Заря Красного. 2009 г. (с. Красное)

Заря Красного. 2009 г. (с. Красное)

^ЗДРЯ КРАСНОГО" 25 июня 2009 года N9 77 (70334) 3 стр. История родного кроя СТАРЖЛННЫЕ ДО РО Г ) /! РА ! /)О Н А Привлекла эга гема, можно сказагь, случайно; весной, желая посмо­ треть на только что поступившие в район новые супер-сеялки ^те самые, что сеют по стерне, одновременно полностью обрабатывая почву^ проеха­ ли по окраине /уааловки, и обратил я внимание сначала на легкую рит­ мичную тряску машины, а приглядевшись —на ровные ряды узких камней, устилавших дорогу. —Камни как раз широкие, они на ребро поставлены, —заметил сидев­ ший за рулем 4.Ф. Толстых, старший нашей группы. —Я же местный, дед рассказывал, как строилась эта дорога. Лотом ее практически везде ас ­ фальтом покрыли, а тут кусок настоящей брусчатки остался просто потому, что машины здесь ходят редко, да и сама дорога в нормальном состоянии. Деды-прадеды строили на совесть. Присутствовавший при разговоре В.П брязгунов назвал еще почти д е ­ сяток мест, /де сохранились фрагменты старых дорог, каменные мосты... Пообещал показать, гзе и что. По так вышло, что на первую ^экскурсиюм по старинным дорогам района я поехал с фермером Владимиром Лутоаи- новым —не только неутомимым тружеником ^о нем недавно рассказывала мЗаря Красного' ) но и настоящим любителем истории родного края. КРАСНАЯ ПОЛОВИНА — Вот именно здесь - ровно половина доро­ ги от Лебедяни до Ельца. В обе стороны ровно по 32 километра, расска­ зывает Владимир Федо­ рович. — Раньше здесь был постоялый двор братьев Бобровых, при нем небольшая д е р е ­ вушка. Сейчас остались одни развалины, глухо­ мань — асфальт проло­ жили в другом месте, а жизнь — там, где есть движение, есть доро ­ га. Вот почему дорогам всегда такое внимание уделялось. Когда транс­ порт был в основном гужевым, удобнее было ездить здесь. И дорогу камнем выложили, где надо — мосты построи­ ли, опять же каменные. На века строили предки. Но за всем уход нужен. Со временем брусчатка почти везде скрылась под землей — элемен­ ' тарно грузовики коле­ сами грязи натаскали. Дорогой-то пользовать­ ся не перестали, просто она уже не главной бы­ ла. Когда я после служ­ бы в армии на родину вернулся, шофером в совхозе "ВОСТОК" ра ­ ботал — и по этой до­ роге часто ездить при­ ходилось. Вон там, чуть дальше, хорошо виден фрагмент брусчатки, особенно обочина, вы­ ложенная более круп­ ными камнями (фото вверху справа). А еще километра через полто­ ра — «казенный мост", старый каменный мост через овраг. Сейчас он обвалился, одни опоры стоят. А я еще на грузо­ вике через него ездил. Хорошо помню, как по­ явилась ыа мосту дыра, и под руководством Пу­ тилина, тогдашнего ди­ ректора "Востока", мост починили. А сейчас уже "Востока" нет давно, да и дорога на много лет стала «ненужной". «Ка­ зенный" мост когда-то, видимо, был красив. Облицованные крупны­ ми блоками тесаного камня (на фотографии я положил на такой блок стандартную пачку сига­ рет —для масштаба), по сути монолитные опо­ ры устояли — и перед напором времени, и перед напором желаю­ щих задарма хороший стройматериал домой забрать. На одной из опор видны следы ста­ рательного выламыва­ ния каменных блоков. Но прочность опор сделала такой способ "Добычи" камня нерентабельным. А вот перекрытие не устояло. И еще один враг моста набирает си­ лу — заросли бурьяна сменяются зарослями кустарника, деревьев. Живой корень, при всей его мягкости и гибкости, если хоть малую щелочку для Себя найдет — ка­ мень сломает. — А вот арочной кладки мосты надежнее, — рассказывает Луто- винов. — Вон там, если из Красного на Липецк ехать, с левой стороны такой мост (фото вверху слева). Сейчас через не­ го полевая дорога про­ ходит, а в свое время была здесь трасса важ­ ная, раз не поленились люди сложить пусть небольшой, но очень надежный мост-арку. Сколько лет ему, думаю, уже никто не скажет. Но за счет конструкции и естественной прочности камня здесь и сейчас тяжелый грузовик спо­ койно пройдет. Или ком­ байн. В районе началась активная работа по воз­ вращению в севооборот заброшенных в «после- перестроечные" годы земель, соответственно более важными стано­ вятся и полузабытые ныне некоторые поле­ вые дороги. И такие вот мосты, или уцелевшие фрагменты брусчатки — словно рука помощи, которую через века про­ тянули нам предки. Вот она, связь поколений. Вот оно, одно из реаль­ ных проявлений помощи родной земли, потом дедов-прадедов поли­ той. Жаль, немного та­ ких следов сейчас уце­ лело, ведь за всем уход нужен. Хорошо бы хоть каталог какой составить, что можно — сохра­ нить, восстановить. Об остальном людям рас ­ сказать хотя бы. ВМЕСТО КОММЕН­ ТАРИЯ: редакция «За­ ри Красного"согласна с мнением Владимира [ Федоровича. Мы об ­ р ащ аем ся X читате­ лям; присылайте в га ­ зету свои рассказы и фотографии, если нет возможности — про ­ сто сообщайте о м е ­ стах, где сохранились старинные дорог, и ( мосты нашего р ай о ­ на. Александр АНДРЕЕВ. Фото автора. Актуально Причины утопления могут быть самые разньге. Это несчастные случаи с неумеющими плавать, например, падение в воду с моста, с лодки, ис­ пользование неисправных надувных средств. Те, кто умеет плавать, гибнут чаще всего в состоянии алкогольного опьянения, после обильного приема пищи, а также в результате переутомления при дальних заплывах, из-за длительного пребывания в воде, неумения пользоваться аппаратурой для индивидуального подводного плавания, при переохлаждении или пере­ гревании организма. Причинами несчастных случаев на воде могут стать мышечная судоро­ га, внезапная потеря ориентации в воде или под водой, а также травма, сердечный приступ. Чтобы не омрачить отдых на пля­ же, на природе, соблюдайте следую­ щие меры безопасности: 4 Позаботьтесь о том, чтобы все члены вашей семьи научились пла­ вать. 4 Маленькие дети могут утонуть даже на глубине 10 см, никогда не разрешайте им купаться без присмо­ тра. 4 Старайтесь не находиться и не ку­ паться в местах с быстрым течением. 4 Попав в сильное течение, не плывите против него, а используйте течение, чтобы приблизиться к б е ­ регу. 4 Старайтесь не купаться в оди­ ночку. 4 Никогда не заходите в воду и не катайтесь на лодке в нетрезвом виде. 4 Не становитесь в полный рост в лодке небольшого размера. 4 Плавая в лодке, особенно в хо­ лодную погоду, всегда надевайте спа­ сательный жилет. 4 Выбирайте для купания безопас­ ные и специально отведенные места. Купаться в местах, где выставлены щиты с предупреждениями и запреща­ ющими знаками и надписями, нельзя. 4 Во время купания не теряйте друг друга из вида. 4 Обучаться плаванию следует в специально отведенных местах пляжа. Если рядом с вами терпят бед ­ ствие на воде, попробуйте оказать посильную помощь. При извлечении утопающего из воды необходимо пом­ нить об осторожности. Сначала попро­ буйте подбодрить человека словесно; если это не помогает, можно использо­ вать метод забрасывания какого-либо средства, находящегося под рукой, (весло, веревка) и вытягивания по­ страдавшего из воды. Если ситуация такова, что вам придется добираться до тонущего вплавь, возьмите с собой какое-нибудь спасательное средство. Чтобы уменьшить риск, не подплы­ вайте к пострадавшему вплотную, оставайтесь на некотором расстоя­ нии от него и протяните спасательное средство. Удерживая его между со­ бой и пострадавшим, поддерживайте с ним зрительный и голосовой контакт. Приободрите пострадавшего и попы­ тайтесь заставить его работать ногами в то время, как с помощью плавсред­ ства вы будете тянуть его к берегу. Если перечисленные методы не подходят, вам придётся приблизиться к пострадавшему. Подплывать к нему следует сзади. Схватив за волосы или подмышки, нужно перевернуть утопа­ ющего вверх лицом и плыть к берегу, не давая пострадавшему захватить вас. Если человек без сознания, оказа­ ние первой помощи должно начаться сразу же по извлечении его из воды. Для этого пострадавшего кладут животом на согнутое колено спасаю­ щего, и любым куском материи удаля­ ют из полости рта и глотки воду, рвот­ ные массы, водоросли. Для удаления воды из трахеи и бронхов производят энергичные сдав­ ливания грудной клетки. Затем больного укладывают на ровную поверхность и при отсутствии дыхания приступают к искусственному дыханию способом «рот в рот" или «рот в НОС" с ритмом 1 6 - 1 8 раз в минуту. Для большей эффективности искусствен­ ного дыхания необходимо освободить пострадавшего от стесняющей одеж­ ды. При отсутствии сердечной д ея ­ тельности одновременно необходимо проводить наружный массаж сердца. Искусственное дыхание и массаж сердца необходимо проводить дли­ тельно, в течение нескольких часов, до тех пор, пока не восстановится самостоятельное дыхание и хоро­ шая сердечная деятельность или же не появятся несомненные признаки биологической смерти (трупные пятна, трупное окоченение и др.). Наряду с проведением мер первой помощи необходимо принять все ме­ ры к быстрейшей доставке пострадав­ шего в лечебное учреждение. Во время транспортировки следует непрерывно продолжать искусствен­ ное дыхание и массаж сердца. л . ПЕРЕСЕЛКОВА, зам еститель главного врача ЦРБ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz