Заря Красного. 2012 г. (с. Красное)
“ЗАРЯ КРАСНОГО” 2 июня 2012 года № 61 (10797) 3 стр. Дополнительное образование ОБУЧАЕМ ГАРМОНИИ Кукла служила и то- темом, и обрядовым символом, превратив- шись позднее в детскую игрушку. Самые вдох- новенные творцы кукол — дети. Кукла — зри- мый посредник между миром детства и миром взрослых. Через куколь- ный мир дети входят в жизнь полноправны- ми членами общества, а для взрослых — это единственная возмож- ность вернуться в мир детства. Кукла не рождает- ся сама — ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи изо- бражения и воли свое- го создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла со- храняет в своем образе самобытность и харак- терные черты создаю- щего ее народа. Облик куклы форми- ровался на протяжении многих веков. Вначале это был простой тря- пичный или деревян- ный столбик, который символизировал образ человека вообще. Зато одежду ей делали очень красивую, ярко и празд- нично украшали. Затем стала выде- ляться верхняя часть столбика — голова ку- клы, для неё исполь- зовали белую ткань. Голова символизирова- ла духовную сущность человека. Лица такая кукла не имеет, изобра- жать лицо запрещено, чтобы в неё не вселился злой дух, который мо- жет нанести вред ре- бёнку. Если такая кукла сломается, кому-то мо- жет быть плохо. Кроме того, глаза — зеркало души — необходимо за- На недавнем отчетном концерте краснинской школы искусств дебютировал детский оркестр народных инструментов — на сегодняшний день самый крупный инструментальный коллектив в районе: 24 музыканта. О том, как он создавался, рассказывает руководитель и дирижер оркестра Елена ПОЛУХИНА. Вести из Дома школьников ВОЗРОЖДАЯ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ С февраля 2010 года по настоящее время в г. Липецке по ул М. Расковой, д. 4 работает «Центр реабилитации и интеграции инвалидов войны» Ли- пецкой региональной общественной организации инвалидов войны в Аф- ганистане и военной травмы «Инвали- ды войны», созданный за счет средств некоммерческих организаций инва- лидов войны и бюджета Липецкой об- ласти. В Центре проходят бесплатную комплексную социальную реабилита- цию инвалиды и ветераны войны, во- енной службы, члены их семей и чле- ны семей погибших военнослужащих. За 2010-2011 годы Центром ока- зано свыше шести тысяч комплексных реабилитационных услуг более 1400 гражданам данной целевой катего- рии. Согласно проводимого монито- ринга после реабилитационных меро- приятий у 92 % граждан улучшилось самочувствие и здоровье. Центр реабилитации оказывает бесплатные услуги: массаж, ДФК, тренажерный зал, юрист, психолог, сенсорная комната. Телефон: 8(4742)-33-54-09. М. ПОЛЯКОВСКИЙ ДЕЙСТВУЕТ «ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ» крывать, чтобы защитить внутренний мир челове- ка от неожиданных не- благоприятных воздей- ствий мира внешнего. Иногда на месте лица рисовали крест: с прихо- дом христианства крест всегда считался добрым знаком. Кукла стала бере- гиней, хранительницей доброго духа. Народные мастерицы считают, что если куклу делал добрый ла в глубину комнаты, а не на дверь и окно, таким образом кукла- берегиня будет беречь теплоту и доброту в до- ме. Полки современных магазинов радуют взор нескончаемым совер- шенством разнообраз- ной кукольной про- дукции. Не секрет, что около трети покупок в магазинах игрушек взрослые делают для себя. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, их коллекционируют. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана свои- ми руками, оживлена собственной фанта- зией. Пусть в ней не будет безукоризненно симметричных линий и четко прорисован- ных черт, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и незримой волной на- полняется сердце. В этом творении челове- ческих рук чувствуется то, что все мы называ- ем душой. Е. САЛИХОВА, директор Дома пионеров и школьников человек, то и кукла полу- чится доброй, а если де- лали куклу с недобрыми мыслями, то кукла поне- сёт в себе злую энергию и никому не принесёт до- бра. Существуют разные приговоры для изготов- ления кукол, вот один из них: Куклы вы мои безрукие, Куклы вы мои безликие, Люблю-то я вас больше всех, Целую-то я вас крепче всех. Считалось, если де- вочка хорошо играет в куклы, и куклы у неё ак- куратные, то и девочка будет хорошей хозяйкой. Такую куклу помещают так, чтобы она смотре- В русской игрушке отразились народные представления о мире, добре, красоте. В ней проявилась творческая энергия народа, его способность из малого создавать выразитель- ные образы. Появившись в далёком прошлом, игрушка долго сохраняла отголоски древнейших представлений и верований. Особенно ярко они проявляются в куклах. Познавательный интерес к народным тради- циям и промыслам, к духовным ценностям на- рода нашей страны побудил педагога дополни- тельного образования Татьяну Боброву с воспи- танниками кружка «Рукоделие» Дома пионеров и школьников заняться изготовлением кукол- оберегов. — Понимаете, если бы мы, педагоги школы, ставили перед собой за- дачу — обучить ребенка играть на конкретном ин- струменте, все было бы намного проще и легче. Но наша задача — обу- чить маленького музы- канта гармонии, чтобы он был своим в мире музыки и искусства, что- бы он умел слушать и слышать не только себя, чтобы умел находить и исполнять, образно го- воря, в этой жизни свою мелодию, украшающую жизнь. Идея создания дет- ского оркестра витала в воздухе давно. К сожа- лению, самой серьезной помехой была и остается финансовая. Например, малая домра стоит 25 тысяч рублей — и по- верьте, это едва ли не самая малая цена за ин- струмент. Домра альт — уже 35 тысяч… Ну и сами прикиньте, в какую сум- тать, тот ищет причины, а кто хочет — ищет возмож- ности, именно по этому пути мы и пошли. Конечно, при любом наличии инструментов оркестр возможен только тогда, когда имеются му- зыканты и дирижер. В мар- те прошлого года я при- нимала участие в Первом областном фестивале- конкурсе дирижеров ор- кестров русских народных инструментов, вернулась с дипломом за высокое исполнительское мастер- ство. Конечно, даже имея специальное музыкальное образование, руководите- лю оркестра нужны и спе- циальные знания, и специ- альные навыки. Фестиваль помог в этом плане. И ди- ректор нашей школы На- дежда Савина приняла ре- шение, что пора вплотную заняться созданием соб- ственного оркестра. Мы, педагоги, поддержали. Подготовительная ра- бота шла практически це- тов. Это, по сути, еди- ный организм, творящий музыку, более совершен- ную и гармоничную, чем по силам даже хорошему солисту. Но для этого, в свою очередь, каждый музы- кант должен достаточно хорошо играть на своем инструменте, и кроме то- го — иметь чувство гар- монии, позволяющее не просто «играть», а вли- вать свою мелодию в об- щее звучание оркестра так же естественно, как вливаются в реку родни- ки — и с каждым родни- ком река делается силь- нее, чище, прекраснее. Еще раз хочу побла- годарить Ирину Новико- ву и Анатолия Фадеева — не только коллегу, но и учителя моего. Побла- годарить и за обучение оркестрантов, и за то, что стали коцертмейстерами в оркестре. Но думаю, что добро- го слова достойны и сами оркестранты. В первую очередь те, кто для этого освоил дополнительный инструмент. Настя Чере- панова, по основной спе- циализации аккордео- нистка, играет в оркестре на домре альт. Гитарист Алеша Сазонов — на ба- лалайке. Пианистка Вика му вылился бы полный набор инструментов. Потому изначально ориентировались мы на те инструменты, что уже имеются. Впрочем, име- ется не так уж и мало. В составе оркестра народных инструментов должны быть группа ба- лалаек и группа домр — они есть. Должны быть баяны — у нас только один баян, но аккорде- оны вполне смогли за- менить недостающие. Должны быть ударные инструменты — имеются ксилофон, металлофон, бубен. коробочка, ма- лый барабан, тарелки. Проблема с духовыми инструментами: нужны рожки, свирели — ин- струментов этих нет (как нет и людей, умеющих на них играть), но в общем звучании оркестра их партии исполняются на синтезаторе, который позволяет получать зву- ки нужного тембра. Как в русской пого- ворке: кто не хочет рабо- лый учебный год. Купили дирижерские пульты, ме- диаторы. В первом полуго- дии будущие оркестранты (те, кто пожелал освоить в дополнение к основной специализации народный инструмент) под руковод- ством А.Фадеева, И. Нови- ковой обучались индиви- дуально. Я тоже готовила несколько учеников. После новогодних ка- никул мы впервые собрали оркестр на репетицию. И тут началось самое слож- ное, ведь маленькиммузы- кантам надо было слышать не только свое исполне- ние, но и — всех. Ощутить себя частью музыкально- го коллектива-творца, не просто осознать свое ме- сто в этом коллективном творчестве, но и научить- ся сотворчеству. Как есть со-ратники, со-трудники, так есть и со-творцы, этим словом я называю музы- кантов любого оркестра. Потому что хороший ор- кестр — это больше, чем комплект инструментов плюс коллектив музыкан- Кобзарь — на металло- фоне. Гитаристка Ирина Баранова (кстати, при- езжает на репетиции из Дрезгалово) — на малой домре. А наш гитарист Дмитрий Горшков (он уже выпускник, но охотно согласился играть в ор- кестре) выбрал для себя контрабас. Хотелось бы назвать каждого из двадцати че- тырех — все достойны, все стараются. И я считаю, что с таки- ми музыкантами, с таки- ми концертмейстерами наш оркестр будет жить, развиваться. Конечно, думаю я и об участии в различных конкурсах, и побеждать хотелось бы — но главная цель, ради которой был создан ор- кестр, все-таки иная. Обучение гармонии, со-творчество — это на- шим оркестрантам до- ступно уже сейчас. И это здорово. (Записал А. Андреев)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz