Заря Красного. 2009 г. (с. Красное)
^ЗДРЯ КРАСНОГО" 25 июня 2009 года N9 77 (70334) 3 стр. История родного кроя СТАРЖЛННЫЕ ДО РО Г ) /! РА ! /)О Н А Привлекла эга гема, можно сказагь, случайно; весной, желая посмо треть на только что поступившие в район новые супер-сеялки ^те самые, что сеют по стерне, одновременно полностью обрабатывая почву^ проеха ли по окраине /уааловки, и обратил я внимание сначала на легкую рит мичную тряску машины, а приглядевшись —на ровные ряды узких камней, устилавших дорогу. —Камни как раз широкие, они на ребро поставлены, —заметил сидев ший за рулем 4.Ф. Толстых, старший нашей группы. —Я же местный, дед рассказывал, как строилась эта дорога. Лотом ее практически везде ас фальтом покрыли, а тут кусок настоящей брусчатки остался просто потому, что машины здесь ходят редко, да и сама дорога в нормальном состоянии. Деды-прадеды строили на совесть. Присутствовавший при разговоре В.П брязгунов назвал еще почти д е сяток мест, /де сохранились фрагменты старых дорог, каменные мосты... Пообещал показать, гзе и что. По так вышло, что на первую ^экскурсиюм по старинным дорогам района я поехал с фермером Владимиром Лутоаи- новым —не только неутомимым тружеником ^о нем недавно рассказывала мЗаря Красного' ) но и настоящим любителем истории родного края. КРАСНАЯ ПОЛОВИНА — Вот именно здесь - ровно половина доро ги от Лебедяни до Ельца. В обе стороны ровно по 32 километра, расска зывает Владимир Федо рович. — Раньше здесь был постоялый двор братьев Бобровых, при нем небольшая д е р е вушка. Сейчас остались одни развалины, глухо мань — асфальт проло жили в другом месте, а жизнь — там, где есть движение, есть доро га. Вот почему дорогам всегда такое внимание уделялось. Когда транс порт был в основном гужевым, удобнее было ездить здесь. И дорогу камнем выложили, где надо — мосты построи ли, опять же каменные. На века строили предки. Но за всем уход нужен. Со временем брусчатка почти везде скрылась под землей — элемен ' тарно грузовики коле сами грязи натаскали. Дорогой-то пользовать ся не перестали, просто она уже не главной бы ла. Когда я после служ бы в армии на родину вернулся, шофером в совхозе "ВОСТОК" ра ботал — и по этой до роге часто ездить при ходилось. Вон там, чуть дальше, хорошо виден фрагмент брусчатки, особенно обочина, вы ложенная более круп ными камнями (фото вверху справа). А еще километра через полто ра — «казенный мост", старый каменный мост через овраг. Сейчас он обвалился, одни опоры стоят. А я еще на грузо вике через него ездил. Хорошо помню, как по явилась ыа мосту дыра, и под руководством Пу тилина, тогдашнего ди ректора "Востока", мост починили. А сейчас уже "Востока" нет давно, да и дорога на много лет стала «ненужной". «Ка зенный" мост когда-то, видимо, был красив. Облицованные крупны ми блоками тесаного камня (на фотографии я положил на такой блок стандартную пачку сига рет —для масштаба), по сути монолитные опо ры устояли — и перед напором времени, и перед напором желаю щих задарма хороший стройматериал домой забрать. На одной из опор видны следы ста рательного выламыва ния каменных блоков. Но прочность опор сделала такой способ "Добычи" камня нерентабельным. А вот перекрытие не устояло. И еще один враг моста набирает си лу — заросли бурьяна сменяются зарослями кустарника, деревьев. Живой корень, при всей его мягкости и гибкости, если хоть малую щелочку для Себя найдет — ка мень сломает. — А вот арочной кладки мосты надежнее, — рассказывает Луто- винов. — Вон там, если из Красного на Липецк ехать, с левой стороны такой мост (фото вверху слева). Сейчас через не го полевая дорога про ходит, а в свое время была здесь трасса важ ная, раз не поленились люди сложить пусть небольшой, но очень надежный мост-арку. Сколько лет ему, думаю, уже никто не скажет. Но за счет конструкции и естественной прочности камня здесь и сейчас тяжелый грузовик спо койно пройдет. Или ком байн. В районе началась активная работа по воз вращению в севооборот заброшенных в «после- перестроечные" годы земель, соответственно более важными стано вятся и полузабытые ныне некоторые поле вые дороги. И такие вот мосты, или уцелевшие фрагменты брусчатки — словно рука помощи, которую через века про тянули нам предки. Вот она, связь поколений. Вот оно, одно из реаль ных проявлений помощи родной земли, потом дедов-прадедов поли той. Жаль, немного та ких следов сейчас уце лело, ведь за всем уход нужен. Хорошо бы хоть каталог какой составить, что можно — сохра нить, восстановить. Об остальном людям рас сказать хотя бы. ВМЕСТО КОММЕН ТАРИЯ: редакция «За ри Красного"согласна с мнением Владимира [ Федоровича. Мы об р ащ аем ся X читате лям; присылайте в га зету свои рассказы и фотографии, если нет возможности — про сто сообщайте о м е стах, где сохранились старинные дорог, и ( мосты нашего р ай о на. Александр АНДРЕЕВ. Фото автора. Актуально Причины утопления могут быть самые разньге. Это несчастные случаи с неумеющими плавать, например, падение в воду с моста, с лодки, ис пользование неисправных надувных средств. Те, кто умеет плавать, гибнут чаще всего в состоянии алкогольного опьянения, после обильного приема пищи, а также в результате переутомления при дальних заплывах, из-за длительного пребывания в воде, неумения пользоваться аппаратурой для индивидуального подводного плавания, при переохлаждении или пере гревании организма. Причинами несчастных случаев на воде могут стать мышечная судоро га, внезапная потеря ориентации в воде или под водой, а также травма, сердечный приступ. Чтобы не омрачить отдых на пля же, на природе, соблюдайте следую щие меры безопасности: 4 Позаботьтесь о том, чтобы все члены вашей семьи научились пла вать. 4 Маленькие дети могут утонуть даже на глубине 10 см, никогда не разрешайте им купаться без присмо тра. 4 Старайтесь не находиться и не ку паться в местах с быстрым течением. 4 Попав в сильное течение, не плывите против него, а используйте течение, чтобы приблизиться к б е регу. 4 Старайтесь не купаться в оди ночку. 4 Никогда не заходите в воду и не катайтесь на лодке в нетрезвом виде. 4 Не становитесь в полный рост в лодке небольшого размера. 4 Плавая в лодке, особенно в хо лодную погоду, всегда надевайте спа сательный жилет. 4 Выбирайте для купания безопас ные и специально отведенные места. Купаться в местах, где выставлены щиты с предупреждениями и запреща ющими знаками и надписями, нельзя. 4 Во время купания не теряйте друг друга из вида. 4 Обучаться плаванию следует в специально отведенных местах пляжа. Если рядом с вами терпят бед ствие на воде, попробуйте оказать посильную помощь. При извлечении утопающего из воды необходимо пом нить об осторожности. Сначала попро буйте подбодрить человека словесно; если это не помогает, можно использо вать метод забрасывания какого-либо средства, находящегося под рукой, (весло, веревка) и вытягивания по страдавшего из воды. Если ситуация такова, что вам придется добираться до тонущего вплавь, возьмите с собой какое-нибудь спасательное средство. Чтобы уменьшить риск, не подплы вайте к пострадавшему вплотную, оставайтесь на некотором расстоя нии от него и протяните спасательное средство. Удерживая его между со бой и пострадавшим, поддерживайте с ним зрительный и голосовой контакт. Приободрите пострадавшего и попы тайтесь заставить его работать ногами в то время, как с помощью плавсред ства вы будете тянуть его к берегу. Если перечисленные методы не подходят, вам придётся приблизиться к пострадавшему. Подплывать к нему следует сзади. Схватив за волосы или подмышки, нужно перевернуть утопа ющего вверх лицом и плыть к берегу, не давая пострадавшему захватить вас. Если человек без сознания, оказа ние первой помощи должно начаться сразу же по извлечении его из воды. Для этого пострадавшего кладут животом на согнутое колено спасаю щего, и любым куском материи удаля ют из полости рта и глотки воду, рвот ные массы, водоросли. Для удаления воды из трахеи и бронхов производят энергичные сдав ливания грудной клетки. Затем больного укладывают на ровную поверхность и при отсутствии дыхания приступают к искусственному дыханию способом «рот в рот" или «рот в НОС" с ритмом 1 6 - 1 8 раз в минуту. Для большей эффективности искусствен ного дыхания необходимо освободить пострадавшего от стесняющей одеж ды. При отсутствии сердечной д ея тельности одновременно необходимо проводить наружный массаж сердца. Искусственное дыхание и массаж сердца необходимо проводить дли тельно, в течение нескольких часов, до тех пор, пока не восстановится самостоятельное дыхание и хоро шая сердечная деятельность или же не появятся несомненные признаки биологической смерти (трупные пятна, трупное окоченение и др.). Наряду с проведением мер первой помощи необходимо принять все ме ры к быстрейшей доставке пострадав шего в лечебное учреждение. Во время транспортировки следует непрерывно продолжать искусствен ное дыхание и массаж сердца. л . ПЕРЕСЕЛКОВА, зам еститель главного врача ЦРБ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz