Заря Красного. 2011 г. (с. Красное)

Заря Красного. 2011 г. (с. Красное)

“ЗАРЯ КРАСНОГО” 18 октября 2011 года № 129 (10701) 3 стр. И менно так называл- ся вечер, посвященный Дню пожилых людей, который подготовили и провели сотрудники МУ ДЦК с. Решетово- Дубраво и социальные работники В. Лемясова и Л. Сапрыкина. На праздник пригла- сили членов клуба «Ве- теран», который вот уже не один год существует в МУ ДЦК с. Р. Дубраво, а также пожилых людей, которым помогают по хозяйству В. Лемясова и Л. Сапрыкина. Вечер проходил в Краснопольской сель- ской библиотеке. До- рогих для нас людей пришли поздравить учащиеся 5-6 классов. Для бабушек и дедушек прозвучали поздрави- тельные стихотворения. Под руководством би- блиотекаря Т. Василье- вой учащиеся сыграли небольшую сценку. Силами сотрудников МУДЦК с. Р-Дубраво и соцработников для по- жилых людей было ор- ганизовано чаепитие. Н. Мешалкин принес на вечер гармошку, и наши многоуважаемые ба- бушки с удовольствием пели и плясали. Н. СМАГИНА, художественный руководитель МУ ДЦК с. Р.Дубраво ХРАНИТЕЛИ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА Уважаемые краснинцы! Открыта подписка на районную газе- ту «Заря Красного». На 1-е полугодие 2012 года «районку» можно выписать за 229 рублей 14 ко- пеек. Стоимость подписки на квартал (3 месяца) — 114,57, на месяц — 38 рублей 19 копеек. Наша газета — единственное рай- онное средство массовой информа- ции, откуда вы можете узнать обо всех событиях, происходящих на нашей ма- лой родине. Местные реклама, объяв- ления — только у нас. «Зарю Красного» читает весь район. Будем вместе, друзья! Коллектив редакции. Самыми безжалостными людьми являются взрослые, забывшие своё детство (Приговор короткой челове- ческой памяти). Проблема защиты прав ребенка не- отрывна от проблемы жестокости в от- ношении детей. И сегодня проблема жестокости отнюдь не становится ме- нее актуальной, чем ранее, несмотря на общемировой гуманитарный прогресс. До настоящего времени, к сожале- нию, не приходится говорить о способ- ности большинства взрослых преодо- леть и тем более предупредить про- явления жестокости в отношении даже своих собственных детей. Взрослые зачастую даже не заме- чают нарушения прав ребенка и своей жесткости по отношению к нему. Вот простейший пример: мама спешит до- мой, ребенок хочет ещё поиграть, она шлепает — и это уже нарушение его права на неприкосновенность. Из таких мелочей, незаметной на первый взгляд бытовой жестокости, равнодушия и непонимания образуются сначала ручейки, а затем мутные пото- ки произвола и насилия по отношению к детям во многих сферах нашей жизни. Новорожденный ребенок влюблён в этот мир. Он приходит в него чистым и непорочным. И беззащитным перед опасностями, угрозами и насилием этого мира. Мир взрослых делает его жестоким, способным к насилию. Так продолжается нескончаемая эскалация насилия. Российская статистика по от- ношению к детям выглядит, мягко говоря, неутешительно. Ежегодно становятся социальными сиротами десятки тысяч детей, и количество социальных сирот приближается к 800 тысячам. Можно возмущаться тем, что гибнут усыновленные за ру- бежом российские дети, однако не следует забывать, что от нечелове- ской жестокости своих собственных родителей в России гибнет каждый год до 2,5 тысячи детей. Исследования проблемы насилия в семье и в интернатных учреждениях по- зволили сделать следующие выводы: 1. Проверки детских интернатных учреждений, как правило, обнаружива- ют отсутствие многих воспитанников, которые скорее готовы жить на улице, чем в четырех стенах интерната, зача- стую в неласковой обстановке, далекой от атмосферы душевного тепла. 2. Основной причиной детской без- надзорности и беспризорности, ухода ребенка на улицу из семьи являются невнимание родителей и их пренебре- жение своими обязанностями. 3. Возможно более раннее пред- упреждение случаев жестокого обра- щения должно производиться помимо семьи во всех учреждениях так назы- ваемой территории детства, включая детские сады и школу. Таким образом, снижение жестоко- сти в отношении детей жизненно необ- ходимо, поскольку только в этом случае мы сможем рассчитывать на снижение жестокости и преступности в мире во- обще. Однако успешно решать пробле- му снижения жестокости можно, только имея в виду три основных фактора успеха: 1. Возможно более раннее выявле- ние неблагополучия. 2. Социализирующая направлен- ность действий (нацеленность на выра- ботку способности ребенка и его семьи в дальнейшем к самостоятельному ре- шению своих проблем). 3. Налаживание взаимодействия между структурами, работающими в интересах ребенка, с одной стороны, и ребенком и его семьёй — с другой. Три названных фактора очевидны, однако дадим краткий комментарий. 1. Чем раньше обратить внимание на проявления жесткости, чем раньше начинать помогать ребенку, оказавше- му в трудной жизненной ситуации, и его семье, тем легче это сделать. Проше всего вернуть с улицы тех подростков, которые только что оказа- лись там из-за родительского невни- мания или той же жестокости и пока не живут на улице. Государственные структуры не могут обеспечить нужный объем услуг. И здесь неоценима роль институтов гражданского общества. Множество неправительственных ор- ганизаций, активно действуя на тер- ритории, способны на ранней стадии обнаружить проблему и помочь в её решении. 2. Помощь должна в качестве ре- зультата приносить снижение нуждае- мости ребенка и его семьи в услуге. Необходимыподходы, позволяющие родителям увидеть, что применяемые ими меры являются непомерно жесто- кими в отношении их ребёнка и они возвращаются ответной жестокостью ребёнка по отношению к миру взрос- лых. Подчас необходимо и подсказать родителям необходимые в различных ситуациях подходы, позволяющие укрепить семью, сделать её самостоя- тельной. 3. Лучше всего можно помочь, не ма- нипулируя, не командуя ребенком или семьёй, не наказывая их, а адресуясь к их способности к самостоятельным и осмысленным решениям и действиям, обучая и вовлекая в обучение, прививая стремление к познанию нового. Всё пространство, где находится ребёнок, можно условно разделить на четыре части: семья, улица (об- щина), учреждения, школа. Кратко остановимся на каждой из этих ча- стей. СЕМЬЯ Казалось бы, семья — достаточно благополучное для ребёнка простран- ство. Всем известна истина, что нигде ребенку не может быть так хорошо, как в кругу семьи. Однако в реальности всё далеко не так очевидно, иначе дети не убегали бы из дома. Семья — весьма автономный и даже закрытый для общества институт (не случайно, существует выражение «мой дом — моя крепость»). Однако внутри этой крепости зачастую ребенок вос- принимается как собственность роди- телей, а не как равноправный и даже привилегированный субъект. Вмешательство в жизнь семьи на- рушает её автономию и автономию лич- ностей — членов этой семьи. Поэтому нарушение этой автономии может про- исходить в нашем случае только тогда, когда имеются определенные симпто- мы неблагополучия. Но и вторжение это должно быть не репрессивным, а социализирующим, ориентированным на выработку семей способности в дальнейшем к самостоя- тельному разрешению своих проблем. Такимобразом, при взаимодействии с семьёй необходимо исходить из со- четания нескольких принципов: — приоритета семейных форм вос- питания; — автономии семьи; — раннего, но не репрессивного, а социализирующего вторжения. ШКОЛА Школа сегодня остаётся одним из наиболее мощных социализирующих институтов. Однако и школа далеко не всегда способна быть достаточно эф- фективной помощью ребенку не только в усвоении необходимых знаний, но и в социализации, т.е в воспитании. Вовсе не редки случаи, когда де- ти, особенно в подростковом возрасте, прогуливают школьные занятия. Слишком часто выпускник школы с облегчением вздыхает: «Наконец-то от- мучился!». Только постоянный поиск и внедре- ние инноваций, позитивно воздейству- ющих на становление и развитие со- временной, демократически ориенти- рованной личности, позволяет рассчи- тывать на усилении роли и места школы в системе образования и воспитания. Школа сегодня может и должна стать местом апробации и внедрения технологий позитивного ориентирова- ния в жизни. Одна из таких техноло- гий, активно развивающихся в регио- нах России, — технология общественно активных школ, построенная на трех основных элементах: 1). Внедрение инновационных тех- нологий построения толерантных и вза- имно уважительных отношений в шко- ле; 2). Демократизация процесса управ- ления учебным заведением (которая включает прежде всего прозрачность управления и регламентированную от- крытость для участия в управлении и учеников, и их родителей); 3). Выстраивание конструктивного и партнерского взаимодействия школы с окружающим её местным сообще- ством. УЛИЦА (ОБЩИНА) Улица — это также одно из самых уязвимых пространств сегодня в боль- шом количестве стран. Именно здесь ребенок, оказавшийся без внимания взрослых, нередко становится добы- чей и жертвой преступного мира нарко- дельцов, современных работорговцев, порнобизнеса, подвергается многим другим опасностям. Поэтому так важ- но сформулировать и всемерно раз- вивать сети государственных и него- сударственных служб, работающих с ребёнком, не оставляющих его без вни- мания. Главенствующим здесь становится принцип социального насыщения рабо- ты с ребенком. Службы работы на улице, а также вне семьи и школы — то, что позволя- ет входить в контакты с ребенком на раннем этапе его появления на улице, общаться с ним, начинать помогать ему и его возвращению в семью. В России в течение нескольких лет ряд непра- вительственных организаций осущест- вляли проекты, позволившие опробо- вать имеющиеся в мировой практике и создать свои собственные подходы и социальные технологии успешного разрешения множества конфликтных ситуаций с несовершеннолетними, ока- завшимися в трудной жизненной си- туации, и их семьями. Это прежде всего технологии примирения между право- нарушителем и его жертвой, элементы восстановительного правосудия, а так- же многочисленные реабилитационные программы. И можно лишь с сожале- нием констатировать, что опыт таких организаций, как, скажем, Фонд «Нет алкоголизму и наркомании», специали- сты которого ещё в 1998 году разра- ботали Конвенцию реабилитационного пространства и в пилотном режиме от- работали адаптированную для россий- ских условий технологию социальной работы с детьми на улицах, в семьях, в реабилитационных программах, в судах и т.д., до сих пор внедряется в социаль- ную практику с большим трудом. УЧРЕЖДЕНИЯ Практически любое общение ребен- ка со специализированными государ- ственными учреждениями должно быть по возможности минимальным. Дом малютки, приют-убежище, ин- тернат, центры временного содержания несовершеннолетних, специализиро- ванные школы, места лишения свободы — в любом из этих учреждений ребенку неуютно, в них нет семейного тепла и есть опасность насилия. Каждому ре- бенку больше всего нужна семья. Л. АНДРЕЕВА, помощник судьи Становлянского районного суда. Судебный вестник ПРОСТРАНСТВА ВЗРОСЛОЙ ЖЕСТОКОСТИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz