Заря. 1970 г. (с. Красное)
2 9 _ о к т ^ 2 Я _ Ш 3 А р а 3 они, эти четверо рослых парней из сельского профессионально - техничес кого училища города Ельца, так и не назвали своих фамилий. Поняли, что нехорошо поступили, и не назвали. Стыдно было. Я знаю, они приехали в совхоз «Половневский» для того, что бы помочь в уборке картофеля. Им соз дали условия. Организовали бесплат ное питание. Хлеба брали из магазина сколько хотели. Оставались куски, и они бросались ими друг в друга- А иногда просто оставляли их на полу школьного класса, в котором ночевали. Через дорогу жил истопник школы. Его жена приходила с большим полот няным мешком и собирала хлеб. Поро сенку. Вот и в тот день, 11 октября, когда ельчане собирались уезжать из хозяйства, она, довольная, набрала полмешка. А отъезжающие в это вре мя смеялись и футболили банку из- под сгущенного молока- У них было хорошее настроение: только что вкус но пообедали и собирались уезжать. И не думали о кусках хлеба, брошенных на пол. В грязь- Кто они? Коренные горожане? Нет Родились и выросли в селе. Это я оп ределил по говору. Учиться поступили, видно, недавно. Были еще молоды и, конечно, не захватили, когда родители собирали весной прелый картофель, толкли его в деревянной ступе или приспособленном для этого цилиндре трактора, добавляли горсть плохо пе ремолотой ржи и пекли чибрики- Тог да это было едва ли не самым лучщим кущаньем. Особенно, если есть их пря мо со сковороды и с молоком. Только вот и чибриков-то не всегда удавалось покушать. А они брали хлеба побольше. На всякий случай, вдруг не хватит. Рас полосовывали буханку на 6— 8 час тей — большому куску рот радуется, — а потом выбрасывали. Когда жен щина с мешком ушла, один из них, с длинными ресницами, облегченно вздохнул- А я подумал о роди телях этих ребят, захвативших голо довку, знающих цену крошке хлеба. Если бы отец этого (с длинными рес ницами) застал сына за таким не пристойным занятием, он не сказал бы доброго слова. Кто он, отец, по про фессии — механизатор, комбайнер? Может быть, родители всех четверых выращивают хлеб. Их сыновья над ругались над самым святым. Может и не стоило бы эаводить раз говор на эту тему,если бы в нашей жизни это был единственный случай. К сожалению, есть и другие примеры пренебрежительного отношения к на шему хлебу насущному. ЭТУ женщину, деловую, хозяйствен- верное, никогда не приходилось выра щивать хлеб- Я вспомнил случай, кс- торый произошел несколько лет назад в нашей деревне. К Матвею Дмитриевичу Моторину приехал из Москвы внук, Валерка. Балуясь, он бросил на землю кусок недоеденной булки. Дед заставил его поднять, подозвал к себе- — Ты знаешь, как булки растут? Тот отрицательно покачал головой. — Сходи вон туда, в попе, посмот ри. Они сразу прямо на стеблях рас тут. Возьми сетку, принеси штук пять. Валерка побежал- И пришел ни с чем. На следующий день вместе с дру гими ребятами дед послал его возить И а б л о к н о т а ж у р н а л и с т а КУСОК ХЛЕБА ную, я не раз видел в хлебном мага зине Красного. Она вела себя незави симо и всегда приходила в магазин с объемистой сумкой- Ежедневно поку пала по 5— 6 буханок еще дымящего ся черного хлеба и направлялась к вы ходу. Однажды продавец поинтересова лась: — У вас, наверное, большая семья? — Вдвоем с мужем. Ты смотришь, хлеба много покупаю? Это поросенку. Да мы с Колей хорошо получаем-.. Последнее она сказала, видимо, для того, чтобы подчеркнуть, что живут они «на большую ногу» и ежедневная трата 60 копеек на поросенка для них ничего не стоит. — Дело-то в другом, зачем же пе ченый хлеб поросенку? Женщина посмотрела на меня как на человека, который сует нос не в свое дело, и, уходя, резко бросила: — Поросенка тоже надо кормить. А чем — мое дело. Она ушла, а я подумал, что ей на- от комбайнов зерно. Паренек работал до осени. Потом он очень смущался, когда напоминали случай с куском булки. Он понял цену хлеба- И уже, конечно, не поступает плохо. ЭТОТ же случай вспомнился мне второй раз, когда я забежал в чайную райцентра наскоро перекусить. За сто лом нас было трое: я и веселая влюб ленная парочка. Оба хорошо одеты, ели не спеша- Он и она отломили по кусочку ржаного хлеба и, вытерев ими ложки, бросйли в пепельницу. Пообе дав, вытерли хлебом губы, пятна жи ра на столе. Оставшиеся непочатыми два кусочка хлеба он бросил в тарел ку с недоеденным супом. Разломил пи рожок с повидлом, посмотрел и сделал с ним то же самое- Заметив мой осуж дающий взгляд, отвернулся и заторо пил ее: Пойдем, зайчонок, мы ведь за все полностью расплатились. И ушли, веселые, беззаботные, не считая свой поступок плохим. В это время я увидел через раздаточное ок но, что с кухни выносили два ведра хлебных объедков, выносили, как лиш нее, на помойку. — СЛАВИК, не балуйся, Славин, перестань. Она говорила это изредка и, доволь ная, смеялась- Поднимала с пола кус ки хлеба и бросала в помойное ведро. А Славик не унимался. Он по-своему веселил молодую мать. И в ее голосе не было строгости. Она и мысли не до пускала, что это не хорошо, что не произвольно учит ребенка не уважать нелегкий труд хлебороба- — Мы свои деньги платили, — воз разила она на мое замечание, — а потом ведь выбросим на улицу — птица спасибо скажет.Ей тоже есть хочется. Тогда я вспомнил другой случай. Школьный. Один из учеников, чтобы показать себя перед ребятами «геро ем», взял у соседа по парте блин и бросил его в учительницу- В той семье, где воспитывался этот озорник, не было уважения к хлебу. Славик может вырасти таким же, и ему ничего не будет стоить бросить в учительни цу куском хлеба, оскорбить и препо давателя, и труд земледельца. НАША страна становится все бога че. Порой в труднейших условиях приходится вести борьбу за урожай. Человек выходит победителем- Но с каждым годом новая ставится перед земледельцами задача. В очередной пятилетке мы Должны увеличить сбор зерна с гектара не менее, чем на че тыре центнера. Богатеет страна. Но это не значит, что мы можем не счи таться с каждым куском хлеба, можем бросать его на землю, выбрасывать в помойки, использовать вместо салфе ток, откармливать им свиней. Не увяг жать хлеб, значит не иметь ни малей шего представления о труде хлеборо ба, не дорожить самым дорогим. А. ЛЫСИКОВ, корр. «Зари». С Р Е Д Н Е Е О Б Р А З О В А Н И Е - К А Ж Д О М У Основной предпосылкой ре ального перехода ко всеобщему среднему образованию является всеобщее восьмилетнее образова ние- Школы нашего района за последние годы достигли некото рых успехов в осуществлении восьмилетнего всеобуча.Если в 1959 году в первые классы по ступили 528 учащихся, а из восьмого класса в 1967 году выпустили 457 учащихся (или выпуск из восьмого по отноше нию к приему в первый составил 87 процентов), то в текущем го ду этот процент возрос до 96. Как же обстоит дело со строи тельством и ремонтом школ? Сданы в эксплуатацию Крас нопольская средняя школа на 320 мест (построенная на сред ства совхоза), пристройка к Краснинской средней школе, Епанчинский интернат. Капиталь но отремонтировано 11 школ, один школьный интернат, дет ский сад, открыто и оборудовано 64 учебных кабинета. По сравнению с прошлым го дом успеваемость возросла на 1,3 процента. Повышению успе ваемости способствовало усиле ние внутришкольного контроля со стороны директоров школ и работников РОНО: осущест влялся постоянный контроль за посещением уроков учащимися, выполнением режима дня, было организовано систематическое, с более углубленным анализом. посещение уроков учителей. Про верено фронтальным методом 3 средних школы, 12 восьмилет них, 38 начальных школ. Прово дилась также и тематическая проверка- В течение учебного го да трижды выполнялись конт рольные работы по текстам об ластного отдела народного обра зования и Министерства просве щения. Они дали возможность работникам РОНО и руководите лям школ проверить работу в(^х учителей в районе. Значительно укрепилась ма териальная база. Только за 1969 — 70 учебный год закуплено наглядных пособий и техничес ких средств на 30498 рублей. В этом деле большую помощь ока зали школам колхозы и совхозы района. Колхоз имени Калинина выделил 2100 рублей, имени Ле нина — 1600 и «Заветы Лени на» — 1000 рублей- Всего по лучено от колхозов и совхозов 18000 рублей. При каждой средней и вось милетней школах созданы уче нические производственные бри гады. Площадь учхозов состав ляет 52 гектара. Кроме того, об рабатываемая площадь в колхо зах и совхозах — 350 гектаров. Ученические бригады заработали 23 тысячи рублей. Теоретичес кие знания подкрепились прак тикой, способствовали выработ ке прочных трудовых навыков- После обсуждения обращения выпускников средних школ Во- ловского района ко всем вы пускникам Липецкой области в наших школах активизировалась работа по профессиональной ориентации. Проводились откры тые партийные и общешкольные собрания, на которых присутст вовали представители из хо зяйств, тематические вечера, «огоньки», встречи с работника ми сельскохозяйственного произ водства. Ребята изучали автоде ло и трактор. Из 195 выпускников 10 клас са поступили в сельскохозяйст венные институты 2 человека, в техникумы — 2, в городские профессионально - технические училища — 36, в сельские — 24, работают в колхозах и совхо зах — 24 человека. Из 533 выпускников 8 клас са учатся в сельхозтехникумах 14 человек, в профессионально-' технических училищах — 111, работают в колхозе 13 человек. В уборочную страду 73 ученика работали помощниками комбай неров, 168 помогали вывозить зерно, убирать сено, картофель, свеклу, овощи- Этот год отличается от преды дущих тем, что по новым програ- мам, кроме первых классов, обу чаются вторые и четвертые. В районе проделана определенная работа; спланированы организа ционные мероприятия, связан ные с введением новых программ в четвертых классах, сделан ин структаж учителям и руководи телям школ, проведена разъяс нительная работа среди населе ния. В результате стало возмож ным вывести четвертые классы на предметное преподавание в 24 из 36 начальных школ. В ос тальных 12 начальных (и 7 восьмилетних школах) осущест вить это пока нет возможности: отсутствуют интернаты и столо вые, не организован подвоз уча щихся. Только в 10 школах ор ганизована работа столовых. К этому учебному году открыто еще 5 столовых, имеется столько же буфетов- В восьми интерна тах организовано трехразовое питание. Сделано многое, но предстоит сделать ещё больше. При каждой средней школе необходимо по строить типовой интернат, укруп нить, сконцентрировать началь ные школы — количество их уменьшить ка половину. Большую работу предстоит проделать учителям школ наше го района по воплощению в жизнь закона о всеобщем сред нем образовании. С ВОЛКОВ, заведующий отделом народного образования. СВИНЯ РНИК в ы с о т о ю в 4 Э Т Л Ж Я Вчетверо можно увеличить производство свинины без рас ширения производственных пло щадей, если использовать техно логию, разработанную в олуст- верском совхозе-техникуме. Сгге- циалисты этого Зстонского хо зяйства создали оригинальный Свинарник. Необходимое оборудо вание сделали своими силами. Животные содержатся в станках, расположенных в четыре этажвс Кормление свиней и чистка станков механизированы. Установлен определенный по рядок размещения животных пО этажам- На самом верхнем нахо дится молодняк двухмесЛчного возраста. По мере вырастания поросенок «спускается» с этажа на этаж. В течение четырех ме сяцев он достигает требуемого для беконной свиньи 100-ки лограммового веса. Кстати ска зать, среднесуточные привесы здесь оказались выше, чем у животных, выращенных в обыч ных свинарниках. В Эстонии развертывается строительство крупных свино водческих комплексов. Внедре ние нового способа Содержания свиней позволит сократить раз меры производственных помеще ний. Одна свинарка ухаживает за 3 - -4 тысячами животных. (Кода ТАСС) Таллин. ^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz