Заря Красного. 2011 г. (с. Красное)

Заря Красного. 2011 г. (с. Красное)

“ЗАРЯ КРАСНОГО” 1 октября 2011 года № 121 (10693) 3 стр. Н а пороге небольшо го кирпично камен ного домика, что на са мом въезде в село, нас приветливо встречает сноха Александры Де мьяновны — Александра Федоровна. Вот уже пятьдесят один год жи вет она со свекровью под одной крышей, за ботится о ней, во всем помогает и слушается, несмотря на то, что са мой уже стукнул семьде сят первый. Приветствуем хозяй ку и проходим в избу. Сразу же окунаемся в атмосферу настоящего деревенского тепла и уюта. Две маленькие комнатки, в них — две кровати с кипельно бе лыми постелью и по душками, горящая лам падка под святыми об разами в углу, деревян ный стол, пара резных стульев; тихое потрес кивание дровишек в русской печи и запах дыма. Невольно вспо минается беззаботное детство и бабушкины сказки длинными зим ними вечерами. На одной из кроватей сидит Александра Демь яновна, или просто баба Шура. Она только что проснулась и с недоуме нием смотрит на неожи данных посетителей. Ти шину нарушает Алексан дра Федоровна. Она представляет нас свек рови и предлагает ей умыться. Старушка на чинает бурчать что то себе под нос, различаем фразу: «Зачем умывать ся? Я что — пахала?». Затем ее лицо расплы вается в добродушной улыбке, она позволяет даже причесать себя и включается в разговор с нами. Баба Шура вполне адекватна, ясно отвеча ет на все вопросы, един ственное — глуховата, не слышит на одно ухо. Еще в прошлом году она вела активный образ жизни: ходила, сама об служивала себя, вязала. А в августе месяце 2010 го слегла. Ровно семнадцать дней проле жала старушка почти не движимая, ничего не ела, не пила, кроме свя той воды. Потом поти хоньку стала приходить в себя. — Я нисколько не бо юсь умереть. Часто при ходит ко мне во снах смерть в образе волка. Прошу его забрать меня с собой, но тот отвечает, что еще не время. Един ственное — не хочу ос тавлять мою Шурочку одну. Как она без меня будет? — сетует Алек сандра Демьяновна. Мы просим нашу со беседницу рассказать о своем детстве, семье, детях. В ее глазах, столько повидавших, пе реживших и выстрадав ших, в одно мгновение появляется такая неопи суемая боль и тоска, что становится как то не по себе. Б аба Шура долго долго смотрит куда то вдаль, и как будто оказывается в том са мом далеком тысяча де вятьсот девятом, начале двадцатого века… Роди лась здесь же, в Архан гельском, в многодет ной семье, в которой было двенадцать детей. Сейчас в живых оста лись лишь двое: она и младшая сестра Мария, 1924 года рождения. Родители — Евдокия Федотьевна и Демьян Семенович Смирновы — выходцы из простого крестьянского рода. Бу дучи людьми очень тру долюбивыми, они от за ри до зари работали, держали большое хо зяйство, делали все, чтобы их дети ни в чем не нуждались. Ребятишки во всем помогали маме с папой: наравне со взрослыми косили траву, молотили, вязали снопы; труди лись на домашнем по дворье. В положенный срок Шурочка, так ласково называли ее родители, пошла в школу, но, по учившись всего не сколько месяцев, тяже ло заболела, и на учебу больше не вернулась (удивительно, но Алек сандра Демьяновна, не смотря на то, что грамо те до конца так и не обу чилась, умеет и читать, и писать). Наша героиня на не сколько секунд прерва ла свой рассказ, а за тем, неожиданно для всех, запела застрада ла: — Когда я была мо лоденькая, Когда я была хоро шенькая, Меня все ребята лю били, По четыре со мной рядом ходили… Баба Шура глубоко вздыхает и продолжает: — В молодости очень любила ходить на мата ню. Бывало, соберемся на поляне прямо перед окнами нашего дома, и давай песни с частушка ми петь да приплясывать. Гуляем, веселимся до са мого утра, а после на ра боту отправляемся — кто в поле, кто в огород. З а мои песни и пляс ки, веселый нрав, наверное, и полюбилась я Ивану Михайловичу Митусову, мужу моему. Он жил на соседней ули це. Народили мы с ним троих ребятишек: Ма шеньку, Васятку и Ко леньку (с женой Николая Александра Демьяновна сейчас и живет). … Недолго длилось семейное счастье — ко ротких восемь лет: в 1936 году трагически погибает глава семьи, оставив нашу героиню с малолетними детьми на руках. … Одним из самых страшных испытаний для Александры Демья новны является Великая Отечественная война. — Воюют мужики, — говорит она, — забрали на фронт из колхоза ло шадей. Вот и пахали ба бы землю, впрягаясь по четверо в плуг, пятая шла по борозде, налегая на ручки. И все равно хлеба не хватало — он нужен был фронту. И ели женщины с детишками да стариками оладьи из сушеной травы, заправ ленной яйцом. От этих лепех пучились животы, сколько ни ешь — все несытно… Когда в деревню при шли русские солдаты, в моем доме, вот здесь, был штаб. А за сараями, в саду, находились тан ки. Мы с односельчана ми укрывали их ветками, чтобы не заметили с воздуха немецкие ис требители. Страшные были времена, жуткие… … В послевоенные годы все силы отдавала баба Шура на восста новление деревни, род ного колхоза. Работала за «палочки» — трудод ни. Параллельно с этим воспитывала и учила де тей, держала хозяйство, обрабатывала огород. Трудилась не покладая рук с утра до ночи. А но чами плела кружева, вя зала… Нигде не было от дышки. Подобно Матре не из рассказа А. Сол женицына, она никому и никогда не отказывала в помощи, кто бы ее ни попросил. И никогда взамен ничего не проси ла. Жестоким ударом судьбы стала для ста рушки потеря ее люби мых детей. Невозможно описать горе матери, пережившей своих кро виночек. Находясь уже на пен сии, Александра Демья новна работала почталь оном — разносила почту не только по Архангель скому, но и спешила в соседние села — Море во и Заовражное. В сю жизнь баба Шура прожила с верой в Бога. — Господь Бог — хо зяин, он дает человеку, он забирает у него, — говорит наша собесед ница. До сих пор женщина соблюдает посты, по средам и пятницам не ест мясное, не пьет ни какие лекарства. Очень сетует на то, что сидит без дела — руки не при выкли отдыхать. Целыми днями она поет песни. — Чем без работы сидеть — лучше песни петь, — уверена Алек сандра Демьяновна. Любит смотреть те левизор, обсуждать со снохой последние ново сти. Особая радость для нее — фигурное ката ние. Н а наш вопрос о сво ем преклонном воз расте героиня некото рое время молчит, а по том, как то смущенно и по детски наивно улы баясь, пожимает плеча ми и говорит: — Видно, так угодно Ему, — баба Шура под нимает глаза вверх, — я просто жила обычной деревенской жизнью, как все. Ничем не отли чалась от односельчан, никаких подвигов не со вершала… С этими словами по морщинистому лицу Александры Демьянов ны потекли блестящие, как утренняя роса, сле зинки, и ее старушечий взгляд устремился куда то далеко отсюда… Еще долго бабуля пе ла нам свои песни, час тушки, страдания, даже вспомнила какое то сти хотворение об осени. Общение с гостями, видно, как то взбудора жило старушку, она по веселела. Пригласила на своей День рождения в мае, обещала станце вать… Милая, добрая жен щина с отзывчивым сердцем… Трое детей, восемь внуков, восемь правну ков, пять праправну ков… Сто два года…За что Господь дал ей столько? Может быть, за то, что всю жизнь жила по его заповедям, или за то, что трудилась, не покладая рук? За то, что никогда никого не оби дела, не оскорбила? За то, сколько вынесла на своих хрупких женских плечах? Ответ, на наш взгляд, прост: люди старшего поколения, такие, как Александра Демьяновна Митусова, живущие в глубинке, где чуть ли не единственным сред ством цивилизации яв ляется телевизор, проч ны нравственными усто ями. Прочны корнями, памятью о предках, жиз нью по их традициям, в основе которых — труд, милосердие, совесть. И кто с этим может поспо рить?! Т. КОРОТЕЕВА На снимках: «вот такая она — наша дол гожительница!»; баба Шура со снохой Алек сандрой Федоровной. Фото С. Лысикова. Село Архангельское, в простонародье Танеево, поражает своей ти шиной и полнейшим безмолвием. Старые полуразвалившиеся хаты, за росшие бурьяном и крапивой, заброшенная ферма, церковь Михаила Архангела смотрят на случайно попавших сюда путников как то очень тоскливо и одиноко, по сиротски. Когда то, еще в семидесятые годы прошлого столетия, здесь насчи тывалось порядка двухсот дворов, в них — 563 человека из числа тру доспособного населения. Был здесь огромный колхоз, сельский совет, библиотека, почта, начальная школа. Село пересекали улицы: Мали новка, Кукуевка, Погореловка, Вшивовка. Сейчас от них остались одни только названья. Да и жилых домов наберется всего лишь пятнадцать шестнадцать. Со временем молодежь в поисках работы и лучших мест перебралась в райцентр и города, и жизнь в деревне потихоньку нача ла угасать. Остались одни старики, желающие прожить остаток своих дней на родной земле матушке. В их числе — наша героиня, которой 6 мая текущего года исполни лось сто два года. Итак, знакомьтесь — Александра Демьяновна Миту сова. Недавно мы встретились с этой удивительной женщиной и узна ли, в чем же заключается секрет ее долголетия. Сегодня — Международный день пожилых людей Г ОД АМ ВОПР Е КИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz