Заря. 1970 г. (с. Красное)

Заря. 1970 г. (с. Красное)

З А Р Я 20 июня 1970 г. У» 73 [4155} П РО П А ГАН Д И С ТЫ Д Е А Я Т С Я ОПЫТОМ Алексей Иванович Скворцов — один из лучших механиза­ торов колхоза имени -Калини­ на. В прошлом году Алексею Ивановичу дали . новый «К-700». Могучая машина в умелых руках не знает просто­ ев. С весны Алексей Иванович возил щебень на строительст­ во кормокухни в д. Засосенка, на ремонт дорог. Весом вклад механизатора на вывозке мест­ ных удобрений на поля. Он де- .лает по 20 рейсов на расстоя­ ние 2—3 километра. . На снимке: А. И. СКВОРЦОВ. Фото А. Козлова. Р е з е р в ы — в д е й с т в и е ! Письмо ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ «Об улучшении ис­ пользования резервов произ ­ водства и усилении режима экономии в народном хозяйст­ ве» работники комбината бы­ тового обслуживания обсудили в марте текущего года. На общем собрании бытови­ ки высказались за повышение производительности труда. С этой целью решено было вне­ дрить бригадный метод произ­ водства. На опыте других пред­ приятий коллектив комбината убедился в том, что с внедрени­ ем бригадного метода повыша­ ется производительность труда, рациональнее используется тех­ ника. Кроме того, решили вне­ дрить кооперативные связи по индивидуальному пошиву и ре­ монту одежды, радио-и телеап­ паратуры, крашению и хим­ чистке одежды, изготовлению металлоизделий и другое. Прошло несколько месяцев. Бригадный метод внедрен толь­ ко в районном центре, перифе­ рийные цеха работают по-преж­ нему. Комплексный пункт по приему заказов организован один, в колхозе «Родина». Ра­ зумно ли это? Если иметь в виду глубинное село, то—да. От­ даленность от центра говорит о Глубокое знание преподавае­ мого материала, широкая эру­ диция пропагандиста — это да­ леко не все, что должно обес­ печить эффективность проводи­ мых занятий. Необходимы так­ же творческий подход к делу, знание аудитории, методов пе­ редачи материала. Скажем, излагается новая те.ма, слушается она с интере­ сом, Но это пока внешний ин­ терес. Вот его-то необходимо закрепить, сделать постоянной, духовной потребностью знать больше, лучше, г.тубже. Важнейшим средством вовле­ чения слушате.чей в учебную работу являются наглядные пособия, технические сред­ ства, местный материал. В. И. Ленин придавал большое зна­ чение принципу наглядности в партийной пропаганде. Кратко расскажу о том, как использовались мною эти сред­ ства в учебной работе с ком- .мунистами первой бригады колхоза имени Крупской. Диа­ фильмы, проигрыватель, магни­ тофон — этот арсенал средств имеется в школе и в меру воз­ можности используется на за­ нятиях. Общеобразовательная под­ готовка слушателей невысокая — 5 — 8 классов, изучаемый материал довольно сложный. Естественно, что лекцию в два часа выслушать трудно, просто невозможно. Вот тут-то на по­ мощь приходят диафи.льмы. Изучив литературу по теме предстоящих занятий, сплани­ ровав их, подбираю диафильм, просматриваю его. Предвари­ тельный просмотр, по-моему, необходим для бо.лее умелого его использования, помогает заранее составить убедительное комментирование. Использо­ вать весь фильм или его от­ Н а г л я д н ы е п о с о б и я н а з а н я т и я х дельные кадры — это зависит от характера изучаемого ма­ териала и содержания фильма. Главное в том, чтобы просмотр фильма на занятии не превра-, тился в развлечение. Вспоминается, как при изу­ чении работы В. И. Ленина «Карл Маркс» слушатели с удовольствием просмотрели диапозитивы, рассказываю­ щие о жизни и деятельности основателя научного комму­ низма. Это в значительной сте­ пени помогло разобраться в со­ держании работы В. И. Лени­ на. Наиболее прочному усвое­ нию учебного материала лучше всего помогает демонстрация фильма в процессе рассказа. Комментировать каждый кадр нет воз.можности, поэтому об­ ращаю внимание с.лушателей на те, которые представляют наибольший интерес, помогают ярче раскрыть излагаемую- тему. После просмотра предла­ гаю слушателям сделать запи­ си наиболее важного, интерес­ ного. Диафиль.мы всегда полезны, а иногда просто необходимы при изучении трудных тем. Приведу пример. Тема: «Как развивается общество». Слу­ шатели должны уяснить слож­ ные понятия: «Производитель­ ные силы», «Производственные отношения», «Общественно­ экономическая формация», «Классы», «Классовая борь­ ба» и другие. Лекция сопро­ вождается показом диафильма «Как развивается общество». Обращаю внимание слушате­ лей на кадр: крестьянин стоит на одной ноге. Клочок земли так мал, что вторую поставить некуда. Комментирую кадр: производственные отношения определяются тем классом, в чьих руках сосредоточены средства производства. Показ последующих кадров и ком­ ментарии к ним помогают слу­ шателям образно представить конкретное содержание наз­ ванных понятий. Использование диафильмов допустимо, на мой взгляд, на всех этапах занятия. Редко какие занятия прохо­ дили без физических или поли­ тических карт, схем, диаграмм и других пособий. Доступные несложные приходилось гото­ вить самому, привлекать слу­ шателей к их изготовлению. Большое значение в работе пропагандиста имеют местные материалы. Умелое их исполь­ зование помогает укреплению связи партийной учебы с жизнью, повышает активность слушателей, дает возможность лучше понять роль бригады, колхоза, района в решении за­ дач коммунистического строи­ тельства. Собственная практика подт­ верждает высказанное мнение. Разными путями и из разных источников удавалось собирать такие материалы. Это цифры и факты из лекций и докладов на семинарах пропагандистов, за­ писи и вырезки из районной и областной газет. Хороший материал о Липецком крае, о его революционном прошлом печатается в журнале «Поли­ тическая информация». С удовольствием читаю его и пользуюсь при проведении за­ нятий. Все эти средства помогают лучше преподнести сложный материал, делают его понят­ ным, приближают к нашим буд­ ничным практическим делам, настраивают на их успешное решение. Надо отметить, что комму­ нисты первой бригады (слуша­ тели школы) Являются приме- ро.м в решении различных за­ дач на всех участках производ­ ства. Политически грамотны.м, настойчиво работающим над собой является бригадир комп­ лексной бригады М. В. Доро­ феев. Активна на занятиях, трудолюбива на производстве 3. А. Кононыхина. В прошло.м году она собрала с гектара 200 центнеров сахарной свеклы. 3. А. Кононыхина учится заоч­ но в Липецкой средней школе. Исполнительны, добросовестны в работе Ф. В. Суховерхое, .4. Н. Сапрыкин, В, М. Доро­ феев. В повышении трудовой ак­ тивности бесспорна роль поли-, тических занятий и самообра­ зовательной работы. Но оче­ видно и то, что в наших заня­ тиях, в производственных делах слушателей еще немало су­ щественных недостатков. Это обязывает нас, пропагандистов, работать еще лучше, упорно, настойчиво изучать ленинизм — великое духовное богатство, сокровищницу политических знаний. Д. ЧЕРНЫХ, руководитель школы основ марксизма - ленинизма при парторганизации первой бригады колхоза имени Крупской. Резервы... в резерве 1 Ы Л Т Г Г -- ------- --------------- * то.м, что именно здесь следует организовать пункт бытового обслуживания. Если же иметь в виду тот факт, что комбинат — хозрасчетное предприятие, то такой пункт следовало бы организовать в Ищеине. В этом селе можно больше собрать за­ явок, а заведующему пунктом регулярно выезжать в окрест­ ные села (в том числе и в Сер- гиевку) для организации зака­ зов на выполнение различных услуг. Но, как объяснили в комбинате, такой пункт в Ище­ ине трудно организовать из-за того, что в колхозе имени Крупской трудно подобрать за­ ведующего. Что касается спе­ циального помещения, то его нет ни в Ищеине, ни в Серги- евке. В Дрезгалове также не орга­ низован комплексный пункт на оформление заказов и тоже из- за отсутствия заведующего. Практически эта работа не сдвинулась с мертвой точки. Приемный пункт в колхозе «Родина» организован совсем недавно, и сейчас трудно пре­ дугадать, какая польза от не­ го будет в ближайшее время. Пока сбор заказов делается с помощью мастера, разъезжаю­ щего по району на специаль­ ной машине. Но это до тех пор, пока не испортилась дорога. Из этого следует, что администра­ ции комбината надо приложить ■максимум усилий для органи­ зации комплексных пунктов в нескольких селах района. — С планами комбинат справляется успешно, —расска­ зывает секретарь парторгани­ зации экономист В. Д. Коняе­ ва. — И за первый квартал, и за пять месяцев мы имеем вы­ сокие показатели. Несколько хуже дела пошли в июне, но это объясняется те.м, что ра­ ботники комбината были отвле­ чены на полевые работы. Все мероприятия, намеченные при обсуждении Письма, выполня­ ются, за исключением несколь­ ких видов бытовых услуг. Все ли? — Почему в комбинате не практикуется срочный ремонт обуви? — Видите ли, за срочный ремонт берется надбавка в раз­ мере 30 процентов, а это так трудно доказывать заказчи­ кам... Это уже просто наивный от­ вет. Сапожный цех из года в год тянет вниз производствен­ ные показатели всего коллек­ тива работников, и также из года в год работа этого цеха выпадает из поля зрения руко­ водителей комбината. Зачем, спрашивается, «доказывать» заказчиком 30-процентную надбавку.когда она указана в прейскуранте. Еще несколько слов о бри­ гадном методе, в свое время наделавшем много шума. Главный бухгалтер комбината 3. П. Акиньшина уверяла’ что этот способ производства бу­ дет способствовать снижению себестоимости выпускаемой продукции примерно на 10 процентов. Такое заверение трудно ос­ паривать, если иметь в виду четкую организацию труда при новом методе. Однако этого не случилось. Бригадный спо­ соб предполагает прежде всего специализацию на отдельных участках производства, умень­ шение количества швейных ма­ шин с целью более эффектив­ ного их использования. Так было задумано. Нес­ колько швейных машин спеш­ но перетащили со второго эта­ жа на первый. Но отправить их на периферийные цеха не пришлось: пошел разговор о том, чтобы мастерские реорга­ низовать в комплексные пунк­ ты по приему заказов. Органи­ зация таких пунктов затяну­ лась, и машины тем же поряд­ ком возвратились восвояси. На них начисляется амортизация, используются они от случая к случаю, и себестоимость про­ дукции снизилась не на 10, а всего... на два процента. Что касается производитель­ ности, то она повысилась толь­ ко у мастеров, работающих бригадным методом, на 4 про­ цента. Как же усилился режим эко­ номии? Если не иметь в виду экономию за счет отходов про­ изводства (за пять месяцев «сколотили» 30—40 рублей за* счет сдачи обрезков в макула- ■туру), то и говорить не о чем. Горючее не экономится, элек­ троэнергия перерасходуется. Зот и получается, что в ком­ бинате прочитали Письмо, об­ судили его, а намеченные (кстати, весьма слабенькие) ме­ роприятия выполняются дале­ ко не успешно. М. НИКОЛАЕВ. ^ 21 июня исполняется 60 лет со дня рождения выдаю­ щегося советского поэта Алек­ сандра Трифоновича Твардов­ ского. Он известен как автор многих произведений, особенно поэм «Страна Муравия» (1936), «Василий Теркин. Кни­ га про бойца» (1942 — 1945), «Дом у дороги» (1946), «За далью-даль» (1958—1960). А. Т. Твардовский — лау­ реат Государственных премий, в 1961 году ему была присуж­ дена Ленинская премия. Фотохроника ТАСС ШЕешметсл о б л и к д е р е в е н ь с кажды-ч Г 0 Д 0 .Ч все больше преображаются усадьбы сов.чоза «Краснинский». На .месте дере­ вянных бараков стоят многоквар­ тирные кирпичные дома. Своеобразный микрорайон вы­ рос за последние годы в одном из садов центра.льной усадьбы. Добротные двух-трехквартирныё дома образовали несколько не­ больших улиц. Вровень с де­ ревьями «растут» телевизион­ ные антенны. Рабочие и служа­ щие получили хорошие, простор­ ные квартиры. Почти все они га- ;шфицированы. В минувшем году ■за счет совхоза в домах рабочих было установлено 60 газовых плит. В этом году совхоз выделил 7,5 тысяч рублей на газифика­ цию квартир рабочих. Намечено установить еще 50 плит. Интенсивное строительство ве­ дется не только на центральной усадьбе. Год назад был построен интернат на 50 человек при Ни­ колаевской школе. Три семьи ра­ бочих .этого отделения пересели­ лись в новые квартиры. Построен медпункт. Новые здания выросли- в деревнях Александровна и Зна­ менка. И. КАБАНОВ, председатель Александровско­ го сельского Совета.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz