Заря. 1969 г. (с. Красное)
З А Р Я 20 ноября 1969 г. № 137 [40651 ВЕЛИК]ИЙ ]1ЕРЕЛОМ Год 1932-й Глава 17-я В бы вш ей ц е р ко в но й с т о р о ж к е К АК-ТО меня спросили, помню ли я начало тридцатых годов. Могу ли я забыть их, эти теперь уже да лекие во времени, но все же близкие мне по судьбе годы. Именно они решили многое в нгизни: работу, призвание, путь, которым нужно пройти так, «чтобы не было мучитель но больно, за бесцельно прожи тые годы...» 1932-й год я встретила в де ревне Монаенки, куда приеха ла несколькими месяцами раньше после педагогических курсов в городе Лебедяни. 1а лет. Учительница. Так на чалась моя дорога в народном образовании, по которой иду до сих пор. V.й». Что это было за время? Кол хозы в основном были органи зованы, жизнь понемногу вро де бы и налаживалась. Были, конечно, еще и единоличные хояйства, и частная торговле но самой главной проблемой того времени, во всяком случае на селе, стала проблема обра зования. Принятое правитель ством решение покончить с безграмотностью, введение все общего начального образования обусловили всю нашу деятель ность. . V 13 АЗМЕЩАЛАСЬ наша ^ школа в бывшей цер ковной сторожке, тесной и не уютной. О нормальном освеще нии и думать нечего. Днем в двух комнатах - классах шли занятия с младшими. Между прочим, среди них были и юно ши 15—16 лет, что в общем- то не облегчало обстановку, а осложняло. Не раз мы с учи тельницей А. Ф. Монаенковой, с которой вместе работали, вы нуждены были подолгу объяс нять ребятам, особенно тем, кто постарше, вред религиоз ных предрассудков и частно собственнических замашек. которые время от времени проявлялись у них. Причин и фактов, способствующих этому, было предостаточно. Деятельно «трудились» церковники (цер ковь по-прежнему была дейст вующей), засоряли головы при хожан, как могли. Проповеди отражались и на учащейся мо лодежи, каждый верующий соот ветствующим образом настав лял своего дитяти «на путь истинный». В школе же было все наоборот: Сказывалась на работе не приязнь церкви, которая еще более усилилась после того, как в сторожке открыли школу. Но открыто свои чувства слу жители не показывали, а иног да в выходной, в воскресенье, и сам поп заходил в школу. Казалось бы, что ему у нас де лать, однако на этот счет пла ны у «батющк.и» были особые. Все он хотел нас хитростью взять, уговаривал да увещевал, что неправы-де мы, что заблу ждаемся, что зря молодежь якобы не делу учим, зря закон божий забыли, и так далее ясно, о чем мог поп говорить е учителями, которые у него из- под ног почву выбивают. Только бесполезно он свои проповеди нам читал. Да и по думал бы поп сначала, кому он закон божий преподносит. Мне 18, из простых крестьян, на революции воспитывалась, после нее выросла. А Алек сандра Федоро'вна, которой в ту пору исполнилось 45 лет, — опытная сельская учитель ница, хорошо помнившая ста рорежимные порядки и всей душой ненавидевшая их. Д АЖЕ В ТЕ годы она не могла без слез расска зывать об учебе в учительской гимназии. Сама она из бедной крестьянской семьи, лопала в гимназию благодаря своим большим способностям. И там ока училась хорошо, но радо сти было мало, больше слез. Среди гимназисток одна Саща из крестьян, остальные из бо гатых семей. Ходили они раз ряженные, веселые, беспечные, учились многие неважно. А Са ша была девушка спокойная, аккуратная, умная, науки да вались ей легко, йз-за всего этого и пришлась она им «не ко двору». Часто, как часто они портили Саше настроение и, издеваясь, бросали; «Наво зом пахнет»... Так поп ничего от нас и не добился. ...Кончались дневные заня тия, и через несколько часов классные комнаты заполнялись другими учениками: парни в картузах на макушке, девушки в разноцветных платках, муж чины, женщины, у которых бы ла возможность прийти вече ром в школу. Надо сказать, не всегда было легко добиться, чтобы шли в школу, иногда не делями приходилось уговари вать. И все-таки желащщнх оял§- деть грамотой было много, Ц- больше всего, конечно, из мо лодежи. А после .заняуий, позд ним вечером, из бывшей деря ковной сторожки слышались веселые переборы гармоники, звонкие частушки и перепляс: парни и девушки отдыхали по сле трудового и школьно го дня. Мы, учителя, с удовольствием разрешали им это: и люди лучше сближают ся, и к нам в школу охотнее идут. А те, кто имел бальшно семьи, кто и при желании не мог прийти в школу, учились дома. Придешь, бывало, по позднее, хозяева еще с делами не разделались —то резку ко рове режут, то по дому управ ляются — расскажешь что-ни будь сначала, а потом уж и и азбуке перейдешь. И сколько их было, таких вечеров! Обуча ли грамоте на дому, кроме учителей, культармейцы— наи более способные из наших уча щихся, активисты и заведовав ший в то время избой-читаль ней в Монаенках Василий Ко лесов. ^ Ы, УЧИТЕЛЯ, занима- лись не только шко лой, не только обучением гра моте, Читали лекции, в бесе дах разъясняли обстановку в стране, помогали проводить за готовку продуктов у населения. Не легкое это было дело! Как сейчас помню: соберем, быва ло, обоз с зерном, за околицу проводим, казалось бы, все чин по чину, нечего беспоко иться. А потом выясняется: не доеха.л кое-кто. В чем дело, почему? И начинаются отговор ки: то ось сломалась, то коле со рассыпалось... Через день- два — снова в путь. И не раз так. Много было у меня трудно стей и в школе, и в обществен ной работе. На всю жизнь ос танется в душе моей глубокая благодарность А. А>. Монаен ковой, которая помогала мне во всем. т РИДЦАТЬ с лишним ^ лет прошло с тех пор. Очень изменилась жизнь, и лю ди стали другими. Мои учени ки из д. Монаенки уже люди зрелого возраста. Так, П. Кре- тов стал военным, М. Сотни ков. — партийным работником, А. Сотникова, С. Шумская, и 3 .Сотникова — педагоги. А. Щумский работает сейчас в колхозе «5!ветлый путь>>. Кста ти, мне очень ртрадн{ 0 , что § его семье трое педагогов: жена и сын работают, еще один сын готовится стать учителем. Все, кого мы с Александрой Федоровной учили в тот дале кий 1932-й год .твердо идут по жизни, строят ее, создают свет лое будущее для потомков. Те перь, после стольких лет, я мо гу сказать, что семена света и знаний попали в благодатную почву. О. ВАСИЛЬЕВА, председатель районног.р отде ления педагогического обще ства. П р а з д н и к университета Азербайджанскому государ ственному университету имени С. М. Кирова— 50 лет. Дипломы первого в республике вуза полу чили свыше 25 тысяч человек. Ныне на вечернем и заочном от делениях 13 его факультетов 36 специальностям обучается 6.556 человек. В Азербайджанском государ ственном университете педагоги ческую и научную работу ведут 660 человек. Среди них — 74 доктора наун и профессора, семе ро из которых являются академи ками и семеро — членами-кор- респондентами Академии наук Азербайджана; 340 доцентов и кандидатов наук. Юбилей университета приоб рел особую значимость еще и потому, что совпал с подготов кой к 100-летию со дня рожде ния В. И. Ленина и 50-летию Советского Азербайджана. Это символично — ведь прежде всего с именем Ленина, с властью Со ветов связаны все успехи азер байджанского народа и в том чи сле расцвет его национального университета. Отчеты и выборы в первичных организациях о б щ е с т в а « З н а н и е » Лекции и доклады — это наи более распространенная фСрма пропаганды политики партии, учения марксизма - ленинизма. Руководствуясь эти^я, первич ная организация общества «Зна ние» в колхозе имени Вави.ловаи строила свою работу в течение, прошедшего отчетного периода. По сравнению с другими, яб- лоновская организация отличает ся разнородным составом. Среди членов общества есть учителя— 13 человек, специалисты се.ль- скогО хозяйства— 3, один меди цинский работник. Это положи тельное качество: оно позволяет лучше строить работу организа ции, разнообразить тематику лекций. Из доклада председате.ля пер вичной организации, видно, что работа лекторов строилась строго ' по плану. Члены общества высту пали не только на центральной усадьбе ко.лхоза, но также в От- скочном и Клевцове. С положительной стороны на до отметить также качество лек ций и докладов, которым пред шествовала тщательная нодго- товка. У каждого лектора или докладчика вместо коротких за писей, имеются обширные, напи санные или напечатанные мате- риа.ты. Яблоновцы не только ис пользуют готовые доклады, но и сами их разрабатывают. Положи- Оценка „хорошо а тельные отзывы слушателей го ворят также о том, что большин ство членов общества использу ют в работе наглядные средства; карты, диаграммы, произведения живописи и так далее. Высокому качеству лекций и докладов способствует то, что яб лоновцы активно используют ма териалы периодических изданий общества «Знание». Все члены организаций уже подписались на эти издания, чего не скажешь о других первичных организациях. А зря. Чтобы хорошо прочитать лекцию или доклад, надо распо лагать обширным материалом,. постоянно пополнять багаж своих знаний. Есть, конечно, у яблоновцев и недоработки, но они незначи тельные. Хорошо, что лектор идет на ферму или на полевой стан, непосредственно к массам, но ведь не следует и клуб забы вать. Желательно, чтобы с уча стием членов общества здесь проходили читательские конфе ренции, тематические вечера, устные журналы. Надо полагать, эти недоработки яблоновцы устранят в новом го ду. Порукой тому добросовестное отношение к делу всего коллек тива лекторов, в котором осо бенно активно работают Н. В. Клевцова,-В. И. Неплюев, В. В. Ролдугин, И. А. Козлов и многие другие. Работа коллектива признана хорошей, председателем первич ной организацией Общества «Зна ние» вновь избран М. И. Ролду гин. В. РОМАНОВ, секретарь районного общества «Знание». ■г ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ. Тысячи сельских пропаган дистов и по.читинформаторов ведут занятия в системе полит просвещения. Этот снимок сделан в колхо зе «Родина» Сакмарского райо на, Лучшие пропагандисты района завуч Каргалинской средней школы И. С. Забиров и экономист артели Г. Н. Ершо ва в колхозном кабинете по,лит- просвещения, Фотохроника ТАСС В с е л ь с ки х С о в е т а х , ЗАБЫТЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ На днях члены исполкома на шего сельского Совета собрались на очередное заседание. Они рас смотрели вопрос о работе посто янных комиссий, ' образованны.х при сельсовете. Их у нас пять. На засрдангщ. бьма отмечена ра бота комиссии по народному об разованию, руководит которой заведующий учебной ■частью Дрезгаловской сре,дней школы М. Г- Пузанов. Ни одни роррор, касающийся этой комиссии, не остается нерешенным, заседания проводятся вовремя, документы тщательно оформлены. К сожалению, не во всех ко миссиях дела идут так же благо получно. Особенно обращает- на себя внимание отношение пред седателей комиссий к оформле нию документации. Не придает ;этому значения руководитель сальскохозрйствецнои комрсии И. С. Шаповалов, а председатель юридической комисии Н. Й. П и - ' чугин вовсе не знал о своих пол номочиях, пришлось доставать протокол организационной ерр- сии. Кроме того, исполком утвердил срок и повестку очередной сес сии сельсовета. Д. АЛЕКСАНДРОВ, председатель исполкому Дрезга^ ловского сельсовета. Отчеты перед избирателями После очередной сессии' сель ского Совета, на которой испол ком отчитывался перед депута тами о своей работе в течение десяти месяцев, члены исполко ма и депутаты отчитываются пе ред избирателями. Позавчера член исполкома А. Мешков и депутаты Е. Прохорин и 3. Се- востьянова встречались с избира телями в д. Рогово. Отчеты членов исполкома и депутатов будут проведены во всех селах и деревнях террито-- рии сельского Совета. И. КАБАНОВ, председатель исполкома Алек сандровского сельсовета.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz