Заря Красного. 2018 г. (с. Красное)
3 «ЗАРЯ КРАСНОГО» 22 ноября 2018 г. №143 /11823/ ОБРАЗОВАНИЕ Большие возможности и достойные знания В Краснинской школе состоялась встреча учеников 9, 10 и 11 классов общеобразователь- ных учреждений района с руководителем представи- тельства Воронежского го- сударственного аграрного университета имени импера- тора Петра I Иваном Нариж- ным и его коллегами. Среди них были профессор, доктор сельскохозяйственных наук Константин Стекольников; доцент, кандидат экономи- ческих наук Любовь Шато- хина; доцент, кандидат био- логических наук Владимир Обрывков; доцент, кандидат сельскохозяйственных наук Дмитрий Щедрин, руководи- тель управления Россель- хознадзора по Липецкой области Геннадий Травин. Тепло привествовали гостей заместитель главы района Сергей Волков и директор учреждения Сергей Зотов. Преподаватели ВУЗа под- робно рассказали об уни- верситете. В учреждении есть фа- культеты агрономии, агрохи- мии и экологии; ветеринар- ной медицины и технологии животноводства; землеу- стройства и кадастров; тех- нологии и товароведения. Также спросом у абитури- ентов пользуются агроин- женерный, гуманитарно- правовой и экономический факультеты. Существуют три формы поступления. Первая — тра- диционная. После сдачи ЕГЭ можно подать заявления в 5 вузов на три специальности или направления и участво- вать в конкурсе. Вторая — целевая довузовская подго- товка, проводимая в базовых школах, одна их них — Крас- нинская. Преодолев планку ЕГЭ, можно стать учащимся агроуниверситета вне кон- курса. Третья форма — ком- мерческая, которая тоже не освобождает от сдачи ЕГЭ. Подробную информацию по поводу поступления мож- но получить, позвонив по те- лефону (473) 253-78-74, или, зайдя на сайт www.abit.vsau. ru. Адрес приемной комис- сии: г. Воронеж, ул. Мичури- на д.1, ком. 177. 24 марта в 10:00 в глав- ном корпусе ВУЗа будет про- водиться День открытых дверей. *** В этот же день школьни- ков познакомили с работой своего учреждения сотрудни- ки Елецкого филиала Россий- ского нового университета. Начальник учебного мето- дического отдела Надежда Попова и доцент, кандидат наук Ольга Гнездилова рас- сказали собравшимся о спе- циальностях при получении высшего и среднего профес- сионального образований. Подробную информацию по поводу поступления мож- но узнать, зайдя на сайт www. eletsrosnou.ru, или позвонив по телефону 8 (47467) 5-41- 68, 4-17-06. Адрес: г. Елец, ул. Ломоносова, д.13. А. ПЕЧИКИНА ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Русь уходящая С вою судьбу имеют не только люди, но и деревни, посёлки, сёла. Как и люди, они рождаются, взрослеют и, к сожалению, порой умирают. Множе- ство деревенек исчезают или уже исчезли с лица земли с их вётлами, светлыми род- никами и колодцами, баньками, часовен- ками (а то и с церквями и колокольнями), растаяли, растворились. А ведь там жили и трудились люди, пелись песни, играли гармони, бубенцами звенели свадьбы, се- нокосы и ярмарки пёстро украшали сель- ское приволье. За последние 20 лет в РФ исчезло 20 тысяч сёл и деревень, и никто не проявляет беспокойства по этому пово- ду. Больно подумать: деревни стояли века, их защищали от врага, за них дрались, в них жили, любили, рожали детей. А уходят они в полном молчании, словно провини- лись перед нами. Только в нашем районе в середине ХХ века существовало 60 на- селённых пунктов, к настоящему времени их осталось 30. Бывшие жители исчезнувших деревень вспоминают свои родные места, такие дорогие и близкие, деревню—красавицу, труженицу, земляков, стараниями и трудом которых изо дня в день жил и хорошел их край. Нельзя ут- верждать, что любишь Родину, не любя своего села. Именно с малого начинается большое. А знаем ли мыисторию своего края, района, своего поселка—места, где мы родились, рос- ли, живем, где жили наши родители, бабушки и дедушки? Мы без корней расти не сможем. Есть такая пословица «Где родился, там и при- годился». Я думаю, Родина начинается с памя- ти о своих корнях, с бережного, трогательного отношения к памяти о своих предках. Очень важно не быть «Иванами, не помнящими род- ства». Возможно эта статья, написанная далеко неизысканным языком, всколыхнёт память у некоторых людей, ведь у каждого в душе жи- вёт своя малая родина. Очень тепло была в своё время восприня- та книга Нины ИвановныОщепковой «Позови меня, тихая родина». Умирает село, умирает, Это сразу заметно теперь. Не поёт здесь никто, не рожает, Не откроется новая дверь. Лишь шумяттополя-старожилы, Словно памятник жизни былой. Зарастает усадьба крапивой, Где нахмурился домик пустой. Не гуляют стада за деревней, И не радует поле зерном. Что ж случилось с тобою, Россия? Без села мы же все пропадём... В этом году патриотический отряд нашей Р.-Дубровской школы «Живая Русь» совершил поход в северо-западную часть нашего района, в старинные сёла и деревни бывшего Пятниц- кого сельского совета: Монаенки и Пятницкое. Они построены служивыми Бруслановского стана и ельчанами, работными крепостными людьми. Как доказательство данного факта, нами были найдены древние могильные пли- ты, на которых вместе с православным крестом выбиты копьё и булава. Деревни появились позже на землях дво- рян, основанные их крепостными, переведён- ными из центральных уездов или купленными. Заселяли этот край военными с их семьями для укрепления южных рубежей от нападения но- гайских и крымских кочевников. Здесь осели: Монаенков, Лунев, Подколзин, Боев, Уколов, Чуешев, Сотников, Якунин, Котов, в Пятницком —Шумский и Гузеев. В документах 1620 года отмечено село Пятницкое (Монаенки) «на Жарковской ле- вой плоте» под Рысиным лесом. В конце 18 века село вошло в состав Лебедянского уезда Тамбовской губернии. В «Списке населенных мест…» записано: «село Пятницкое (Монаен- ки) при прудах располагалось на проселоч- ных дорогах к границе Ефремовского уезда и входило в состав 1 стана Лебедянского уезда Тамбовской губернии». В настоящее время со- хранилась барская усадьба помещика Лукина с величественными липовыми аллеями и всё ещё плодоносящим садом, которого также коснулась рука запустения. В 19 веке в селе была православная цер- ковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Сейчас ещё можно полюбоваться величественной красотой древности и много- вековыми дубами, посаженными когда-то по периметру храма. Село Пятницкое, «Гузеево тож», известно с 1724 года. Уже тогда в селе существовала церковь. Каменную церковь во имя Параске- вы Пятницы прихожане построили на свои средства в 1849 году. Церковь была холодной, трапезная же—тёплой. Существовал придель- ный престол во имя св. Георгия Победоносца. К сожалению, эта церковь сильно пострадала в советские годы — разрушена колокольня, уничтожены практически все внешние укра- шения. Однако на западной стене храмовой части частично сохранилась большая фреска «Тайная вечеря», фрагментарно сохранился орнамент, украшающий стены. В трапезной сохранился вход в подпольное помещение—возможно, в нём располагались печи для отопления или склеп. В 1918 году была создана Пятницкая во- лость. Председатель волости — Сотников Константин Осипович, секретарь —Монаен- ков Аввакум Даниилович. В период раскула- чивания в здании волисполкома Монаенков был убит из обреза кулаком Шитаевым. При волости был организован отряд Красной гвар- дии, который вел борьбу с кулачеством. Была создана партийная ячейка, секретарем кото- рой был избран Чуйщев Михаил Степанович. В 1923 году волость ликвидировалась, был об- разован Пятницкий сельский совет. Первым председателем сельсовета был Пищулин Иван Аверьянович. Активное участие совет прини- мал в организации колхозов в 1930-е годы. В 8 деревнях было организовано 8 коллективных хозяйств. В образовавшихся колхозах труд был тяжелым, в основном, ручным. Но с подъёмом, радостным настроением, выходили колхозни- ки на работу в поле. Коллективный свободный труд радовал крестьян, хотя и получали за него оченьмало. Через несколько лет появляются на колхозных полях первые трактора, первые ком- байны. Большую помощь техникой оказывает организованнаяИщеинскаямашинно-трактор- ная станция. Молодые колхозыпостепенно на- бирают силу, крепнут. Самым зажиточным ста- новится «Светлый путь». Открывается больница в селе Пятницкое, медпункт в селе Монаенки, изба-читальня. Обучение детей проводится в 4 начальных и 1 неполной средней школах. В настоящее время здания, в которых распола- галисьшкола и сельский совет, стали частными. В сложный период колхоз распался. Посте- пенно всё приходило в запустение. Поле, которое когда-то засеивалось ро- жью, поросло деревьями высотой больше двух метров. В одном из домов нашелся старинный гор- шок, оплетенный берестой. И даже градусник еще на месте и исправно работает. Грустные мысли наводят такие места. Люди жили тут десятилетиями, растили детей, вы- ращивали скот, возделывали поля. Вряд ли во времена первых поселенцев тут было проще прожить, и были какие-то удобства. Кажется, что некоторые дома еще неплохо сохранились, но это только снаружи. Почти во всех домах уже обвалились полы, потолки и развалились печки. А дома тихо имирнождут своей участи. Дорога, плавно переходящая в траву высо- той по пояс. И, кажется, отсутствиюлюдей рады только пауки, которые то тут, то тамплетут свои сети, пытаясь хоть как-то выжить. Здесь, похо- же, он не выжил или просто ушел куда-то по своим паучьим делам. И снова руины… Сложно передать какие испытываешь чув- ства, когда видишь заброшенные деревни, пустые дома, заросшие бурьяном дворы, вы- мершие улицы. Некоторые дома еще довольно крепкие и, кажется, что хозяева вышли куда-то ненадолго... Заброшенные поля, заросшие чертополо- хом и кустарником. А вокруг — красивейшая природа, просторы. Последним пунктом нашего похода было посещение «Святого источника», расположен- ного недалеко в лесистой местности. Чудесный осенний пейзаж, необыкновен- ная по вкусу вода стали звонким аккордом на- шего мероприятия. Сейчас в эти края пришёл инвестор и «всё возвращается на круги своя». …Где бы человек не жил, как далеко не уезжал, он будет всегда помнить свою малую родину, друзей, родные просторы, школу, свой родной край. Очень плохо, что забываются и пропадают деревни и сёла, словно их не было. Нельзя, чтобы человек забывалсвоикорни. Ведьэтонашаистория, это — наша жизнь. Когда-то эти деревни отмечались на карте. Есть в наше время люди, которые бегут бегом от нынешней цивилизации,таккаконаоченьагрессивна, жестоко убиваетвсеживое на своемпути. Ониубегаютвдеревню, адеревни-тотоже уже «мертвые»… Возможно, этатемавсколыхнётпамять у многих людей, ведь у каждого в душе жи- вётсвоямалая родина. И пока ещё не позд- но, мы должны вслушиваться в голоса бы- лого, людей, не забывших своего прошлого и готовых поведать нам об этом. Если мы не можем спасти гибнущую деревню, то в наших силах собрать и оставить хотя бы память о ней. П. ДЕНИСОВА, учащаяся 9 класса школы с. Р.-Дуброво
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz