Заря Красного. 2016 г. (с. Красное)
3 стр. « Заря Красного » 12 апреля 2016 г. №43 (11404) ЗДОРОВЬЕ Медицинская страница ИЗ ИЛЛЮЗИИ ВЫЙТИ ОЧЕНЬ ТРУДНО В России проблема употре- бления наркотиков у детей и подростков на сегодня приоб- рела ужасающие размеры. Еще несколько лет назад несовер- шеннолетний наркоман был кли- нической редкостью, сейчас же подростки составляют третью часть наркозависимых, обратив- шихся за медицинской помощью. Самое страшное то, что прием наркотиков у современной мо- лодежи стал обыденным делом, можно даже сказать, традицией. Кажется, будто у сегодняшних подростков не употреблять нар- котики считается неприличным и несовременным. Во многих случаях наркома- ния в подростковом возрасте начинается из-за личных про- блем, например, отсутствия ра- дости жизни. Если подросток не находит в своей жизни ничего хорошего, он не доволен всем, что его окружает, он решается попробовать смертельное зе- лье, как спасительное средство. Видя в наркотиках дорогу в мир наслаждений и радостной жиз- ни, он не понимает, что выйти из этой иллюзии очень трудно, а по- рой даже невозможно. Впервые попробовав коварный препарат, ребенок испытывает необычай- но приятные ощущения, которые стремится получить еще и еще. В результате повторных приемов наркотического вещества появ- ляется зависимость, причем не только физическая «ломка» в от- сутствие дозы, но и психическая зависимость от удовольствия, приносимого наркотиком. Первые признаки проблемы наркомании среди подростков могут проявиться с 6-7 лет. Если родители обнаруживают, что ре- бенок в этом возрасте курит, это повод для серьезного беспокой- ства. Курение в такомюном воз- расте говорит о том, что у ребенка есть склонность к наркотической зависимости. Первые признаки того, что подросток употребляет наркотические вещества, прояв- ляются уже спустя неделю после начала их приема. О том, что гу- бительный механизм запущен в действие, говорят появившиеся проблемы с учебой, конфликты с учителями, родителями и свер- стниками, поздние приходы до- мой, прогулы школьных уроков. Подросток часто отсутствует дома, у него появляются новые, сомнительные знакомые, с кото- рыми он ведет втайне разговоры. Поведение наркомана также меняется. Подросток становится раздражительным, грубым, у него часто без причины меняется на- строение, он стремится к уеди- нению. Наблюдаются нарушения сна и аппетита. Существуют так- же и физические признаки, ука- зывающие на то, что подросток пристрастился к наркотикам: су- женные или расширенные зрачки независимо от освещения, мед- ленная и невнятная речь, нару- шение координации движений, очень бледная кожа, плохая па- мять и депрессивное состояние. Все эти изменения в состоянии и поведении ребенка должны на- сторожить его родителей. Последствия подростковой наркомании страшны, поэтому, заметив названные признаки у своего ребенка, не следует па- никовать и устраивать истерики. Важно разобраться в ситуации и действовать незамедлитель- но. Возможно, подросток еще не превратился в наркомана, а употребил наркотик один раз и не имеет желания это повторять. Родители должны быть помощни- ками для детей в сложных ситуа- циях и при наличии проблемы по- мочь ребенку ее решить. Чтобы искоренить проблему сразу же, не дав ей пустить корни, следует обращаться за помощью к психо- логам, докторам, в реабилитаци- онные центры. Профилактика наркомании у подростков, как и других вред- ных привычек, сводится к лич- ному примеру его родителей. То, что с ранних лет видит ребенок, он считает нормой жизни. Как родители относятся к курению, алкоголю, какие люди приходят в гости, как происходит обще- ние и отмечание праздников — все это откладывается в созна- нии ребенка и формирует у него определеннуюмодель поведения. Наркотики и спиртное многими подростками рассматриваются как способ расслабления и ухода от напрягающей действительно- сти. Но задача родителей—про- тивопоставить такому пагубному расслаблению другие способы решения проблем, и объяснить подростку, что уход в иллюзор- ный мир — это мгновенное на- слаждение, и оно не стоит загу- бленной молодой жизни. Н. МЕДВЕДЕВА, врач-пульмонолог ГСКУ ЛОДС «Мечта» Д етский аутизм от- носится к психи- ческим заболеваниям, и почти все дети с этим диа- гнозом как в Липецке, так и в области, рано или позд- но попадают в поле зре- ния детских психиатров. В соответствии с имею- щимися в нашем распо- ряжении возможностями проводится реабилитация. Однако, трудно ожидать от психиатров и коррекцион- ных педагогов, чтобы они, имея только существую- щие средства, были в со- стоянии обеспечить более детальное составление ин- дивидуальных программ. Ведь реабилитация паци- ентов с ДА включает мно- голетнее индивидуальное сопровождение детей (а впоследствии взрослых) с обязательной тренировкой новых навыков, подготов- кой к бытовым и рабочим ситуациям. Без дополни- тельной поддержки труд- но построить целостную специализированную си- стему обучения. Поэтому, к сожалению, на сегодня катамнестический анализ больных с ДА показывает, что в большинстве случа- ев аутизм приводит к ин- валидизации и к стойкой социальной дезадаптации. Дети с аутизмом рож- даются в благополучных, полных и относительно состоятельных семьях; детский аутизм нередко стал выявляться у детей из второго-третьего поколе- ний семей, иммигрировав- ших из стран бывшего СНГ (пожилые представители диаспор утверждают, что раньше в их среде случа- ев аутизма не было); уча- стились случаи выявления ДА у девочек (лет десять назад это было большой редкостью). При детальном разбо- ре всех расстройств аути- стического спектра (РАС) в городе Липецке в 2015г. у психиатров наблюдалось 82 ребёнка до 14 лет. Сре- ди них можно выделить следующие нозологиче- ские категории: — 64 ребёнка с врож- дённым «классическим» детским аутизмом; — 7 детей с процес- суальным детским аутиз- мом с началом от 2 до 3 лет жизни; — 10 детей с атипич- ными формами аутизма (при органическом пора- жении ЦНС, умственной отсталости с аутистиче- скими чертами, атипичном аутистическом психозе); —1 ребёнок с синдро- мом Ретта. В соответствии с зако- нодательствомРФв насто- ящее время обследование детей врачом психиатром начинается с одного года. В связи с этим можно на- деяться на максималь- но ранее выявление рас- стройств аутистического спектра (РАС). КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ На протяжении всей жизни аутиста во всех его функциональных сферах прослеживаются черты дефицитарности и искаже- ния. Аномальной доминан- той вформировании поня- тий у аутистов является, несомненно, восприятие, точнее переход восприя- тия в понимание. Приведу пример: когда обычныйма- ленький ребёнок впервые узнаёт, что слово «стул» соответствует определён- ному предмету, он будет некоторое время называть стулом разные предметы, на которые можно сесть: табурет, диван, короб- ку. Интеллект трёхлетне- го ребёнка позволит ему двигаться «сразу намно- го дальше, чем реальное восприятие». У детей же, страдающих аутизмом, констатируется обратное. Если ребёнок усвоил, что слово «стул» обозначает объект, имеющий опре- делённый размер, цвет и другие внешние призна- ки, то другой стул с иными внешними характеристи- ками малыш аутист не бу- дет называть стулом. Эти дети страдают отсутстви- ем обобщения, в то время как обычные дети «сверх- обобщают». «Он не любил целовать маму, его маленькое тель- це напрягалось каждый раз. Люди были настоль- ко сложными для него, что он их не понимал, они де- лали и говорили столько вещей, которых он тоже не понимал. Но предме- ты, напротив, на них мож- но рассчитывать, у них свои постоянные места, они не делают ничего не- предвиденного. Перево- рачивать блюдца ему ка- залось очень интересным. Его папа часто повторял: «Посмотри сюда» и «Ска- жи лошадка», но малень- кий мальчик ничего в этом не понимал и смотрел в это время на игру света через занавески. Потом, когда он увидел такой же мерцающий свет в воло- сах своего отца, он вдруг сказал: «Скажи лошадка». «Он говорит, он говорит!», закричал отец и побежал за матерью: «Скажи ещё раз, скажи лошадка». Но маленький мальчик ничего не сказал, потому что луч света снова исчез». (Theo Peeters, 1986). Социальная недоста- точность детей с ДА свя- зана с особенностями их мышления, с особенными, понятными только ребёнку аутисту логически-ассоци- ативными цепочками: ког- да отсутствует привычная деталь, всё целое тоже ме- няется. Отсюда стереоти- пии рассматриваются кли- ницистами как вторичные патологические образова- ния, возникающие в ответ на постоянноменяющуюся окружающую среду. Сте- реотипии (двигательные, сенсорные, речевые) субъ- ективно спасительны для аутиста и имеют характер псевдокомпенсаторнойау- тостимуляции. Самоизо- ляция и отгороженность тоже выполняют свою за- щитную функцию. Мож- но сказать, что начиная с рождения ребёнок с ДА пребывает в постоянном стрессовом состоянии. И без должнойреабилитации ответом на него будет зло- качественное течение бо- лезни—без становления речи, с нарастанием ин- теллектуального дефекта, с проявлениями агрессии, самоагрессии и с дисфо- рическими компонентами в настроении. РЕАБИЛИТАЦИЯ Залогом успеха в со- циальной адаптации де- тей с РАС является воз- можность координации действий врача, психоло- га, педагога и родителей. В рамках небольшой пу- бликации трудно охватить и раскрыть все аспекты этой работы. Программ, официально признанных органами здравоохране- ния, образования и соци- альной помощи для де- тей-аутистов, у нас пока нет. Липецкие малыши с ДА имеют возможность посещать как обычные ДДУ, так и специализиро- ванные, где с детьми за- нимаются дефектологи и психологи. При поступле- нии в школу большинство детей консультируются в ПМПК, однако выбор об- разовательного маршру- та, опять же, остаётся за законными представите- лями ребёнка. Несмотря на то, что главным звеном в реа- билитации ребёнка с ДА является коррекционный педагог, специально об- ученных за счёт государ- ства кадров в городе нет. Коррекционные меропри- ятия в специализирован- ных садах ведутся в соот- ветствии со стандартами, применяющимся к детям с интеллектуальным де- фектом. Тем не менее, методы коррекционного воздействия на ребёнка- аутиста не сложны и до- статочно традиционны: это удерживающая (хол- динг) терапия, бихевио- ристский (поведенческий) метод, групповая терапия, метод выбора («любить — это быть счастливым с тем, кто у тебя есть»), эв- ритмия—подкреплённая музыкой коммуникативная терапия, индивидуальная игровая терапия и пр.. МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ Категорический и ре- шительный отказ от ле- карственной терапии пси- хотропными средствами, назначенными врачами психиатрами, для многих семей является своего рода «хорошим тоном». Интересная деталь—когда те же лекарственные пре- паратыназначает невролог или частные специалисты, родители не возражают. Анализируя истории бо- лезни своих пациентов, с уверенностью скажу, что лекарственная терапия облегчает психолого-пе- дагогическую коррекцию, снимает продуктивную симптоматику (тревогу, страх, психомоторное воз- буждение), поднимает об- щий и психический тонус. Такая лекарственная «по- душка» делает аутичного ребёнка более доступным к психотерапии, воспита- нию и обучению и являет- ся неотъемлемой частью комплексной клинико-пси- холого-педагогической коррекции. Очень важным факто- ром является роль фона, на котором развивается ДА. Прежде всего речь идёт об органической не- достаточности ЦНС. Для улучшения состояния ис- пользуются лекарственные препараты, оказывающие специфическое воздей- ствие на органические заболевания нервной си- стемы, хромосомную па- тологию, врождённые на- рушения обмена. В этих случаях лечение психо- тропными препаратами комбинируется по кон- кретнымпоказаниямс ноо- тропной, противосудорож- ной, дегидратационной терапией, с применением больших доз витаминов, а также со специальной ди- етой при некоторых энзи- мопатиях. Медикаментозная те- рапия должна осущест- вляться в домашних ус- ловиях, в привычной обстановке семьи, дет- ского сада, школы. По- мещение в стационар, в пугающую обстановку, с отрывом от близких, для аутичного ребёнка, одер- жимого страхом перемен нередко чревато возникно- вением новых психических расстройств и регрессом приобретённых навыков. Поэтому госпитализация показана только в двух слу- чаях: при возникновении острого психоза и при по- иске подбора лекарств при неэффективности ранее опробованных препаратов. Во всём мире аутизм признаётся как глубоко изученный синдром дет- ской психиатрии. В нашей стране в 1977 году при НИИ дефектологии АПН СССР была впервые соз- дана экспериментальная группа по изучению РДА, в которой совместно ра- ботали врачи, психологи и педагоги-дефектологи. Накоплен огромный запас теоретических и практи- ческих знаний. Опыт по- казывает, что для паци- ентов с ДА «континуум», то есть система непре- рывной специальной по- мощи, охватывающая все этапыжизни, обеспечива- ет наилучшие результаты, причём при низких затра- тах. Тогда как традицион- ные формы обеспечения, ухода и лечения всё-таки не гарантируют полной успешной реабилитации. Я против ажиотажа вокруг аутизма, но за то, чтобы максимально облегчить и улучшить жизнь нашим пациентам и их семьям. М. МАКАРОВА, детский врач-психиатр ОКУ «Липецкая областная психоневрологическая больница» ДЕТСКИЙ АУТИЗМ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz