Заря Красного. 2010 г. (с. Красное)

Заря Красного. 2010 г. (с. Красное)

“ЗАРЯ КРАСНОГО” 31 августа 2010 года № 101 (10518) 3 стр. —Дмитрий Викто- рович, Президент РФ Д.А. Медведев спра- ведливо подчеркнул, что «…В настоящее время экстремизм является реальной угрозой националь- ной безопасности Российской Феде- рации, наблюдаются негативные тенден- ции увеличения ко- личества преступле- ний экстремистского характера»… — Следует обратить внимание, что данная проблема является пред- метом острых дискуссий, как среди теоретиков, так и среди практиков различных органов го- сударственной власти. В частности, выступая 6 февраля 2009 г. на рас- ширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел России, Президент Российской Федерации отметил, что экстремизм— это исклю- чительно большая опас- ность, способная расша- тать любое, даже самое стабильное и благополуч- ное общество. Таким образом, в связи с ростом экстре- мистской деятельности, и как следствие, усиле- нием организованного давления на общество, государство вынужденно защищаться доступными правовыми средствами. Основным направлением противодействия экстре- мизму является стрем- ление государства защи- титься от указанных угроз за счет расширения сфе- ры действия запретов и применения санкций на более ранних этапах воз- можных противоправных действий. Следует отметить, что длярешениявышеуказан- ных задач, а также для за- щиты прав и свобод чело- века и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения и безопас- ности Российской Феде- рации, определения пра- вовых и организационных основ противодействия экстремистской деятель- ности, установления от- ветственности за ее осу- ществление и был принят Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №148-ФЗ «О противодействии экстре- мистской деятельности». — Что включает в себя само понятие «экстремизм»? Ведь не секрет, что для многих из нас оно просто отвлеченное. — В энциклопеди- ческом словаре экстре- мизм (от лат. extremus — «крайний») определяется как «приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике)». Од- нако представляется, что данное определение рас- плывчато и не отражает все особенности этого сложного и многогранно- го явления. В свою очередь за- конодатель в ст. 1 Зако- на попытался раскрыть основные понятия экс- тремистской деятельно- сти, экстремистских ма- териалов. — Можно подроб- нее охарактеризо- вать понятие «экс- тремистская дея- тельность»? —Экстремистская де- ятельность (экстремизм): — насильственное из- менение основ конститу- ционного строя и нару- шение целостности Рос- сийской Федерации; — публичное оправ- дание терроризма и иная террористическая дея- тельность; — возбуждение соци- альной, расовой, нацио- нальной или религиозной розни; — пропаганда исклю- чительности, превосход- ства либо неполноценно- сти человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религи- озной или языковой при- надлежности или отно- шения к религии; — нарушение прав, свобод и законных инте- ресов человека и граж- данина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религи- озной или языковой при- надлежности или отно- шения к религии; — воспрепятство- вание осуществлению гражданами их избира- тельных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны го- лосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; — воспрепятствова- ние законной деятельно- сти государственных ор- ганов, органов местного самоуправления, избира- тельных комиссий, обще- ственных и религиозных объединений или иных организаций, соеди- ненное с насилием либо угрозой его применения; — совершение пре- ступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Рос- сийской Федерации, т. е. по мотивам политиче- ской, идеологической, расовой, национальной или религиозной нена- висти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; — пропаганда и пу- бличное демонстрирова- ние нацистской атрибу- тики или символики либо атрибутики или символи- ки, сходных с нацистской атрибутикой или симво- ликой до степени смеше- ния; —публичные призывы к осуществлению указан- ных деяний либо массо- вое распространение за- ведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хране- ние в целях массового распространения; — публичное заведо- мо ложное обвинение ли- ца, замещающего госу- дарственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Рос- сийской Федерации, в совершении им в период исполнения своих долж- ностных обязанностей деяний, указанных в на- стоящей статье и являю- щихся преступлением; — организация и под- готовка указанных дея- ний, а также подстрека- тельство к их осущест- влению; — финансирование указанных деяний либо иное содействие в их ор- ганизации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предостав- ления учебной, полигра- фической и материально- технической базы, теле- фонной и иных видов связи или оказания ин- формационных услуг. — А что такое экс- тремистские мате- риалы? — Экстремистские материалы — это пред- назначенные для обна- родования документы либо информация на иных носителях, при- зывающие к осущест- влению экстремист- ской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необ- ходимость осуществле- ния такой деятельности, в том числе труды ру- ководителей национал- социалистической ра- бочей партии Германии, фашистской Италии, публикации, обосновы- вающие или оправды- вающие национальное и (или) расовое превос- ходство либо оправды- вающие практику совер- шения военных или иных преступлений, направ- ленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или рели- гиозной группы. Анализ действующего российского законода- тельства позволяет сде- лать вывод о том, что экс- тремизм — это деятель- ность объединений и ор- ганизаций, должностных лиц и граждан, основан- ная на приверженности крайним взглядам, со- провождающаясяпублич- ными насильственными м (или) противоправны- ми действиями, которые направлены на умаление и отрицание конституци- онных принципов, прав и свобод человека, обще- ства и государства. —Дмитрий Викто- рович, можно выде- лить основные при- знаки экстремизма? — Основными при- знаками экстремизма яв- ляются: 1. деятельный ха- рактер (то есть деятель- ность, как некий процесс, складывающийся из со- вокупности действий и операций, так как простая приверженность к край- ним взглядам, мнениям, оценкам и т. п. не может являться экстремизмом); 2. противоправность (то есть данная деятель- ность запрещена зако- ном, именно как экстре- мистская); 3. специальная вредо- носность (то есть особые антиконституционные мотивы и цели, которые выражаются в причине- нии существенного вреда основам конституционно- го строя или конституци- онным основам межлич- ностных отношений, либо в создании угрозы причи- нения такого вреда). — Выходит, что анализ экстремист- ской деятельности не может быть пол- ным без рассмотре- ния ее взаимосвязи с ответственностью. — Согласно ст. 13- 15 Закона, за осущест- вление экстремистской деятельности, распро- странение экстремист- ских материалов, их про- изводство, хранение в целях распространения, а также высказывания должностных лиц о не- обходимости, допусти- мости, возможности или желательности осущест- вления экстремистской деятельности, а равно не- принятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстре- мистской деятельности наступает предусмо- тренная действующим законодательством Рос- сийской Федерации от- ветственность, которая может быть уголовной, административной или гражданско-правовой. Необходимо отме- тить, что уголовная ответ- ственность наступает за такие виды экстремист- ских проявлений, как: 1. публичные при- зывы к осуществлению экстремистской деятель- ности — статья 280 УК РФ, предусматривающая наказание в виде лише- ния свободы на срок до 3 лет; 2. возбуждение не- нависти либо вражды, а равно унижение чело- веческого достоинства — статья 282 УК РФ, предусматривающая на- казание до 2 лет лишения свободы; за те же дея- ния, совершенные с при- менением насилия или с угрозой его применения, лицом с использованием своего служебного поло- жения или организован- ной группой, — лишени- ем свободы на срок до 5 лет; 3. создание экстре- мистского сообщества и (или) участие в нем — статья 282.1 УК РФ, предусматривающая на- казание до 4 лет лишения свободы, а также деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, — предусматривающая наказание до 6 лет лише- ния свободы, с лишением права занимать опреде- ленные должности или заниматься определен- ной деятельностью на срок до 3 лет и с ограни- чением свободы на срок от 1 года до 2 лет; 4. организация дея- тельности экстремист- ской организации, а равно участие в ней — статья 282.2 УК РФ, предусматривающая на- казание до 3 лет лише- ния свободы. В свою очередь лицо, добровольно прекратив- шее участие в деятель- ности общественного или религиозного объедине- ния либо иной организа- ции, в отношении которых судом принято вступив- шее в законную силу ре- шение о ликвидации или запрете, деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятель- ности, освобождается от уголовной ответственно- сти, если в его действиях не содержится иного со- става преступления. — Вы говорили об уголовной ответ- ственности. А какое административное наказание установ- лено? — Согласно статье 20.29 Кодекса Россий- ской Федерации об ад- министративных право- нарушениях, производ- ство и распространение экстремистских мате- риалов влечет за собой административное на- казание в виде наложе- ния административного штрафа на граждан в размере от одной тыся- чи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнад- цати суток с конфискаци- ей указанных материалов и оборудования, исполь- зованного для их произ- водства; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с кон- фискацией указанных материалов и оборудо- вания, использованного для их производства; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или адми- нистративное приоста- новление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, исполь- зованного для их произ- водства. Подводя итог выше- сказанному, представ- ляется целесообразным, что в современных усло- виях модернизации Рос- сийского государства противодействие экстре- мистской деятельности должно быть комплекс- ным, ориентированным на их пресечение не толь- ко уголовно-правовыми, но и предупредительно- профилактическими ме- рами (устранением при- чин и условий, способ- ствующих ее осуществле- нию). И это верно, так как одними только уголовно- правовыми запретами и карательными мерами, полагаю, экстремизм ис- коренить нельзя. Преду- преждение экстремизма должно осуществляться путем использования возможностей всех госу- дарственных структур и общественных объеди- нений, и таким образом стать одним из основных направлений государ- ственной политики в дан- ной сфере. Человек и закон СЕМЬ ВОПРОСОВ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ Несмотря на предпринимаемые правоохранительными органами уси- лия, экстремизм по-прежнему представляет серьезную угрозу стабиль- ности и общественной безопасности в нашей стране. Так, по данным Следственного комитета при Прокуратуре РФ, в 2008 г. в Российской Федерации зарегистрировано 460 преступлений экстре- мистской направленности, что на 29% больше, чем в 2007 г. По данным ФСБ России, за 10 месяцев 2008 г. на территории Центрального феде- рального округа Российской Федерации зафиксировано 135 преступле- ний экстремистской направленности, что практически вдвое выше, чем в 2007 г. Аналогичные показатели роста экстремистской деятельности наблюдаются и сегодня. О сущности экстремизма — беседа нашего корреспондента З. Вере- тенниковой с мировым судьей Краснинского судебного участка Д. БРЕ- ДИХИНЫМ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz