Заря Красного. 2015 г. (с. Красное)
3 стр. « Заря Красного » 7 июля 2015 г. № 78 (11281) ЗМЕИ НАСТУПАЮТ... Летом большин- ство людей устрем- ляются в леса и на дачи. И, кроме грибов и ягод, все чаще у нас встре- чаются гадюки . В жаркую, сухую погоду змеи лежат в тени. Как правило, они сами на чело- века не нападают. Кусают в целях само- защиты. Яд гадюки содержит вещества, которые влияют на свертывающую си- стему крови. Уже в первые минуты после укуса возни- кает резкая болезненность в месте укуса, гиперемия и отечность, которая по- степенно нарастает. Наи- более опасны укусы в шею, голову. Пострадавший от- мечает резкую слабость, головокружение, тошноту, возможна рвота и обмо- рочное состояние за счет резкого снижения дав- ления. Предупредить несчаст- ный случай можно, соблю- дая меры предосторож- ности: — Не ходите без обуви и с от- крытыми ногами в местах, где пред- положительно оби- тают ядовитые змеи. — При ходьбе по высокой траве и кустарникам сле- дует раздвигать траву или кустар- ник палкой. — В с лучае ночёвки в местах обитания ядовитых змей, перед сном необходимо осмотреть палатку и спальные мешки, а утром проверить и вы- тряхнуть одежду. Помните о том, что змей привлекают зажженные костры. —Если вы неожиданно заметили ползущую змею, замрите и дайте ей воз- можность уйти. — Если змея приняла позу угрозы, отступите медленно назад. Избегайте резких, пугающих змею движений! Нельзя, защи- щаясь, выставлять вперед руки, разворачиваться к змее спиной. Если у вас есть палка, держите ее перед собой по направ- лению к змее. —При первых призна- ках укуса змеи необходимо немедленно обратиться за медицинской помощью! Берегите себя и будьте здоровы! Специалисты Липецкого областного центра медицинской профилактики РОДИНА Наш Ищеинский переезд. За горизонт уходят дали… Красивых в Красном много мест, Они давно родными стали. Стучат колеса в стыках рельс, Уносит поезд нас куда-то. В окне мелькнут посадки, лес, Скользнет луч солнца в тень заката. В вагон заглянет, подмигнет, Исчезнет словно невидимка, В вокзал «Лутошкино» впорхнет, По стенам пробежит картинка. Зеленый свет — свободен путь! Гудок разбудит всю округу. Неслышно росы упадут, Рассыпят жемчуга по лугу. В небесной выси самолет Во мраке неба заблистает, Как светлячок, ушел в полет; Летит, и маяком мерцает. Звезд в небе вспыхнут огоньки, Шатер ночной раскрыт небесный, Луна осветит уголки, Мир сельский озарит чудесный! Как все здесь радует нам глаз, Тут корни жизни и основа, Село в ночи глядит на нас И улыбается нам снова. В ладимир КОРНЕТ КОГДА РЕБЕНОК ЗАИКАЕТСЯ Заикание в целом и его отдельные признаки отлича- ются непостоянством: они то усиливаются, то ослабевают на несколько дней, недель, и даже месяцев. При лечении заикания, как и вообще в медицине, действует неукос- нительное правило: начинать лечение нужно как можно раньше, чтобы предотвратить развитие болезни. Чтобы уберечь ребёнка от заикания, необходима профилакти- ческая работа со стороны взрослых в семье и в детском учреждении. Можно выде- лить несколько групп детей с фактором риска по заиканию: дети с тревожными чертами характера, группа детей с ранним речевым развитием, дети с некоторой задержкой речевого развития, дети с генетическими факторами риска, т.е. дети с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством (обнаружи- вается генетическая обуслов- ленность речевой патологии). У детей с тревожными чертами характера легко возникают страхи. Эти страхи могут возникать в резуль- тате запугивания, чтения книг или просмотра фильмов устрашающего содержания. Нельзя оставлять без вни- мания случаи, когда малыш боится один спать в комнате, пугается темноты, не остаётся один в помещении. Не сле- дует «приучать» детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребёнок обязательно был в темноте перед засыпа- нием, т. к. это может усилить страхи. Осторожно, тактично и бережно нужно приучать ребёнка преодолевать свой страх. Малыш боится оста- ваться в комнате—обойдите с ним все углы, загляните под диван, другую мебель, покажите, что никого там нет, и бояться некого. Можно оставить приглушённый свет в комнате засыпающего ре- бёнка, посидеть с ним рядом, пока он не уснёт. Если ребё- нок боится животных (кошку, собаку) — подойдите с ним к животным, предложите покормить их из рук и т.д.. При разумном поведении родителей страхи ребёнка постепенно проходят. Если возникшие страхи наблю- даются длительное время, следует обратиться к врачу. В семье детей с факто- рами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического раз- вития ребёнка. Сюда относятся: соблю- дение режимных моментов, соответствующих возрасту ребёнка, правильное пита- ние, избегание соматических и психических перегрузок, создание благоприятного эмоционального климата в семье, согласованные еди- нообразные воспитательные воздействия. Следует обратить вни- мание на то, что для детей в возрасте от 1 до 7 лет речь родителей является образ- цом. Общими правилами ре- чевого поведения родителей являются следующие: речь должна быть достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу, чёткой; нельзя го- ворить с детьми их «лепет- ным» языком или искажать звукопроизношение; речь взрослых не должна быть перегружена труднопроиз- носимыми словами; взрос- лые не должны включать в речь при общении с детьми сложные лексико-граммати- ческие обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми; при общении с ребёнком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с от- ветом; ребёнка нельзя на- казывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздражённо поправлять. При таком сложном на- рушении речи, как заикание, применяются различные комплексные средства воз- действия. Одним из звеньев такого комплекса является щадящий речевой режим — «речевая диета» (режим ограничения речи), который поможет успокоить ребенка и создать условия для затуха- ния неправильной речевой привычки. Общий щадящий режим, прежде всего, зависит от уклада жизни в семье. Это взаимоотношения между взрослыми членами семьи и их отношение к детям, отношение взрослых к ре- чевому дефекту ребенка, общий режим дня, ограни- чение общения с детьми и взрослыми, сокращение до минимума всех зрелищных мероприятий, организация досуга заикающегося ре- бенка. Общие правила, кото- рые необходимо соблюдать в семье: 1. Необходимо следо- вать четкому распорядку дня, который заключается в большем количестве часов для отдыха, дополнительных часах сна. Сон сохраняет нервные клетки от истоще- ния, способствует снабже- нию их питательными ве- ществами, кислородом и выведению из них продук- тов обмена. В режиме дня заикающегося ребенка на сон должно быть отведено не менее 10-11 часов и 2 часа днем. Рекомендуется употреблять с пищей больше витаминов. В случаях нару- шения сна, наличия страхов, повышенной тревожности, возбудимости, слезливости, при стойком нарушении ап- петита ребенку необходима медицинская помощь. 2. С ребенком говорите медленнее обычного, тихо, ясно и в то же время спо- койно и ласково, без гнева, нетерпеливости. Если су- дорожность у ребенка не проходит, то— сразу начать говорить с ним шепотом и требовать такого же ответа от него. Если ребенок сопро- тивляется такому совету, то в таком случае рекомендуется со стороныматери наклонить голову к ребенку и просить его говорить на ухо. Так не- заметно ребенок учится го- ворить неспеша. 3. Необходимо исключать яркие новые впечатления и те жизненные ситуации, которые побуждают волно- ваться и много разговари- вать (поездки, гости, посе- щения детских праздников, театров, разговоры по теле- фону, просмотр ТВ передач — особенно отрицательно действуют передачи, не со- ответствующие возрасту ребенка и просмотренные перед сном). 4 . Не допускаются шумные игры (организо- вываются игры-молчанки, шёпотные игры). Предпочти- тельнее заниматься лепкой, конструированием, апплика- цией, чтением. 5. Речевое общение с родителями должно быть ограничено. Допускается вербальное общение в виде односложных ответов. 6. Правилом является спокойный, доброжела- тельный тон, негромкий голос, интонированная и размеренная речь. Взрос- лые должны разговари- вать между собой и детьми тихо, но чётко, предъявляя единые и посильные требо- вания к ребенку. На время, когда ребенок засыпает, нужно создавать спокой- ную обстановку. 7. Когда ребенок нахо- дится в возбужденном со- стоянии и хочет что-то вам рассказать, отвлеките его, сказав, например: «Подожди, сейчас я вернусь, и ты мне расскажешь». 8. В присутствии ребенка никогда не следует говорить о его речевом дефекте, чтобы у него не развился страх перед речью и чувство не- полноценности. Если же он сам начинает говорить о своем заикании, то следует его успокоить и объяснить, что он просто еще не на- учился правильно говорить, что со временем научится, и эти затруднения пройдут. 9. Нельзя обрывать ре- бенка, если тот говорит плохо, заикаясь. Нельзя его заставлять повторять снова, так как это застав- ляет лишний раз фикси- ровать внимание ребенка на его недостатке. Лучше задать вопрос или отве- тить на вопрос, который он задал, но в нужном темпе, спокойно, давая понять, чтобы и он сам так же сказал, как вы. 10. Нельзя читать детям много книг, не соответству- ющих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, т.к. это может вы- звать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, Лешего и т.п.. 11. Нельзя чрезмерно баловать детей, испол- нять любые их прихоти, т.к. в этом случае психи- ческой травмой для ре- бенка может послужить даже незначительное противоречие ему, на- пример, отказ в чём-то желаемом. Требования, предъявляемые к ре- бенку, должны соответ- ствовать его возрасту, быть всегда одинако- выми, постоянными со стороны всех окружаю- щих, как в семье, так и в детском саду. 12. Постарайтесь удер- жать ребенка от речи, когда он на грани истерики или плачет. Сначала надо любым способом успо- коить ребенка, отвлечь чем-нибудь интересным, приласкать. 13. Нельзя запугивать ребенка , наказывать , оставляя одного в поме- щении, особенно плохо освещённом. В виде на- казания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.. 14. Не делайте заме- чаний, если ребенок упо- требляет эмбол, то есть говорит какое-то лишнее слово («а», «вот», «ну»). Употребление эмболов удлиняет время высказы- вания, дает возможность лучше сосредоточиться, подготовить артикуляцию. Таким образом ребенок помогает себе справиться с запинками. Эмболы ис- чезнут, когда улучшатся речевые способности. 15. Пусть вас не раздра- жает, когда ребенок что-то крутит в руках — это в не- которой степени снимает напряжение, отвлекает от речевых трудностей. Можно даже дать ему ма- ленькую игрушку. 16. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. 17. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и тре- буют от участников ин- дивидуальных речевых выступлений. 18. Не просите малыша читать вслух стихи перед посторонними, пока он сам этого не захочет. 19. Для заикающегося ре- бенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию пра- вильного речевого дыха- ния, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению. 20. Внимательно слу- шайте ребенка. Не пере- бивайте. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка. Не следует забывать, что речь взрослых является для ребенка образцом. Поэтому необходимо родителям сле- дить за своей речью, так как ребенок подражает им и начинает говорить так же, как они. Не рекомендуется допу- скать резкие окрики; не сле- дует торопить при ответах, ибо только терпеливое вни- мание к речи ребенка может вызывать у него желание говорить; полезно похвалить стесняющегося своей речи ребенка; нельзя допускать слезливо-сочувствующего (вплоть до растерянности) или раздраженного отноше- ния к неудачным речевым попыткам. В начальном периоде заикания следует ограни- чить речевое общение с ре- бёнком, и разговаривать с ним в необходимых случаях; речь окружающих при этом должна быть негромкой и спокойной. Так как в про- цессе игры, наедине с собой, заикающиеся дети «оречев- ляют» свои действия без за- пинок, то следует поощрять разнообразные виды игро- вой деятельности ребёнка наедине: рисование, мозаика, строительные игры и т.п.. Очень важно своевре- менно отреагировать на проблему: пока у ребенка не закрепилась привычка заикаться, можно сравни- тельно легко преодолеть эту напасть, например, если вся семья перейдёт на очень медленную и плавную речь. Если у вашего ребенка возникло заикание, сразу необходимо обратиться за консультацией к логопеду и невропатологу. О. ДМИТРИЕВА, логопед ГСКУ ЛОДС «Мечта» Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи, слитности, обуслов- ленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, один из наиболее тяжё- лых дефектов речи. Оно трудноустранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его развития, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотно- шения с окружающими, особенно в детском коллективе. Из редакционной почты
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz