Заря Красного. 2011 г. (с. Красное)
“ЗАРЯ КРАСНОГО” 13 сентября 2011 года № 111 (10683) 3 стр. Обитающий на терри тории этого же поселения знаменитый в области пе дагог, биолог Сергей Гри горьевич Мазуров, со здавший и много лет воз главляющий уникальный экологический клуб «Обе рег», не раз уже расска зывал нашим читателям о реликтовых растениях, удивительных насекомых, птицах — а чудес приро ды у нас достаточно, не случайно эти земли стали заповедником. Но сейчас соавтором и моим проводником в пути от самых истоков нынешней Плющанки и до места впадения ее в Дон стал краевед любитель Виктор Иванович Барте нев, местный казак, еса ул, атаман станицы «Ни кольская». Выросший здесь, еще в мальчишеские годы бо сыми ногами избегавший каждую пядь плющанской земли, жадно вслушивав шийся в разговоры ста риков о Волчьем ущелье, о диковинной пещере, по которой можно пройти под Доном и выйти на другом берегу, о Городи ще — старинном казачь ем укреплении, следы ко торого и по сей день вид ны вблизи впадения Плю щанки в Дон, о Горе люб ви… Все это было тем бо лее интересно, что пра дед Виктора Ивановича, Сидор Иванович, сам бу дучи мальчишкой, однаж ды вместе с дружками на шел случайно вход в ту пещеру, и довольно дале ко прошли пацаны по ней, слушая звон капель дон ской воды, просачивав шейся сверху (но в самой пещере вода почему то не задерживалась, види мо, уходила в еще боль шую глубь). Когда потухла последняя спичка (а «спе леологи любители», на ткнувшись во время сво их игр на пещеру, естест венно, не подумали о том, чтобы сбегать домой за фонариком или хотя бы за свечами), компания вернулась на поверх ность, натерпевшись не мало страхов в сырой тьме пещеры. Может, нам бы надо поблагодарить Сидора Ивановича и его товари щей, которые так и не рассказали своим детям и внукам правнукам о ме сте входа в пещеру — опасное все таки заня тие, а может и нет… Но уже много лет и сам Бар тенев, и его сторонники ищут ту пещеру — пока безуспешно. Хоть по слу чайным обмолвкам отца Виктор Иванович пример но знает, где это. Пройти по Плющан ке от истоков до устья и рассказать читателям о достопримечательнос тях этих мест мы хоте ли давно… И вот нако нец пришли к истокам. Именно здесь из скло на Горы любви бьет са мый сильный из тридцати восьми полноводных род ников, которые собствен но и составляют исток Плющанки. Именно этот родник, освященный па мятью многих поколений, освящен и Православной Церковью. Поклониться святому источнику, омыться в специально оборудованной купели, помолиться сюда приез жают паломники. Те же, кто не относится к стара тельным прихожанам, приезжают просто испить чудесной родниковой во ды… И недовольных не было пока ни среди тех, ни среди других. Много раз бывал здесь и я. Место ведь благоустроенное, есть и беседка для отдыха в жаркий день. А диковин ные каменные «столы» из плит, добытых неизвестно когда и кем тут же (мощ ный пласт известняка Де вонской эры тут выходит к самой поверхности, не случайно поблизости уже несколько десятилетий работает, наращивая объ емы производства, Рож дественский карьер по добыче известняка, необ ходимого сахарной про мышленности) — эти многотонные каменные плиты навевают мысли о пирамидах племени майя и древних египтян, о ко лоссальных статуях ост рова Пасхи, о довольно многочисленных на тер ритории России дольме нах (сооружениях из гро мадных каменных глыб). В принципе эти «столы» вполне могут стоять в од ном ряду с перечислен ными диковинами. Все это видел я не раз, но вот сейчас смот рю на все совершенно иным взглядом: вот — Го ра любви! И Виктор Иванович Бартенев начинает пер вую легенду… От истока до устья МАЛАЯ РЕЛИКВИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ … Было так, гласит ле генда: На подворье рязан ского князя Олега готови лись к свадьбе: в этот день выдавали замуж княжну Ольгу, любимую дочь князя. Уже в тереме и на улицах города нача ли накрывать столы, с ми нуты на минуту княжна должна была из села, где летом отдыхала с подруж ками, въехать в город. Но татарский набег, внезап ный и жестокий, разру шил планы влюбленных: напали татары на свадеб ный поезд, охрану пору били, а девушек — княж ну с подружками — захва тили в полон. Олег среагировал бы стро, в скором времени за кочевниками помчался в погоню сильный отряд — но татары, бросив по возки с награбленным, налегке сумели уйти. Прихватив с собой наибо лее ценную добычу — дочку рязанского князя. Под этой горой сдела ли привал. Все, рядом Дон — естественная гра ница Руси в те века. Даль ше — Дикое поле. Поняв, что участи полонянки ей не избегнуть, прежде державшаяся гордо де вушка разрыдалась — и вместе с ней заплакала сама земля: там, где па дали слезы Ольги, забили родники… Те самые 38 родников, которые и ныне питают Плющанку. — Я считаю, что сама легенда более древняя, слова о татарах появи лись в ней позднее, — рассказывает Бартенев. — Потому, что когда к на шим землям подошли ор ды Батыя, Рязань уже бы ла Великим княжеством с обширной территорией, хорошо охраняемыми границами, и напасть на свадебный поезд практи чески у стен стольной Ря зани мог бы только доста точно крупный отряд, ко торый в любом случае не удовлетворился един ственной полонянкой в качестве добычи. Думаю, легенда появилась еще в те века, когда в Диком по ле за Доном властвовали половцы. — Есть еще одно кос венное подтверждение того, что в легенде этой, вполне возможно, рас сказана реальная история о полонении девушки в день свадьбы: тут, совсем рядом, через Дон ведет Татарский брод. Удобней шее место для переправы конных отрядов через полноводную реку: нетоп кое дно, небольшая глу бина… Этим бродом ко чевники много веков пользовались, чтобы со вершать набеги на Русь. Кстати, именно по этой причине несколько каза чьих застав (одна из кото рых и разрослась со вре менем в мое родное село Яблоново) были постав лены поблизости, — про должает Виктор Ивано вич. — Кстати, брод этот и сейчас «действующий» — им пользуются работ ники газопровода, когда на мощном грузовике проезжают вдоль «тру бы», проверяя ее состоя ние. — А вы в день своей свадьбы тоже побывали тут? — А как же! Вон там, на горе — помянули княж ну Ольгу. Потом вместе с невестой моей, Ниной, спустились к роднику, вы пили воды из одной чаш ки — чтобы жить вместе долго и счастливо. Было это в 1974 году. Через год родилась наша старшая, Елена (сейчас она — ди ректор Дома культуры, где Нина работает худру ком). Потом родилась у нас Татьяна, еще через несколько лет — сын Сер гей, продолжатель каза чьего рода Бартеневых. Трое детей, четверо вну ков уже подрастают — Саша, Рита, Виталик, Да нилка. Будет кому и пос ле нас приходить к свято му источнику, хранить лю бовь и верность. Любовь к человеку, любовь к этой земле, любовь к России… Здесь же родилась и песня, которую любят яб лоновцы, особенно когда исполняет ее образцовый вокальный ансамбль «Хо рошки» (ансамбль, как и песня — творение худо жественного руководите ля Яблоновского дома культуры, Заслуженного работника культуры РФ Нины Михайловны Барте невой). Вот эта песня: У СВЯТЫХ РОДНИКОВ У Плющанки реки, У святых родников, Где легенда живёт как живая, Бьёт источник любви, В нём — живая вода Прикоснуться к себе приглашает. Прикоснись к ней губами, Всем сердцем любя, Загляни в её чистую душу — И уйдут все печали, Отступит беда, Ну а я твой покой не нарушу. Поклонюсь до земли Я святым родникам, Что шумят, нашу жизнь продолжая, Я горжусь, родники, Что вы есть у меня, Ведь недаром вода здесь святая. А. АНДРЕЕВ (Продолжение следует) На снимках: Гора любви и источник, что бьет из ее склона, — па мять о княжне Ольге. Фото автора СЛЕЗЫ КНЯЖНЫ ОЛЬГИ Река Плющанка, занесенная в Книгу рекордов Гиннеса, целиком проте кает по нашему району. Более того — по территории Яблоновского поселе ния. И в Книгу рекордов она занесена как раз потому, что — самая корот кая река в Европе. Но это далеко не единственная особенность быстрой речки Плющанки, воду из которой можно пить в любом месте от истоков до устья — настоль ко много родников питает ее. Есть здесь и иные родники, питающие душу легендами, красотой местных ландшафтов, есть редчайшие растения и еще многое… По вековой традиции, жители ближних сел приезжают (а было время — пешком приходили) сюда в день свадьбы испить слезу княжны Ольги, что бы жить вместе долго и счастливо, чтобы никакая злая сила не разлучила влюбленных. О том, что источник этот Православная Церковь признала свя тым, мы уже говорили. Но есть и еще одна легенда, по которой эта гора и бьющий из нее ключ почитались влюбленными еще до крещения Руси.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz