Заря. 1969 г. (с. Красное)
З А Р И ‘1Ь сентября г. л» 114 ^,4^42^ НАШ СТЕНД ОРДЕНА Солнце пекло нещадно. Очень жарким выдался этот осенний день 1916 года- Нина порядком устала от бесконечной однообраз ной дороги. Сначала она пробо вала завести разговор с возни цей, но сердитый бородатый му жик что-то невнятно буркнул в ответ, а потом молчал всю доро гу, лишь изредка понукая гнедую клячонку- В этот день в Покровском спра вляли престольный праздник. Лихо отплясывали, оглашая всю деревню хлесткими частушками, бабы в ярких разноцветных платках, сидя на завалинке, раз говаривали о чем-то мужики. Ре бятишки, тоже веселые и возбуж денные, бегали тут же, среди пьяной толпы, слушая непри стойные песни... Нине стало душно. Она поняла, что для того, чтобы вывести этих детей на пра вильную дорогу, помочь им вый ти из этого мрака, придется ра ботать много, придется убеждать и спорить, доказывать и бороться. Школа оказалась тесной, тем ной избой, почти вплотную при лепившейся к высокой красивой церкви. Этот разительный конт раст как-то больно резанул по КАВАЛЕРОВ ЛЕНИНА сердцу молодой учительницы- Тяжелое впечатление еще более усилилось, когда она рошла внутрь, увидела низкие темные стены, маленькие, едва пропус кающие свет окошки. — Вот тут ты и будешь жить. Заведующая школой, невысо кая, седеющая женщина, указала Нине на отгороженный уголок, где едва умещалась узкая койка — Дочка, — ласково обрати лась к ней пожилая женщина, — да тебя самое еще учить надоб- но..- Нина не выдержала и, вернув шись в свой угол, заплакала. ..-Кто-то сказал, что счастли вые дни быстро забываются, а горькие остаются в памяти на долго. Кто знает, так ли это. Ког да Нина Васильевна Александро ва перебирает в памяти свою жизнь, дни мелькают перед нею быстро, как кадры фильма, прият ренно. Знала: колхозам быть. Ведь жизнь не стоит на месте и тем более не катится назад- Другая картина. Нина Василь евна в старой избе-читальне ве дет занятие с трактористами. После тяжелой работы усталые люди не шли отдыхать. Скло няясь над бумагой, неумело и бережно держа ручку, выводил хлебороб первые слоги и удивлен но смотрел на учительницу. А ей хотелось плакать. ...Ликбез, курсы повышения Два дня плюс вся жизнь да стол. — А теперь пойдем, по знакомишься с народом. Нина взглянула в зеркало. Стараясь прибавить себе солидно сти, заколола на затылке узлом тяжелую косу, сурово нахмурила брови. Но курносый озорной нос и тоненькая невысокая фигурка ясно говорили о том, что их об ладательнице едва минуло 16. Глянув в окно, Нина оторопела. Бабы и ребята, прижавшись лбом к стеклу, не стесняясь, внима тельно оглядывали «новую учи тельшу». Нина вышла на крыль цо, поздоровалась с крестьянами, старательно делая серьезное ли цо. ные и неудачные, но всегда ин тересные, проникнутые только одним горячим желанием прине сти людям счастье, раскрыть пе ред ними огромный прекрасный мир знаний. Вот Нина Васильевна агитиру ет крестьян вступать в колхоз. Это уже в Дрезгалове, куда она переехала вскоре после револю ции. Село было зажиточным, ку лаки не желали новшеств, наусь кивали и бедных крестьян про тив агитаторов, выступавших за коллективизацию. Угрозы, запу гивания, страшные известия о зверствах куланов — через все это нужно было пройти. Она прошла через это смело и уве- квалификации учителей, любимая работа с детьми. Потом война. Смерть мужа.-. Месяцы и годы пробегают перед глазами быстро, потом в памяти всплывает еще один день, пожалуй, самый ра достный в ее жизни, который ока помнит так же ясно и отчетливо, как и первый день в Покровском. 1945 год... Зима... ..-С утра небо хмурилось. Снег то шел, то снова переставал, пе реходил в мелкий частый дождь. Как-то не хотелось выходить на улицу, в эту скользкую непого ду. День был серым, обыкновен ным, как две капли воды похо жим на вчерашний и на сотни других. Он был обыкновенным до тех пор, пока не прибежали с загадочным видом ученики и сооб щили, таинственно улыбаясь; — Нина Васильевна, вас про сит директор. Все уж знали об этом, а она, когда директор поздравил ее с награждением орденом Ленина, растерялась. И подумалось тогда что-то совсем неподходящее: «Та кой'день, все смотрят на меня, а я в простом платье...» Получать награду они вместе с Марией Васильевной Осмолов ской поехали в Орел. Орден ей вручили без пышных речей, без громких фраз. Седой и суровый мужчина пожал ей руку и просто сказал; «Спасибо». Одно это слово было для нее дороже любых высокопарных речей. Она теперь уже не помнит, как его звали, этого человека, но лицо его, его короткое «спасибо» на долго остались в ее памяти. Она вернулась в школу вдохновлен ной и счастливой и с новым жа ром взялась за работу. .'.Ну вот, пожалуй, и вся ее история. Два дня учительницы Нины Васильевны Александро вой, между которыми вся ее жизнь, полная тревог и радостей, неудач и большого счастья. Т. КОРМИЛИЦЫНА. с. Красное. Д л я п р о п а г а н д и системы партийного с т а в и с л политического у ш а т е л е просвещения и п Р и ч е б М Е| Р Н Ы И н ы й п л а н школы основ т р е т ь е г о марксизма-ленинизма г о д а о б у ч е н и я 1. Политическая экономия раздел «Капитализм» — 32 часа. 2. Произведения В. И. Лени на, документы съездов КПСС, Московского (1969 г.) .междуна родного Совещания коммунисти ческих и рабочих партий — 14 часов. 3. Итоговые зачеты — 2 часа. Всего 48 часов. Периодичность занятий 4 раза в месяц. ОКТЯБРЬ Лекция. Борьба против импе риализма — важнейшая задача мирового.коммунистического дви жения. Борьба КПСС и других марксистско - ленинских партий за укрешление сплоченности ком мунистического движения. — 2 часа. Семинар. Борьба против импе риализма — важнейшая задача мирового коммунистического дви жения. Борьба КПСС и других марксистско - ленинских партий за укрепление сплоченности ком- мунггстического движения— 2 ча са. НОЯБРЬ Лекция. Что изучает полити ческая экономия? — 2 часа. Семинар. Что изучает полити ческая экономия? часа. Лекция. Товарное производст во при .капитализме. Практиче - ское занятие- Конспектирование работы В. И. Ленина «Карл Маркс», раздел «Стоимость», ПСС, т. 26, стр- 61— 62 — 2 часа. Лекция. Деньги. Закон стоимо сти в капиталистическом произ водстве — 2 часа. ДЕКАБРЬ Обзорная лекция. Работа В. И. Ленина — «Развитие капитализ ма в России»- Рассмотрение и запись данных по Воронежской губернии и Задонскому уезду. Глава 2, раздел VI, т. 3, стр. 106 — 2 часа. Семинар. Товарное производст во при капитализме — 2 часа. Лекция. Сущность капитали стической эксплуатации — 2 ча са. Практическое занятие. Изуче ние произведения В. И- Ленина «Карл Маркс» — раздел «При бавочная стоимость». ПСС, т. 26, стр. 63— 73 —2 часа. ЯНВАРЬ Семинар. Сущность капитали стической эксплуатации — 2 ча са. Лекция. Распределение приба вочной стоимости между группа ми эксштуататоров. — 2 часа. Практическое занятие- Изуче ние работы В. И. Ленина «Как прячут прибыль господа капита- ■листы». ПСС, т. 32, стр. 323— 394 — 2 часа. Се.минар. Распределение приба вочной стоимости между группа ми эксплуататоров — 2 часа ФЕВРАЛЬ Лекция. Капиталистическое воспроизводство и экономические кризисы =— 2 часа. Практическое задание: Изучить- и законспекти ровать работу В. И- Ленина «Уроки кризиса» ПСС, т. 5, стр. 8 1 - 8 6 . Лекция. Борьба КПСС против «правого» и «левого» оппорту низма. Антисоциалистический курс китайского руководства, закрепленный в материалах «IX съезда КПК» — 2 часа. Семинар. Капиталистическое воспроизводство и экономические кризисы — 2 часа. Лекция. Основные черты импе риализма — 2 часа. МАРТ Обзорная лекция. Работа В- И. Ленина «Империа.чизм, как выс шая стадия капитализма» — 2 часа. Семинар. Основные черты им периализма — 2 часа. Лекция. Историческое место империализма. Общий кризис ка питализма. Практическое зада ние: Изучить раздел I Отчетного доклада Центрального Комитета КПСС XX III съезду коммунисти ческой партии Советского Союза — 2 часа. Семинар. Историческое место империализма. Общий кризис ка питализма — 2 часа .' АПРЕЛЬ Лекция. Идеологическая борьба с капитализ.чом на современном этапе — 2 часа- Итоговые зачеты по курсу политической экономии капита лизма — 2 часа. ЮБИЛЕЮ ВОЖДЯ ПОСВЯЩАЕТСЯ ■ Продолжаются съемки фильма „Красная пло щадь", посвященного 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Сейчас они ведутся вблизи латвий ского приморского города Лиепаи. В киноленте рас сказывается о жизни и боевых делах краснознамен ного полка в годы гражданской войны, судьба от дельных персонажей фильма тесно связана с созда нием регулярной Красной Армии. В кинокартине,, создающейся по сценарию Ю. Дунскюго и В. Фрида, снимаются известные киноактеры. Роль Владимира Ильича Ленина поручена артисту МХАТ В. Яковле ву. На снимке; кадр из фильма „Красная площадь". На переправе. Фотохроника ТАСС. Труд, ставший творчеством «Жизнь людей измеряется не количеством прожитых лет, а тем, что оставляешь людям после себя, тем, что успел ты сделать за свою жизць». Эти строки из очерка о Марии Демченко могли бы стать эпиграфом к сборнику „Люди советской деревни», подготовленному к печати издательством «Колос». Вместе с героями нового сборника читатели побывают в колхозе «Кубань», где трудится известный в стране бригадир Михаил Клепиков, на берегах Волги — в трак торной бригаде из совхоза имени Чернышевского, которой руководит Василий Пикуля, у мастера машинной уборки хлопка из Узбекистана'Турсуной Ахуновой, калмыкского чабана Егора Лукшанова, у Латвийской птичницы Монике_ Ривари и других прославленных сельских тружеников. Почетное место в книге отведено людям науки. «Мысль и труд человека всеси.льны», — утверждает «ча родей солнечного цветка», известный селекционер, ученый, академик, лауреат Государственной и Ленинской премий, дважды Герой Социалистического Труда В.С. Пустовойт. Ему посвящен очерк «Подвиг всей жизни». О всесилии человеческого разума рассказывают новеллы о профессоре- садоводе В.И. Будаговском п академике ВЛСХНИ.1 А.И. Бараеве. [Еорр. ТАСС] .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz