Заря Красного. 2016 г. (с. Красное)

Заря Красного. 2016 г. (с. Красное)

Т ёплым тихим осенним днём конца сен- тября из окна автомобиля рассматривал зна- комые до щемящей боли просторы полей, их изумрудную зелень озимых всходов, наблю- дал в придорожных лесополосах за ярким ба- грянцем вспыхнувших клёнов. На душе было спокойно и радостно. Совсем скоро увижу у ворот своего родного дома маму со слезами на глазах. Обниму её за хрупкие плечи, а она тихо скажет: «Приехал сынок….». По знакомо- му крылечку мы поднимемся в тихий, уютный наш дом, она усадит меня за стол, накрытый клеёнкой, поставит тёплые, необыкновен- но вкусные с удивительным запахом румя- ные пирожки в большой кастрюле и махот- ку топлёного молока. Она будет светиться в эти мгновенья необыкновенной радостью, с огромной нежностью смотреть на сына, тере- бить в руках платок и тихо спросит: «Надолго приехал, сынок?». — Мам, мне послезавтра на работе нуж- но быть. Завтра схожу в школу. Ехал сейчас мимо, слышал, как голосистый звонок при- глашает детей в класс, и решил навестить, давно собирался. К аждый раз, когда приезжал к матери, всё откладывал: как-нибудь, потом, успею, в другой раз. И вот, я уже прибыл, — завтра не- пременно! Остаток дня провёл в домашней работе. Двери в подвал плохо закрывались, пришлось исправить недочёт — заменить погнившие дощечки полок стеллажей. Лишь поздно вечером мать пригласила ужинать. —Заканчивай сынок, всё равно всё за день не переделаешь, может, завтра успеешь ещё что-то сделать неотложное. Мы проговори- ли с мамой до полуночи. И я, как ни старался поддержать разговор, но всё чаще стал за- крывать глаза — сказывался ранний подъём, усталость за время в пути, плюс волнующие минуты встречи и воспоминания. Узнал про одноклассников, которые живут и здравству- ют здесь. Проснулся, когда петушиное много- голосье лилось по селу. Утренний нежный свет разливался по комнате. Весь дом был запол- нен особенным запахом суповой поджарки. Неслышно заглянула в комнату мать, увидела, что лежу с открытыми глазами, сказала: — Просыпайся, суп готов, а он особенно хорош, когда только снимешь с огня. П осле нехитрого завтрака отправился к Лёшке Федянину, хотел уговорить вместе идти в школу. Застал его дома за работой по хозяйству. Выслушав меня, он дал мне верный совет: —Все сейчас заняты, кто на работе основ- ной, а кто занят, как и я, домашними делами, так что отправляйся один. Бодро и весело шагал по знакомой дорож- ке, улыбаясь новому дню, напевая песенку, знакомую со школьной скамьи: — А ты пиши мне письма мелким почер- ком, поскольку места мало в рюкзаке... Лучи нового дня золотистой россыпью гу- ляли по земле. Безоблачная синева неба и тёплый воз- дух, как в последние дни уходящего бабьего лета. На горизонте—марево, тёмная полоска леса виднеется, да желтые убранные и чёрные вспаханные поля И вот она — наша школа! Немного на- стороженно и с нескрываемым удивлением выслушал меня директор и посоветовал при- сутствовать на уроке литературы в десятом классе. Вот он—родной и близкий дом, самое светлое пятно в детской памяти. В этой школе я познавал грамоту, учился писать и читать. В пятьдесят девятом году, когда с букварём и те- традями в холщёвой сумке, чернильницей-не- проливайкой в мешочке на шнурке явился в первый класс, как давно это было. До пятого класса мы учились в начальной школе. Этого здания давно уже нет, но в памяти осталось. Много воды утекло за это время, многое из- менилось, как изменились и мы сами, а многое до боли знакомо или напоминает мне о далё- ком моём счастливом детстве и беззаботной юности. Вспоминаю своих учителей, и хочется ещё раз низко поклониться и сказать простое человеческое спасибо… Длинный коридор закончился, мы с учи- телем подошли к двери класса. Все две- надцать учеников, лениво, неохотно и вразно- бой встали, приветствуя нас, когда мы вошли. Светлана Григорьевна, так звали учительницу, представила меня и объяснила, что я — вы- пускник школы и буду присутствовать на на- шем уроке, перешла, непосредственно, к теме урока. Расположившись за одним из свободных задних столов, стал внимательно прислуши- ваться к ответам по заданному произведению. Размеренно и спокойно шел урок, отвечали на вопросы как-то скучно и однообразно, ка- залось, что они не совсем хорошо понимают суть своих высказываний, не знают историю и лишь порицают её. — Разве не к добру призывали сельские активисты односельчан в то далёкое время социального перелома? И не только призыва- ли, а готовы были отдать своюжизнь за дости- жение цели — лучшей жизни для всех, — так думал я, слушая ответы учеников. Ш ёл урок в сельской школе, совсем не- похожий на тот, который я знал в своё время. Начиналось несоответствие, в моём понима- нии, с обстановки классной комнаты: было просторно, оно и понятно — ведь в классе было всего двенадцать учащихся, а не трид- цать, как в наше время, сидели за столами, а не за партами, портреты на стенах, радовали глаз цветы в горшочках, чистота всюду и уди- вительная доска. В конце урока мне предоставили слово. Просили рассказать интересную историю или эпизод из моей жизни, имевшие непосред- ственное отношение к литературе. Я был не готов к такому повороту событий, но после небольшой паузы заговорил тихим голосом, словно боялся кого-то разбудить: —Назовите ваши идеалы. Для тех, кому мой вопрос покажется затруднительным, то скажи- те, как бы вы хотели прожить свою жизнь? В том случае, если не захотите отвечать на по- ставленные вопросы, то ответьте, когда, на ваш взгляд, жилось людям легче—сейчас или при советской власти? Н есколько похожих ответов о том, как бы они хотели прожить, были даны. Понял, что не могу рассчитывать на откровенный разговор. Необходимо было растопить этот лёд взаимно- го недоверия и отчуждения. Стараясь помочь им с ответами, начал высказывать своё мнение: — Да, при советском строе было много перегибов, но и хорошего было немало. Разве мало славных страниц в нашей истории? Да, трудно нам жилось, но это не мешало каждо- му из нас стремиться к знаниям, каждый день мы узнавали много нового. Учителя слушали, затаив дыхание, что называется, с открытыми ртами. Впечатление на уроках литературыпро- буждало любопытство, формировало любовь к слову. Это дорогого стоит, когда ребёнок читает книгу, и не просто читает, а сопереживает глав- ным героям, задумывается над прочитанным. Мы, ученики, которым довелось заниматься у Ряполова Ивана Егоровича, с искренней лю- бовью и благодарностью вспоминаем своего учителя. Вспомнил один интересный, на мой взгляд, эпизод. После этих слов неожиданно раздался резкий продолжительный звонок, зовущий всех на перерыв. Светлана Георгиев- на убрала повисшую в воздухе паузу: —Следующего урокафизкультурыне будет. Мы можем продолжить начатую беседу после перерыва,—подвела итог уроку учительница. — Если у класса есть желание послушать меня, продолжим наш разговор. А если вам будет неинтересен мой рассказ, я пойму это по вашему поведению, и мы закончим наше знакомство, — успокоил я ребят заранее. Та- кой поворот событий позволял мне собраться с мыслями. Решил рассказать ребятам о ярком эпизоде на уроке литературы — небольшой постановке силами учеников нашего седьмого класса. Рассказать так, чтобыонипоняли, в какое непростое время мыжили, не говоря о героях. П. ВЕРЕТЕННИКОВ, с. Красное (Продолжение следует) 11 июня 2016 г. №69 (11430) 3 « Заря Красного » kraszarya@krasnoe.lipetsk.ru. Çäîðîâüå ДОМИК ОКНАМИ В САД... ПИВНОЙ АЛКОГОЛИЗМ С начала 90-х годов в России начинает бурными темпами развиваться пивная промышленность. Некоторые из построенных в России пивных заводов являются самыми большими в Европе. Это связано с тем, что пиво содержит в себе алкоголь— самый настоящий наркотик с медицин- ской точки зрения, что гарантирует производителям постоянный спрос и сверхприбыли. Для увеличения прибыли была развернута агрессивная реклама, осо- бенно в средствах массовой информации, с привлечением специалистов по влиянию на общественное сознание. В результате в настоящее время у значительной части молодежи сформировалось предпочтение к так на- зываемому «пивному образу жизни», резко увеличилось потребление пива. Но любая торговля наркосодержащими веществами, кроме сверх- прибылей, имеет и обратную сторону. В нашей стране расплатой за пив- ную агрессию стал резкий рост молодежного алкоголизма со всеми выте- кающими из этого тяжелейшими последствиями. Пивной алкоголизм—это тоже, что и водочный, коньячный. Его отличия — только в худшую сторону. Общее в том, что в любом случае—водка, пиво или коньяк — человек пьет этиловый спирт. Отличия делают пивной алко- голизм опаснее. Первое отличие — психологиче- ское. Пиво для человека стало частью быта. Его воспринимают как газиров- ку. Если для вина, водки нужно созда- вать повод, соблюдать ритуал, то пиво «можно выпить просто так». Вполне нормальным считается выпить пиво по дороге домой, дома на диване, вме- сте с взрослым сыном или дочерью. Второе отличие — химическое. В состав пива входят очень вредные ве- щества. Это, прежде всего, моноамины —продукты распада хмеля, которые и дают основной элемент пивного опья- нения—состояния пришибленности, тупости. У любителей систематически «принимать на грудь» высокие дозы пива могут развиваться устрашающие галлюцинации. Кстати, среди моно- аминов есть кадаверин, трупный яд. Пиво готовится из очень полезного продукта—ячменя, который содержит белки, жиры, углеводы и витамины. Но вот в пивном сусле микробы брожения поедают этот прекрасный продукт, ис- пользуя его для своего роста и размно- жения. Пользы не остается. Пиво быстро всасывается в орга- низм, переполняя кровеносное русло. При большом количестве выпитого воз- никает варикозное расширение вен и расширение границ сердца. Рентгено- логи называют это явление синдро- мом «пивного сердца» или синдромом «пивного чулка». Если злоупотреблять пивом, то сердце «провисает», стано- вится дряблым, а его функции «живого мотора» теряются безвозвратно. Ухудшению функции сердечной мышцы могут способствовать и неко- торые химические добавки. Так, напри- мер, некоторые фирмы-производители пива для повышения пенообразования добавляют в пиво соединения кобаль- та. Будучи химическим аналогом каль- ция, кобальт занимает его место в сер- дечной мышце. Однако свойственные кальцию функции при возбуждении и сокращении миокарда кобальт выпол- нить не может. Это способствует сни- жению сократительной способности сердечной мышцы, увеличению объ- емов сердца, так называемой сердеч- ной недостаточности. В ответ на прием пива в мужском организме начинает выделяться пато- логическое вещество, которое подавля- ет выработку основного мужского по- лового гормона метилтестостерона. В результате начинают продуцироваться женские половые гормоны: становится шире таз, разрастаются грудныежелезы. Под влиянием злоупотребления алкоголем наблюдается жировое пе- рерождение семенных канальцев и разрастание соединительной ткани в паренхиме яичек. Особой выражен- ностью токсического действия на же- лезистую ткань яичка обладает пиво, которое намного легче других алко- гольных напитков проникает через ге- матотестикулярный барьер—препят- ствие между кровью и тканями яичек, вызывая жировое перерождение желе- зистого эпителия семенных канальцев. Наряду с непосредственным токси- ческим действием алкоголя на яички, известное значение имеет развива- ющееся у страдающих алкогольной зависимостью нарушение функции печени и способности её разрушать эстроген. Известно, что при циррозе печени значительно повышается коли- чество эстрогена как у мужчин, так и у женщин, что приводит к торможению гонадотропной функции гипофиза и по- следующей атрофией половых желез. Следует указать, что при злоупо- треблении алкоголем раньше или поз- же, в зависимости от индивидуальных особенностей и выносливости орга- низма, нарушается также и половая потенция, что связано со снижением условных и безусловных рефлексов, вследствие тормозного действия на подкорковые центры. У женщин через пару лет после на- чала пития пропорционально выпито- му пиву растет вероятность заболева- нием раком грудной железы. Опасно пить пиво матери, вскармливающей грудного ребенка. У малыша вероятно возникновение эпилептических судо- рог, а со временем может возникнуть и эпилепсия. Из-за токсического действия на надпочечники, алкоголь ингибиру- ет выработку в них андрогенов, об- уславливающих половое влечение, расплата за злоупотребление — сни- жение либидо (полового влечения), а в далеко зашедших случаях возмож- но развитие вторичной фригидности (полового равнодушия). При приеме спиртных напитков во время бере- менности обнаруживаются терато- генные свойства (то есть склонность вызывать уродства у плода), возмож- но формирование у будущего ребенка генетически детерминированной (за- программированной) наследственной склонности к алкоголизму. Фармакологическое действие пива таково, что оно действительно способствует отдыху, успокоению. В 20-е годы прошлого века его рекомен- довали как седативное (т.е. успокои- тельное) средство. Таким образом, с пивом человек приучает себя не только к обычному опьяняющему действию, но и к седативному средству. Прохо- дит какое-то время, и оно становится уже необходимым элементом отдыха, успокоения. Нарастают дозы пива, появляются алкогольные эксцессы, возникают провалы в памяти. Пер- вая за день выпивка переносится на все более ранний срок — на ранний вечер, на поздний день, на полдень, и, наконец, на утро. Формируется ал- коголизм, пиво входит в привычку и в биохимию мозга. Пивная алкоголизация создает ложное впечатление благополучия. Пиво в общественном мнении—почти не алкоголь. Пивной алкоголизации долгое время не характерны алко- гольные эксцессы с драками и вы- трезвителем. Потребность пива не вызывает такую тревогу у человека, как потребность в водке. В нарколо- гии существует термин «постинтокси- кационная расплата», означающий в случае водки, например, плохое самочувствие после употребления крепкого алкогольного напитка, по- следствия хулиганского поведения в опьянении, угрожающие жизни фор- мы опьянения (кома, судороги, пси- хозы). При употреблении пива эта расплата выражена меньше, что об- легчает развитие зависимости. Пив- ной алкоголизм развивается более вкрадчиво, коварно, чем водочный. Но уж когда развивается, то это очень тяжелый алкоголизм. Бороться с влечением к пиву сложнее, чем с влечением к водке. Это влечение бывает очень назой- ливым и с трудом отпускает. Очень долго хочется больному еще разок ощутить это глубокое седативно-ре- лаксирующие действие, этот покой, вдохнуть этот аромат, почувствовать этот вкус. В итоге пивной алкоголизм — это тяжелый, трудно поддающийся лечению вариант алкоголизма. О. КОЛЕСОВА, врач-педиатр детской поликлиники ГУЗ «ЛГБ №3 «Свободный Сокол»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz