Заря. 1969 г. (с. Красное)

Заря. 1969 г. (с. Красное)

З А Р И ‘1Ь сентября г. л» 114 ^,4^42^ НАШ СТЕНД ОРДЕНА Солнце пекло нещадно. Очень жарким выдался этот осенний день 1916 года- Нина порядком устала от бесконечной однообраз­ ной дороги. Сначала она пробо­ вала завести разговор с возни­ цей, но сердитый бородатый му­ жик что-то невнятно буркнул в ответ, а потом молчал всю доро­ гу, лишь изредка понукая гнедую клячонку- В этот день в Покровском спра­ вляли престольный праздник. Лихо отплясывали, оглашая всю деревню хлесткими частушками, бабы в ярких разноцветных платках, сидя на завалинке, раз­ говаривали о чем-то мужики. Ре­ бятишки, тоже веселые и возбуж­ денные, бегали тут же, среди пьяной толпы, слушая непри­ стойные песни... Нине стало душно. Она поняла, что для того, чтобы вывести этих детей на пра­ вильную дорогу, помочь им вый­ ти из этого мрака, придется ра­ ботать много, придется убеждать и спорить, доказывать и бороться. Школа оказалась тесной, тем­ ной избой, почти вплотную при­ лепившейся к высокой красивой церкви. Этот разительный конт­ раст как-то больно резанул по КАВАЛЕРОВ ЛЕНИНА сердцу молодой учительницы- Тяжелое впечатление еще более усилилось, когда она рошла внутрь, увидела низкие темные стены, маленькие, едва пропус­ кающие свет окошки. — Вот тут ты и будешь жить. Заведующая школой, невысо­ кая, седеющая женщина, указала Нине на отгороженный уголок, где едва умещалась узкая койка — Дочка, — ласково обрати­ лась к ней пожилая женщина, — да тебя самое еще учить надоб- но..- Нина не выдержала и, вернув­ шись в свой угол, заплакала. ..-Кто-то сказал, что счастли­ вые дни быстро забываются, а горькие остаются в памяти на­ долго. Кто знает, так ли это. Ког­ да Нина Васильевна Александро­ ва перебирает в памяти свою жизнь, дни мелькают перед нею быстро, как кадры фильма, прият­ ренно. Знала: колхозам быть. Ведь жизнь не стоит на месте и тем более не катится назад- Другая картина. Нина Василь­ евна в старой избе-читальне ве­ дет занятие с трактористами. После тяжелой работы усталые люди не шли отдыхать. Скло­ няясь над бумагой, неумело и бережно держа ручку, выводил хлебороб первые слоги и удивлен­ но смотрел на учительницу. А ей хотелось плакать. ...Ликбез, курсы повышения Два дня плюс вся жизнь да стол. — А теперь пойдем, по­ знакомишься с народом. Нина взглянула в зеркало. Стараясь прибавить себе солидно­ сти, заколола на затылке узлом тяжелую косу, сурово нахмурила брови. Но курносый озорной нос и тоненькая невысокая фигурка ясно говорили о том, что их об­ ладательнице едва минуло 16. Глянув в окно, Нина оторопела. Бабы и ребята, прижавшись лбом к стеклу, не стесняясь, внима­ тельно оглядывали «новую учи­ тельшу». Нина вышла на крыль­ цо, поздоровалась с крестьянами, старательно делая серьезное ли­ цо. ные и неудачные, но всегда ин­ тересные, проникнутые только одним горячим желанием прине­ сти людям счастье, раскрыть пе­ ред ними огромный прекрасный мир знаний. Вот Нина Васильевна агитиру­ ет крестьян вступать в колхоз. Это уже в Дрезгалове, куда она переехала вскоре после револю­ ции. Село было зажиточным, ку ­ лаки не желали новшеств, наусь­ кивали и бедных крестьян про­ тив агитаторов, выступавших за коллективизацию. Угрозы, запу­ гивания, страшные известия о зверствах куланов — через все это нужно было пройти. Она прошла через это смело и уве- квалификации учителей, любимая работа с детьми. Потом война. Смерть мужа.-. Месяцы и годы пробегают перед глазами быстро, потом в памяти всплывает еще один день, пожалуй, самый ра­ достный в ее жизни, который ока помнит так же ясно и отчетливо, как и первый день в Покровском. 1945 год... Зима... ..-С утра небо хмурилось. Снег то шел, то снова переставал, пе­ реходил в мелкий частый дождь. Как-то не хотелось выходить на улицу, в эту скользкую непого­ ду. День был серым, обыкновен­ ным, как две капли воды похо жим на вчерашний и на сотни других. Он был обыкновенным до тех пор, пока не прибежали с загадочным видом ученики и сооб­ щили, таинственно улыбаясь; — Нина Васильевна, вас про­ сит директор. Все уж знали об этом, а она, когда директор поздравил ее с награждением орденом Ленина, растерялась. И подумалось тогда что-то совсем неподходящее: «Та­ кой'день, все смотрят на меня, а я в простом платье...» Получать награду они вместе с Марией Васильевной Осмолов­ ской поехали в Орел. Орден ей вручили без пышных речей, без громких фраз. Седой и суровый мужчина пожал ей руку и просто сказал; «Спасибо». Одно это слово было для нее дороже любых высокопарных речей. Она теперь уже не помнит, как его звали, этого человека, но лицо его, его короткое «спасибо» на­ долго остались в ее памяти. Она вернулась в школу вдохновлен­ ной и счастливой и с новым жа­ ром взялась за работу. .'.Ну вот, пожалуй, и вся ее история. Два дня учительницы Нины Васильевны Александро­ вой, между которыми вся ее жизнь, полная тревог и радостей, неудач и большого счастья. Т. КОРМИЛИЦЫНА. с. Красное. Д л я п р о п а г а н д и системы партийного с т а в и с л политического у ш а т е л е просвещения и п Р и ч е б М Е| Р Н Ы И н ы й п л а н школы основ т р е т ь е г о марксизма-ленинизма г о д а о б у ч е н и я 1. Политическая экономия раздел «Капитализм» — 32 часа. 2. Произведения В. И. Лени­ на, документы съездов КПСС, Московского (1969 г.) .междуна­ родного Совещания коммунисти­ ческих и рабочих партий — 14 часов. 3. Итоговые зачеты — 2 часа. Всего 48 часов. Периодичность занятий 4 раза в месяц. ОКТЯБРЬ Лекция. Борьба против импе­ риализма — важнейшая задача мирового.коммунистического дви­ жения. Борьба КПСС и других марксистско - ленинских партий за укрешление сплоченности ком­ мунистического движения. — 2 часа. Семинар. Борьба против импе­ риализма — важнейшая задача мирового коммунистического дви­ жения. Борьба КПСС и других марксистско - ленинских партий за укрепление сплоченности ком- мунггстического движения— 2 ча­ са. НОЯБРЬ Лекция. Что изучает полити­ ческая экономия? — 2 часа. Семинар. Что изучает полити­ ческая экономия? часа. Лекция. Товарное производст­ во при .капитализме. Практиче - ское занятие- Конспектирование работы В. И. Ленина «Карл Маркс», раздел «Стоимость», ПСС, т. 26, стр- 61— 62 — 2 часа. Лекция. Деньги. Закон стоимо­ сти в капиталистическом произ­ водстве — 2 часа. ДЕКАБРЬ Обзорная лекция. Работа В. И. Ленина — «Развитие капитализ­ ма в России»- Рассмотрение и запись данных по Воронежской губернии и Задонскому уезду. Глава 2, раздел VI, т. 3, стр. 106 — 2 часа. Семинар. Товарное производст­ во при капитализме — 2 часа. Лекция. Сущность капитали­ стической эксплуатации — 2 ча­ са. Практическое занятие. Изуче­ ние произведения В. И- Ленина «Карл Маркс» — раздел «При­ бавочная стоимость». ПСС, т. 26, стр. 63— 73 —2 часа. ЯНВАРЬ Семинар. Сущность капитали­ стической эксплуатации — 2 ча­ са. Лекция. Распределение приба­ вочной стоимости между группа­ ми эксштуататоров. — 2 часа. Практическое занятие- Изуче­ ние работы В. И. Ленина «Как прячут прибыль господа капита- ■листы». ПСС, т. 32, стр. 323— 394 — 2 часа. Се.минар. Распределение приба­ вочной стоимости между группа­ ми эксплуататоров — 2 часа ФЕВРАЛЬ Лекция. Капиталистическое воспроизводство и экономические кризисы =— 2 часа. Практическое задание: Изучить- и законспекти­ ровать работу В. И- Ленина «Уроки кризиса» ПСС, т. 5, стр. 8 1 - 8 6 . Лекция. Борьба КПСС против «правого» и «левого» оппорту­ низма. Антисоциалистический курс китайского руководства, закрепленный в материалах «IX съезда КПК» — 2 часа. Семинар. Капиталистическое воспроизводство и экономические кризисы — 2 часа. Лекция. Основные черты импе­ риализма — 2 часа. МАРТ Обзорная лекция. Работа В- И. Ленина «Империа.чизм, как выс­ шая стадия капитализма» — 2 часа. Семинар. Основные черты им­ периализма — 2 часа. Лекция. Историческое место империализма. Общий кризис ка­ питализма. Практическое зада­ ние: Изучить раздел I Отчетного доклада Центрального Комитета КПСС XX III съезду коммунисти­ ческой партии Советского Союза — 2 часа. Семинар. Историческое место империализма. Общий кризис ка­ питализма — 2 часа .' АПРЕЛЬ Лекция. Идеологическая борьба с капитализ.чом на современном этапе — 2 часа- Итоговые зачеты по курсу политической экономии капита­ лизма — 2 часа. ЮБИЛЕЮ ВОЖДЯ ПОСВЯЩАЕТСЯ ■ Продолжаются съемки фильма „Красная пло­ щадь", посвященного 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Сейчас они ведутся вблизи латвий­ ского приморского города Лиепаи. В киноленте рас­ сказывается о жизни и боевых делах краснознамен­ ного полка в годы гражданской войны, судьба от­ дельных персонажей фильма тесно связана с созда­ нием регулярной Красной Армии. В кинокартине,, создающейся по сценарию Ю. Дунскюго и В. Фрида, снимаются известные киноактеры. Роль Владимира Ильича Ленина поручена артисту МХАТ В. Яковле­ ву. На снимке; кадр из фильма „Красная площадь". На переправе. Фотохроника ТАСС. Труд, ставший творчеством «Жизнь людей измеряется не количеством прожитых лет, а тем, что оставляешь людям после себя, тем, что успел ты сделать за свою жизць». Эти строки из очерка о Марии Демченко могли бы стать эпиграфом к сборнику „Люди советской деревни», подготовленному к печати издательством «Колос». Вместе с героями нового сборника читатели побывают в колхозе «Кубань», где трудится известный в стране бригадир Михаил Клепиков, на берегах Волги — в трак­ торной бригаде из совхоза имени Чернышевского, которой руководит Василий Пикуля, у мастера машинной уборки хлопка из Узбекистана'Турсуной Ахуновой, калмыкского чабана Егора Лукшанова, у Латвийской птичницы Монике_ Ривари и других прославленных сельских тружеников. Почетное место в книге отведено людям науки. «Мысль и труд человека всеси.льны», — утверждает «ча­ родей солнечного цветка», известный селекционер, ученый, академик, лауреат Государственной и Ленинской премий, дважды Герой Социалистического Труда В.С. Пустовойт. Ему посвящен очерк «Подвиг всей жизни». О всесилии человеческого разума рассказывают новеллы о профессоре- садоводе В.И. Будаговском п академике ВЛСХНИ.1 А.И. Бараеве. [Еорр. ТАСС] .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz