Заря. 1969 г. (с. Красное)

Заря. 1969 г. (с. Красное)

З А Р Я 20 ноября 1969 г. № 137 [40651 ВЕЛИК]ИЙ ]1ЕРЕЛОМ Год 1932-й Глава 17-я В бы вш ей ц е р ко в но й с т о р о ж к е К АК-ТО меня спросили, помню ли я начало тридцатых годов. Могу ли я забыть их, эти теперь уже да­ лекие во времени, но все же близкие мне по судьбе годы. Именно они решили многое в нгизни: работу, призвание, путь, которым нужно пройти так, «чтобы не было мучитель­ но больно, за бесцельно прожи­ тые годы...» 1932-й год я встретила в де­ ревне Монаенки, куда приеха­ ла несколькими месяцами раньше после педагогических курсов в городе Лебедяни. 1а лет. Учительница. Так на­ чалась моя дорога в народном образовании, по которой иду до сих пор. V.й». Что это было за время? Кол­ хозы в основном были органи­ зованы, жизнь понемногу вро­ де бы и налаживалась. Были, конечно, еще и единоличные хояйства, и частная торговле но самой главной проблемой того времени, во всяком случае на селе, стала проблема обра­ зования. Принятое правитель­ ством решение покончить с безграмотностью, введение все­ общего начального образования обусловили всю нашу деятель­ ность. . V 13 АЗМЕЩАЛАСЬ наша ^ школа в бывшей цер­ ковной сторожке, тесной и не­ уютной. О нормальном освеще­ нии и думать нечего. Днем в двух комнатах - классах шли занятия с младшими. Между прочим, среди них были и юно­ ши 15—16 лет, что в общем- то не облегчало обстановку, а осложняло. Не раз мы с учи­ тельницей А. Ф. Монаенковой, с которой вместе работали, вы­ нуждены были подолгу объяс­ нять ребятам, особенно тем, кто постарше, вред религиоз­ ных предрассудков и частно­ собственнических замашек. которые время от времени проявлялись у них. Причин и фактов, способствующих этому, было предостаточно. Деятельно «трудились» церковники (цер­ ковь по-прежнему была дейст­ вующей), засоряли головы при­ хожан, как могли. Проповеди отражались и на учащейся мо­ лодежи, каждый верующий соот­ ветствующим образом настав­ лял своего дитяти «на путь истинный». В школе же было все наоборот: Сказывалась на работе не­ приязнь церкви, которая еще более усилилась после того, как в сторожке открыли школу. Но открыто свои чувства слу­ жители не показывали, а иног­ да в выходной, в воскресенье, и сам поп заходил в школу. Казалось бы, что ему у нас де­ лать, однако на этот счет пла­ ны у «батющк.и» были особые. Все он хотел нас хитростью взять, уговаривал да увещевал, что неправы-де мы, что заблу­ ждаемся, что зря молодежь якобы не делу учим, зря закон божий забыли, и так далее ясно, о чем мог поп говорить е учителями, которые у него из- под ног почву выбивают. Только бесполезно он свои проповеди нам читал. Да и по­ думал бы поп сначала, кому он закон божий преподносит. Мне 18, из простых крестьян, на революции воспитывалась, после нее выросла. А Алек­ сандра Федоро'вна, которой в ту пору исполнилось 45 лет, — опытная сельская учитель­ ница, хорошо помнившая ста­ рорежимные порядки и всей душой ненавидевшая их. Д АЖЕ В ТЕ годы она не могла без слез расска­ зывать об учебе в учительской гимназии. Сама она из бедной крестьянской семьи, лопала в гимназию благодаря своим большим способностям. И там ока училась хорошо, но радо­ сти было мало, больше слез. Среди гимназисток одна Саща из крестьян, остальные из бо­ гатых семей. Ходили они раз­ ряженные, веселые, беспечные, учились многие неважно. А Са­ ша была девушка спокойная, аккуратная, умная, науки да­ вались ей легко, йз-за всего этого и пришлась она им «не ко двору». Часто, как часто они портили Саше настроение и, издеваясь, бросали; «Наво­ зом пахнет»... Так поп ничего от нас и не добился. ...Кончались дневные заня­ тия, и через несколько часов классные комнаты заполнялись другими учениками: парни в картузах на макушке, девушки в разноцветных платках, муж­ чины, женщины, у которых бы­ ла возможность прийти вече­ ром в школу. Надо сказать, не всегда было легко добиться, чтобы шли в школу, иногда не­ делями приходилось уговари­ вать. И все-таки желащщнх оял§- деть грамотой было много, Ц- больше всего, конечно, из мо­ лодежи. А после .заняуий, позд­ ним вечером, из бывшей деря ковной сторожки слышались веселые переборы гармоники, звонкие частушки и перепляс: парни и девушки отдыхали по­ сле трудового и школьно­ го дня. Мы, учителя, с удовольствием разрешали им это: и люди лучше сближают­ ся, и к нам в школу охотнее идут. А те, кто имел бальшно семьи, кто и при желании не мог прийти в школу, учились дома. Придешь, бывало, по­ позднее, хозяева еще с делами не разделались —то резку ко­ рове режут, то по дому управ­ ляются — расскажешь что-ни­ будь сначала, а потом уж и и азбуке перейдешь. И сколько их было, таких вечеров! Обуча­ ли грамоте на дому, кроме учителей, культармейцы— наи­ более способные из наших уча­ щихся, активисты и заведовав­ ший в то время избой-читаль­ ней в Монаенках Василий Ко­ лесов. ^ Ы, УЧИТЕЛЯ, занима- лись не только шко­ лой, не только обучением гра­ моте, Читали лекции, в бесе­ дах разъясняли обстановку в стране, помогали проводить за­ готовку продуктов у населения. Не легкое это было дело! Как сейчас помню: соберем, быва­ ло, обоз с зерном, за околицу проводим, казалось бы, все чин по чину, нечего беспоко­ иться. А потом выясняется: не доеха.л кое-кто. В чем дело, почему? И начинаются отговор­ ки: то ось сломалась, то коле­ со рассыпалось... Через день- два — снова в путь. И не раз так. Много было у меня трудно­ стей и в школе, и в обществен­ ной работе. На всю жизнь ос­ танется в душе моей глубокая благодарность А. А>. Монаен­ ковой, которая помогала мне во всем. т РИДЦАТЬ с лишним ^ лет прошло с тех пор. Очень изменилась жизнь, и лю­ ди стали другими. Мои учени­ ки из д. Монаенки уже люди зрелого возраста. Так, П. Кре- тов стал военным, М. Сотни­ ков. — партийным работником, А. Сотникова, С. Шумская, и 3 .Сотникова — педагоги. А. Щумский работает сейчас в колхозе «5!ветлый путь>>. Кста­ ти, мне очень ртрадн{ 0 , что § его семье трое педагогов: жена и сын работают, еще один сын готовится стать учителем. Все, кого мы с Александрой Федоровной учили в тот дале­ кий 1932-й год .твердо идут по жизни, строят ее, создают свет­ лое будущее для потомков. Те­ перь, после стольких лет, я мо­ гу сказать, что семена света и знаний попали в благодатную почву. О. ВАСИЛЬЕВА, председатель районног.р отде­ ления педагогического обще­ ства. П р а з д н и к университета Азербайджанскому государ­ ственному университету имени С. М. Кирова— 50 лет. Дипломы первого в республике вуза полу­ чили свыше 25 тысяч человек. Ныне на вечернем и заочном от­ делениях 13 его факультетов 36 специальностям обучается 6.556 человек. В Азербайджанском государ­ ственном университете педагоги­ ческую и научную работу ведут 660 человек. Среди них — 74 доктора наун и профессора, семе­ ро из которых являются академи­ ками и семеро — членами-кор- респондентами Академии наук Азербайджана; 340 доцентов и кандидатов наук. Юбилей университета приоб­ рел особую значимость еще и потому, что совпал с подготов­ кой к 100-летию со дня рожде­ ния В. И. Ленина и 50-летию Советского Азербайджана. Это символично — ведь прежде всего с именем Ленина, с властью Со­ ветов связаны все успехи азер­ байджанского народа и в том чи­ сле расцвет его национального университета. Отчеты и выборы в первичных организациях о б щ е с т в а « З н а н и е » Лекции и доклады — это наи­ более распространенная фСрма пропаганды политики партии, учения марксизма - ленинизма. Руководствуясь эти^я, первич­ ная организация общества «Зна­ ние» в колхозе имени Вави.ловаи строила свою работу в течение, прошедшего отчетного периода. По сравнению с другими, яб- лоновская организация отличает­ ся разнородным составом. Среди членов общества есть учителя— 13 человек, специалисты се.ль- скогО хозяйства— 3, один меди­ цинский работник. Это положи­ тельное качество: оно позволяет лучше строить работу организа­ ции, разнообразить тематику лекций. Из доклада председате.ля пер­ вичной организации, видно, что работа лекторов строилась строго ' по плану. Члены общества высту­ пали не только на центральной усадьбе ко.лхоза, но также в От- скочном и Клевцове. С положительной стороны на­ до отметить также качество лек­ ций и докладов, которым пред­ шествовала тщательная нодго- товка. У каждого лектора или докладчика вместо коротких за­ писей, имеются обширные, напи­ санные или напечатанные мате- риа.ты. Яблоновцы не только ис­ пользуют готовые доклады, но и сами их разрабатывают. Положи- Оценка „хорошо а тельные отзывы слушателей го­ ворят также о том, что большин­ ство членов общества использу­ ют в работе наглядные средства; карты, диаграммы, произведения живописи и так далее. Высокому качеству лекций и докладов способствует то, что яб­ лоновцы активно используют ма­ териалы периодических изданий общества «Знание». Все члены организаций уже подписались на эти издания, чего не скажешь о других первичных организациях. А зря. Чтобы хорошо прочитать лекцию или доклад, надо распо­ лагать обширным материалом,. постоянно пополнять багаж своих знаний. Есть, конечно, у яблоновцев и недоработки, но они незначи­ тельные. Хорошо, что лектор идет на ферму или на полевой стан, непосредственно к массам, но ведь не следует и клуб забы­ вать. Желательно, чтобы с уча­ стием членов общества здесь проходили читательские конфе­ ренции, тематические вечера, устные журналы. Надо полагать, эти недоработки яблоновцы устранят в новом го­ ду. Порукой тому добросовестное отношение к делу всего коллек­ тива лекторов, в котором осо­ бенно активно работают Н. В. Клевцова,-В. И. Неплюев, В. В. Ролдугин, И. А. Козлов и многие другие. Работа коллектива признана хорошей, председателем первич­ ной организацией Общества «Зна­ ние» вновь избран М. И. Ролду­ гин. В. РОМАНОВ, секретарь районного общества «Знание». ■г ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ. Тысячи сельских пропаган­ дистов и по.читинформаторов ведут занятия в системе полит­ просвещения. Этот снимок сделан в колхо­ зе «Родина» Сакмарского райо­ на, Лучшие пропагандисты района завуч Каргалинской средней школы И. С. Забиров и экономист артели Г. Н. Ершо­ ва в колхозном кабинете по,лит- просвещения, Фотохроника ТАСС В с е л ь с ки х С о в е т а х , ЗАБЫТЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ На днях члены исполкома на­ шего сельского Совета собрались на очередное заседание. Они рас­ смотрели вопрос о работе посто­ янных комиссий, ' образованны.х при сельсовете. Их у нас пять. На засрдангщ. бьма отмечена ра­ бота комиссии по народному об­ разованию, руководит которой заведующий учебной ■частью Дрезгаловской сре,дней школы М. Г- Пузанов. Ни одни роррор, касающийся этой комиссии, не остается нерешенным, заседания проводятся вовремя, документы тщательно оформлены. К сожалению, не во всех ко­ миссиях дела идут так же благо­ получно. Особенно обращает- на себя внимание отношение пред­ седателей комиссий к оформле­ нию документации. Не придает ;этому значения руководитель сальскохозрйствецнои комрсии И. С. Шаповалов, а председатель юридической комисии Н. Й. П и - ' чугин вовсе не знал о своих пол­ номочиях, пришлось доставать протокол организационной ерр- сии. Кроме того, исполком утвердил срок и повестку очередной сес­ сии сельсовета. Д. АЛЕКСАНДРОВ, председатель исполкому Дрезга^ ловского сельсовета. Отчеты перед избирателями После очередной сессии' сель­ ского Совета, на которой испол­ ком отчитывался перед депута­ тами о своей работе в течение десяти месяцев, члены исполко­ ма и депутаты отчитываются пе­ ред избирателями. Позавчера член исполкома А. Мешков и депутаты Е. Прохорин и 3. Се- востьянова встречались с избира­ телями в д. Рогово. Отчеты членов исполкома и депутатов будут проведены во всех селах и деревнях террито-- рии сельского Совета. И. КАБАНОВ, председатель исполкома Алек­ сандровского сельсовета.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz