Заря Красного. 2016 г. (с. Красное)
4 октября 2016 г. №118 (11479) 3 « Заря Красного » kraszarya@krasnoe.lipetsk.ru. Мастера своего дела «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет толь- ко любовь к ученику, как отец, мать,—он будет луч- ше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он— совершенный учитель» — эти строки великого русского писателя Льва Толстого характеризуют И. Мешалкина, М. Бугае- ву, учителей МБОУ СОШ с. Сотниково. Учитель химии и фи- зики Марина Анатольев- на принадлежит к числу тех педагогов, которые совмещают в себе огром- ный преподавательский опыт, громадный объем знаний и по настоящему творческое, душевное от- ношение к самому процес- су обучения школьников. Про таких людей гово- рят, что они работают «с огоньком», отдавая делу всего себя…Педагогиче- ское мастерствоМарины Анатольевныневозможно оценить никакими разря- дами и квалификациями. Таких педагогов называют просто—Учитель с боль- шой буквы, совершенный учитель. М. Горькому принад- лежат слова о том, что в душе каждого ребенка есть невидимые струны, если тронуть их умелой рукой, они красиво за- звучат. Эти струны умеет находить Игорь Юрье- вич, учитель физической культуры и ОБЖ, в каж- дом ребенке. Он отдает им свою душу и сердце, не жалея сил и времени. Замечательный педагог, подлинный мастер сво- его дела… В День учителя хо- чется пожелать учите- лям Сотниковскойшколы крепкого здоровья, неис- сякаемого вдохновения, талантливых учеников и новых успехов в работе, а членам их семей—тер- пения, здоровья и долгих лет жизни! Л. ЧЕРНИЦЫНА директор Сотниковской школы Память о них светла и незабываема М ихаилФедотович Кар- ташов — почти наш земляк, родился неподалеку —в селе Крутое Елецкого рай- она в 1933 году. Родители тру- дились в колхозе. Сведений о педагогической и администра- тивной деятельности Михаи- ла Федотовича, к сожалению, осталось мало. Некоторые ан- кетные данные удалось узнать из учетной карточки бывшего члена КПСС. Зато с большой теплотой и любовью вспоминают роди- телей дочери Карташовых — Лариса и Ольга. Они расска- зали, например, о том, что их отец родился в многодетной семье — детей было семеро, и только один Михаил полу- чил впоследствии высшее об- разование. Как и многие люди того времени, семья в начале 30-х годов жила бедно, порой даже не было хлеба и картошки. В пищу употребляли иногда лебеду. И все же мать сумела сохранить всех детей даже в самые трудные голодные вре- мена. Пережили и войну. Т алантливому деревен- скому паренькуМихаи- лу был открыт путь «наверх». И не только потому, что был старательным комсомольцем —помогали двигаться вперед трудолюбие и природные спо- собности. Поступив в Елецкий педагогический институт, М. Карташов успешно окончил его в 1958 году. Специальность — учитель физики и матема- тики. Там же познакомился с будущей женой, студенткой пединститута и будущей учи- тельницей математики Вален- тиной. На четвертом курсе они поженились. В то время в институтах действовала система распре- деления. ВыпускникаМ. Карта- шова назначили быть учителем физики в средней школе села Канаши Красноармейского района Челябинской области. Он уехал туда вместе с моло- дой женой. Там же родилась их первая дочь Лариса. Спустя два года Михаил Федотович вместе с семьей вернулся в родные края, его назначили директором Сотни- ковской средней школы. Ро- дилась вторая дочь —Ольга. По воспоминаниям доче- рей детство их было ярким и счастливым. В семье все лю- били и уважали друг друга, совершали совместные по- ездки, экскурсии, домашний досуг также проводили вме- сте. Родители, как истинные педагоги, участвовали в дет- ских играх и занятиях. Ж изнь учителей Карта- шовых была интерес- ной, насыщенной различными событиями и мероприятиями. К ним в гости приходили кол- леги по работе, совместно от- мечали праздники. «Отец был очень веселым и жизнерадостным челове- ком, — вспоминают дочери. — Он умел играть на гармо- ни, любил петь, мог сплясать задорный танец. В празднич- ные дни стол всегда был на- крыт белой накрахмаленной скатертью. Выставлялся кра- сивый чайный сервиз. Среди большого круга дру- зей семьи были А. Сотников, его жена Екатерина Ивановна, Н. Куликов, Л. Лутовинова, Л. Коротеева, С. Волков и другие. За праздничным столом вели беседы, пели, иногда пу- скались в пляс. Папа всегда был в центре внимания, говорил он всегда очень убедительно, его мнение было авторитетным, его внимательно слушали все: ученики, коллеги, а также ру- ководители разных уровней». М. Карташов по характе- ру был оптимистом, он верил во все хорошее, говорил, что наступили времена, когда че- ловек сам может многого до- биться. И ученикам советовал: «Учитесь ребята, старай- тесь, все в ваших руках!». С 1965 М. Карташов четы- ре года был в должности за- ведующего РОНО, затем учи- телем физики в Краснинской средней школе. И снова — директорская должность, на этот раз в школе села Реше- тово-Дуброво, затем, с 79-го года — опять возвращение в Краснинскую школу, уже в качестве директора. Э то был крупного сложе- ния человек. Идет, бы- вало, по коридору — на вид богатырская фигура, густая кудрявая шевелюра. Мы, пацаны, перестаем баловаться. Впрочем, Михаил Федотович был добрейшим человеком. Лишь иногда по- грозит шалунам пальцем, и дисциплина тотчас восста- навливается. Валентина Николаевна— красивая стройная женщи- на, всегда серьезная, иногда задумчивая, довольно стро- гая, прекрасно знающая свой предмет—математику. У нее на каждом уроке было что-то новое, в основном это были современные для того вре- мени методы решения задач и сложных уравнений. Учить математику было нелегко, но Валентина Николаевна стара- лась, чтобы мы все понимали ее предмет. Многие из быв- ших учеников до сих пор ей благодарны. Р одилась Валентина Ни- колаевна в д. Малая Са- прычка в 1935 году. Когда Ми- хаила Федотовича назначили директором Сотниковской школы, семьяжила вшкольном помещении, там же родилась вторая дочь Ольга. Позже в Сотниково были построены два дома для учи- телей, один из них заняла се- мья Карташовых. Вечерами Валентина Ни- колаевна проверяла учениче- ские тетради, оформляла для кабинета математики нагляд- ные пособия, которые сама же изготовляла. Своим дочерям она уделяла много внимания, готовила их к экзаменам, обе поступили в московские тех- нические вузы, сдав матема- тику на «отлично». Валентина Николаевна была не только замечательным педагогом, но и отличной хо- зяйкой. Вшколе на всех празд- никах неизменно появлялись испеченные ею пироги. Карташовы уделяли вре- мя и художественной само- деятельности, оба пели в хоре учителей, участвовали также в хоре районного ДК. Добрейшим человеком был Михаил Федотович — мог дать денег сироте, помочь коллеге по работе продоволь- ствием, добыть дефицитные в то время стройматериалы. За свой трудМ. Карташов был на- гражден медалью «Ветеран труда», а также знаком «Отлич- ник народного просвещения». П амять оМихаиле Федо- товиче осталась надол- го—в свое время он построил два интерната для учащихся — в Сотниково и Решетово- Дуброво, в Сотниково — ма- стерскую для ребят, изучаю- щих машины и тракторы, два жилых дома для учителей. Будучи заведующим РОНО, заботился, чтобы в школы во- время завозили топливо, что- бы классы и помещения были отремонтированы. Жизнь шла своим чередом, Михаил Федо- тович, как директор, уделял много внимания хозяйствен- ным делам. К сожалению, этот заме- чательный человек и педагог слишком рано ушел из жизни. Он скоропостижно скончался в 1994 году. Валентина Николаевна ненадолго пережила мужа, в 2000 году она тяжело заболе- ла и вскоре ушла из жизни… На могилу Карташовых люди часто приносят цветы. Память об этих замечатель- ных педагогах светла и неза- бываема. Они вырастили двух дочерей и троих внуков, но, к сожалению, не довелось им увидеть двоих правнуков и правнучку… Б лагодарим за воспоми- нания Тамару Васильев- ну Сапрыкину, которая в 1964 году работала завучем по вне- классной работе Сотниковской средней школы. А. ТИТОВ, с. Красное Фото из семейного архива Карташовых. Российская система образо- вания не зря считалась лучшей в мире: именно в наших школах сформировался и набрал силу тот единый процесс преемственности педагогов и подготовки учеников, не прерывающий- ся уже много де- сятилетий. Имен- но в этом — сила российского об- разования: поми- мо учебников (их содержание, бы- вает, и изменяется) мы отдаем уче- никам свою душу. Вспоминаю своих учителей: Михаил Никитович Потапов, Вера Мироновна Коротеева, Заслужен- ный учитель РФ Людмила Иванов- на Коротеева и другие — они это умели. И научили нас. Мы — Заслуженный учитель РФ Лидия Михайловна Приходько, Раиса Васильевна Козинова, Ольга Николаевна Кочурова, Полина Фе- доровна Бармина, Тамара Никола- евна Мяктинова, Валентина Ива- новна Коротеева, Раиса Ивановна Кулешова…Многих можно назвать в этом перечне достойных. И наши ученики, как показала практика, уверенно продолжают добрую традицию. Ирина Михай- ловна Савина, Ирина Михайловна Казьмина, Валентина Михайловна Глинкина, Галина Ивановна Бати- щева — назвал (не всех, конечно) учителей начальных классов, в свое время учившихся у нашего поколе- ния. А сейчас они учат и воспиты- вают ребятишек, среди которых, не сомневаюсь, со временем будут новые педагоги, которые сумеют продолжить доброе дело. Ведь школа — это не здание, и даже не коллективы учеников и учителей. Школа — это единый непрерывный процесс совершен- ствования и передачи знаний, нравственных критериев, важных навыков и еще многого, что, в ко- нечном счете, позволяет молодому человеку стать Человеком в пол- ном смысле этого слова. У любого процесса должен быть руководитель—на любом уровне. Мне не раз везло в жизни: учился в школе, институте, работал в не- скольких местах — и каждый раз руководителем коллектива был ум- ный и честный педагог. И послед- ние годы трудовой деятельности были такими же: работал вместе с замечательным руководителем Сергеем Николаевичем Зотовым. Фанатично преданный школе, сво- ему делу, он очень много доброго уже успел— верю, что и еще успеет немало. Школа уже не первый раз входит в число лучших — по обла- сти, региону, России. Конечно, это общий успех всего коллектива шко- лы, но я считаю — без Зотова мы бы такого уровня не достигли. И очень хо- чется поздра- вить с нашим профессиональ- ным праздником всех, кто трудил- ся и трудится в народном образо- вании, пожелать личного счастья, здоровья. И главное — достойных учени- ков! Потому что российская школа — это непрерывный процесс, ко- торый не должен заканчиваться. Н. НИКОЛАШИН, заслуженный учитель РФ Непрерывный процесс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz