Заря Красного. 2012 г. (с. Красное)

Заря Красного. 2012 г. (с. Красное)

2 стр. “ЗАРЯ КРАСНОГО” 16 февраля 2012 года № 17 (10753) СТРОИТЕЛЬСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ РОССИИ (авторская статья Владимира Путина, опубликованная в «Комсомольской правде».) (Окончание. Начало на стр. 1) Пенсии и социальная помощь Предоставляемыми госу- дарством выплатами и льготами пользуются около 60% семей. Нам удалось существенно поднять уро- вень пенсий, будем повышать их и дальше, чтобы прибавка не съеда- лась ростом цен. В то же время на первый план выдвигается пробле- ма помощи семьям с детьми. Абсолютно нетерпимо, когда рождение ребенка подводит се- мью к грани бедности. Полностью исключить такую ситуацию — на- циональная задача на предстоя- щие 3-4 года. Сегодня размеры большей части пособий на детей устанавливаются регионами, и во многих субъектах Федерации они, прямо скажем, постыдно малы. Предлагаю ввести в субъектах Федерации, в которых сохраняют- ся негативные демографические тенденции, специальное пособие семьям при рождении третьего и последующих детей, до достиже- ния ими трехлетнего возраста — в размере прожиточного минимума ребенка. Конкретно — это будет означать прибавку около 7000 ру- блей в месяц. Федеральный бюд- жет окажет поддержку регионам, которые введут такое пособие, до 90% от необходимых средств в 2013 году с постепенным увеличе- нием собственных средств регио- на до 50% к 2018 году. Конечно, такие пособия не должны получать семьи, где роди- тели имеют высокие доходы. Бу- дет правильно ввести заявитель- ный принцип предоставления по- собий. Семья сможет обратиться за детским пособием, если в ней доход на человека, например, не выше, чем средний по региону. Пособие будет предоставляться без долгих предварительных про- верок, но налоговые органы станут выборочно анализировать доходы получателей пособий, обращая особое внимание, например, на владельцев дорогой недвижимо- сти. Пенсионное обеспечение, на- верное, является самым большим достижением — и самой большой проблемой для нашей страны. До- статочно сказать, что мы тратим на пенсии больше 10% валового внутреннего продукта — это чет- верть всего бюджета «расширен- ного правительства». Пенсии непременно будут ра- сти. Как и прежде, еще раз хочу сказать, что я против повышения пенсионного возраста. В то же время необходимо учитывать ин- тересы тех, кто намерен продол- жить работу по достижении пенси- онного возраста и, имея хороший заработок, хотел бы отсрочить оформление пенсии, но зато зна- чительно увеличить ее будущий размер. Уже в самое ближайшее время надо предусмотреть такую возможность. Нужна совершенно новая пен- сионная политика для среднего класса. Смысл ее в том, чтобы пре- доставить людям наиболее широ- кие возможности ответственного выбора вариантов решения сво- их жизненных проблем. Решения, которое достигается с помощью государства, в сотрудничестве с государством, но не только сила- ми государства. Это предполагает в первую очередь развитие накопительно- го компонента пенсионной систе- мы. Надо признать, что пока он толком не заработал. Доходность пенсионных накоплений невысо- ка, а в результате низка их привле- кательность. Когда речь идет об обеспечении человека в старости, государство должно не только га- рантировать сохранность пенси- онных накоплений, а заботиться об их устойчивой доходности. При необходимости — дополнять их своими средствами. Образование и культура Первое. В течение ближайших четырех лет ликвидировать оче- реди в детские сады. В том чис- ле — за счет расширения мест в семейных, негосударственных, корпоративных детских садах. Надо пересмотреть СанПиНы, ко- торые сегодня мешают развитию таких форм. Надо включить орга- низаторов и педагогов негосудар- ственных детских садов в систему финансовой и методической под- держки со стороны муниципаль- ных бюджетов. Второе. Обеспечить социаль- ное равенство в получении обра- зования. Мы уже привыкли к то- му, что отбор детей в престижные школы начинается с первого клас- са. При этом в ряде наших круп- ных городов образовались группы школ с устойчиво низкими резуль- татами обучения. В таких школах почти нет отличников, участников олимпиад, но много детей с труд- ностями в обучении, с неродным русским языком, с девиантным поведением. Школа перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную диффе- ренциацию. Если школы работают в труд- ных социальных условиях, то и они, а не только гимназии и ли- цеи, работающие, как правило, с благополучными детьми, должны получать специальную поддержку — и методическую, и кадровую, и финансовую. Третье. Необходимо вернуть систему дополнительного обра- зования в сферу ответственности государства — на региональный уровень, оказывая при необходи- мости поддержку из федераль- ного бюджета. Оплату педагогов дополнительного образования, уровень квалификации которых сопоставим с учительским (вклю- чая спортивные школы и школы искусств), надо поэтапно довести до уровня зарплаты учителей об- щеобразовательной школы. Четвертое. Предстоит серьез- ное обновление программы и ме- тодов работы школы, где мы — на- до признать — серьезно отстали. Новые стандарты старшей школы должны обеспечить доступность для каждого школьника 5-6 про- филей обучения, соответствующих склонностям и жизненным планам подростков. Пятое. Пора навести порядок в стипендиальном обеспечении. Стипендия для тех, кому она ре- ально необходима, кто без нее не сможет продолжать образова- ние (и кто, разумеется, хорошо учится), должна достигнуть про- житочного минимума студента. На сегодняшний день это означает прибавку к стипендии в размере 5 тыс. рублей в месяц. По крайней мере, на первых курсах обучения, когда студент основное время должен уделять учебе, а не от- влекаться на подработки. За всем этим должны следить сами сту- денческие коллективы — студенты знают, как живут их товарищи, их трудно будет обмануть подлож- ными справками. При этом мы, безусловно, продолжим практику выделения именных стипендий и спецгрантов для тех, кто показы- вает выдающиеся результаты в учебе и научной работе. Шестое. Мы будем продол- жать совершенствовать систему Eдиного государственного экза- мена, школьных педагогов. Седьмое. Надо вернуть пре- стиж и высокое качество россий- ского высшего образования. Надо создать такую систему, при кото- рой поступать на бюджетные ме- ста будут в основном те, кто имеет отличные и хорошие результаты по профильным предметам или являются победителями предмет- ных олимпиад. Восьмое. Надо навести эле- ментарный порядок в системе высшего образования. На рынке существует большое количество вузов (в том числе государствен- ных), которые прямо нарушают право человека на получение до- бротных знаний. Рособрнадзор действует в этом отношении не- эффективно. Предлагаю в 2012- 2014 гг. силами наших ведущих университетов с привлечением ученых РАН и международных экс- пертов провести аудит всех об- разовательных программ высшего профессионального образования. В первую очередь — по экономи- ке, юриспруденции, управлению, социологии. Инвестиции в образование станут нашим ключевым бюджет- ным приоритетом. Культура Надо признать, — в прошед- шее десятилетие внимание к раз- витию культуры было недостаточ- ным. Первое. Необходимо обе- спечить широкий, без каких-либо ограничений, доступ каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям. Государство поддержит формиро- вание публичных электронных би- блиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов, будет приоб- ретать права на бесплатное раз- мещение в интернете выдающих- ся фильмов и спектаклей. Второе. Культурные практи- ки должны вернуть себе ключе- вое место в организации досуга людей. Мы будем развивать си- стему самодеятельного художе- ственного творчества — начиная со школы, где необходимо пред- усмотреть позицию организатора детского творчества (которым в каждом данном случае может быть режиссер, художник, хореограф или музыкант). В крупных и средних городах будет развиваться практика, когда музеи работают допоздна. «Ночи музеев» успешно проходят в Мо- скве, в других наших городах. Особое внимание государство будет уделять работе музеев, теа- тров, библиотек и творческих клу- бов в малых городах. Сейчас там наибольший дефицит культурного досуга. Министерству культуры вместе с руководителями регио- нов надо создать — и широко об- судить с интеллигенцией — проект государственной программы раз- вития культуры в малых городах. Третье. Будет расти финан- сирование системы грантов, предоставляемых на конкурсной основе деятелям искусства и ху- дожественным коллективам, в том числе молодежным. Четвертое. Цифровое телеви- дение дает возможность создать общенациональные специали- зированные каналы. Нам нужно иметь каналы, посвященные клас- сической музыке, театру, изобра- зительному искусству и архитек- туре, «литературный» и «историче- ский» каналы. И, конечно, несколь- ко каналов «детской классики» для каждого возраста. Сохранение человека В 2011 году была создана принципиально новая правовая база развития российского здра- воохранения. Первое. Одновременно с обе- спечением конкурентоспособной зарплаты медиков необходимо в течение ближайших 4 лет про- вести оценку уровня профессио- нальной квалификации врачей, причем сделать это в сочетании с обновлением программ повы- шения квалификации. Профес- сиональные ассоциации медиков должны сыграть решающую роль в такой оценке. Второе. Немалые резервы по- вышения качества медицинского обслуживания связаны с улучше- нием его организации. В боль- шинстве случаев амбулаторное лечение комфортнее для пациента и дешевле для государства. Не- даром в экономически развитых странах его доля в составе меди- цинской помощи намного выше, чем у нас. Третье. Необходимо повысить ответственность каждого челове- ка за состояние своего здоровья. Иначе никаких денег не хватит. Се- годня у нас 80% людей не занима- ются физкультурой или спортом, 65% регулярно употребляют креп- кие спиртные напитки или курят, 60% проходят медобследования только в случае болезни. При этом большинство опрошенных увере- но, что следят за своим здоро- вьем! Четвертое. Охрана здоровья — это, прежде всего, предотвра- щение заболеваний, и ключевую роль здесь имеет формирование здорового образа жизни. Мы бу- дем создавать условия для бес- платных занятий физкультурой по месту жительства и на работе, настойчиво и жестко бороться с распространением наркотиков, принимать меры, нацеленные на снижение потребления алкоголя и табака. Жилье Первое — снижать стоимость строительства, и не за счет за- работной платы и охраны труда рабочих, а за счет снижения цен на строительные материалы, пре- кращения раздувания цен из-за коррупционной нагрузки на строи- тельный бизнес. Мы введем конкурентный по- рядок экспертизы строительных проектов — сегодня многие про- екты лежат там буквально годами. Строители могут обратиться не только к государственной, но и к частной экспертизе. Мы переве- дем излишние процедуры согла- сования и строительного надзора в уведомительные — строителям это позволит сэкономить большие ресурсы. На региональном уровне на- до обеспечить устранение искус- ственного монополизма как строи- телей, так и поставщиков базовых строительных материалов. В ряде регионов есть, например, монопо- лия даже на песчаные и гравийные карьеры. И почему-то эти карье- ры принадлежат родственникам и знакомым людей, руководивших в свое время этими регионами. В совокупности мы можем снизить цены на современное комфортабельное жилье не менее чем на 20%, а в отдельных регио- нах — до 30%. Второе. Введение в экономи- ческий оборот большого количе- ства земельных участков — как в ходе расширения «агломерацион- ного радиуса» крупных городов, строительства местной дорож- ной и инфраструктурной сети (я об этом писал в «экономической» статье), так и в результате изъятия их у тех государственных учреж- дений и ведомств, где они лежат мертвым грузом Третье. Цена ипотеки долж- на снизиться вместе со сниже- нием инфляции. Должны полу- чить развитие сберегательно- накопительные механизмы — типа немецких стройсберкасс. Мы на- чали ряд региональных пилотных проектов в этой области, будем их расширять. Наконец мы бу- дем расширять программу суб- сидирования процентной ставки по ипотеке для молодых семей, а также для работников бюджетно- го сектора. На это могут быть на- правлены средства, которые будут высвобождены после завершения олимпийских строек в Сочи, объ- ектов АТЭС на Дальнем Востоке, а также после завершения програм- мы обеспечения жильем офице- ров Вооруженных сил. Четвертое. Наряду с расши- рением возможностей купить квартиру надо создать цивилизо- ванный рынок арендного жилья. В большинстве стран Европы, на- пример, от трети до половины се- мей арендует жилье всю жизнь и не испытывает по этому поводу никакой ущемленности. Для это- го надо стимулировать создание специализированных компаний — как самими девелоперами, так и независимых. Создать типовые контракты, гарантирующие права долгосрочных арендаторов. Ведь сегодня у нас тот, кто снимает квартиру, психологически «живет на чемоданах». В совокупности представлен- ные меры дадут возможность к 2020 году решить проблему до- ступности нового жилья не для четверти, как сейчас, а для 60% российских семей. А к 2030 году — снять проблему полностью. Среда обитания Первое. Необходимо широкое обучение граждан основам зако- нодательства и экономики ЖКХ. Надо поддержать формирование сети общественных организаций, помогающих жителям организо- ваться, защищать свои права, кон- тролировать выполнениепредпри- ятиями ЖКХ своих обязательств. Второе. Перейдем к установ- лению социальной нормы потре- бления коммунальных ресурсов, что позволит сделать их оплату более справедливой. При этом важно разработать компенсирую- щие меры, чтобы не пострадали пожилые люди, оставшиеся одни в большой квартире, если они жили в ней больше 10 лет. Третье. Только за счет средств бюджета и платежей граждан за коммунальные услуги осуще- ствить модернизацию ЖКХ не удастся. Ключом к решению задач по модернизации коммунального хозяйства является создание бла- гоприятных условий для привле- чения частных инвестиций в эту отрасль. Задача частного бизнеса в ЖКХ реализовывать масштабные инфраструктурные проекты, а не латать дыры за счет тарифов. Для этого стоимость коммунальных услуг будет устанавливаться как минимум на три года вперед, а та- рифы на этот срок рассчитываться по простой формуле, понятной и потребителю, и инвестору. Глав- ное — тарифы будут зависеть от качества и надежности предостав- ления услуг. Сбережение России Первое. Поддержка многодет- ных семей. Выше я уже сказал о мерах по преодолению временной бедности, связанной с рождением третьего ребенка. Второе. Для решения демо- графических проблем объективно потребуется «умная» миграци- онная политика, построенная на четких требованиях и критериях, исключающая потенциальные этнокультурные и другие риски. Нужно будет обеспечить миграци- онный приток на уровне порядка 300 тысяч человек в год. В первую очередь за счет привлечения на постоянное жительство в Россию наших соотечественников, про- живающих в ближнем и дальнем зарубежье, квалифицированных иностранных специалистов, пер- спективной молодежи. * * * Ключевая проблема социаль- ной политики России — даже не объем ресурсов, который мы на- правляем на решение социальных задач. А эффективность, целевой характер проводимых мер. Нам необходимо в ближайшие годы из- менить ситуацию, ликвидировать все зоны потерь в социальном секторе, когда ресурсы тратятся впустую, направляются не тем, кто в них отчаянно нуждается, а людям, которые могут легко про- жить без этого; когда мы по инер- ции поддерживаем учреждения, не обращая внимания на эффект их работы для граждан; когда мы ставим интересы тех, кто рабо- тает в социальных учреждениях, выше интересов тех, на кого они работают.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz