Заря Красного. 2011 г. (с. Красное)
12 апреля – День космонавтики “ЗАРЯ КРАСНОГО” 12 апреля 2011 года № 40 (10612) 3 стр. ГАГАРИНСКАЯ ВЕСНА Валентина, 62 года, уроженка д. Засосенка, ныне проживающая в Москве. — Утро 12 апреля мы с мамой встретили в своей мо- сковской квартире, доставшейся в наследство от бабуш- ки. Мама занималась обычными домашними делами. Она подняла с кровати мою младшую сестренку, умыла ее и усадила нас вдвоем завтракать. Пока мы ели, мама успела включить телевизор. Во весь экран встала Красная площадь с набежавшими ото- всюду толпами. Люди обнимались, пели, вскидывали над головой самодельные плакаты с надписью «Гагарину — ура!». А потом крупным планом показали портрет Юрия Алексеевича… Именно тогда я узнала, что Гагарин — первый совет- ский человек, покоривший космос. В тот день меня не покидало чувство гордости за свою страну… Антонина, 58 лет, с. Красное. — Это случилось на уроке русского языка. Мы, не- смышленые первоклашки, что-то сосредоточенно писали в своих тетрадях. Тишину нарушил голос диктора Леви- тана, раздавшийся из радиоприемника. Он объявил, что гражданин Советского Союза Юрий Гагарин совершил первый полет в космос на корабле «Восток». Очень хорошо помню лицо нашей учительницы Веры Николаевны — оно расплылось в широкой улыбке. Трид- цать пар детских глаз с удивлением смотрели на нее. Ведь мы тогда еще даже не представляли себе, что такое космос. А фамилия «Гагарин» была совсем незнакома. Да и почему он совершил полет на корабле, ведь летают обычно на самолетах? Мы ничего не понимали, одно было ясно наверняка — новость, услышанная по радио — это нечто очень-очень важное. Учительница объяснила нам, что в первый раз в исто- рии человечества Ю. Гагарин совершил полет в космос, и что совершил он его именно на корабле. …После окончания уроков школа наполнилась людь- ми. Они оживленно разговаривали друг с другом, лико- вали, радовались. Некоторые обнимались, целовались. Кричали о том, что человек — в космосе. Гордились, что этот человек — гражданин нашей страны. Тамара, 73 года, с. Сергиевское. — В 1960 году я работала техничкой в школе. 12 апре- ля запомнилось мне на всю жизнь. Была среда. Пасмур- ное серое утро. Моросил дождь со снегом. По дороге на работу мне встретился наш парторг А. Уколов. Он весело размахивал руками и кричал: «Тамара, Тамара, человек полетел в космос! Какая радость, ты представляешь себе: мы покорили космос!» …А в обед всех жителей села собрали в Доме культу- ры, и с трибуны председатель объявил о новости собрав- шимся и поздравил с этим знаменательным событием. Александр, 52 года, с. Красное. — Воспоминание из детства: над родительским дво- ром, на высоком шесте — старый скворечник. На палочке перед летком сидит птаха и громко, четко высвистывает: «Витья, Витья…» — Мам, а кто его научил? И зачем? — Да никто не учил, — рассказывает мама. — Про- сто был апрельский день. Отец твой в огороде чем-то занимался, не помню уже, я в доме была. И тут по радио объявляют: впервые человек вышел в Космос! Наш Юрий Гагарин стал первым космонавтом планеты! Сейчас, ког- да профессия космонавта стала чуть ли не обычной, трудно понять восторг и гордость советских людей того времени: наш человек, советский человек стал Первым Космонавтом! Выскочила я тогда на крыльцо, и во весь голос папке твоему кричу: «Витя, человек в Космосе!..». И тут же слышу сверху — «Фитья!.. Фитья!..», это скворец отозвался. Так мы его, скворца, и зовем с тех пор — Витя, теперь и ты, сынок, с ним перекликаешься. Много лет каждую весну мы ждали возвращения Вити, и он неизменно прилетал. А может, со временем уже сын его прилетал, перенявший у отца своеобразную память о дне, когда первый человек полетел в космос? Елена, 60 лет, с. Ищеино. — Весна. Пасмурный день. Урок чтения. Я не помню, что мы читали. Урок внезапно прервался – зазвенел зво- нок. Наша учительница стояла в растерянности, ничего не понимая, а мы — тем более (нам было тогда по десять лет). Распахнулась дверь, в класс влетел старшеклассник и закричал : «Мы в космосе! Человек полетел в космос!». Ребята дружно закричали: «Ура!» Уроков в тот день не было. Люди выходили на улицу, радость хлестала через край, но самое главное — все были необычайно счастли- вы, что в космос первыми вышли МЫ! Нина, 55 лет, с. Гудаловка. — В апреле 1961 года мне было всего пять лет. Но я до сих пор помню ту радость, которую я видела на лицах сво- их родителей и бабушки. В моей памяти 12 апреля 1961 года — светлый и радостный день. Взрослые с детьми выходили на улицу, пели песни и улыбались. Возникшее ощущение гордости за свою Родину, счастье от того, что живу в стране, которая воспитала первого космонавта мира — Юрия Гагарина — во мне осталась до сих пор. Записала Т. КОРОТЕЕВА. 12 апреля 1961 года впервые осуществлен космический полет с человеком на борту. Этот день остался в памяти людей как самый светлый и радостный. Предоставляем вашему вниманию воспоминания очевидцев этого события. КАК ЭТО БЫЛО Чем дальше в историю уходят те или иные события, тем сложнее давать им оценку: время может стереть из памяти некоторые моменты, возникают новые проблемы, отодвигающие на второй план то, что раньше занимало умы целых поколений. Но с прорывом человека в Космос, который случился 50 лет назад, 12 апреля 1961 года, дело обстоит иначе. И сегодня, с высоты прожитых лет, можно уверенно сказать: полет Юрия Гагарина остается эпохальным событием. С этого момента начался отсчет новой, космической эры человечества... ПЕРВЫЙ В КОСМОСЕ Как известно, в первом отряде советских космо- навтов состояли 20 чело- век. Все они обладали не- обходимыми качествами, чтобы стать первыми. Но выбор пал на Юрия Гага- рина. Ответ на вопрос, по- чему именно ему была ока- зана такая высокая честь — войти в историю мировой цивилизации, до сих пор ищут аналитики и истори- ки. Наверное, потому, что в этом человеке удачно сли- лись многие факторы. Юрий Гагарин — часть эпохи, трудной эпохи, полной бед и страданий, и вместе с тем — побед и достижений. Родился он в обыкновенной крестьян- ской семье на Смоленщи- не. С малых лет познал нелегкий труд. Вместе с родными пережил тяжелые годы Великой Отечествен- ной войны, немецкой ок- купации. Учился хорошо. Потому его, выпускника ремесленного училища, направили в Саратовский индустриальный техникум. А там — аэроклуб, пер- вые полеты. Дальше путь ясен — военная авиация. Успешное окончание Орен- бургского военного учили- ща летчиков и служба в За- полярье, ночные полеты, сложные метеоусловия. Ну а затем он получил просто фантастическое предло- жение: полететь в космос на новой ракетной техни- ке! Пройдя отбор из более чем трех тысяч кандидатов в отряд космонавтов, он в итоге оказался первым. Космический полет Га- гарина был по современ- ным меркам прост: всего лишь один виток над Зем- лей. От старта до посадки — 108 минут. Но он был первым. И в этом его за- слуга, в этом его подвиг! Ведь никто тогда, в апреле 1961 года, еще не знал, как все сложится, как космо- навт выдержит перегрузки старта и возвратится на Землю, как перенесет не- привычную для человека невесомость. И риск был немалый. Как поведёт се- бя техника? Не возникнут ли отказы, которые мо- гут оказаться смертельно опасными? Юрий Гагарин знал, что в декабре 1960 года сразу два запуска ко- раблей «Восток» с собач- ками закончились авария- ми. Будь на борту этих ко- раблей космонавт, он мог погибнуть. Конечно, два успешных испытательных пуска «Востоков» в марте 1961 года вселяли уверен- ность. Но полной гарантии не было. И Гагарин это по- нимал. Так что его полет в космос был настоящим подвигом. За Гагариным последо- вали другие космонавты. За 50 лет в космосе побы- вали 520 человек, предста- вителей разных стран. Из них 110 — наши соотече- ственники. НАША ОБЛАСТЬ И КОСМОНАВТИКА Приятно отметить тот факт, что Липецкая область имеет самое прямое отно- шение к нашей космонав- тике. Много космонавтов в разные годы проходили у нас в Авиацентре обуче- ние, повышали свою лёт- ную квалификацию. Среди них Герман Титов — вто- рой космонавт планеты, «РУСЬ» — КАК ПЕРСПЕКТИВА Оценивая сегодняш- нее положение дел в на- шей отечественной пило- тируемой космонавтике, можно твердо сказать: она преодолевает тяжелейший кризис 90-х годов, когда под вопросом находилось будущее всей экономики нашей страны, а вместе с ней и крупнейшей передо- Владимир Джанибеков, выполнивший 5 космиче- ских полётов. Владимир Шаталов и Анатолий Фи- липченко начинали свой путь в небо в Липецкой авиашколе первоначаль- ного обучения, которая в конце 40-х годов распола- галась в посёлке Свобод- ный Сокол. Сергей Трещёв родился в Становлянском районе. Наш земляк вы- полнил длительный полёт на борту МКС в 2002 го- ду. Большая группа наших космонавтов, среди кото- рых были Алексей Леонов, Виктор Горбатко, Пётр Ку- клин, на базе Липецкого авиацентра готовилась в конце 60-х – начале 70-х к высадке на Луну. Они учились пилоти- ровать вертолёты «Ми-8», служившие имитатора- ми лунных кораблей. И сегодня большая группа российских космонавтов, которые уже соверши- ли свои первые полёты в космос или только гото- вятся это сделать, с гор- достью заявляет, что они тоже прошли обучение в Липецком авиацентре. Ко- мандир российского от- ряда космонавтов, Герой Российской Федерации, полковник Юрий Лончаков, уже трижды стартовавший в космос, в 1993 году про- шёл в Липецке обучение пилотированию «Су-24». Всего в списке космонав- тов, кто имеет отношение к Липецку и нашей области, — 29 фамилий! вой отрасли. В настоящее время принята и действует новая Федеральная кос- мическая программа Рос- сии. Ведётся планирова- ние основных направлений космической деятельности на ближайшие десятиле- тия. В ней особое место занимает пилотируемая космонавтика, на которую выделены серьёзные фи- нансовые средства. Так что перспектива видна. И она — обнадеживающая! В частности, Россия продолжит работу по за- вершению строительства Международной косми- ческой станции. В бли- жайшие 3 года в составе российского сегмента МКС появятся ещё 4 мо- дуля, которые значитель- но расширят возможности для проведения научных исследований и техноло- гических экспериментов. Американские «Шаттлы» — основное транспортное средство для доставки крупногабаритных грузов и экипажей на борт МКС — завершают свою славную, но вместе с тем и труд- ную историю. В текущем году состоятся последние два полёта «челноков», и они уйдут «на пенсию», в музеи. Россия на ближай- шие годы останется един- ственной страной, которая будет со своими «Союза- ми» обеспечивать работу МКС, доставляя и возвра- щая экипажи космонавтов и астронавтов. Увеличено число запусков пилоти- руемых кораблей «Союз» до четырех в год. И «гру- зовики» «Прогресс» стали запускаться чаще: вместо четырех их число возросло до шести-семи в год. Это позволяет расширить чис- ло участников длительных экспедиций на борту МКС, а значит — увеличить объ- ем научных исследований в космосе. Причем, Рос- сия осуществляет запуски иностранных космонавтов и доставляет грузы на борт станции на коммерческой основе. Но «Союз», какой бы он ни был надежный и испы- танный за 44 года эксплуа- тации, какие бы на этом корабле ни проходили модернизации, морально устарел. Он не отвечает возрастающим требовани- ям как по количеству кос- монавтов в экипаже (три человека), по доставляе- мым на орбиту и возвра- щаемым на Землю грузам, так и по комфорту полета. В этой связи в новой кос- мической программе Рос- сии особое место уделено созданию и вводу в экс- плуатацию к 2018 году но- вого, очень перспективно- го космического корабля «Русь». Уже существует концепция этого корабля, отрабатываются элементы принципиальной его схе- мы, решаются организаци- онные вопросы. Корабль должен получиться очень красивый, «умный», отве- чающий возросшим требо- ваниям. В нем найдут свое продолжение все наработ- ки прошлых лет, как в рам- ках программы «Союз», так и многоразового корабля «Буран». Новый корабль рассчитан на экипаж из 6 человек, сможет находить- ся в автономном полете до 10-14 суток, а в составе МКС — до года. Он может «возить» в космос до 500 килограммов различных грузов и столько же воз- вращать на Землю. Но, са- мое главное, этот корабль задуман как перспектив- ное средство для осущест- вления пилотируемых по- летов на Луну и Марс. То есть, ему предстоит стать основным космическим транспортным средством в российских и между- народных пилотируемых программах на ближайшие лет тридцать. А запускать в космос его будет новая ракета-носитель с нового космодрома «Восточный», строительство которого уже началось в Амурской области. Таким образом, Рос- сия, продолжая начатое полвека назад дело, оста- ется великой космической державой. И есть уверен- ность, что мы еще не раз станем свидетелями на- ших новых достижений в деле изучения и освоения космического простран- ства. А это значит, что на- ша страна не упустит своих позиций в мировой космо- навтике и принесет еще много пользы как для нау- ки и экономики России, так и для всего Человечества. Александр АРТЕМЬЕВ. Специально для «Зари Красного».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz