Заря Красного. 2017 г. (с. Красное)

Заря Красного. 2017 г. (с. Красное)

3 КРАСНИНСКАЯ ПАНОРАМА «Заря Красного» 16 мая 2017 г. №57 /11577/  ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Красота спасенной земли З авершилось празд- нование годовщины Великой Победы, но продолжается работа по па- триотическому воспитанию молодежи. А для коллектива Краснинской средней школы молодежь — не только соб- ственные ученики. Уже после праздника в школу пришли го- сти—воспитанники детского сада «Солнышко». Они еще слишкоммалы, чтобы участво- вать в школьных акциях, на- пример, написать письмо—но им все интересно. И выставка «солдатских треугольников», получившаяся в ходе акции «Напиши письмо прадеду, ко- торого никогда не видел», ма- лышей очень заинтересовала. Особенно когда завуч школы Ольга Зотова, в этот день вы- полнявшая обязанности экс- курсовода по выставкам, стала рассказывать о том, что это за письма, кому они адресованы. Малыши быстро вспомнили, что и в их семьях есть пра- деды, воевавшие на фронтах Великой Отечественной, ста- ли рассказывать о портретах, пронесенных по площади в со- ставе Бессмертного полка… И вторая выставка—эко- логическая—которую детса- довцы осмотрели в этот день, хоть напрямую вроде бы и не связанная с Днем Победы, но если вдуматься… Экспонаты этой выставки создавала вся школа. На уро- ках технологии, под руковод- ством учителей Игоря Толче- нова и Татьяны Захаровой. Дома, вместе с родителями. Просто в свободную минут- ку — собственными руками. И получилась красота, бук- вально заполнившая коридор первого этажа здания на ули- це Газовиков. Аппликации на стекле, украшения светильни- ков, сразу несколько столов- стендов—это все выставка. В принципе, началась она еще перед входом: тремя само- дельными вазонами-клумбами из деревянных брусков. Про- сто, незамысловато—но и это надо было придумать и сде- лать. Впрочем, большинство экспонатов выставки сделаны именно замысловато. И—кра- сиво. Детсадовцы осматрива- ли экспонаты с нескрываемым интересом и удовольствием. Никогда не рано начинать патриотическое воспитание людей. В том числе — воспи- тание красотой. Ведь именно эту красивую землю, жизнь именно этих талантливых ре- бят защищали на фронтах Ве- ликой Отечественной наши прадеды — творцы Победы. А. АНДРЕЕВ На снимках: малыши из «Солнышка» осматриваютшкольные выставки. Ж елание написать о человеке яр- ком, интересномвмоей судьбе, а по большому счету—уникаль- ном, возникало давно, но ощущение бояз- ни, что не справлюсь с этой ролью, не смогу изобразить словесно доподлинно ее гармо- нический портрет, не донесу до читателя то чувство, которое я испытываюк ней, моей дорогой учительнице ВереМироновне Ко- ротеевой, все время останавливало. Мне даже не хочется себя называть бывшей ученицей. Я и сегодня считаюВеру Мироновну своей учительницей, сверяю свой шаг с ее шагом, с тем, чему учила нас в школе. Она собой, своим духовным бо- гатством, великим талантом озаряла всех, кто соприкасался с ней. Своейжизньюпровозглашала и продол- жает провозглашать искренность, прямоту, целеустремленность, твердость. Чувство собственного достоинства, которое я видела в ней со школьных лет, увеличивало мою любовь, мое восхище- ние перед ней. И потом. Сужается круг дорогих нам людей того поколения, по-особому насто- ящих. Они уникальны. О них надо писать, с них брать пример. Ч то такого было в Вере Мироновне, что отличало ее от других представи- телей достойной плеяды тогдашних учителей 50-70 годов Л. Немцовой, М. Шивары- киной, Л. Коротеевой, М. Потапова и других? Верность близким, друзьям, коллегам, луч- шие человеческие качества, учительский та- лант, преданность роднойшколе, где прорабо- тала тридцать лет — именно это определяло ее поступки, дела. …Счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают душу и служат источником лучших наслаждений. …Звенит звонок. Открывается дверь в класс, где сидиммы, учащиеся, входит бесшумно она. Строгая на вид, всегда сосредоточенная, наша героиня начинает урок. Внезапно шум и разго- воры прекращаются. Все внимание обращено к учителю. И так было всегда — дисциплина высочайшая. Да как иначе! Ведь каждый урок ВерыМироновны по-своему был интересным, проходил, что называется, на одном дыхании. Какой бы у нас вопрос не возникал, у нее всег- да был готов ответ. Вообще она была большой мастерицей рас- сказывать увлекательные истории, эпизоды из своей жизни и многое другое. Ее преподавание было больше, чем учеб- ник. Чувствовалось, как она много трудилась над повышением своего общеобразователь- ного уровня, интеллекта. А ведь это требо- вало много сил и времени! А сколько дел по дому и хозяйству у семейной женщины — не перечесть! Она все успевала, не сетовала на судьбу. Но самое главное то, что она никогда не бросала ученика в беде, в трудную минуту, проявляла живое, непоказное участие в его судьбе, всегда находила внеурочное время объяснить непонятное. В ера Мироновна была удивительно самокритичным человеком, к своей внешности, манере говорить, одеж- де. Она даже не представляла себе и вряд ли представляет сейчас, насколько она была пре- красна, естественна, даже с ее неповторимой «картавинкой» речи, ее изюминкой. Велик и могуч наш русский язык. Очень важно в жизни нашей грамотно писать! Обя- зательно надо все знать: где поставить точку, дефис, открыть скобку. А наш учитель Вера Мироновна—просто мастер слова. Она учила любить и понимать наш родной язык. Мы, бывшие ученики, благодарны ей за то, что она привила нам любовь к родному языку, научила красиво говорить. Именно на уроках этого преподавателя всегда красной нитью проходила мысль о смысле жизни, о чести и достоинстве, обсуж- дались поступки людей, совершающих ошиб- ки и подвиги. Именно она учила понимать ду- ховную сущность человека, искать подоплеку поступков литературных героев, связно вы- сказывать свои мысли чувства, выражать от- ношение к происходящему. Не могу ни сказать об очень важной чер- те ее характера. Она никогда ни перед кем не унижалась, не изменяла своего бойкого, позитивного, веселого и иногда по-доброму насмешливого тона, своей правдивости и принципиальности. Она часто приводила в пример выражение американского писате- ля Т. Драйзера о том, что правдивость — это дыхание жизни, это основа всякого достоин- ства. В ней была та драгоценная черта—черта совершенного равнодушия к мнению о себе людей. Правда, а зачем? Ведь жила она по со- вести, не кривя душой. Я видела груды писем, которые присла- ны ей с разных концов России. Глядя на географию этих писем и круг во- просов, содержащихся в них, можно прийти к выводу, что здесь живет столь могучий духовно и интеллектуально человек, кто притягивал к себе все лучшее, что образовывало ее время, довоенный и послевоенный период жизни. Вот сейчас, с позиции своего возраста, богатого жизненного опыта, я понимаю, что в ней, этой необыкновенной женщине, поме- щается магнит такой силы, что действие его распространялось на учеников самых отда- ленных уголков земли. Нередки и задушевные встречи с некоторыми из них. И надо видеть потом ее счастливое лицо, чтобы понять по- настоящему, насколько она любила школу и детей, жила своим делом. Ее коллеги ценят и уважают Веру Мироновну до сих пор. Михаил Никитович Потапов, бывший директор Краснинской школы, как руко- водитель и прежде всего как Почетный гражданин района, характеризует ее так: «настоящая русская женщина, ве- ликий педагог, с тонкой чуткой душой и потрясающей деликатностью, пря- мотой, а главное — любовью к детям». А мне запечатлелось одно выраже- ние ее, касающееся отношений детей и родителей: — Я хочу, искренне желаю, — го- ворит Вера Мироновна, — чтобы дети любили своих родителей также силь- но, большой любовью, как родители любят своих детей. В этом вижу гар- монию жизни... Я часто удивляюсь, сколько в ней терпения, смирения, той важной со- ставляющей настоящего христианина, много отдающего, взамен ничего не же- лающего брать. А сколько милосердия, сострадания к людям! «Дитя войны», — перед ее глазами при воспоминании этого периода и по сей день всплывает жизнь в оккупации и после, в период восстановления на- родного хозяйства. Трудно найти семью, которая не была бы задета жестоким пламенем войны. Черные тучи всенародной беды опустились и над большим и красивым селом Зерново Суземского района Орловской области (ныне Брянской), где она жила с родителями, 4 бра- тьями и сестрой. В сентябре 1941 г. немцы вошли в село без боя, ночью, неожиданно. Утром оккупан- ты стали выгонять людей из домов к зданию школы. Она не знала, как и ее сверстники, зачем. Оказалось, была сделана виселица и должны были повесить 3-х коммунистов, не успевших эвакуироваться. Н емцы жестоко стали хозяйничать: от- бирали у мирных жителей понравив- шиеся им вещи, для своего пропита- ния резали скот, птицу, нисколько не заботясь о том, чем будут питаться ограбленные ими люди, у многих их которых были малые дети. Жестоко избивали в случае сопротивления. Помнится ей, тогда 14-летней девчонке, как фашисты подожгли село и оно в одну ночь сгорело, уцелели некоторые дома под железной крышей. А еще один случай, по- трясший ее глубоко. В доме до войны была прекрасная библи- отека из редких книг. Отец был большим кни- голюбом и любовь к книгам прививал детям. Вся библиотека сгорела. Для девушки это было страшное наказание, что она не могла читать. В сентябре 1943 г. пришлось восстанав- ливать мост через речку Неруссу и желез- нодорожную насыпь, который должен был соединить железнодорожное полотно. Это были незабываемые трудные дни. Прихо- дилось спать в огромной, неглубокой яме на соломе в холодные сентябрьские ночи, по утрам давали стакан чая и кусочек хлеба. Фронт ждал помощи, поэтому, чтобы ускорить строительство, работали с 5 утра до 9 вечера. На обед был суп и кусок хлеба, на ужин все тот же чай и хлеб. Было и холодно, и голод- но. Ушли домой тогда, когда построили мост и сделали насыпь. Это был действительно па- триотический подъем духа, выдержали, вы- стояли и победили. В 1944 г. Вера пошла в 10-й класс и окон- чила среднюю школу. В 1947 году поступила в Орловский педагогический институт, закон- чив его с отличием. В 1951 году по распреде- лению поступила на работу в Краснинскую среднюю школу учителем русского языка и литературы. Напряженная учительская работа, семья (к тому моменту, она вышла замуж, родилось двое сыновей: Саша и Сергей). Новая волна проблем обрушилась на плечи ее и мужа — строительство дома, где она была главным «прорабом» (и руководила, и строила), так как жизнь в амбаре с семьей, абсолютно не приспособленном для жизни, была просто невыносимой. Р едко встретишь человека, который был бы доволен своей жизнью, всем хочется чего-то большего. Вера Миро- новна, прожившая такую большую и сложную жизнь, своими глазами видевшая смерть, раз- рушения, голод, последствия войны, не оже- сточилась, не утратила в себе чего-то радуж- ного, довольствуется малым. Как настоящий христианин она говорит: «Я счастлива тем, что у меня есть — и, слава Богу». С гордостью произносит, что жизнь про- жита не зря. У нее четверо внуков, которые уже многое достигли в жизни, подрастают трое правнуков. Есть для кого стараться и ради кого жить, передать богатейший жизненный опыт. Но и к ней с теплом и добром относят- ся все родные и родственники. Старший сын Александр с невесткой Зоей, живущие рядом с ней, — незаменимые помощники в любое время суток. Младший сын Сергей с семьей всегда готов оказать помощь своей маме. Много теплых слов благодарности Вера Мироновна адресует и обучающимся 9 «В» класса школы райцентра, которые взяли шефство над ней, помогая в очистке снега, уборке в палисаднике. Общительная и инте- ресная по своей натуре, она всегда находит тему для разговора с детьми. …Вот уже шестьдесят лет живет В.М. Ко- ротеева на улице Комсомольская. Люди от мала до велика тянутся к ней. Тропу к ней знают многие. Потому, что она — настоящая русская душа, открытая, искренняя, щедрая. Все здесь находят теплый прием и разгово- ры. Все хотят здесь напиться чистой воды, как у родника, и почувствовать себя обновлен- ным, а точнее—Человеком с Большой буквы. А мы, ученики, будем всегда помнить сво- его доброго учителя, учиться у нее истинной любви к Родине, стойкости и силе духа, сле- довать образу порядочности, любви к жизни во всех ее проявлениях. …Совсем скоро Вера Мироновна встре- тит свою 90-ю весну. Пусть она разбудит в ней самые светлые чувства. И пусть природа по- дарит ей жизнь на долгие года. А мы будем хранить светлый образ дорогого учителя в наших сердцах. Лидия ШМЫКОВА, ветеран муниципальной службы, выпускница Краснинской средней школы 1967 года  О ЛЮДЯХ ХОРОШИХ Она учила нас добру… Вера Мироновна Коротеева

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz