Заря Красного. 2011 г. (с. Красное)

Заря Красного. 2011 г. (с. Красное)

“ЗАРЯ КРАСНОГО” 16 июля 2011 года № 83 (10655) 3 стр. В любом добром деле всегда есть свой заводила, органи- затор. В выпуске 1976 года таких — целый класс, они и сейчас на- зывают себя «десятым В». Кстати, здесь неу- знанных не было, ведь «десятый В» встреча- ется регулярно, раз в пять лет. — У нас как-то всег- да все было организо- ванно, дружно. Никог- да не приходилось ни искать, ни назначать «ответственных», каж- дый знал все о себе и других и никто не укло- нялся. Например, кон- трольная — и все зна- ли, кому помощь нужна и знали, кто именно даст списать. Если суб- ботник, сажать деревья — все сами знали, кому воду носить, кому ямки копать… Если участие в первомайском, к при- меру, параде — когда колонна уже прошла свой путь и учителя го- ворили «Все по домам!» — наш класс знал, где собираться для про- должения праздника. Прошли по тихим школьным этажам… Ч Е Р Е З 3 5 Л Е Т одноклассника Влади- мир Блинков, ныне во- дитель городского авто- буса в Липецке. — Даже очень организованно, к примеру не раз в кабине- тах физики, химии стекла дрожали во время лабо- раторных работ. Конеч- но, наши «пиротехники» старались делать свои шутки безопасными для товарищей, и это удава- лось. — Были в классе свои «пиротехники», свои «электрики» и другие ша- луны, — поддержал дру- га Морозов. — И «кам- чатка» была, словом все как в любом нормальном классе. Вот чего не было — так не было двоечни- ков (никому не хотелось друзей подводить, да и помощь всегда была ря- дом), и не было увилива- ния от работы и от ответ- ственности. Это знали и учителя. И даже не «про- водили расследования» после очередного взры- ва в кабинете химии, на- пример. Сразу: «Вот ты, ты и ты — к директору». А если из-за фокуса в ка- бинете физики вся школа без света оставалась, то уже другие, конкретные — «К директору!» — и ни- Мгновенно растворив- шись с площади, мы максимум через полча- са собирались вон там, на берегу пруда — и все знали, что именно принесут девочки, а что мы, ребята. Сейчас вспоминаю, сравниваю с нынешними нравами — какие же мы тогда были… целомудрен- ные. Наши девочки — они были для нас хо- рошими друзьями и не более, но уж друзьями были мы все. Наверное потому и собираемся регулярно, что и сегод- ня мы друзья, — вспо- минает комсорг «деся- того В» Александр Мо- розов. — А хулиганили то- же организованно? — не удержался я от «под- начки». — А как же, — от- ветил вместо друга- кто не спорил и не отка- зывался. — Обычно даже в дружных классах народ как-то кучкуется, свои небольшие группки, в каждой свой лидер, — продолжил Владимир. — А мы были просто все вместе. И в разных ситу- ациях лидером мог стать каждый (и становился!), если что-то конкрет- ное лучше знал, лучше умел. А еще — вот чему сегодня не каждый по- верит! — мы умели слу- шать мнение товарищей и слышать его. Помню, в восьмом классе сами, без учителей, собрались и решили: пацаны между собой могут называть друг друга как хотят, де- вочки между собой тоже. Но мальчик к девочке (и наоборот) должны обра- щаться только по имени. Никаких «Танек», «Ва- нек», тем более никаких кличек — «Таня», «Ваня», спокойно и уважительно. И это решение строго выполнялось почти три года, до выпускного бала включительно. — Да, так было, — подтвердил Александр. — Более того, вскоре как-то само собой полу- чилось, что все ко всем в классе обращаются только по имени. Тогда, думаю, такое решение было принято все-таки с деликатной и умной по- дачи учителей, но сейчас, став взрослым, понимаю, какой это был серьезный шаг, как помог он укре- плять нашу классную дружбу. В школьном дворе шумела вольница, раз- ет так, как ему хочется). И только мои случайные собеседники вежливо и внимательно слушали вопросы, честно отвеча- ли… И тут вспомнилось: «в нашем классе… не бы- ло увиливания от работы и ответственности». Школьное воспитание закончилось для них 35 лет назад. Но дух товари- щества жив до сих пор! Ведь оба собеседника не уходят к старым друзьям (а с некоторыми годы не виделись) для того, что- бы настойчивый журна- лист не отвлекал вопро- Тамара Николаевна до- бавила: — На выпускном балу этого года наша колле- га и преемница Ираида Михайловна Алхимова, обращаясь к своим вы- пускникам, говорила, что перед окончившим шко- лу лежат не тысячи дорог, а всего только две: быть человеком или не быть человеком. Это очень правильные слова. И по большому счету мы учили своих учеников — быть людьми. И вот смотрите на них: взрослые, умные, в большинстве сами уже сами других выпускников от радости встречи. Поняв, я сам отошел в сторонку, и потом — а встреча продолжилась в школьном здании, по- том в ближайшем кафе, потом гуляли по Красно- му, самые стойкие даже встретили рассвет — уже никого не «доставал» во- просами. Подошел толь- ко к учителям, пришед- шим на встречу —Тамара Николаевна Мяктинова, не только родители, но и дедушки-бабушки. У них разные профессии, раз- ное образование (кто-то окончил три вуза, кто-то выбрал после школы ра- бочую профессию). Но как же они все… похо- жи! Потому что все они — настоящие люди. И мы гордимся, что у нас та- кие ученики. Помним их и гордимся. Память… Она хранит все. И горькое тоже. Все- Жаркий июльский день. Самая середина лета. А в школьном дворе толпа выпускников. Все четыре класса выпуска 1976 года! Взрослые со- лидные дяди и тети (в том числе и руководители крупных коллективов и чиновники высокого ранга, и рядовые водители, трактористы — короче, все собравшиеся) приглядывались друг к другу, узнавая и не узнавая… Но уже через минуты то тут, то там раздавались радостные возгласы, женщины целовались, мужчины крепко обнимались, хлопая друг друга по спине, плечам…Сейчас нетрудно признать в них тех парней и девчат, которые вышли в большую жизнь из стен старой краснинской школы ровно 35 лет назад. бившись на группы, выпускники-1976, уже не особенно считаясь с тем, кто в какой «букве» учил- ся, смеялись и шутили, взахлеб рассказывали о жизни, о тех друзьях школьных лет, кто не смог придти на эту встречу (жизнь взрослого чело- века не всегда протека- Валентина Александров- на Фурманова и Вален- тина Ивановна Лысикова ответили на единствен- ный вопрос: довольны ли вы выпускниками, хоро- шо ли выполнена ваша работа педагога и вос- питателя? Не задумываясь, они ответили «да». А потом таки 35 лет — немалый срок, уже нет в живых многих учителей, да и некоторых однокласс- ников… Всех вспомни- ли выпускники-1976 за братским столом. Но жизнь продол- жается — и все-таки в основном говорили о хорошем: о професси- ях и «географии про- живания», а также о многом другом. И даже по инициативе ведущей Ольги Добриной (кста- ти, тоже из «десятого В», где «никто не увили- вает от работы и ответ- ственности»), вставали на призыв — отдельно работники культуры, от- дельно медики, транс- портники, газовики, строители, сотрудники органов правопорядка и так далее… Вставали ставшие москвичами, липчанами, живущие в Орле и других регионах страны. А больше всего встало, когда прозву- чал призыв к живущим в Красном и районе. — Мы работаем во всех сферах, мы даем нашей стране все, и это хорошо,—подвела итог Ольга Добрина. И до- бавила: — большинство из нас живет и работает на родной земле, и это тоже хорошо. Несколько десятков выпускников из четырех десятых классов 1976 года выпуска в этот ве- чер снова слились в од- ну большую и дружную семью. Даже сказанное о ком-то одном — ска- зано обо всех. … А потом были тан- цы, иНиколайСотников, как и 35 лет назад, при- гласил на вальс свою первую старшую пио- нервожатую Валентину Ивановну Лысикову. И все танцевали — как в школьные годы. И раз- говаривали — искрен- не, душевно. И когда поднимался над гори- зонтом новый рассвет, в душах выпускников снова звучала та давняя мелодия юности… Хорошо, когда даже за порогом пятидесяти- летия человек остается юным в душе. Хорошо, когда долгие годы ря- дом с человеком вер- ные, проверенные дру- зья. Тогда при любом строе, при любых «пе- рестройках» и «рефор- мах» — жизнь хороша. Александр АНДРЕЕВ. На снимках: старые фотографии вызывали множество воспоми- наний и у выпускни- ков, и у учителей; на школьном дворе. Фото А. Морозова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz