Заря Красного. 2010 г. (с. Красное)

Заря Красного. 2010 г. (с. Красное)

“ЗАРЯ КРАСНОГО” 25 февраля 2010 года № 21 (10439) 3 стр. Войдя в комнату, я ненароком заметила лежащую на столе по- трепанную временем старую, еще черно- белую фотографию. Подошла к ней, взяла в руки и всмотрелась в лицо человека кого-то сильно напоминающе- го: серьезное выраже- ние лица, вытянутый нос, сжатые губы… Вни- мательно рассматривая фото, я не заметила, как в комнату вошел дедуш- ка. — Что, внученька, заинтересовала старая фотокарточка? Это, го- лубушка, твой прадед, Михаил Николаевич Шилин. Глядя в дедушкины глаза, я вдруг поняла, что это взгляд, такой глубокий и заворажи- вающий, тот самый, что и на фотографии. — А кем он работал, каким человеком был? Дедушка, расскажи, —попросила я. И вот, что я услыша- ла от своего деда про самого дорогого для не- го человека, много сил отдавшего, чтобы под- нять и вырастить своих детей, научить их жить по чести и совести: «Родился в тяжелые тридцатые годы. В селе работы не было, и се- мья едва сводила кон- цы с концами. На полях трудились все от мала до велика. Впервые я вышел помогать на поле вместе со всеми, когда мне исполнилось шесть годков. Мама подвела меня к отцу и прошеп- тала: «Веди себя хоро- шо, батьку слушай, не балуйся и не ленись, а отец тебя тогда пахать научит». Я был в вос- торге от того, что ре- бята ещё играли с де- ревянными конями, а меня научат гарцевать на настоящей, хотя и старой, но пока сильной лошади. Долго учиться не пришлось. Мой отец, хоть и закончил только четыре класса, но так легко и понятно объяс- нял, так ловко подмиги- вал глазом, когда у меня получалось, что я не мог не оправдать его дове- рия и быстро научился вести нашего Орлика в галоп. Это выходило так лихо, что даже батя, от- личный наездник, удив- лялся моей сноровке и говорил сквозь улыбку: «Ну, ветряка!» Вскоре отец стал председателем неболь- шого колхоза. За это время он сильно изме- нился: стал серьезным, сосредоточенным, ча- сто не спал по ночам, размышляя, где достать семян на посев, как кол- хозу выполнить план по заготовкам зерна, как дояркам увеличить на- дой молока. Жестче он стал: за каждую двойку меня так крапивой сте- гал, что сидеть было больно. Но знал я, что за дело колотит, а не по своей прихоти — стыд- но ему за нас в глаза людям смотреть. Ведь председатель — глав- ная фигура на селе, с него пример берут, а тут детки-неумёхи да лен- тяи. Но справедливым человеком был отец, от- ветственным, мог в лю- дях огонь зажечь — вот и пошел на повышение. «ЗМИР»ом стал руково- дить, так наш централь- ный колхоз назывался. Тут и произошел случай, который я помню до сих пор. Однажды пошли мы, ребята сергиевские в соседнее село, в клуб на танцы. Ну, а там, как обычно, сцепились. Я и ляпнул, что мой отец — председатель колхоза, и что все получат по за- слугам. Драка, конечно, прекратилась, и мы бла- гополучно вернулись домой. Но как только я проскрипел дверью и прокрался в комнату, отец громко произнес: «Иван, выйди на минут- ку». Я смекнул, что не поздоровится мне, по- тому что в семье звали все меня «Ванька», но идти пришлось. В этот вечер отец много не говорил, но его фраза: «Человек добивается всего сам!» надолго за- пала в мою душу и стала моим девизом». — Прими эти слова, внученька, и знай, что они не нравоучение, а наставление, передаю- щееся из поколения в поколение. В них смысл огромный есть, кото- рый тебе предстоит от- крыть. С. ШИЛИНА, учащаяся 8 класса МОУ ООШ с. Сергиевское. Связь поколений ОТЦОВСКАЯ МУДРОСТЬ А вам известны рус- ские гармошки? Казалось бы, вопрос – куда проще: всем известны тульская двухрядка, елецкая роял- ка. Ну еще у Есенина чита- ли «Сыпь, тальянка, звон- ко…» Все? Далеко не все. Потому что еще есть гармонь череповецкая (или «черепашка»), сара- товская, вятская, воло- годская, «ливенка» (такие производились в деревнях возле г. Ливны), бологоев- ская, смоленская, ржев- ская, касимовская… А еще — нижегород- ские тальянки, сибирские или фисовые гармони, пи- терские, тамбовские, ива- новские… И это не все: в москов- ском музее гармони, ко- торый создал А.М. Мирек — около 200 разных видов гармоней. Популярней- ший в России инструмент! Но еще совсем недав- но о ней и слыхом-то не слыхивали — два века на- зад звучали на нашей зем- ле совсем другие инстру- менты. Самые разные, от салонных клавесинов до невзыскательной бала- лайки — а вот гармони не было. Ну, вообще-то была — но редкостью была необы- чайной… Массовое производ- ство впервые наладил тульский оружейник Иван Евстратьевич Сизов, ку- пивший у «немца» на Ни- жегородской ярмарке гар- монь за 40 руб. Наладил производство — и срав- нительно недорогой, но голосистый инструмент быстро завоевал попу- лярность. Так зародилась тульская школа, и именно на базе тульской «двух- рядки» и создавались русскими умельцами- музыкантами новые гар- мони: похожие внешне, но различающиеся по голо- сам, по звучанию, имею- щие разную «начинку». Зачем это надо было? Да уж такова Россия: что ни город, как говорится, то норов. И гармонь суме- ла приспособиться к каж- дому норову, стать дей- ствительно родной, близ- кой душе. Потому и спра- ведливы сегодня слова: гармонь — душа России! Звонкая, красивая, откро- венная и простая, откры- тая душа. Та самая, кото- рую «умом не понять». Как и пути развития русской гармоники — то- же не просто понять. Ка- залось, все вроде ясно? Ну, начиная с тульского оружейника Сизова… А откуда тогда елец- кая рояльная, особняком стоящая в ряду гармоней русских — и не только из- за звучания, но и из-за оригинального внешнего вида? Та самая «роялка» с полутонами, которая — это признано даже на уровне ЮНЕСКО — явля- ется прототипом аккор- деона? Найти истоки роялки, возможно, и удастся… Но пока согласимся с исти- ной: не только в Туле рож- даются гениальные само- учки, способные блоху подковать… —Вот эта гармонь – медовская, сделана бра- тьями Дмитрием и Егором Горбуновыми, еще недав- но широко известными в кругу любителей масте- рами. Они и поодиночке хорошие инструменты делали, но если брались вместе — то получались настоящие шедевры, — начал было Вячеслав Ни- колаевич рассказ, но в день районного отчетного концерта слишком много событий проходило одно- временно, и мы договори- лись встретиться позже… … И вот встретились. И течет неспешный рас- сказ про родную деревню гармониста — Слободку (недалеко от Соловьево, в Становлянском районе), где вечерами играло до десятка гармоней враз. Как раз на пятачке возле дома Зиборовых и соби- рались гармонисты. Отец, Николай Васильевич, знатно играл… Сколько Вячеслав пом- нит, всегда в доме была гармонь. А самым первым инструментом в семье стал аккордеон, который привез вернувшийся с Ве- ликой Отечественной дед — Василий Михайлович. Но чаще звучала гар- мошка. В руках деда, отца, а там и в руках маленького еще Славки… Привлекали маленько- го музыканта разные гар- мони, различие их звуча- ния. По слуху мог опреде- лить — кто на деревне за- играл. А со временем так же легко различал и тулку от ливенки, питерскую от тальянки и так далее… И появилось желание: со- брать под одной крышей разные гармони. Вышло чуть иначе. — Собираю я под свою крышу сирот. Ведь мол- чащая гармонь — сирота! А еще когда магнитофоны стали широко доступны, начали замолкать гар- мони. А сейчас и вовсе: редко когда услышишь ее переборы на вечерней улице. Да и народ охот- нее собирается в «Одно- классниках», чем на де- ревенском «пятачке»… А гармонь — инструмент простой и надежный, из поколения в поколение передавать можно. Но… Вот когда стал коллекцио- нировать инструменты, то нашел гармонь, игравшую на свадьбе моих родите- лей — на чердаке у вла- дельца валялась. Хотел выкупить, не продали: ма- ло ли, вдруг внуки играть станут… А через несколь- ко лет сгорела гармонь в… костре новых хозяев дома. Гармони ведь не рукописи — горят легко… В коллекции Зиборова каждый инструмент имеет кроме «официального» и свое, домашнее имя: ге- неральская, отцовская, курортная, победная гар- монь. И у каждой своя исто- рия, свои пути. Например, победная — сделана в 1945 году. В ее наигры- шах и сегодня слышится всенародное ликование того времени. О каждой из 20 гармоней коллекции долго может рассказывать Вячеслав Николаевич. И о тех, что подарил — домам культуры, музею. И о тех, которые по сей день ждут прикосновения рук музы- канта. Потому как молча- щая гармонь — сирота. На этих фотографиях Зиборов с двумя гармош- ками своей коллекции. Елецкая роялка (фото в центре) и «генеральская» двухрядка «Куликово по- ле» (вверху). Виден на фо- то и музыкальный центр, хранящий записи мело- дий многих знакомых му- зыканту гармоней и гар- монистов. —Я уверен, что все это еще пригодится — не смо- жет русская душа жить без гармони, никакие DVD ее не заменят. Вот и внучок мой, Славик уже играть пробует… Нельзя не согласиться: не жить России без гармо- ни. Не случайно же слова «гармонь» и «гармония» так созвучны. А. АНДРЕЕВ. Фото из архива В. Зиборова. ГАРМОНИЯ — ОТ СЛОВА «ГАРМОНЬ» В день, когда в МЦКД проходил отчетный кон- церт художественной самодеятельности района, в просторном фойе первого этажа развернулась яркая выставка народных промыслов, кружев, резьбы и разнообразнейших поделок, сотворен- ных руками наших земляков. И звучала гармони- ка, мелодией своей словно создавая над всем этим разнообразием неповторимую атмосферу истинно русской культуры…Рядом с гармонистом целый угол занимали гармони — выставка из лич- ной коллекции Вячеслава Зиборова, руководите- ля почтовой службы нашего района. Он и играл… 25 марта в 10 часов в помещении администрации Крас- нинского муниципального района, каб. № 26 (отдел по делам строительства и ЖКХ), состоится аукцион по продаже аренды земельного участка площадью 1582 кв. м. с кадастровым № 48:10:152 0881:299, расположенного: Липецкая область, Крас- нинский район, сельское поселение Яблоновский сельсовет, п. Лески, ул. Новая. Краткая характеристика участка: разрешенное использование — жилищное строительство, возможно возведение 2-х квартирного жилого дома одноэтаж- ного не более 16 на 8,5 метров, хозблока на каждую квартиру не более 4 на 6 метров. Начальная цена продажи земельного участка — 36599,64 рубля. Аукцион является открытым по форме подачи предложений о цене земельного участка. «Шаг аукциона» устанавливается в размере 5 процентов от начальной цены земельного участка. Победителем при- знается покупатель, предложивший в ходе аукциона наи- большую сумму. Для участия в аукционе необходимо в срок до 25 марта подать заявку с документами, удостоверяющими личность, а юридические лица должны представить нотариально за- веренные копии учредительных документов и свидетель- ства о регистрации. При подаче заявки представителем претендента предъявляется доверенность. Обязательными условиями аукциона являются обязанно- сти победителя: 1.подписать итоговый протокол в день проведения тор- гов; 2. в 5- дневный срок со дня подписания итогового протоко- ла подписать договор аренды земельного участка. Дополнительную информацию можно получить по адре- су: с. Красное, ул. Первомайская, д.7 контактные телефоны 20-3-81, 20-3-70. Прием заявок прекращается 24 марта в 16 часов. Глава района И.А. Долгополов Аукцион по продаже аренды земельного участка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz