Заря Красного. 2010 г. (с. Красное)

Заря Красного. 2010 г. (с. Красное)

“ЗАРЯ КРАСНОГО” 8 апреля 2010 года № 39 (10457) 3 стр. –Ю рий Владими- рович,Людми- ла Васильевна! Думаю, первый вопрос, кото- рый задали бы многие читатели «Зари Крас- ного» — почему такой большой и серьезный проект выполняется у нас, в селе? Разве не проще было бы занять- ся этим в одной из мо- сковских студий? Да и вам было бы легче, не пришлось бы ехать за сотню верст… Л.М.: Вот легче как раз — здесь, в глубин- ке России, где в людях жива русская душа, где живо имперское, мож- но сказать, державное мышление в людях, ко- торых мы незаслуженно привыкли называть про- стыми. А русский чело- век никогда не был про- стым. Ю.Н. : Есть такое мнение, что мы, Россия, сегодня — колония. Что мы «легли» под цивили- зованный Запад. Клики о «русской идее»… Их пытаются представить какими-то смешными! Так вот: необходимо не забывать хотя бы куль- туру нашу! А против на- шей российской культу- ры, против нашей Дер- жавной культуры очень успешно воюет телеви- дение государственное наше! Вот великий — не побоюсь этого слова — Михаил Шолохов! Вели- чайший — не знаю с кем его можно сравнивать — с Гомером? Это же эпос! С Толстым… Как говорил Ленин: «Назовите, кого можно поставить в Европе ря- домс Толстым?Некого!». Так рядом с Шолоховым тоже некого поставить. Л.М .: Здесь, вот в этих местах, не чувству- ется колониальная за- висимость духа. Здесь чувствуется Россия, ко- торая сильная! — была, есть и будет. Ю.Н. : Мы русские, все это Россия, все это моя родина! Без разницы, откуда кто родом — земляки мы! А объединяет нас Шолохов, хоть и он жил не тут, а немного южнее. Петр Васильевич По- лиектин замечательно сказал: «Не было такого художника до Шолохо- ва, который призвал бы каждого — взглянуть по- верх собственной голо- вы и признать, что она не единственная в мире. Что есть общая правда, которую можно понять, окунувшись в Шолохо- ва». Как и всякий эпос, он связывает воедино нацию — историю, куль- туру и будущее ее. Такой удар нанесли по нашим бедным детям, по нашему будущему… А вот Шолохов —Шолохов не даст тому упасть. И мы служим! Для нас это — первостепенное, важ- нейшее дело! Как оно получится, будет вид- но…Но мы занимаемся самым наиважнейшим — с таким ощущением и занимаемся. А там—Бог знает, как получится. Ю.Н. : Нам приходит- ся ездить много. От Юж- ной Кореи до Белграда и Берлина. Но когда до- водится бывать вот в этих наших местностях —видно: есть еще наша Россия, есть еще наш язык, наш дух. Вот за это надо держаться. Как Толстой говорил: язык — душа народа. И поэтому его надо воскрешать. Воскресим язык – вос- кресим душу народа! А остальное приложится. — Ага… Воскресим язык… Вон мат уже воскресили — и в Ду- ме он звучит, и с те- леэкрана… А первым, кстати, «вставил слов- цо» папа маленькой Веры из одноименно- го фильма — и как раз Юрий Владимирович играл эту роль… Ю.Н. : А вот Вам — по душе пришелся па- па маленькой Веры? Я помню, как на встречах со зрителями спрашива- ли, нравится фильм или не нравится. Я задавал два вопроса: «Правда все, что вы видели?» — «Правда». — «Нравит- ся вам эта правда?» — «Нет». Так вот это надо было знать. Я сравниваю «Ма- ленькую Веру», так «скромно», с «Ромео и Джульеттой» Шекспи- ра или с «Андреем Ру- блевым» Тарковского. И там ужаса, вот этой са- мой темноты полно. Что в «Ромео и Джульетте» — «две равно уважае- мых семьи в Вероне, где встречают нас событья, ведут междоусобные бои». Кто и из-за чего – уже забыли, но истово режут друг друга. Но там рядом с этой темнотой и мраком есть свет, там есть эти дети дивные, там есть брат Лоренцо, который пытался спасти, но не спас, хамство и темнота задавила, угро- била все. Но там есть другой полюс. В «Андрее Рублеве» есть другой по- люс. Там тоже темноты и ужасов не меньше, чем в «Ромео и Джульетте», но там тоже есть другой полюс. В «Маленькой Вере» этого полюса не было. Единственное, за что я благодарен, когда пол- ная ложь в других филь- мах (во всем права мо- лодежь, а старики пол- ные идиоты – это ложь), а вот в «Маленькой Ве- ре» Вася Пичул и Маша Хмелик, они нам с Люд- милой Зайцевой отдали нашу правду… Л.М .: Неспроста Вы заговорили о роли па- пы маленькой Веры… Ее помнят, знают, хоть не все понимают не- однозначность этого человека, этого папы. работяги... И уж если речь зашла о ролях, ко- торые сыграл Юрий Вла- димирович — то надо бы вспомнить князя из «Андрея Рублева» — из фильма, который вошел в десятку лучших филь- мов мира. Но об этом знают только единицы! Вот про Рембо и Тер- минатора знают все, а о том, что наш, русский фильм «Андрей Рублев» вошел в десятку луч- ших на планете — зна- ют единицы. Нас просто лишают возможности гордиться русским ис- кусством, русской куль- турой. А еще Назаров сыграл замечательные роли в фильмах «Земля Санникова», «Горячий снег», «Последние зал- пы», «Давай поженим- ся»… Ю.Н .: Хватит пере- числять, там без малого 200 ролей, если все со- брать. А вот у меня вопрос, непосредственно касаю- щейся культуры нашей. Однажды читал в каком- то журнале рецензию и задумался… Где может происходить действие, в котором участвуют Сте- паны, Агафоны… Это или глубинка России, или какая-нибудь рус- ская колония в Канаде. Оказывается, это — Чу- котка! Как всегда быва- ет, когда сильная нация завоевывает слабую, то последнее место, где завоеванные могли ды- шать по-своему — име- на, какими называют де- тей. Завоеватели в это не вмешивались никог- да. А Россия — культуру несла. И потому не стес- нялись чукчи называть детей славянскими име- нами. Их не давила наша культура, а подымала . Не давила Россия и дру- гие окраины былой им- перии, Среднюю Азию… Вспомним — Рытхеу, Айтматов… сколько их, национальных гениев, подняла на щит наша, уже советская культура! А начало всему — Шо- лохов. — Все-таки шко- ла раньше в этом на- правлении работала серьезнее… Ю.Н .: Школа? А да- ют ли школе сейчас вос- питывать молодежь, как надо? Да и захочет ли она сегодня этим зани- маться? Вспоминаю: год1954, моя родина — Новоси- бирск, промышленный Кировский район, Кри- вощеково, 73-я мужская средняя школа. Из этой школы — безотцовщина все, все без субсидий и инвестиций — вышли пацаны. Среди моих, на- пример, одноклассни- ков — замечательный писатель Лихоносов, два доктора наук... Вот что давали советская власть и великая русская куль- тура. И школа, конечно, но потому сегодня шко- ла не так много и может, что культура — в возрож- дении нуждается. Она жива, она могуча — надо только вернуть ее на то место, какого она до- стойна! Место в умах, в душах человеческих! Мы, когда-то «са- мая читающая страна», разучились читать: даже классику сегодняшняя молодежь знает в основ- ном по экранизациям. Но мы по-прежнему смотрим фильмы, мы слушаем радио… Так пусть Шолохов войдет в души молодых — хоть через радиоэфир! Его творчество — как часть великого наследия куль- туры нашей — нужна ду- шам людей! Вот для чего мы ра- ботаем. Л.М .: И мы искренне благодарны и гостепри- имному хозяину наше- му, создавшему здесь, в глубинке исконной Рос- сии, условия для работы — для той работы, места которой не нашлось в столице. Мы благодар- ны этой земле, людям, здесь проживающим и сохранившим — я по- вторю, и это не преуве- личение — державное мышление, исконный менталитет русского че- ловека. Записал Александр Андреев. На снимках: Юрий Владимирович Наза- ров и Людмила Васи- льевна Мальцева. Фото С. Лысикова. Актуальное интервью В ГЛУБИНКЕ ЖИВА РУССКАЯ ДУША Трудно писать о большом и серьезном деле, не упомянув о том чело- веке, который и стал его организатором. Вдохновителем, пожалуй, — нет, ибо собрал он уже вдохновленных идеей сохранения русской культуры людей. Тех, кто самостоятельно пришел к мысли о необходимости про- тивостоять засилью западного мировоззрения на телеэкранах России, засилью западных «мод» на эстраде. Культура русского народа — едва ли не единственное, что еще сохранилось в первозданной своей мощи, но и она (не умышленно ли?) повсеместно отодвигается на второй план… Нет беды в экономическом возрождении России по мировым экономи- ческим законам, с привлечением иностранного капитала, если при этом Россия сохранит свою суть, свою культуру. И есть у нас люди, не только всерьез этим озабоченные, но и активно работающие. Русская культура — это не только сарафан, кокошник и братина кваса. Не только перепляс под балалайку. Это и такие гиганты, как Лев Толстой, Михаил Шолохов — поистине мирового значения величины. Группа энту- зиастов сейчас работает над солидным проектом: для радио «Россия» озвучивает «Тихий Дон» Шолохова — полностью! Елецкий ансамбль «Червленый яр» — один из немногих коллективов в стране, действительно исполняющий русские, в том числе казачьи песни так, как они и должны звучать — украсит аудиозапись мелодиями. Но основную работу ведут Народный артист СССР Юрий НАЗАРОВ и Заслуженная актриса театра и кино, культуролог-исследователеь, дипло- мант Сорбонны, лауреат премии «Имперская культура» Союза писателей России Людмила МАЛЬЦЕВА. Работают они у нас, в Красном, в специ- ально подготовленной студии звукозаписи, отвечающей всем профес- сиональным требованиям. С ними и встретился ваш корреспондент.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz