Заря. 1970 г. (с. Красное)

Заря. 1970 г. (с. Красное)

2 9 _ о к т ^ 2 Я _ Ш 3 А р а 3 они, эти четверо рослых парней из сельского профессионально - техничес­ кого училища города Ельца, так и не назвали своих фамилий. Поняли, что нехорошо поступили, и не назвали. Стыдно было. Я знаю, они приехали в совхоз «Половневский» для того, что­ бы помочь в уборке картофеля. Им соз­ дали условия. Организовали бесплат­ ное питание. Хлеба брали из магазина сколько хотели. Оставались куски, и они бросались ими друг в друга- А иногда просто оставляли их на полу школьного класса, в котором ночевали. Через дорогу жил истопник школы. Его жена приходила с большим полот­ няным мешком и собирала хлеб. Поро­ сенку. Вот и в тот день, 11 октября, когда ельчане собирались уезжать из хозяйства, она, довольная, набрала полмешка. А отъезжающие в это вре­ мя смеялись и футболили банку из- под сгущенного молока- У них было хорошее настроение: только что вкус­ но пообедали и собирались уезжать. И не думали о кусках хлеба, брошенных на пол. В грязь- Кто они? Коренные горожане? Нет Родились и выросли в селе. Это я оп­ ределил по говору. Учиться поступили, видно, недавно. Были еще молоды и, конечно, не захватили, когда родители собирали весной прелый картофель, толкли его в деревянной ступе или приспособленном для этого цилиндре трактора, добавляли горсть плохо пе­ ремолотой ржи и пекли чибрики- Тог­ да это было едва ли не самым лучщим кущаньем. Особенно, если есть их пря­ мо со сковороды и с молоком. Только вот и чибриков-то не всегда удавалось покушать. А они брали хлеба побольше. На всякий случай, вдруг не хватит. Рас­ полосовывали буханку на 6— 8 час­ тей — большому куску рот радуется, — а потом выбрасывали. Когда жен­ щина с мешком ушла, один из них, с длинными ресницами, облегченно вздохнул- А я подумал о роди­ телях этих ребят, захвативших голо­ довку, знающих цену крошке хлеба. Если бы отец этого (с длинными рес­ ницами) застал сына за таким не­ пристойным занятием, он не сказал бы доброго слова. Кто он, отец, по про­ фессии — механизатор, комбайнер? Может быть, родители всех четверых выращивают хлеб. Их сыновья над­ ругались над самым святым. Может и не стоило бы эаводить раз­ говор на эту тему,если бы в нашей жизни это был единственный случай. К сожалению, есть и другие примеры пренебрежительного отношения к на­ шему хлебу насущному. ЭТУ женщину, деловую, хозяйствен- верное, никогда не приходилось выра­ щивать хлеб- Я вспомнил случай, кс- торый произошел несколько лет назад в нашей деревне. К Матвею Дмитриевичу Моторину приехал из Москвы внук, Валерка. Балуясь, он бросил на землю кусок недоеденной булки. Дед заставил его поднять, подозвал к себе- — Ты знаешь, как булки растут? Тот отрицательно покачал головой. — Сходи вон туда, в попе, посмот­ ри. Они сразу прямо на стеблях рас­ тут. Возьми сетку, принеси штук пять. Валерка побежал- И пришел ни с чем. На следующий день вместе с дру­ гими ребятами дед послал его возить И а б л о к н о т а ж у р н а л и с т а КУСОК ХЛЕБА ную, я не раз видел в хлебном мага­ зине Красного. Она вела себя незави­ симо и всегда приходила в магазин с объемистой сумкой- Ежедневно поку­ пала по 5— 6 буханок еще дымящего­ ся черного хлеба и направлялась к вы­ ходу. Однажды продавец поинтересова­ лась: — У вас, наверное, большая семья? — Вдвоем с мужем. Ты смотришь, хлеба много покупаю? Это поросенку. Да мы с Колей хорошо получаем-.. Последнее она сказала, видимо, для того, чтобы подчеркнуть, что живут они «на большую ногу» и ежедневная трата 60 копеек на поросенка для них ничего не стоит. — Дело-то в другом, зачем же пе­ ченый хлеб поросенку? Женщина посмотрела на меня как на человека, который сует нос не в свое дело, и, уходя, резко бросила: — Поросенка тоже надо кормить. А чем — мое дело. Она ушла, а я подумал, что ей на- от комбайнов зерно. Паренек работал до осени. Потом он очень смущался, когда напоминали случай с куском булки. Он понял цену хлеба- И уже, конечно, не поступает плохо. ЭТОТ же случай вспомнился мне второй раз, когда я забежал в чайную райцентра наскоро перекусить. За сто­ лом нас было трое: я и веселая влюб­ ленная парочка. Оба хорошо одеты, ели не спеша- Он и она отломили по кусочку ржаного хлеба и, вытерев ими ложки, бросйли в пепельницу. Пообе­ дав, вытерли хлебом губы, пятна жи­ ра на столе. Оставшиеся непочатыми два кусочка хлеба он бросил в тарел­ ку с недоеденным супом. Разломил пи­ рожок с повидлом, посмотрел и сделал с ним то же самое- Заметив мой осуж­ дающий взгляд, отвернулся и заторо­ пил ее: Пойдем, зайчонок, мы ведь за все полностью расплатились. И ушли, веселые, беззаботные, не считая свой поступок плохим. В это время я увидел через раздаточное ок­ но, что с кухни выносили два ведра хлебных объедков, выносили, как лиш­ нее, на помойку. — СЛАВИК, не балуйся, Славин, перестань. Она говорила это изредка и, доволь­ ная, смеялась- Поднимала с пола кус­ ки хлеба и бросала в помойное ведро. А Славик не унимался. Он по-своему веселил молодую мать. И в ее голосе не было строгости. Она и мысли не до­ пускала, что это не хорошо, что не­ произвольно учит ребенка не уважать нелегкий труд хлебороба- — Мы свои деньги платили, — воз­ разила она на мое замечание, — а потом ведь выбросим на улицу — птица спасибо скажет.Ей тоже есть хочется. Тогда я вспомнил другой случай. Школьный. Один из учеников, чтобы показать себя перед ребятами «геро­ ем», взял у соседа по парте блин и бросил его в учительницу- В той семье, где воспитывался этот озорник, не было уважения к хлебу. Славик может вырасти таким же, и ему ничего не будет стоить бросить в учительни­ цу куском хлеба, оскорбить и препо­ давателя, и труд земледельца. НАША страна становится все бога­ че. Порой в труднейших условиях приходится вести борьбу за урожай. Человек выходит победителем- Но с каждым годом новая ставится перед земледельцами задача. В очередной пятилетке мы Должны увеличить сбор зерна с гектара не менее, чем на че­ тыре центнера. Богатеет страна. Но это не значит, что мы можем не счи­ таться с каждым куском хлеба, можем бросать его на землю, выбрасывать в помойки, использовать вместо салфе­ ток, откармливать им свиней. Не увяг жать хлеб, значит не иметь ни малей­ шего представления о труде хлеборо­ ба, не дорожить самым дорогим. А. ЛЫСИКОВ, корр. «Зари». С Р Е Д Н Е Е О Б Р А З О В А Н И Е - К А Ж Д О М У Основной предпосылкой ре­ ального перехода ко всеобщему среднему образованию является всеобщее восьмилетнее образова­ ние- Школы нашего района за последние годы достигли некото­ рых успехов в осуществлении восьмилетнего всеобуча.Если в 1959 году в первые классы по­ ступили 528 учащихся, а из восьмого класса в 1967 году выпустили 457 учащихся (или выпуск из восьмого по отноше­ нию к приему в первый составил 87 процентов), то в текущем го­ ду этот процент возрос до 96. Как же обстоит дело со строи­ тельством и ремонтом школ? Сданы в эксплуатацию Крас­ нопольская средняя школа на 320 мест (построенная на сред­ ства совхоза), пристройка к Краснинской средней школе, Епанчинский интернат. Капиталь­ но отремонтировано 11 школ, один школьный интернат, дет­ ский сад, открыто и оборудовано 64 учебных кабинета. По сравнению с прошлым го­ дом успеваемость возросла на 1,3 процента. Повышению успе­ ваемости способствовало усиле­ ние внутришкольного контроля со стороны директоров школ и работников РОНО: осущест­ влялся постоянный контроль за посещением уроков учащимися, выполнением режима дня, было организовано систематическое, с более углубленным анализом. посещение уроков учителей. Про­ верено фронтальным методом 3 средних школы, 12 восьмилет­ них, 38 начальных школ. Прово­ дилась также и тематическая проверка- В течение учебного го­ да трижды выполнялись конт­ рольные работы по текстам об­ ластного отдела народного обра­ зования и Министерства просве­ щения. Они дали возможность работникам РОНО и руководите­ лям школ проверить работу в(^х учителей в районе. Значительно укрепилась ма­ териальная база. Только за 1969 — 70 учебный год закуплено наглядных пособий и техничес­ ких средств на 30498 рублей. В этом деле большую помощь ока­ зали школам колхозы и совхозы района. Колхоз имени Калинина выделил 2100 рублей, имени Ле­ нина — 1600 и «Заветы Лени­ на» — 1000 рублей- Всего по­ лучено от колхозов и совхозов 18000 рублей. При каждой средней и вось­ милетней школах созданы уче­ нические производственные бри­ гады. Площадь учхозов состав­ ляет 52 гектара. Кроме того, об­ рабатываемая площадь в колхо­ зах и совхозах — 350 гектаров. Ученические бригады заработали 23 тысячи рублей. Теоретичес­ кие знания подкрепились прак­ тикой, способствовали выработ­ ке прочных трудовых навыков- После обсуждения обращения выпускников средних школ Во- ловского района ко всем вы­ пускникам Липецкой области в наших школах активизировалась работа по профессиональной ориентации. Проводились откры­ тые партийные и общешкольные собрания, на которых присутст­ вовали представители из хо­ зяйств, тематические вечера, «огоньки», встречи с работника­ ми сельскохозяйственного произ­ водства. Ребята изучали автоде­ ло и трактор. Из 195 выпускников 10 клас­ са поступили в сельскохозяйст­ венные институты 2 человека, в техникумы — 2, в городские профессионально - технические училища — 36, в сельские — 24, работают в колхозах и совхо­ зах — 24 человека. Из 533 выпускников 8 клас­ са учатся в сельхозтехникумах 14 человек, в профессионально-' технических училищах — 111, работают в колхозе 13 человек. В уборочную страду 73 ученика работали помощниками комбай­ неров, 168 помогали вывозить зерно, убирать сено, картофель, свеклу, овощи- Этот год отличается от преды­ дущих тем, что по новым програ- мам, кроме первых классов, обу­ чаются вторые и четвертые. В районе проделана определенная работа; спланированы организа­ ционные мероприятия, связан­ ные с введением новых программ в четвертых классах, сделан ин­ структаж учителям и руководи­ телям школ, проведена разъяс­ нительная работа среди населе­ ния. В результате стало возмож­ ным вывести четвертые классы на предметное преподавание в 24 из 36 начальных школ. В ос­ тальных 12 начальных (и 7 восьмилетних школах) осущест­ вить это пока нет возможности: отсутствуют интернаты и столо­ вые, не организован подвоз уча­ щихся. Только в 10 школах ор­ ганизована работа столовых. К этому учебному году открыто еще 5 столовых, имеется столько же буфетов- В восьми интерна­ тах организовано трехразовое питание. Сделано многое, но предстоит сделать ещё больше. При каждой средней школе необходимо по­ строить типовой интернат, укруп­ нить, сконцентрировать началь­ ные школы — количество их уменьшить ка половину. Большую работу предстоит проделать учителям школ наше­ го района по воплощению в жизнь закона о всеобщем сред­ нем образовании. С ВОЛКОВ, заведующий отделом народного образования. СВИНЯ РНИК в ы с о т о ю в 4 Э Т Л Ж Я Вчетверо можно увеличить производство свинины без рас­ ширения производственных пло­ щадей, если использовать техно­ логию, разработанную в олуст- верском совхозе-техникуме. Сгге- циалисты этого Зстонского хо­ зяйства создали оригинальный Свинарник. Необходимое оборудо­ вание сделали своими силами. Животные содержатся в станках, расположенных в четыре этажвс Кормление свиней и чистка станков механизированы. Установлен определенный по­ рядок размещения животных пО этажам- На самом верхнем нахо­ дится молодняк двухмесЛчного возраста. По мере вырастания поросенок «спускается» с этажа на этаж. В течение четырех ме­ сяцев он достигает требуемого для беконной свиньи 100-ки­ лограммового веса. Кстати ска­ зать, среднесуточные привесы здесь оказались выше, чем у животных, выращенных в обыч­ ных свинарниках. В Эстонии развертывается строительство крупных свино­ водческих комплексов. Внедре­ ние нового способа Содержания свиней позволит сократить раз­ меры производственных помеще­ ний. Одна свинарка ухаживает за 3 - -4 тысячами животных. (Кода ТАСС) Таллин. ^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz