Заря Красного. 2021 г. (с. Красное)

Заря Красного. 2021 г. (с. Красное)

12 «Заря Красного» №31 (12085), 5 августа 2021 г. ŦţОůОšŻŤ ūƇƓƚ ƍ ƀеƆƍƎſƐƌƍƐтƇ Ɖſлƛƞƌſ : ƍ ƖеƋ ƌеƍƀƔƍƃƇƋƍ Ɔƌſтƛ ? Кальян—это прибор для курения, в котором вдыха- емый дым фильтруется че- рез жидкость (воду, вино, или другуюжидкую смесь). Так ли невинно и безопасно этомодное увлечение? Раз- венчиваем самые популяр- ные мифы о безопасности кальяна. Любители кальяна считают, что он безопасен, потому что: —в кальянном табаке нет бума- ги, как в сигаретах; — во время курения табак не соприкасается с открытым огнем, поэтому в кальянном дыме не со- держатся вредные канцерогены, образующиеся как продукт горения; — запах от курения кальяна не имеет ничего общего с запахом си- гаретного табака; — дым кальянного табака мяг- че и имеет абсолютно другой вкус. Однакомедикиопытнымпутем достигли совсемдругих выводов: —за час курения кальяна через легкие проходит в 100-200 раз боль- ше дыма, чем от курения сигареты; —кальянный табак содержит ни- котин, и его концентрация в 7,5 раз больше, чем в сигаретном; — производство сигарет стро- го стандартизировано, в отличие от кальяна; —у курильщиков кальяна в кро- ви намного выше концентрация ни- котина, мышьяка, хрома и свинца; — курение кальяна не способ- ствует избавлению от табачной за- висимости; — со временем легкие куриль- щика утрачивают эластичность и перестают эффективно избавлять- ся от токсичных веществ; — курение кальяна в компании провоцирует развитие гепатита, ту- беркулеза, герпеса и др. вирусных и грибковых заболеваний. Прежде чем закурить кальян, вам стоит знать: — вода, а тем более алкоголь, которым заправляют кальяны, не являются достаточно хорошими фильтрами; —в табаке для кальяна есть алка- лоид—никотин, обладающий силь- ным нейротоксическим действием, способный вызывать зависимость; — табачные смеси по содержа- нию вредных веществ опережают сигареты, просто информация на упаковках табака не всегда пред- ставлена в полном объеме, а ино- гда вообще отсутствует какая-либо маркировка; — любители кальяна, как и ку- рильщики страдают болезнями серд- ца и органов дыхания, онкологиче- скими заболеваниями. ű . şųşŬşŰŻŤšş , ƆſƋеƐтƇтелƛ ƂлſƁƌƍƂƍ ƁƏſƖſ Ǝƍ ƏеſƀƇлƇтſƕƇƍƌƌƍƈ Əſƀƍте ŪƇƎеƕƉƍƂƍ ƍƀлſƐтƌƍƂƍ ƌſƏƉƍлƍƂƇƖеƐƉƍƂƍ ƃƇƐƎſƌƐеƏſ « ŰƇƌƃƏƍƋ ƏſƆƀƇтƍƂƍ ƐеƏƃƕſ » Затронем тему негативного воз- действия новой коронавирусной инфекции на сердце. Начнем, как обычно, с довольно упрощенной теории. В настоящее время для диагностики инфаркта миокарда используется исследование в кро- ви уровня сердечных тропонинов I и Т — специфических белков, со- держащихся только в сердечной мышце и выделяющихся при её распаде. С развитием техноло- гий тест-системы стали настоль- ко чувствительными, что «видят» даже незначительное поврежде- ние миокарда, а уж если «умира- ет» большое количество кардио- миоцитов (клеток, отвечающих за сократительную функцию сердца), значения тропонинов «взлетают» в десятки раз выше верхней гра- ницы нормы. Единственным не- достатком тропонинового теста является то, что он один не может определить, вследствие чего по- вредился миокард: при инфаркте, травме, воспалении, тромбэмбо- лии. Он всегда будет повышен и это, как правило, серьезный признак сердечной катострофы. Поэтому для того, чтобы отличить одно за- болевание от другого, использу- ются дополнительные критерии. При коронавирусной инфек- ции уровень сердечных тропо- нинов повышен примерно у 7% больных и не дает абсолютно ни- какой информации о механизме повреждения сердца. Про инфаркт миокарда на фоне COVID-19 мы говорили ранее, сейчас давайте обсудим не менее частую причину повреждения миокарда на фоне эндотелиальной дисфункции — о синдроме Такоцубо или «Синдро- ме разбитого сердца». Сразу оговоримся, что Такоцу- бо — это не фамилия, а японский горшок для ловли осьминогов. Распространенность — около 2 случаев на 100 случаев инфаркта миокарда. Механизм развития классического синдрома Такоцу- бо описывается так: в результате сильного эмоционального пере- живания, как правило, негатив- ного (отсюда и второе название — «синдром разбитого сердца»), нарушается регуляция мельчай- ших артерий сердца, возникает их выраженный спазм, а затем рас- слабление. В результате крово- ток по ним замедляется, и участок миокарда «выключается» из нор- мальной работы, находится в со- стоянии «гибернации». Основание сердца продолжает сокращаться, а отделы, расположенные ближе к верхушке, «застывают», формиру- ется специфическая картина УЗИ сердца, а на ЭКГ мы видим призна- ки переднего инфаркта миокарда. Хорошая новость — считает- ся, что это состояние в основном обратимое, хотя в остром перио- де по летальности и осложнени- ям сопоставимо с инфарктом ми- окарда. Плохая новость — даже при полном устранении прово- цирующего фактора и позитив- ных эмоциях требуется время для восстановления миокарда. Иначе синдром Такоцубо лечили бы ко- робкой с няшными котятами. Ну и добавлю ещё одну ложку дёгтя: существует так называемый «син- дром счастливого сердца» — не часто, около 15% от всех Такоцубо аналогичные изменения в сердце возникают на фоне сильных пози- тивных эмоций. Ещё есть версия, на мой взгляд, достаточно обоснованная, что лю- бое серьезное повреждение цен- тральной нервной системы может привести к нарушению иннервации сосудов сердца. Этим объясняют- ся инфарктоподобные изменения ЭКГ у больных с кровоизлиянием в мозг и тяжелыми черепно-моз- говыми травмами. Не будем вдаваться в тонкости диагностики данного состояния, а перейдем непосредственно к COVID-19. Мы помним, что эндо- телиальная дисфункция (будем приучаться пользоваться правиль- ными терминами) при коронави- русной инфекции может затра- гивать любой отдел сосудистого русла. Так вот, поражение тех же самых мельчайших артериол так- же приводит к их спазму и затем — к расширению. У кого-то это проходит очень быстро, у кого-то приводит к классическим призна- кам Такоцубо. По крайней мере в клиниках, где прицельно изучали этот вопрос, распространенность этого синдрома была примерно такая же, как инфаркта и миокар- дита на фоне COVID-19. Лечение «синдрома разбитого сердца» в настоящий момент сво- дится к устранению причинного фактора (в нашем случае — к ле- чению коронавирусной инфекции), лечению сердечной недостаточно- сти и профилактике осложнений. Вот так COVID-19 продолжает нас удивлять пугающим разно- образием воздействия на чело- веческий организм и нам только предстоит в ближайшем будущем оценить эти последствия. ş . ŪŽŠşšŧŬ , ƆſƁеƃƒƝƘƇƈ ƉſƏƃƇƍлƍƂƇƖеƐƉƇƋ ƍтƃелеƌƇеƋ ƃлƞ ƀƍлƛƌƚƔ ƍƐтƏƚƋ ƇƌƓſƏƉтƍƋ ƋƇƍƉſƏƃſ Ƈ ƍƐтƏƚƋ ƉƍƏƍƌſƏƌƚƋ ƐƇƌƃƏƍƋƍƋ ƏеƂƇƍƌſлƛƌƍƂƍ ƐƍƐƒƃƇƐтƍƂƍ ƕеƌтƏſ Ǎ 2 ŢŲŦ « ŪƇƎеƕƉſƞ ƂƍƏƍƃƐƉſƞ ƀƍлƛƌƇƕſ ƐƉƍƏƍƈ ƋеƃƇƕƇƌƐƉƍƈ ƎƍƋƍƘƇ Ǎ 1» ũſƉ ƁƚƀƏſтƛ ƁƇƃ ƐƎƍƏтſ ƃлƞ ƏеƀеƌƉſ ? В настоящее время проблема гиподина- мии привлекает внимание большого числа специалистов: врачей, физиологов, психо- логов, педагогов. Это связано с многогран- ностьювлияния движения на человеческий организм. Вечная истина заключена в сло- вах древнегреческогофилософа Аристотеля: «Движение— это жизнь. Ничто так не осла- бляет и не истощает человека, как продол- жительное физическое бездействие». И конечно родители стре- мятся решить эту проблему, когда приводят своих чад в спортивную секцию. Чем же они руководствуются при вы- боре того или иного вида спор- та? Наверное, одни восхища- ются выступлениями мастеров спорта по телевидению, пора- жаясь легкостью исполнения тяжёлых элементов. Другие — стремятся повторить свой путь спортивных достижений в юные годы. Третьи—слушают советы друзей и знакомых. Да- вайте попробуем вместе разо- браться в этом вопросе и ре- шить что, когда и кому можно. Необходимо помнить, что правильное использование средств и форм физического воспитания возможно лишь при условии учёта анатомо-фи- зиологических особенностей детского организма в различ- ные периоды развития. А оно происходит неравномерно, волнообразно. Периоды уси- ленного роста, сочетающиеся со значительным повышени- ем энергетических и обмен- ных процессов, сменяются замедленным ростом, сопро- вождающимся накоплением массы тела и преобладанием процессов дифференциров- ки. Существует разделение школьников на следующие возрастные группы. Младшая возрастная группа (7-11 лет) или «вто- рое детство» — является наиболее спокойным перио- дом в развитии детей. Одна- ко, несмотря на замедление темпов роста, на плавность изменений структур и функ- ций, рост в длину до 12 лет протекает интенсивнее, чем увеличение массы тела: на 4-5 см роста приходится 3-4 кг прибавки веса. Изменяются пропорции тела: заметно уд- линяются ноги, уменьшается грудной показатель, т.е. про- исходит как бы вытягивание тела. Продолжается окосте- нение скелета, которое проис- ходит неравномерно и закан- чивается только у взрослых. Следует помнить, что рез- кие толчки во время призем- ления при прыжках, неравно- мерная нагрузка на правую или левую ногу могут вызвать смещение костей таза и непра- вильное их срастание. Чрез- мерные нагрузки на нижние конечности при незавершён- ном процессе окостенения могут привести к появлению плоскостопия. Скелет детей со- держит значительное количе- ство хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. Отсюда у младших школьни- ков нередки случаи разноо- бразных нарушений осанки и деформаций позвоночника. В этот период значительно наращивается сухожильный компонент мышц, что улуч- шает прикрепление мышц к костям и вследствие этого по- вышается коэффициент полез- ного действия. Поэтому можно широко использовать упраж- нения, связанных с преодоле- нием массы тела (лазание) в наклонном и вертикальном положении, для воспитания силы. Следует избегать боль- ших по объёму и интенсивных нагрузок, т.к. они очень энер- гозатратны и могут привести к задержкам роста. В младший возрастной период у детей отмечается высокая пластичность нерв- ной системы, что способству- ет лучшему и более быстрому усвоению двигательных навы- ков, а двигательные условные рефлексы закрепляются сразу же и на всю жизнь. Вспомни- те, что один раз научившись ездить на велосипеде или ка- таться на коньках в детстве, мы всегда смело садимся за руль или встаём на коньки, приго- варивая: «да я ещё ребёнком это умел!». Таким образом, в младший возрастной период можно ре- комендовать занятия такими видами спорта, как акроба- тика с 8-10 лет, спортивная гимнастика для мальчиков с 8-10 лет, для девочек с 7-10 лет. Художественная гимнастика с 7-10 лет. Фигурное катание с 7-10 лет, плавание с 7-10 лет, теннис с 7-10 лет. Чуть позже, с 9 лет можно начинать занятия лыжами, парусным спортом, на батате, биатлоном. Средняявозрастная груп- па (12-15 лет). Подростковый возраст ха- рактеризуется максимальным темпом роста всего организма и отдельных его частей. Про- должается процесс окостене- ния скелета, позвоночник по- прежнему очень подвижен и податлив. Поэтому, в связи с отставанием развития мышеч- ной ткани при неблагоприят- ных условиях (в том числе при недостатке движений) могут возникнуть различные нару- шения осанки или деформации позвоночника. А чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут за- медлять в этом возрасте рост костей в длину. К 14-15 годам развитие су- ставно-связочного аппарата, мышц и сухожилий достига- ют высокого уровня. Одно- временно увеличивается сила мышц. У подростков нередко возникают нарушения про- порциональности в развитии отдельных систем и органов организма. В период полового созре- вания увеличивается как ин- тенсивность выполняемых кратковременных нагрузок, так и способность выполнять длительную работу большой интенсивности. Организм под- ростков по ряду параметров приближается к уровню взрос- лых, однако своеобразие этого возраста, заключающееся в от- носительном несовершенстве нервной и гуморальной регу- ляции, дисгармонии в темпах роста, обуславливают повы- шенную чувствительность их организма к различным воз- действиям, в том числе и к физическим нагрузкам. С 10-13 лет можно серьёз- но заниматься такими видами спорта, как волейбол, баскет- бол, бадминтон, всеми видами борьбы, ручным мячом, футбо- лом, хоккеем, академической греблей, коньками. С 11-13 лет — конным спортом, лёгкой атлетикой, байдаркой каноэ, стрелковым спортом. С 12-13 лет разрешаются занятия бок- сом, велоспортом. С 13-14 лет можно приступать к занятиям тяжёлой атлетикой. Старшая возрастная группа (16-18 лет). Продолжается рост и раз- витие, причём в ширину. Кости становятся наиболее толстыми и прочными, но процесс око- стенения их ещё полностью не закончен. Позвоночник становится более прочным, усиленно развивается груд- ная клетка. В целом опорно- двигательный аппарат может уже выдерживать значитель- ные статические напряжения и способен к довольно дли- тельной работе. Складывают- ся основные черты личности, формируется характер, более объективной становится само- оценка, изменяется мотивация тех или иных поступков. Для этого возраста характерна тяга к творчеству, соревнованиям, подвигам. Повышается рабо- тоспособность, способность к выполнению длительной ра- боты, возрастает мощность выполняемой работы. В свете освещённой здесь темы необходимо обратить внимание на следующее. Темпы роста организма не совпадают с возрастными изменениями сердечно-сосудистой системы, увеличение массы тела опере- жает прирост массы сердца. Это может проявляться в от- носительной недостаточно- сти сердечной деятельности, которая связана с физиологи- ческой невозможностью обе- спечить большую массу тела достаточным количеством крови. Появляются жалобы в виде слабости, лёгкой утомля- емости, склонности к обморо- ку при нагрузках и резких из- менениях тела. Эти симптомы требуют консультации врача. И, если не обнаруживаются серьёзные поражения сердца, ребёнка ни в коем случае нель- зя переводить на щадящий двигательный режим. Только достаточные и систематиче- ские занятия физкультурой, полноценный двигательный режим могут обеспечить син- хронизацию функции сердца и возрастных требований ор- ганизма. Ограниченная двига- тельная активность на фоне продолжительной учебной работы, необходимость дли- тельное время находится в вы- нужденном положении (сидя) приводит к нарушению тонуса кровеносных сосудов и рас- стройствам его регуляции со стороны нервной системы, что может выражаться в гипо- и гипертонических состояниях. Как видите, Аристотель всё-таки был прав в своих вы- сказываниях. Поэтому не сле- дует откладывать решение во- проса, когда и каким спортом заняться вашему ребёнку на «потом». Время не ждёт. Толь- ко не забывайте, что всему свое время. ŧ . ŬŧũŭŪşŤšş , ƂлſƁƌƚƈ ƁƏſƖ ŢŲŦ « ŭšųţ »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz