Заря Красного. 2012 г. (с. Красное)

Заря Красного. 2012 г. (с. Красное)

“ЗАРЯ КРАСНОГО” 9 октября 2012 года № 116 (10852) 3 стр. После летнего сезо на возобновит свою ра боту клуб любителей пчеловодов «Краснин ский медок». К сожале нию, не стало его глав ного инициатора и вдохновителя Геннадия Дорофеева. Но, как и все добрые дела, кото рые начинают хорошие люди, продолжаются, так и наш клуб будет продолжать свою рабо ту в память о его пред седателе. На открытии нового сезона будут подведе ны итоги медосбора прошедшего лета, что удалось или не удалось пчеловодам из заду манного, какие сорта мёда более представ лены в ассортименте в этом году и многое другое. Также будет оп ределён новый план работы клуба. Очередное заседа ние «Краснинского медка» состоится 13 октября в 10 00 в Крас нинской межпоселен ческой библиотеке, по адресу: ул. Октябрь ская, 12. Приглашаются все желающие. О. ПОЧЕПАЕВА, заведующая методико библиографическим отделом Краснинской библиотеки Согласитесь, это до вольно много, но именно благодаря им школа про цветает! «Как молоды мы бы ли…», — с этой песни на чалось мероприятие. Было немного грустно слышать строки этого бессмертного шедевра: «Ничто на Земле не про ходит бесследно…». Продлила тему ученица 11 «В» класса К. Раткина, трогательно рассказав о том, что «…учитель ве чен на Земле». Н. Бреди хина, завуч по воспита тельной работе, пожела ла учителям счастья, удачи и много много всего самого теплого и хорошего. Пятые классы с неким озорством исполнили песенку «Бабушка ря дышком с дедушкой». Весь зал поддерживал ребят аплодисментами. И. Ковылова тоже спела песню про бабушку. Ведущие меропри ятия Я. Пономарева и А. Рябоконь, задали винов никам торжества не сколько интересных во просов: «Какие качества вы цените в людях?» Учи теля отвечали: «Доброта, отзывчивость, трудолю бие, усердие». Первоклашки прочи тали стихи, а ребята из 11 «В» класса исполнили очень красивый вальс. М. Потапов, ветеран педагогического труда, работавший учителем с 1944 года, прочитал не сколько стихотворений собственного сочинения о преподавателях и уче никах. Мероприятие закон чилось веселой песней «Мы желаем счастья вам», подобранной как нельзя кстати. Но за за крытыми дверьми торже ство продолжалось и… что было там? Не знаю. Но знаю точно, там было весело! Анна МИХАЙЛЯНЦ На фото: ветеран М. Потапов, ребята 5 х классов Фото автора «КРАСНИНСКИЙ МЕДОК» ВОЗВРАЩАЕТСЯ Школьная жизнь УЧИТЕЛЬ ВЕЧЕН НА ЗЕМЛЕ Ежегодно 5 октября по всей России отмеча ют, пожалуй, один из прекраснейших праздни ков — День Учителя. По этому поводу во вторник, 2 октября, в Краснинской школе состоялось мероприятие, посвященное прежде всего ветеранам педаго гического труда, которых у нас насчитывается около 40 человек. Н аписать книгу о погиб шем российском кре стьянстве — это все рав но, что сочинить книгу о погибшей марсианской цивилизации. Обе циви лизации канули в истори ческую тьму. Русская деревня ис тратилась, сгорела. Оста лись Магнитки, химзаво ды, шахты, заводы, горо да, куда уехали крепкие сельские парни. Они в то время обзаводились се мьями, получали квартиры в многоэтажных блочных домах, которые сами же и построили. По сравнению с колхо зами, на заводах была бо лее высокая зарплата, не приходилось работать от темна и до темна. В лич ной квартире «хрущевке» новый горожанин 60 х чувствовал себя полным хозяином, на собственной кухне он мог говорить что угодно. На этой же кухонь ке по ночам по привычке гнал самогон. Колхозы сиротели, се кретари райкомов агити ровали сельских девушек идти в доярки, парней — в трактористы, ребятам стало труднее уехать из деревни. Но все, кто мог и хотел, уехали. Теперь эти парни — го родские старики, корни их навсегда отрезаны от род ной деревни. В лучшем случае они приезжают в родные места в качестве дачников. На зиму опять возвра щаются в город, так и не ставший для них воистину родным; поскрипываю щий исцарапанный лифт, ровесник советской моло дости, развозит их по эта жам. Старая привычная квартира — блочная клет ка, ячейка несостоявшего ся коммунизма. К оллективизация 30 х — стремительное вос становление крепостного права под новым названи ем, «колхоз» — словесный симулякр крепостного смысла. Без организации колхозов, без объедине ния крестьянской массы в жесткий конгломерат не возможно было управлять огромной страной. В 1945 году крестьяне СССР, они же воины импе рии, победили, наверное, в последний раз. Почему же всегда побеждали под невольные крестьяне, одетые в солдатскую фор му? А потому что за спи ной солдата крестьянина был его род. Род Ивано вых, Петровых и т.д. В вой не солдат отстаивал инте ресы Отечества, рода, се мьи, и уже в последнюю очередь — свои личные интересы, свою жизнь. О колхозах писали многие. Колхозы всячески восхваляли, про них сни мали фильмы. О колхозах создали великие художес твенные произведения два известных советских писателя — Шолохов и Платонов. У Платонова — «Котлован», «Впрок», у Шолохова — «Поднятая целина». Шолохову — слава, Платонову — нищета и унижение. «Поднятая целина» во шла в школьную програм му, «Котлован» был запре щен до конца 80 х. Сталин, читая хронику Платонова «Впрок», на звал автора, как гласит ле генда, «сволочью», а саму хронику — «кулацкой». Платоновские гиперболи зированные очерки наме кали на то, что колхозы — это возвращение к крепо стному строю, только в более жестокой форме. Автор в сатирической форме изобразил процесс повторного закрепощения крестьян с использовани ем «общинной» идеоло гии, отлично вписываю щейся в идею социализ ма, повторного устрой ства крестьянского жития по принципу сельского м и р а . Мира подотчетного жестоким бюрократам «активистам». Платонов показал абсурд и людоед скую практику воплоще ния коллективизации. Ч астного крестьянина, единоличника сложно мобилизовать на строи тельство великой про мышленности, у него трудно отнять его хлеб. Единоличник по опреде лению должен обладать хотя бы минимальным на бором юридических прав, чтобы вести свое хозяй ство. Политический страх тесно связан с идеологи ческим. «Мир», управляе мый сверху, работающий только на государство, мужикам чужд. Это не их «мир» — это просто некое условное сообщество — колхоз. Который сам по себе, а мужик сам по се бе. Можно делать вид, что ты любишь свой колхоз, для этого достаточно го лосовать «за» на собрани ях. Разговаривают плато новские колхозники часто косноязычно, скрывая свои истинные чувства от мира, в котором немота надежнее, чем «опасные» разговоры. Коллективизация пре следовала государствен ные цели — она сохраня ла крепостное правление в деревне как опору новой власти, крестьяне — пу шечное мясо индустриа лизации, колхозники — солдаты на случай войны. Когда война пришла в ви де полчищ безумного Гит лера, решившего повто рить судьбу Наполеона, колхозники стали основ ной массой солдат, выиг равших войну. Н о Великая Отечест венная, при всем ее величии, при всей гранди озности Победы, обескро вила русскую деревню. В послевоенные годы колхо зы смертельно заболели, и уже никакие послабле ния никакие паспорта, ко торые стали выдавать колхозникам, спасти ситу ацию уже не могли — кол хозы медленно умирали. Мой дедушка получил паспорт в конце 50 х. Он долго разглядывал эту се ро зеленую книжицу, и лишь горько хмыкал, не зная, что ему делать с этим паспортом. В скоре колхозникам назначили пенсии — двенадцать рублей в ме сяц новыми деньгами. Не ахти какие деньги, но по тем временам радость ве ликая, у дедушки ладони тряслись, когда он пере считывал эти первые «не заработанные» рыжие рубли. Теперь, благодаря пенсии, пожилой беспо мощный человек мог ку пить себе хотя бы буханку хлеба. Моей будущей жене, выпускнице 68 го года, паспорт «выхлапатывал» в сельсовете ее отец, ува жаемый на селе бригадир. Война, вслед за трид цать седьмым годом, вы чистила лучших деревен ских людей, умных и здо ровых. Генофонд великой страны не смог вынести такого тяжелого удара, перемены в жизни русско го крестьянства были не избежны. Начальство не созна вало, что русское кресть янство смертельно ране но. Отчеты и доклады из райкомов и обкомов шли самые радужные, в духе фильма «Кубанские каза ки». Председатель, если из местных — это свой, по нимающий нужды людей мужик. Он выслушает, по ругает, многое простит. Иногда председателя присылали из города или района. Обычно это был какой нибудь проштра фившийся чиновник, тогда колхозникам добра ждать не приходилось. Такой председатель — совет ский «немец в картузе», который будет сажать кол хозников, укравших пучок сена, в тюрьмы, и с бар ским видом выгонять на прополку пшеницы. В эпоху загнивания со циализма появились термины, оправдывающие бесхозяйственность, на пример, «отрицательные привесы» в животновод стве. Это когда по бума гам на каждого бычка при ходится полноценный ра цион кормления, но фак тически бычок не растет, а худеет, да еще и грязью зарос. Я работал в 60 х в рай онной газете, мне доводи лось часто бывать на по лях и фермах. В телятни ках, коровниках, свинар никах стояла вонь, не бы ло вентиляции, под потол ком тусклые лампочки ед ва проглядывают сквозь духовитый, наполненный аммиаком туман, на полу — грязь, перемешанная с мочой и навозом, расхля банные ворота, в которые дует из всех щелей, раз битые стекла окон, кое как затянутых целлофа ном. Мы, газетчики, бодро сочиняли статьи о рацио нализации труда, о балан се кормовых единиц, об ударниках животновод ства. В наших газетных строчках то и дело мель кало словосочетание «лю бовь к родной земле», мы использовали подобные трафаретные фразы авто матически, читатель также автоматически прочиты вал их. «Любовь к родному краю», доведенная до полного абстрактного безразличия… Было по нятно, что такие коровни ки рано или поздно долж ны исчезнуть с лица зем ли, должны рано или поздно произойти какие то перемены в колхозных делах… И они вроде бы начинались: строились современные животно водческие комплексы, вы пускалось много различ ной техники, пусть не очень качественной, зато своей, отечественной, колхозникам стали пла тить нормальную зарпла ту. Колхоз становился обычным сельхозпред приятием. В селах появились до ма, сделанные из кир пича, крытые железом и шифером, с водяным от оплением. Колхозникам разрешили держать в лич ных хозяйствах скот, окармливать бычков и сдавать их на мясо. У не которых крестьян, активно занимавшихся выращива нием животных на дому, вскоре появились соб ственные «Жигули» и «Москвичи». После Перестройки надежды на обновление колхозов рухнули, сейчас в бывших колхозах кое где высятся руины животно водческих помещений, сложенных из серых со ветских кирпичей, кото рые местным жителям не удалось полностью выло мать с помощью ломов и топоров. А ведь совсем не так давно по историческим меркам звенела парадны ми мелодиями эпоха, все ходили на митинги, на различные собрания, ап лодировали речам началь ников. Но далеко не все крес тьяне считали СССР своей «родной» страной. Я помню, как мой де душка, слушая передачи радио — телевизора тогда не было и в помине, вор чал на каждую фразу дик тора, талдычившего о пе ревыполнении планов по надоям молока. «Черта вам в бока, а не молока!» — ворчал дедуш ка, покуривая дымящуюся самокрутку. А ведь дедуш ка в свое время воевал на стороне красных в граж данскую, он строил эту «новую», ставшую вдруг такой «чужой» жизнь. И все же я грустью вспоминаю колхозы — в них кипела настоящая жизнь. В колхозах вырас тали сильные, спокойные люди, решившие пробле мы индустриализации, по бедившие в войнах, осу ществившие прорыв в ко смос. Народ никогда не забу дет дармовой труд с тем на и до темна, скудную жизнь в хибарах, крытых соломой. Но были и про стые житейские радости, в душах сельчан жила на дежда на лучшее будущее. Александр ТИТОВ РЕКВИЕМ ПО КОЛХОЗУ «9 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного пра ва и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодатель ных актов. Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 22 документа), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России». из Википедии

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz