Заря Красного. 2011 г. (с. Красное)

Заря Красного. 2011 г. (с. Красное)

2 стр. “ЗАРЯ КРАСНОГО” 1 сентября 2011 года № 106 (10678) Встреча выпускников в Отскочном ПОВЗРОСЛЕЛИ НАШИ ДЕВОЧКИ, ПОСЕДЕЛИ НАШИ МАЛЬЧИКИ… В селе Отскочное состоялась встреча вы- пускников. Во многом необычная, непохожая на другие. В том числе и потому, что встреча- лись не бывшие десяти- классники, а выпускники Яблоновской восьми- летки 1972 года. Класс, где классным руководи- телем был знаменитый педагог, первый в райо- не Заслуженный учитель РСФСР Валентин Васи- льевич Ролдугин. Как вспоминают са- ми учителя (а на встречу приехали четверо педа- гогов, преподававших в этом классе: Надежда Леонидовна Ролдуги- на, Галина Михайловна Плетнева, Александр Иванович Асоян, Васи- лий Петрович Ролдугин) — класс был большой, дружный. Никто особо не выделялся, одному лучше давались одни предметы, другому дру- гие, но старательными были все — сказывалась крестьянская жилка. В классе были не только яблоновцы, но и отскочинцы, и клев- цовцы, и жители других ближних сел и деревень. Но все были — одно- классники. Они съехались: мо- сквичи Сергей Корне- ев и Виктор Таранин, липчанин Вячеслав Са- зонов, краснинцы Тоня Александрова, Зоя Са- зонова… И дымкой та- ют километры и годы расстояний, снова все они — одноклассники. Друзья. Было их 31: пят- надцать мальчиков и шестнадцать девочек. Многие после оконча- ния восьмилетки оста- лись одноклассниками, перейдя в Краснинскую среднюю школу. Мно- гие — потому что полу- ченная база знаний это позволяла. В условиях всеобщего бесплатного среднего образования только желание и уро- вень подготовки чело- века определял, сможет ли он получить образо- вание среднее, средне- специальное, высшее… — Нашу школу даже на конференциях от- мечали как источник педагогических кадров, — вспоминает те годы бывший преподаватель математики Яблонов- ской восьмилетки Гали- на Михайловна Плетне- ва. — немало наших вы- пускников продолжили учебу и сами стали пе- дагогами. Очень многие (точной цифры не скажу, не вели мы такой стати- стики) окончили вузы, получили самые разные профессии. Сегодняш- няя «оптимизация обра- зования» — не могу при- нять это слово иначе, как в кавычках — под корень срубила много таких вот коллективов, имеющих многолетние добрые тра- диции, сделавших свою школу настоящим вторым домом для каждого уче- ника. Коллективов, кото- рые в течение многих лет успешно доказывали, что способны и воспитывать, и обучать настоящих лю- дей. Именно воспитывать — в первую очередь. Не скажу, что сейчас все так уж плохо, но «оптимиза- ция» уничтожила многое, и боюсь, что уже безвоз- вратно… — Такие разговоры не могли не звучать в этот день. Ведь их родная Яблоновская восьми- летка, ставшая позднее средней школой, тоже стала жертвой «оптимиза- ции». Вслед за педагогом- ветераном я тоже ставлю это слово в кавычки… «А мы помним, как Вы, бе- ременная, ходили с нами в поход по родному краю, по знаменитым местам нашей малой родины…». Спустя годы после окончания школы, сами став мамами, те девочки- восьмиклассницы смог- ли в полной мере понять поступок учительницы, действительно любившей учеников как своих детей. Понять — и благодарно поклониться… Настоящий педагог и спустя годы продолжает воспитывать, помогать ориентироваться в слож- ных жизненных ситуациях, подавать пример — хоть и нет его больше рядом. Па- мять хранит его в том же сокровенном уголке серд- ца, где и «задания домаш- ние», школьные походы и субботники, праздники и сложные экзамены… Сам момент встречи растянулся на пару ча- сов — ведь надо же было обняться, а то и расцело- ваться с каждой школьной подружкой, пожать руку каждому однокласснику, подойти со словом благо- дарности к педагогам… Сейчас, когда вось- мой класс образца 1972 года — люди в основном предпенсионного возрас- та (а некоторые уже пен- сионеры), им нет нужды заискивать перед кем-то, потому каждое благодар- ное слово этих людей — истинное, сомнений быть не может. Про одного из тех вось- миклассников, который собственно и собрал всех, я спросил отдельно… — Таранин? — Сергей Корнеев, ныне строитель вичу Таранину вопрос — можно ли возродить хоть именно эту, конкретную школу? Родная все-таки… — Нельзя остановить процесс, имеющий в пер- вооснове своей экономи- ческие причины, одним только волевым реше- нием. И суть не в одной ме, хоть начинать надо с малого — иначе все так и останется благими наме- рениями) — точнее, с по- мощью окрепшей эконо- мики региона — «школь- ный вопрос» можно будет решить положительно. — Бытие определяет сознание? гое место жительства. А душа-то все равно тянет в эти края. И не только нас, но и детей наших. Те же самые празднова- ния Дней культуры се- ла (организатор нашей встречи, Виктор Тара- нин, и в организации та- ких праздников многое только школе, хоть лично мне (ведь и я живой чело- век) обидно и горько, что нет больше моей Ябло- новской школы… Про- цесс, ставший результа- том конкретной экономи- ческой ситуации в стране, можно остановить или развернуть — только ко- ренным образом изменив экономическую ситуацию, — Таранин, как всегда, го- ворит четко и взвешенно. И продолжает: — Вот именно. И тот факт, что эти слова по- вторяют много лет, неза- висимо от политической структуры общества и прочих факторов, только подтверждает справедли- вость высказывания. Нор- мальное бытие, то есть крепкая экономика, долж- на бить ключом не только в крупных центрах, но и в каждом селе. — Не станет ли «тор- мозом» человеческий фактор? Ведь люди, ра- Но основной темой разговоров были, конеч- но же, воспоминания… А вспомнить было что. Все те милые сердцу, по сути детские шалости и пер- вые взрослые чувства, все те «задания домашние» и интересные уроки сейчас, сквозь дымку почти четы- рех минувших десятиле- тий видятся уже почти как чья-то добрая фантазия… Но все это было. И сейчас, спустя 39 лет, говорит бывшая вось- миклассница Галя Барте- нева учительнице Нине Леонидовне Ролдугиной: московского Домострои- тельного комбината № 1, улыбнулся: — да нет, не выделялся он ничем осо- бенным в школьные годы. Нормальным парнем был, как и все. Да он и остался нормальным человеком, и я думаю, главное его до- стижение именно в этом, а депутатство в Госдуме — это уже потом. Быть че- ловеком — важнее. Так оно и есть. Но все- таки мнение депутата Гос- думы, человека государ- ственного мышления не могло не интересовать, и я задал Виктору Ивано- — Есть возможность именно в Яблоново воз- родить школу. Процесс не одного года, но реальный. Прежде всего необходимо производство — здесь, в ближних селах по край- ней мере. Производство, которое даст рабочие места, привлечет моло- дежь, которая и жить тут останется, и детишки ро- дятся — вот будет много детей, сам собой встанет вопрос о школе. И уверен, с помощью того же про- изводства (я говорю не об одном каком-то заво- дике, например, или фир- ботники, должны вер- нуться в села, жить здесь, должна оставаться здесь молодежь… —Не станет, — вмеша- лась Галя Бартенева, одна из прежних восьмикласс- ниц, уже давно живущая в райцентре. — Ведь моя первая профессия, напри- мер, — зоотехник. Учи- лась, чтобыбыть полезной в родном селе, чтобы жить и работать на родине. Из- менилась экономическая ситуация, не стало в селе животноводства — и при- шлось осваивать другие профессии, искать дру- делает) — все это снова и снова дает и нам, и де- тям нашим возможность увидеть, какие красивые тут места, как хорошо тут жить… Потому если будет тут не только кра- сота природы, но и ра- бота, возможность со- держать семью, растить детей — сюда потянутся люди. — А сейчас, — пере- бил нас Виктор Ивано- вич — вспомним, для чего сегодня собрались. Не для дискуссий, а для праздника… И снова заверте- лись разговоры о дав- них школьных годах и о том, как сложилась жизнь каждого… Заново встретившиеся (неко- торые — в самом деле после 39-летней разлу- ки) одноклассники об- менивались телефона- ми, адресами… И было славное дружное засто- лье, и песни, и танцы… Праздник души. Гостем праздника стал принимавший уча- стие в его организации Александр Николаевич Кремнев, депутат об- лсовета. Он никогда не остается в стороне от значимых для Отскочно- го мероприятий (впро- чем, так же относится и к другим населенным пунктам своего избира- тельного округа). Александр АНДРЕЕВ На снимках: одно- классники Зоя Сазо- нова, Антонина Алек- сандрова, Сергей Ко- ренев, Виктор Таранин рассматривают фото школьной поры; та- кими они стали, а та- кими (снимок в левом верхнем углу) они бы- ли, заканчивая вось- мой класс… Фото автора Старая песня вспоминалась словно сама со- бой: «Где ж вы, школьные учебники, И задания домашние… Кто теперь сидит за партою, За четвертой у окна? Повзрослели наши девочки, Поседели наши мальчики, И для нас, для одноклассников, Стала классом вся страна…» Так оно и есть. Даже староста класса, всегда неугомонная Тоня Александрова, — уже велича- вая, спокойная в движениях пенсионерка…

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz