Заря Красного. 2015 г. (с. Красное)

Заря Красного. 2015 г. (с. Красное)

14 февраля 2015 года №17 (11220) “ЗАРЯ КРАСНОГО” 3 стр. Школьником я был в военные годы. У всех мальчишек школы на первом месте были не учителя-женщины, а физ- рук. Шел 1943 год, когда он пришел в школу. Ва- силий Алексеевич Гоглов. Боевой офицер, по ране- нию демобилизованный, он словно нес в себе ог- ненное дыхание фронта. Он ни в чем не давал себе пощады, и незнакомому с ним человеку было трудно поверить в его раны: на- столько всегда был под- тянут, подчеркнуто легок в движениях. Но главное — всегда и во всембыл наце- лен на победу, и только на победу. И ученики у него получались такие же. На- пример, отлично извест- ный всему Краснинскому району, а также спортсме- нам всей области Влади- мир Клыков — ныне опыт- ный, уважаемый тренер, воспитатель чемпионов, а в собственные школьные годы неукротимый борец, фанат физической куль- туры, нацеленный только на победу в любом деле, за какое ни приходилось браться. Сам — много- кратный чемпионобласти, чемпионами были (и есть) его лучшие ученики, а те- перь уже и ученики учени- ков покоряют областной пьедестал на турнирах по вольной борьбе — такой мощный потенциал вло- жил в своего ученика Во- лодю Клыкова фронтовой капитан, учитель физи- ческой культуры Василий Гоглов. Конечно, не только он и не только в Клыкова — много работало в годы войны и в послевоенные годы настоящих учителей в нашей школе. Много достойных людей воспи- тали. И у нас, и по всей стране — иначе не встало бы из военной разрухи на- ше государство — окреп- шим, обновленным… Но уж больно заце- пила почему-то та фраза — «здоровый образ жиз- ни…» Потому и вспоми- наю сегодня о физруках военной поры. Капитан Гоглов. Стар- ший лейтенант Федор Егорович Кириллов, при- шедший в школу в 1944- ом году. Как и Гоглов, был демобилизован по ра- нению, командирован в военкомат, где и приняли решение о направлении его на работу в школу. Оба офицера-фронтовика не имели специального педагогического обра- зования. Но офицерское образование, а еще боль- ше — война дали им, воз- можно, намного больше, чем другому дал инсти- тут. Умение организовать урок, спланировать и про- вести его (независимо от каких-либо условий) наиболее эффективно. Умение добиваться безу- словной дисциплины. Мо- гучий авторитет фронто- вых офицеров-учителей в школе — это вообще тема для отдельного исследо- вания… Но нам, тогдашним школьникам, подобные мысли в голову не при- ходили: нам было инте- ресно. Соревноваться — в беге, прыжках и других легкоатлетических видах спорта, ведь расчистить и разровнять беговую до- рожку, насыпать песком прыжковую яму было в наших силах. Не буду говорить о спортивных костюмах — обычные-то у многих бы- ли в единственном экзем- пляре, мы и слов-то таких, как «Адидас», не слыхали тогда. Но вот серьезность тренировок, азарт сорев- нований — в этом мы, по- коление школьников тех лет, не уступили бы лю- бому. Громадным дефи- цитом были лыжи… наш капитан, то есть Василий Алексеевич Гоглов, сумел как-то через военкомат выбить для школы партию б/у лыж, которые мы на- звали военными. Еще бы — точь в точь на таких лы- жах (мы же кинохронику смотрели!) бегали по сне- гу на финской войне наши лыжные батальоны. … Ох, какие они были тяжелые — особенно для маленьких мальчишек. И размером больше, чем ты сам, и весом, казалось, не намного меньше. Но расхватывали их мгновенно: те, кому не досталось лыж, на уроке физкультуры шли вслед за счастливчиками «пеше по-танковому», как при- говаривал наш учитель физкультуры Владимир Георгиевич Евсеев. Тоже фронтовик. Орденоносец. Старший сержант. Один из тех, кто с боями дошел до Победы. Он для меня — не только хороший педагог, работавший в Краснин- ской средней школе, но и товарищ по работе: много лет трудились, можно ска- зать, в одном коллективе, посвятили себя одному делу. Фронтовой опыт да- ется ой-как тяжело — но и ценность его даже в мир- ные годы велика. Умение с первого взгляда пони- мать: кто перед тобой. Умение ставить задачу не по принципу «а смогу ли я…», а по принципу «На- до!» — и бесценное уме- ние оперативно решать даже те задачи, которые другому показались бы в принципе неразрешимы- ми. Кто работал в школе, знает: там жизнь подки- дывает такие задачи еже- дневно, если не ежечасно. И педагоги-фронтовики никогда не уклонялись от трудностей. Орденонос- цы учитель физики Сергей Никитович Черных, учи- тель географии и астро- номии Сергей Павлович Кириллов и другие… Но сейчас речь — о физической культуре. Не было в военные и послевоенные годы у школы своего спортзала — все уроки физкультуры проводились на открытых площадках. Было время, вместо турника подтяги- вались на сучьях росших в школьном дворе дере- вьев. Вместо легких спор- тивных лыж — тяжелен- ные «военные». Вместо гантелей — подходящие по размеру железки, а то и камни. О специальном питании, о протеине и ре- чи не было—нормальное- то питание приходилось добывать большим тру- дом. Но юноши и девуш- ки вырастали сильными, ловкими. Тот ли мощный потенциал стремления совершенству, о котором я уже упоминал, сказы- вался, или еще и другие причины были, но в те годы мускулистые парни- призывники считали по- зором даже отсрочку от призыва на действитель- ную службу в Вооружен- ных Силах. А уж о таком явлении, как уклонение от срочной службы (что гре- ха таить — сейчас такое наблюдается) и думать было стыдно. Не разделялись, мож- но сказать, спортивная и военная подготовка. В стране, одолевшей тяже- лейшую войну, все знали: здоровье необходимо для защиты Родины. Настоя- щим защитником может стать только здоровый человек. И если вдуматься, то не эта ли любовь к Родине —искренняя, не на словах — была одной из- при- чин, по которым особенно мальчишки тренировали тело, вырабатывали силу, осваивали разнообраз- нейшие знания во всех науках? Не эта ли любовь стала одним из локомо- тивов, образно говоря, вывезших страну из по- слевоенной разрухи? Может, и нынешним учителям физической культуры стоило бы об этом задуматься? Да и не только им. Ведь не зря сказано: «Вначале было Слово…». Так и в реальной жизни многое начинается с тер- мина. С подмены тер- минов. Вспомним несо- стоявшуюся (благодаря личному вмешательству Ленина) подмену поня- тия «учитель» на термин «шкраб» (школьный ра- ботник). Учитель — при- звание, даже высокое звание, когда он Учитель. А шкрабы… кого бы они могли воспитать, если в самом термине нет даже элементарного уважения к самому себе? Или «обу- чающйся»… ну пообучает- ся и перестанет, явление временное. В отличии от ученика — потенциаль- ного преемника, если не в профессии, то в отно- шении к жизни, к земле, Родине. Наше поколение рос- ло крепким в том числе и потому, что мы не знали экологических проблем. Мы загорали на берегах прудов, не думая о тол- щине озонового слоя. А такая угроза, как радиа- ция, существовала лишь в умах страшно засекре- ченных ученых… Но главное — мы лю- били Родину, и это было настолько естественно и всепроникающее, что мы даже не замечали этого, как не замечает здоро- вый человек процесс соб- ственного дыхания. Это же естественно — ды- шать! И с грустью думаю пусть о недолгом, но оста- вившем свой след перио- де «демократии» (говоря о которой — в отличии от истинной демократии — всегда использую кавыч- ки). Именно в тот период появился такой термин, как «совок». Именно тогда завсегдатаями (да и вла- дельцами) тренажерных залов стали «братки»… Но Россия не забыла, что она — Россия. Она уже одолевает ту времен- ную болезнь. И, если вер- нуться к сознательно на- ми в этом случае ограни- ченной теме физической культуры и воспитания — не случайно прогремел успех Сочинской олимпи- ады! Не случайно Импе- ратором на рингах всего мира зовут православ- ного русского человека Федора Емельяненко. Не случайно растет автори- тет русских спортсменов. А если взять малую родину, Краснинский рай- он — наши лыжники Таня Гладких, Леня Больских, Дима Бобылев, Ангелина Гончарова, борцы Жора и Гриша Шумиловы и еще многие и многие другие своими успехами на тур- нирах международного и Всероссийского уровня так же успешно доказы- вают: есть порох в поро- ховницах! Не пропал бес- следно тот потенциал, то неудержимое стремление к победе, которое воспи- тывали в своих учениках педагоги-фронтовики. Такие, как Учителя Ва- силий Алексеевич Гоглов, Федор Егорович Кирил- лов, Владимир Георгие- вич Евсеев. Михаил ПОТАПОВ, Почетный гражданин Краснинского района На снимке: таким был В.Г. Евсеев в 1979 году. Фото А. Андреева ТУРНИР ПАМЯТИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Внимание к спорту, в том числе к вольной борь- бе администрацией райо- на уделяется большое. Вот и на этот раз — выделен для поездки специальный автобус, выделены сред- ства на питание спортсме- нов. 15 борцов поехали в Мценск. 230 километров, око- ло четырех часов дороги — понятно, что приехали уставшими. Но на боевом духе команды это не ска- залось. Четыре команды вы- ставила Орловская об- ласть, плюс Брянск, Мо- сква, Московская область, Калуга… Общее количе- ство участников перева- лило за триста человек. Только в весовой катего- рии до 40 кг боролись 47 участников! И слабые на Всероссийский турнир не попадают. Краснинцы приехали к мценскому Дворцу спор- та за полчаса до начала турнира. Разгрузились, взвесились, переоделись — и на ковер… Отдохнуть и размяться было элемен- тарно некогда. И это не могло не сказаться. Тем не менее, сере- бряную медаль в весе до 50 кг завоевал Андрей Степанов, проигравший единственную схватку — в финале, уложив до этого четырех соперников. За 3 место в полуфи- нале боролись братья Шумиловы, Фирдусы Ка- ракешишян, Даниил Бре- дихин, Дмитрий Зеленков, Дмитрий Татарников, Ар- тем Гнездилов. Повезло не всем. Призерами стали Бредихин, Зеленков, Та- тарников. Турнир был не только многолюдным, но и очень тяжелым чисто физиче- ски. Каждому нашему бор- цу пришлось пройти через 4-5 схваток. Среди крас- нинцев нет ни одного, кто бы не выиграл 2-3 схватки. Но очень силен был накал соперничества: говорил уже, слабые на такой тур- нир не попадают. Для всех в нашей ко- манде это было и серьез- нейшим уроком (пред- стоит большая работа над ошибками), и отличной подготовкой к дальней- шим соревнованиям, а их впереди немало. Уже 21-22 февраля в Усмани состоится тради- ционный турнир, на кото- рый приглашены и юноши, и девушки-борцы Крас- нинского района. В. КЛЫКОВ 70-й годовщине Великой Победы посвящается УЧИТЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ В Мценске состоялся Всероссийский юноше- ский турнир, посвященный памяти Героя Совет- ского Союза Е. Кочергина, в котором приняла участие юношеская команда Краснинского райо- на по вольной борьбе. Вчера снова услышал — «здоровый образ жизни…». Не фраза — примета времени. Так же, как «экология». Или — «обучающийся» вместо доброго русского слова — ученик. Ведь именно на взаимоотношении учителя и ученика веками ставилось русское образование, на личном при- мере наставника, на его безусловном автори- тете, основой которого были не чины и звонкие названия, а богатые знания, опыт, умение пере- дать эти знания ученику. Даже такой, казалось бы, игровой предмет, как физическая культура, у настоящего учите- ля превращался в процесс глубокого познания и неустанного совершенствования своего тела. В мои школьные годы большей частью фи- зической культуре обучали не профессионалы, окончившие пединститут, а люди, прежде о пре- подавательской карьере и не помышлявшие. Но вспоминаю их сейчас — и уже на основании соб- ственного многолетнего педагогического опыта вижу: замечательные были учителя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz