя- ми рассмотрели конкретные случаи конфликтных ситуаций в детском коллективе и про- работали алгоритм выхода из конфликта, также родителям были вручены памятки и бу- клеты по данной тематике. Второй этап мероприятия заключался в работе с деть- ми и педагогами. Учащиеся старших классов в формате проведения круглого стола по профилактике конфлик- тов в подростковой среде также активно включились в совместную работу, обсужда- ли ряд причин, признаков и последствия буллинга, при- няли к сведению полученную информацию. Все участники меропри- ятия рассмотрели ситуатив- ные задачи, получили массу профессиональных советов, буклеты и памятки, прорабо- тали комплекс мер по пре- дотвращению и недопусти- мости острых затянувшихся конфликтов в детском кол- лективе. Очень важно рассмотреть проблему всерьез, найти и проработать способы её решения, а не просто отма- хиваться от них, как от чего- то, что дети должны осилить сами. Последствия могут быть самыми серьезными, затра- гивающими самооценку ре- бенка и его будущие личные взаимоотношения. Ведь в тя- желых и запущенных случа- ях, годами остающимися без внимания, эпизоды запугива- ния и травли оборачиваются настоящими трагедиями для человека и общества. Лишь при активном диа- логе, вместе и сообща мож- но распознать и победить проблему, ведь, как извест- но, предупрежден—значит, вооружен. Н. ТРАВИНА, психолог ЦСЗН по Краснинскому району *** Продолжение темы Почему одни дети издеваются над другими? Дети издеваются друг над другом по целому ряду при- чин. Иногда они наседают на других детей, потому что им нужна «жертва»—кто-то, кто кажется эмоционально или физически слабее или про- сто ведет себя или выглядит не так, как все, —чтобы чув- ствовать себя более важным, авторитетным, популярным или уверенным в себе. Хотя некоторые хулиганы больше и сильнее своих «жертв», это не всегда так. Иногда дети мучают дру- гих, потому что так уже по- ступали с ними. Они могут думать, что их поведение нормально, потому что в их семьях и окружении все ре- гулярно злятся, кричат или обзываются. Некоторые по- пулярные телешоу, кажется, даже способствуют подлости —людей выгоняют, избегают или высмеивают их внешний вид или отсутствие таланта. Признаки издевательств Если ребенок не говорит вам о запугивании и издева- тельствах над собой или не носит на себе видимых по- следствий в виде синяков или травм, довольно трудно выяснить, происходит ли это с ним на самом деле. Но есть некоторые при- знаки. Родители могут заме- тить изменение в поведении ребенка, его беспокойство или отсутствие аппетита, сна, нежелание делать то, что раньше нравилось и при- носило удовольствие. Когда ребенок выглядит унылым, огорченным и подавленным или расстраивается быстрее, чем обычно, или когда он на- чинает избегать определен- ных ситуаций, например, по- ездки в муниципальном (или школьном) автобусе, это тоже может быть признаком суще- ствующих по отношению к нему издевательств. Если вы подозреваете, что над ребенком издеваются, но он не хочет признаваться в этом, найдите возможность поднять этот вопрос околь- ными путями. Например, вы можете увидеть определен- ную ситуацию на ТВ-шоу и использовать ее в качестве начала разговора, спросив ребенка: «Что ты об этом ду- маешь?» или «Как ты дума- ешь, что нужно было сделать этому человеку?». Это может помочь вам в разговоре пере- йти к таким вопросам, как: «А ты когда-нибудь сталкивался с подобным?» или «Ты когда- нибудь испытывал такое?». Вы можете поговорить о своих схожих переживаниях в дет- ском возрасте. Пусть ваши дети знают о том, что, если их запугивают, издеваются над ними, или они видят, как это происходит с кем-то еще, —нужно непре- менно поговорить об этом с вами или другим взрослым (учителем, школьным пси- хологом или другом семьи), братом и сестрой. Помощь детям Если ребенок рассказы- вает вам о хулигане, сосредо- точьте внимание на комфорте и поддержке, неважно, на- сколько вы расстроены. Дети часто не хотят рассказывать взрослым о запугивании, потому что чувствуют себя оскорбленными и унижен- ными или же беспокоятся о том, что родители будут очень переживать и волноваться. Иногда дети чувствуют, будто это их собственная вина, что если бы они вы- глядели или вели себя по- другому, то этого бы не про- изошло. Иногда они боятся, что, если хулиган узнает, что они кому-то все рассказали, будет еще хуже. Другие опа- саются, что их родители не поверят им или не предпри- мут никаких действий в этом направлении. Или же дети переживают, что родители заставят их дать отпор ху- лигану, которого они боятся. Хвалите ребенка за то, что он набрался смелости пого- ворить об этом. Убедите его, что он не одинок — многие люди получают свою порцию издевательств в определен- ный момент. Подчеркните, что плохо поступает хули- ган, а не сам ребенок. Убе- дите ребенка в том, что вы придумаете, как правильно поступить в этой ситуации, вместе учтете все тонкости. Иногда старший брат, се- стра или друг могут помочь справиться с ситуацией. Ва- шей дочери может быть по- лезно услышать, как ее стар- шую сестру, которую она боготворит, дразнили из-за ее зубных брекетов, и как она справилась с этим. Старший брат или друг может также дать некоторое представле- ние о том, что происходит в школе или там, где случаются издевательства, и поможет придумать лучшее решение. Примите всерьез то, ког- да ребенок говорит, что из- девательства будут еще хуже, если задира узнает, что ваш ребенок рассказал о них. Иногда полезно обратиться к родителям хулигана. В дру- гих случаях стоит в первую очередь связаться с учите- лем или завучем. Если вы уже пробовали эти методы и все еще хотите поговорить с ро- дителями ребенка-хулигана, сделайте это в официальных условиях, например, в при- сутствии завуча. Во многих странах есть законы и правила, касающи- еся издевательств. Узнайте о подобных в вашем местном самоуправлении. В некото- рых случаях, если у вас есть серьезные опасения по по- воду безопасности вашего ребенка, вам, вероятно, по- требуется обратиться в ор- ганы правопорядка. Советы Ключ к помощи детям в предоставление стратегий, которые научат их справ- ляться с повседневными из- девательствами, а также по- могут восстановить детскую самооценку и вновь обрести чувство собственного досто- инства. Может быть заманчивым предложить ребенку дать от- пор задире. В конце концов, вы сердитесь, что ваш ребе- нок страдает, и, возможно, в детстве ваши родители со- ветовали вам «постоять за себя», что вы успешно пред- приняли. И вы переживае- те, что ваш ребенок все еще продолжает страдать от рук хулигана. Но важно посоветовать детям не отвечать на изде- вательства дракой или от- ветными издевательствами. Это может быстро перера- сти в насилие, неприятности, травмировать кого-либо из них. Вместо этого лучше всего уйти от ситуации, пообщаться с другими детьми и рассказать о ситуации взрослым. Вот еще несколько стратегий для детей, ко- торые могут помочь им улучшить ситуацию и свое самочувствие от- носительно происходя- щего: — Избегай хулигана и находись в компании. Не за- ходи в туалет, если хулиган находится там, и не ходи в раздевалку, когда нет никого рядом. Постоянно находись в компании приятеля, чтобы не оставаться один на один с задирой. Находись в компа- нии приятелей в транспорте (школьном автобусе), в кори- дорах или на перемене — везде, где можно встретить хулигана. Предложи то же самое своему другу. — Сдерживай гнев. Рас- страиваться в связи с изде- вательствами естественно, но именно этого и добиваются хулиганы. Это заставляет их чувствовать себя сильнее. Ста- райся не реагировать плачем, не красней и не расстраивай- ся. Это требует большого ко- личества тренировок, но это полезный навык отважива- ния хулигана. Иногда полез- но практиковать стратегию приведения себя в полное равновесие, например, счи- тать до десяти, записывать свои гневные слова на листе бумаги, делать глубокий вдох или просто уходить. Иногда нужно учить детей принимать непроницаемое выражение лица, пока они не избавят- ся от опасности (улыбка или смех могут провоцировать хулигана). —Действуй храбро, уходи и игнорируй хулигана. Твер- до и четко скажи хулигану, чтобы он прекратил, а затем развернись и уйди. Старайся игнорировать обидные за- мечания, например, демон- стрируй безразличие или притворись, что ты увлечен беседой по мобильному те- лефону. Игнорируя хулигана, ты показываешь, что он тебе безразличен. В конце концов, хулиган, вероятно, устанет доставать тебя. —Расскажи взрослым об издевательствах. Учителя, ди- ректор школы, родители мо- гут помочь прекратить изде- вательства. Рассказывай об этом. По- говори с кем-то, кому ты дове- ряешь, например, с завучем, учителем, братом, сестрой или другом. Они могут пред- ложить некоторые полезные советы, и даже если они не могут исправить ситуацию, это поможет тебе почувство- вать себя менее одиноким. Устрани провокацион- ные факторы. Если хулиган требует у тебя денег на обед, приноси обед с собой. Если он пытается отобрать твой музыкальный плеер, не носи его в школу. — Протяните руку по- мощи. Дома вы можете снизить вред от издевательств. Учи- те детей общаться с такими друзьями, которые помога- ют развивать их уверенность в себе. Помогите им знако- миться с другими детьми, посещая различные кружки или спортивные секции. И найдите такие занятия для детей, которые помогут им чувствовать себя уверенными и сильными. Может быть, это будет секция самообороны, карате или тренажерный зал. И помните: как бы огорчи- тельны не были издеватель- ства для вас и вашей семьи, существует много способов решить эту проблему.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz