Заря Красного. 2017 г. (с. Красное)

Заря Красного. 2017 г. (с. Красное)

3 К Дню учителя «Заря Красного» 5 октября 2017 г. №119 /11639/ К ажется, недавно это было, а уже про- шло 15 лет с той тревожной даты ухо- да из жизни дорогого нам человека. Было все: радость бытия, смех его заразитель- ный, тонкий интеллигентный юмор, рассказы о своих морских приключениях, о курьезных случаях в школе, прогулки с ним по лесу, лю- бование деревенской природой и гордость за свою малую Родину, то ни с чем несравни- мое родное местечко. Мой папа родился в деревне 2-е Ско- роварово в семье Ивана Ильича и Клавдии Васильевны Шмыковых. Обычная простая трудовая крестьянская семья, каких в те по- слевоенные годы было большинство. Детство 50-х, каким оно было? Оно не было праздным. Деревенские мальчишки росли, закаляясь в учебе, труде на благо своей семьи, стараясь хоть чем-нибудь помочь родителям. Папа уже в зрелом возрасте вспоминал, как под палящим солнцем вместе с родителями тяпал свеклу, выбирал картошку, заготавливал сено для коровы и других животных. А тут еще за сестренкой Надей надо было присматривать, когда родители на работе. Трудности были и с учебой, так как в Гу- левке была только начальная школа. Чтобы продолжить обучение в Краснинской сред- ней школе, надо было жить в интернате. А если вспомнить перемещение на санях от родительского дома до школьного интер- ната зимой в любой мороз за несколько ки- лометров, то становится не по себе. Вот так мужало и закалялось то поколение. Но были и детские радости, связанные больше с вес- ной и летом. Игра с мальчишками в лапту, во- лейбол, футбол, купание в пруду, ныряние до покраснения глаз и посинения губ с мости- ка. Того самого, что и сейчас сохранился как символ детства, счастья и детской свободы. Закончив успешно 10 классов, он встал перед выбором. Правильнее сказать, он дол- го не размышлял о выборе профессии, как его некоторые сверстники. Все очень были удивлены, когда он твердо заявил о своем на- мерении быть моряком. Еще в 5 классе, ему выпала честь, как лучшему учащемуся, по пу- тевке отдохнуть в Крыму, в Международном Всесоюзном пионерском лагере «Артек». Это событие долго обсуждалось среди учеников, потому что это было редкостью. О н, простой деревенский мальчик, был восхищен, соприкоснувшись с морем, своими глазами увидев де- тей из разных стран мира, с разным цветом кожи. Незабываемы были встречи у «костро- вой площади», игры, тематические познава- тельные вечера, разнообразное питание, ка- тание на катере по морю…Все это время его манило море. Он сидел часами и наслаждал- ся видом Черного моря, той песней, которую пели волны. Плеск моря, его свежее, влажное, соленое дыхание, неукротимый характер пленило его окончательно. В одном из школьных сочине- ний на тему «Кем я хочу быть» Сережа напи- сал об этом так: «С тех пор я заболел морем». Сразу после окончания школы, в 1967 году, он стал курсантом Ленинградского мо- реходного училища Министерства Морского Флота СССР имени адмирала Макарова. Его трудолюбие, усердие, а главное—природные способности, не могли быть не замеченными. Уже в 1969 году педагогический совет этого учебного заведения наградил похвальным листом учащегося 3-го курса РТО Шмыкова С.И. за отличные успехи и примерное по- ведение. А еще раньше, ему, курсанту, была вручена Почетная грамота директора, секре- таря парткома, профкома и комсомольской организации за помощь, оказанную совхозу имени Володарского Ленинградского района в уборке урожая 1968 года. Эти две награды были гордостью родителей папы. Теперь они хранятся бережно в нашем семейном альбоме. Быстро пролетели годы учебы. В 1970 году закончил мореходное училище с отли- чием по специальности «судовая радиосвязь и электрорадионавигация» и был направлен в эстонское морское пароходство начальни- ком радиостанции. А дальше? Потом начались будни морского офицера в бесконечном ми- ровом морском пространстве. За 7 лет заграничного плавания капитан- лейтенант, начальник радиостанций различ- ных судов Сергей Иванович Шмыков побывал более чем в 20 странах мира. Не от того ли, став педагогом впоследствии на «граждан- ке», вел уроки так блистательно и интерес- но. Было что рассказать и про Африку, и про Европу, и про Азию. П о настояниюродителей папыи в связи с рождением моего брата в 1977 году он списался на берег, возвратился в родной Краснинский район. Это были тяжелые годы его жизни. Он не мог себя реализовать. Ряд должностей, таких, как начальник ГО рай- она, заведующий общим отделом райисполко- ма, его не устраивали. По словам моей мамы, он сильно страдал, не мог себя вновь обрести. Одна случайная встреча с директором Краснинской школы М.Ф. Карташовым пере- вернула его судьбу в нужном направлении. На предложение стать военрукомшколы Сергей Иванович согласился. На тот момент лучшей кандидатуры директор не знал, да и куда еще лучше, ведь готовый кадровый офицер. А пе- дагогику и методику пришлось осваивать в Липецком государственном педагогическом институте. Эти годы в должности военрука не прошли бездарно. В августе 1981 года он был занесен на областную Доску Почета ДОСААФ в г. Липецк. В июне 1986 года он успешно закончил исторический факультет по специальности «история и обществознание». С тех пор и до последних дней своей жизни он преданно и самозабвенно служил просвещению в новом качестве. Каким он был учителем? Неор- динарным, интеллектуальным. Я бы его назвала экскурсоводом, ве- дущимсвоих питомцев вмирнауки, ведь он на своих уроках показывал многообразие окружающегомира. Он, как учитель такого важного предмета, всегда был неравнодушен к политике, к про- цессам, происходящим в обществе. Это дела- ло его занятия с учащимися актуальными и интересными. В нем присутствовало такое ка- чество, как способность к беспристрастности и объективности, он старался научить детей тому, что важно в этой дисциплине — факти- ческий материал. А главное, по мнению мно- гих выпускников, это, пожалуй, то, что факты истории или современности он умело отде- лял от их оценок. Являясь на протяжении многих лет класс- ным руководителем, он много уделял внима- ния воспитательной работе. Сохранился план такой работы 9 «Б» класса 1995 г., где он дает не стандартную характеристику классу, а свою, с точки зрения учителя-психолога. Почему сла- бо используются потенциальные возможности класса, где могло быть больше на «хорошо» и «отлично» успевающих учеников. Раскрывает несколько объективных причин, им замечен- ных и проанализированных. Он старался рабо- тать над ними, вовлекая в этот процесс ребят. Изготовление стенда «Краснинцы—Герои Советского Союза», выпуск стенных газет про класс, к важным «красным» датам (8 Марта, 23 февраля, 9 Мая, Новый год и т. д.) —все это де- лалось учащимися под руководством своего классного. Иногда они приходили к нам домой, наш зал напоминал творческую лабораторию, где все что-то на полу мастерили, рисовали, изображали, шутили, смеялись. Тон задавал папа, так как он обладал не только высоким интеллектом, но и тонким чувством юмора. В памяти выпускников надолго остались его не- забываемые классные часы по животрепещу- щей теме взаимоотношений между юношами и девушками. Как педагог, как мужчина, он наблюдал ак- тивный переход от дружбы между подростка- ми к дружбе с девочками. «Видимо, речь идет о юношеской любви», —писал он в своем пла- не воспитательной работы. Он ненавязчиво, очень тактично поднимал тему уважительного, нравственного отношения мальчиков к девоч- кам, как бы готовя их к дальнейшей семейной жизни, о чести и достоинстве и тех, и других. Я тоже отчетливо помню его неоднократ- ные беседы и классные часы на эту очень важ- ную тему, поскольку он был и моим учителем и классным руководителем с 2000 по 2002 год. В нем самом было много патриотизма, же- лания постоять за Отчизну, большую и малую, поэтому много уделял внимания воспитанию патриотических чувств, особенно у мальчиков. Он обсуждал с детьми такую тему, как «Исто- рия русской армии, ее истоки, традиции». Было что поведать будущим воинам морскому офи- церу, на что обратить внимание. А проведе- ние школьных вечеров «А ну-ка, мальчики!»? От них веяло таким творчеством, фантазией, выдумкой, что забыть это невозможно, как не забыть праздничных чаепитий в честь 8Марта и многое другое. Вся его постоянная учительская работа, го- рение души и сердца не ограничивались рам- ками школы. В доме темы воспитания чести и достоинства, патриотизма также затрагивались в воспитании меня как дочери, не говоря уже о моем брате Руслане. Пример отца для него всегда был чем-то особенным. Он слушал его, затаив дыхание, особенно рассказы о подви- гах известных героев погибших кораблей и их капитанов, как, например, о командире совет- ской подводной лодки А.И. Маринеско, о сво- их ситуациях в загранплаваниях. О своем брате я могу сказать с гордостью. Он прошел за 22 года достойно свой тернистый путь службы в военно-транспортной авиации от лейтенанта до гвардии полковника с мно- жеством наград. В настоящее время он про- должает службу в г. Воронеж, в Военно-Воз- душной академии им. Ю.А. Гагарина. С ергея Ивановича называли челове- ком активной жизненной позиции. Его в 80-е —90-е гг. приглашали для выступления на различные районные меро- приятия, в библиотеку, по линии отдела об- разования. В 1980 г. районная газета «Заря» о нем писала как о внештатном лекторе-меж- дународнике ЦК КПСС, часто выступающем в составе информационных групп. Население района его слушало с большим интересом, все отмечали его широкий кругозор, образ- ный язык, интеллект, эрудицию, а главное — богатый опыт пребывания во многих зару- бежных странах мира. Как блестящий историк, он некоторое время возглавлял методическое объединение всех учителей-историков района. А сколько хлопот и нервов доставляла ему обществен- ная роль председателя профкома Краснин- ской средней школы. Как он умел отстаивать интересы учите- лей, помнят до сих пор его бывшие коллеги. С честностью, принципиальностью, обострен- ным чувством справедливости, смелостью, неординарным суждением. Его добрые дела вспоминают и по сей день. Как педагог, как просто человек, он лично участвовал в судьбах своих выпускников, мно- гим помогал в дальнейшей учебе. Нескрыва- емой радостью и гордостью, а больше всего наградой для папы была победа учащихся на районных и областных олимпиадах, а также успешная сдача экзаменов по его предмету при поступлении в ВУЗ. Ученики в своих поздравлениях в связи с Днем учителя или Днем защитников Отечества вкладывали в свои строки трогательную не- предсказуемость юности и горячее желание высказать любимому педагогу слова любви и признательности. Наш семейный альбом хра- нит множество открыток, дети поздравляли его не под диктовку, а от души. И даже при рас- ставании со школой многие из них пытались успеть сказать своему учителю самое главное, самое важное, что переполняло сердце. И это он ценил в своей жизни больше всего. Он был абсолютно бескорыстным человеком. Денис Новичихин, выпускник 1998 года: «В Сергее Ивановиче было удиви- тельное качество, отличающее его отмногих людей. Он был абсо- лютно комфортнымчеловеком. Я знал, что к нему можно было всег- да обратиться и как к учителю, и как к другу, и как к наставнику. В каждом его слове чувствовалась мудрость, притом в беседе он ни- когда не ставил себя выше собе- седника. Ни заносчивости, ни над- менности. Больше таких людей я не встречал». А вот слова моей однокласс- ницы Анечки Подольских: «Учитель — это звучит гордо! СергейИванович был длямногих из нас не просто учителеми классным руководителем. Он был нашимна- ставником, родными близкимчело- веком. Этотталантливый и бес- конечно мудрый учитель находил слова, способные заставить нас мыслить и думать в правильном направлении. Уважение и любовь, лично моя и многих, была, есть и будет, пока память жива о нем. Кладезь доброты и понимания. Уважаю, помню, люблю!!!». …Памяти свойственно забывать что-то не очень значимое, не родное, не очень теплое. Но забыть родного человека — часть его и моей крови—невозможно. В моей памяти и тех, кто ценил моего отца за многое, искренне любил его, он всегда с доброй улыбкой, открытым и сердцем, и светлой душой останется истинным гражданином России, настоящим мужчиной, решительным, бесстрашным. Его долго уже нет в нашей с мамой и братом жизни, но жив его образ, по которому я све- ряю с ним шаги своей, теперь уже семейной жизни. Бога благодарю за то, что я—его дочь. Е. КОНЯЕВА, с. Красное Он дорог сердцу нашему

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz