Заря. 1970 г. (с. Красное)
З А Р Я 20 июня 1970 г. У» 73 [4155} П РО П А ГАН Д И С ТЫ Д Е А Я Т С Я ОПЫТОМ Алексей Иванович Скворцов — один из лучших механиза торов колхоза имени -Калини на. В прошлом году Алексею Ивановичу дали . новый «К-700». Могучая машина в умелых руках не знает просто ев. С весны Алексей Иванович возил щебень на строительст во кормокухни в д. Засосенка, на ремонт дорог. Весом вклад механизатора на вывозке мест ных удобрений на поля. Он де- .лает по 20 рейсов на расстоя ние 2—3 километра. . На снимке: А. И. СКВОРЦОВ. Фото А. Козлова. Р е з е р в ы — в д е й с т в и е ! Письмо ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ «Об улучшении ис пользования резервов произ водства и усилении режима экономии в народном хозяйст ве» работники комбината бы тового обслуживания обсудили в марте текущего года. На общем собрании бытови ки высказались за повышение производительности труда. С этой целью решено было вне дрить бригадный метод произ водства. На опыте других пред приятий коллектив комбината убедился в том, что с внедрени ем бригадного метода повыша ется производительность труда, рациональнее используется тех ника. Кроме того, решили вне дрить кооперативные связи по индивидуальному пошиву и ре монту одежды, радио-и телеап паратуры, крашению и хим чистке одежды, изготовлению металлоизделий и другое. Прошло несколько месяцев. Бригадный метод внедрен толь ко в районном центре, перифе рийные цеха работают по-преж нему. Комплексный пункт по приему заказов организован один, в колхозе «Родина». Ра зумно ли это? Если иметь в виду глубинное село, то—да. От даленность от центра говорит о Глубокое знание преподавае мого материала, широкая эру диция пропагандиста — это да леко не все, что должно обес печить эффективность проводи мых занятий. Необходимы так же творческий подход к делу, знание аудитории, методов пе редачи материала. Скажем, излагается новая те.ма, слушается она с интере сом, Но это пока внешний ин терес. Вот его-то необходимо закрепить, сделать постоянной, духовной потребностью знать больше, лучше, г.тубже. Важнейшим средством вовле чения слушате.чей в учебную работу являются наглядные пособия, технические сред ства, местный материал. В. И. Ленин придавал большое зна чение принципу наглядности в партийной пропаганде. Кратко расскажу о том, как использовались мною эти сред ства в учебной работе с ком- .мунистами первой бригады колхоза имени Крупской. Диа фильмы, проигрыватель, магни тофон — этот арсенал средств имеется в школе и в меру воз можности используется на за нятиях. Общеобразовательная под готовка слушателей невысокая — 5 — 8 классов, изучаемый материал довольно сложный. Естественно, что лекцию в два часа выслушать трудно, просто невозможно. Вот тут-то на по мощь приходят диафи.льмы. Изучив литературу по теме предстоящих занятий, сплани ровав их, подбираю диафильм, просматриваю его. Предвари тельный просмотр, по-моему, необходим для бо.лее умелого его использования, помогает заранее составить убедительное комментирование. Использо вать весь фильм или его от Н а г л я д н ы е п о с о б и я н а з а н я т и я х дельные кадры — это зависит от характера изучаемого ма териала и содержания фильма. Главное в том, чтобы просмотр фильма на занятии не превра-, тился в развлечение. Вспоминается, как при изу чении работы В. И. Ленина «Карл Маркс» слушатели с удовольствием просмотрели диапозитивы, рассказываю щие о жизни и деятельности основателя научного комму низма. Это в значительной сте пени помогло разобраться в со держании работы В. И. Лени на. Наиболее прочному усвое нию учебного материала лучше всего помогает демонстрация фильма в процессе рассказа. Комментировать каждый кадр нет воз.можности, поэтому об ращаю внимание с.лушателей на те, которые представляют наибольший интерес, помогают ярче раскрыть излагаемую- тему. После просмотра предла гаю слушателям сделать запи си наиболее важного, интерес ного. Диафиль.мы всегда полезны, а иногда просто необходимы при изучении трудных тем. Приведу пример. Тема: «Как развивается общество». Слу шатели должны уяснить слож ные понятия: «Производитель ные силы», «Производственные отношения», «Общественно экономическая формация», «Классы», «Классовая борь ба» и другие. Лекция сопро вождается показом диафильма «Как развивается общество». Обращаю внимание слушате лей на кадр: крестьянин стоит на одной ноге. Клочок земли так мал, что вторую поставить некуда. Комментирую кадр: производственные отношения определяются тем классом, в чьих руках сосредоточены средства производства. Показ последующих кадров и ком ментарии к ним помогают слу шателям образно представить конкретное содержание наз ванных понятий. Использование диафильмов допустимо, на мой взгляд, на всех этапах занятия. Редко какие занятия прохо дили без физических или поли тических карт, схем, диаграмм и других пособий. Доступные несложные приходилось гото вить самому, привлекать слу шателей к их изготовлению. Большое значение в работе пропагандиста имеют местные материалы. Умелое их исполь зование помогает укреплению связи партийной учебы с жизнью, повышает активность слушателей, дает возможность лучше понять роль бригады, колхоза, района в решении за дач коммунистического строи тельства. Собственная практика подт верждает высказанное мнение. Разными путями и из разных источников удавалось собирать такие материалы. Это цифры и факты из лекций и докладов на семинарах пропагандистов, за писи и вырезки из районной и областной газет. Хороший материал о Липецком крае, о его революционном прошлом печатается в журнале «Поли тическая информация». С удовольствием читаю его и пользуюсь при проведении за нятий. Все эти средства помогают лучше преподнести сложный материал, делают его понят ным, приближают к нашим буд ничным практическим делам, настраивают на их успешное решение. Надо отметить, что комму нисты первой бригады (слуша тели школы) Являются приме- ро.м в решении различных за дач на всех участках производ ства. Политически грамотны.м, настойчиво работающим над собой является бригадир комп лексной бригады М. В. Доро феев. Активна на занятиях, трудолюбива на производстве 3. А. Кононыхина. В прошло.м году она собрала с гектара 200 центнеров сахарной свеклы. 3. А. Кононыхина учится заоч но в Липецкой средней школе. Исполнительны, добросовестны в работе Ф. В. Суховерхое, .4. Н. Сапрыкин, В, М. Доро феев. В повышении трудовой ак тивности бесспорна роль поли-, тических занятий и самообра зовательной работы. Но оче видно и то, что в наших заня тиях, в производственных делах слушателей еще немало су щественных недостатков. Это обязывает нас, пропагандистов, работать еще лучше, упорно, настойчиво изучать ленинизм — великое духовное богатство, сокровищницу политических знаний. Д. ЧЕРНЫХ, руководитель школы основ марксизма - ленинизма при парторганизации первой бригады колхоза имени Крупской. Резервы... в резерве 1 Ы Л Т Г Г -- ------- --------------- * то.м, что именно здесь следует организовать пункт бытового обслуживания. Если же иметь в виду тот факт, что комбинат — хозрасчетное предприятие, то такой пункт следовало бы организовать в Ищеине. В этом селе можно больше собрать за явок, а заведующему пунктом регулярно выезжать в окрест ные села (в том числе и в Сер- гиевку) для организации зака зов на выполнение различных услуг. Но, как объяснили в комбинате, такой пункт в Ище ине трудно организовать из-за того, что в колхозе имени Крупской трудно подобрать за ведующего. Что касается спе циального помещения, то его нет ни в Ищеине, ни в Серги- евке. В Дрезгалове также не орга низован комплексный пункт на оформление заказов и тоже из- за отсутствия заведующего. Практически эта работа не сдвинулась с мертвой точки. Приемный пункт в колхозе «Родина» организован совсем недавно, и сейчас трудно пре дугадать, какая польза от не го будет в ближайшее время. Пока сбор заказов делается с помощью мастера, разъезжаю щего по району на специаль ной машине. Но это до тех пор, пока не испортилась дорога. Из этого следует, что администра ции комбината надо приложить ■максимум усилий для органи зации комплексных пунктов в нескольких селах района. — С планами комбинат справляется успешно, —расска зывает секретарь парторгани зации экономист В. Д. Коняе ва. — И за первый квартал, и за пять месяцев мы имеем вы сокие показатели. Несколько хуже дела пошли в июне, но это объясняется те.м, что ра ботники комбината были отвле чены на полевые работы. Все мероприятия, намеченные при обсуждении Письма, выполня ются, за исключением несколь ких видов бытовых услуг. Все ли? — Почему в комбинате не практикуется срочный ремонт обуви? — Видите ли, за срочный ремонт берется надбавка в раз мере 30 процентов, а это так трудно доказывать заказчи кам... Это уже просто наивный от вет. Сапожный цех из года в год тянет вниз производствен ные показатели всего коллек тива работников, и также из года в год работа этого цеха выпадает из поля зрения руко водителей комбината. Зачем, спрашивается, «доказывать» заказчиком 30-процентную надбавку.когда она указана в прейскуранте. Еще несколько слов о бри гадном методе, в свое время наделавшем много шума. Главный бухгалтер комбината 3. П. Акиньшина уверяла’ что этот способ производства бу дет способствовать снижению себестоимости выпускаемой продукции примерно на 10 процентов. Такое заверение трудно ос паривать, если иметь в виду четкую организацию труда при новом методе. Однако этого не случилось. Бригадный спо соб предполагает прежде всего специализацию на отдельных участках производства, умень шение количества швейных ма шин с целью более эффектив ного их использования. Так было задумано. Нес колько швейных машин спеш но перетащили со второго эта жа на первый. Но отправить их на периферийные цеха не пришлось: пошел разговор о том, чтобы мастерские реорга низовать в комплексные пунк ты по приему заказов. Органи зация таких пунктов затяну лась, и машины тем же поряд ком возвратились восвояси. На них начисляется амортизация, используются они от случая к случаю, и себестоимость про дукции снизилась не на 10, а всего... на два процента. Что касается производитель ности, то она повысилась толь ко у мастеров, работающих бригадным методом, на 4 про цента. Как же усилился режим эко номии? Если не иметь в виду экономию за счет отходов про изводства (за пять месяцев «сколотили» 30—40 рублей за* счет сдачи обрезков в макула- ■туру), то и говорить не о чем. Горючее не экономится, элек троэнергия перерасходуется. Зот и получается, что в ком бинате прочитали Письмо, об судили его, а намеченные (кстати, весьма слабенькие) ме роприятия выполняются дале ко не успешно. М. НИКОЛАЕВ. ^ 21 июня исполняется 60 лет со дня рождения выдаю щегося советского поэта Алек сандра Трифоновича Твардов ского. Он известен как автор многих произведений, особенно поэм «Страна Муравия» (1936), «Василий Теркин. Кни га про бойца» (1942 — 1945), «Дом у дороги» (1946), «За далью-даль» (1958—1960). А. Т. Твардовский — лау реат Государственных премий, в 1961 году ему была присуж дена Ленинская премия. Фотохроника ТАСС ШЕешметсл о б л и к д е р е в е н ь с кажды-ч Г 0 Д 0 .Ч все больше преображаются усадьбы сов.чоза «Краснинский». На .месте дере вянных бараков стоят многоквар тирные кирпичные дома. Своеобразный микрорайон вы рос за последние годы в одном из садов центра.льной усадьбы. Добротные двух-трехквартирныё дома образовали несколько не больших улиц. Вровень с де ревьями «растут» телевизион ные антенны. Рабочие и служа щие получили хорошие, простор ные квартиры. Почти все они га- ;шфицированы. В минувшем году ■за счет совхоза в домах рабочих было установлено 60 газовых плит. В этом году совхоз выделил 7,5 тысяч рублей на газифика цию квартир рабочих. Намечено установить еще 50 плит. Интенсивное строительство ве дется не только на центральной усадьбе. Год назад был построен интернат на 50 человек при Ни колаевской школе. Три семьи ра бочих .этого отделения пересели лись в новые квартиры. Построен медпункт. Новые здания выросли- в деревнях Александровна и Зна менка. И. КАБАНОВ, председатель Александровско го сельского Совета.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz