Заря. 1969 г. (с. Красное)

Заря. 1969 г. (с. Красное)

З А Р Я 19 ию ня 1969 г . № 72 [4 0 0 0 ) Говорит Франц Гоппельт — немецкий коммунист Для того чтобы побеседо­ вать с. ветераном немецкого рабочего движения Францем Гоппельтом, мне пришлось по­ сетить небольшой горо док Краков-ам-зее, расиололтенный на севере Германской Демок­ ратической Республики, кило­ метрах в ,5.0 южнее Ростока. ...Даець:- квартиры открыл высокий ..пожилой человек, убеленный сединой' с вырази­ тельными чертами лица. Это и был-Франц Гоппельт. За его плечами—75 -.яет- жизни, соз­ нательнаячастькоторойетдана борьбе ‘з'а дело трудового народа; •..... Трудная жизнь не сломила этого, мужественногочеловека. РевЗлюционная закалка, по- лучённая в период ноябрьской рёвол1о,ццй..в Германии в ГЛ 8 году*., приобретенный большой о п ы т . н р о п а г а н д и 6 т с к о й ^ а б о т ы в .массах очень пр.игодились ему в новых условиях, в строительстве социализма в Германской Демократической Республике. Ф. Гоппельт рассказывает, что на учредительном съезде Коммунистическойпартии Гер­ мании в декабре 1918 года, где он был делегатом от горо­ да Оберхаузена, он впервые увидел произведение В. И. Ле­ нина «Государство и револю­ ция» на немецком языке. «Я проработал эту книгу за одну ночь,—говорит Ф. Доп- пельт.—Она явилась для меня подлинным откровением. В то время в Германии была широко распространена оппор­ тунистическая литература — книги Бернштейна, Каутского и других ревизионистов. Они препятствовали развитию у немецких рабочих классового мировоззрения. ГаботаВ.И. Де­ нина «Государство и револю­ ция» оыла исключительно важна и необходима в усло­ виях Германии того времени. Основным вопросом для не­ мецких рабочих был тогда вопрос овласти. Вооруженные рабочие Оберхаузена в рядах организации «Готе Гарде» [Красная гвардия] вместе с другими отрядами немецкого рабочего класса в 1918 году вели борьбу против буржуа­ зии, требуя окончания импе­ риалистической войны иуста­ новления мира. Но как быть дальше, после обеспечения мира? Что делат!) потом? Этого они ие знали. На эти вопросы давало ответ произ­ ведение В. И. Денина». Будучи в то время предсе­ дателем совета рабочих и солдат в Оберхаузеие п ч.ле- ном окружного комитета Ком­ партии Германии в области Северный Гейн-Вестфал ия, Ф. Гоппельт приобрел две ты­ сячи экземпляров книги «Го­ сударство иреволюция». «Мы распространили их,— расска,- зывает оч, —среди местных организаций компартии в Тур­ ской области, снабдив , этим идеологическим оружием чле­ нов КНГ. Были организова­ ны специальные занятия, на которых пропагандисты разъ­ ясняли рабочим смысл, рас­ крывали содержание замеча­ тельного труда В.И. Ленина. Лепин был для нас высшим непререкаемым авторитетом». В. ГОРДЕЕВ. Корреспондент ТАСС. Берлин . Германская Д ем о кра тиче с ­ кая Р е спубли ка . В городе Па- умбурге[округ Галле) открыт памятник В. П. Ленину. Фото АДП—ТАСС. В ОСНОВЕ картины — ' подлинная , история 26 узбеков, бывших узников Бу- хенвальда, бывших солдат му­ сульманского легиона, взорвав­ ших подземный завод-автомат. Сегодня остались в живых только двое. Они и рассказали о погибших при взрыве, кото­ рых одно время кое-кто был склонен считать предателями. Все рассказанное в фильме — правда. Один из его героев — ху ­ дожник, расписавший в Вухен- вальде стены барака и изо­ бразивший дьявола в обличье Гитлера. Он рисовал на кусках фанеры, на палаточном брезен­ те, на обрывках картона. Его работы помогли восстановить этапы прошлого. А рассказы очевидцев дополнили то, о чем не успел сказать художник. Эти рассказы людей разных национальностей, мужествен­ ных и честных, свидетелей под­ вига 26 узбеков. Последние кадры картины— памятники погибшим, разбро­ санные по полям и городам Европы. Это фильм-набат, фильм-напоминание и предо­ стережение... В работе над фильмом при­ нимал участие недавно умер­ ший народный поэт Узбекиста­ на Гафур Гулям, чьи стихи усиливают его интернациональ­ ную тему. С экрана звучит не­ громкий голос Константина Симонова; — Мой старый друг Гафур Гулям, которому посвящен этот фильм, был истинным по­ этом. Он умел ненавидеть зло, умел грудью встать на защиту правого дела. В годы, когда фашизм хотел лишить свободы и права на жизнь все народы нашей страны, голос Гафура, страстного и убежденного ин- тернациона.листа, громко зву­ чал и на фронте, и в тылу... Картина состоит из трех но­ велл. ...Монумент матери-Родине. Мемориальная доска. Мастер выбивает на ней имена. Ис­ кандер Салимов (Марк Гельц) — Марк Гельц (Искандер Са­ лимов). Проходит почетный ка­ раул и замирает у памятника. Люди кладут венки у вечного огня. И как последняя дань по­ гибшим, звучат проникновен­ ные стихи Гафура Гуляма. Узбек и немец, которого все о течествА принимали за еврея, Искандер Салимов из Ташкента и Марк Гельц из Гамбурга. Судья-ком­ мунист из далекого Узбекиста­ на и художник из Германии. Казалось бы, что могло быть у них общего? Но оба они, та­ кие разные, шагнули рядом в бессмертие: Искандер Сали­ мов, под именем Марка Тель­ ца, распятый на кресте, и Марк Гельц — Искандер Са­ лимов, погибший под об.ломка- ми взорванного им завода «Шпильхаузен» (так называет­ ся в фильме концлагерь). Окончилась война. Пришли домой оставшиеся в живых, похоронили погибших. А как быть, когда .муж не вернулся, когда нет его имени в списке погибших, как быть, когда сердце до сих пор его ждет? Вот уже 25 лет ждет Елена Салимова своего мужа. Между тем ходят разные слухи, гово­ рят даже, что ее Искандер служил немцам. Но Елена не верит слухам. В Бухару с выставкой кар­ тин неизвестного художника, бывшего узника «Шпильхаузе- на», приезжает антифаи 1 ист из ФРГ, директор музея «Шпиль­ хаузен» Культшер. И в герое одной из картин Елена Сали- .мова узнает своего мужа. Культшер не может с ней согласиться. Ведь па полоса­ той лагерной куртке героя но­ мер 12128. Он, Иоганн Культ­ шер, был в Шпильхаузене и все хорошо помнит. Это случи­ лось в субботу. За побег из ла­ геря приговаривается к смерт­ ной казни Марк Гельц — но­ мер 12128. В лагере каждый день убивали сотни людей, сжигали, расстреливали, веша­ ли. Его распяли. Такое даже фашисты не часто позволяли. Он не узбек. Он не еврей. Но Елена убеждена: это ее муж, узбек Искандер Салимов. И она обязательно должна узнать правду! Это нужно ей, это нужно живым и мертвым! Так заканчивается первая нове.лла — «Люди одной судь­ бы». Небольшой городок Запа,д- ной Германии. Здесь на одной из узеньких улочек незаметно живет Хильда Хейнц, бывшая нацистка. Как говорит Культ­ шер, ей известно о Шпильхау­ зене очень .многое. Елена хо­ чет узнать от Хильды правду. Но она узнает ту правду, ко­ торую нацистка создала в сво­ ем воображении и в которую теперь поверила. Елена растеряна. Из расска­ зов Хильды встает совсем не тот Искандер, которого она знала и любила. Нет, пока она не узнала правды о муже, о его товарищах, пока она слы­ шала только ложь. «Ложь» ■— так и называется вторая новел­ ла фильма. Но прав был Культшер, ког­ да говорил: бесследно никто не пропадает, всегда что-то ос­ тается. О своём посещении Шпиль- хаузена Елена написала в газе­ ту. И через несколько дней в школу пришел человек, кото­ рого Е.лена никогда не видела. Но он ей очень напоминал ко го-то. Она вспомнила; это «.мулла», тот самый, которого Елена видела на рисунке, о котором слышала от Хильды. Он, доктор философии, защи­ тивший диссертацию по исто­ рии Ислама, стал в концлагере «му.ллой», чтобы легче было скрывать свое подлинное .лицо — руководителя подполья. Его рассказ о лагере Шпильхаузен. об узбеке Искандере Салимо­ ве и еврее Марке Гельтце и составляют последнее содержа­ ние новеллы фильма «Истина». Сценарий написал молодой драматург Сарвар Озимов и старейший советский кинодра­ матург Николай Рожков, за п.лечами которого огромный опыт работы в кинематографе. Фильм в скором времени будет демонстрироваться в районном Доме культуры. С. НЕКРАСОВ. Преображается столица ГДР Облик столицы Германекой Демократической , Республики быстро меняется. За послед­ ние годы в Берлине построе­ но много высоких красивых зданий, облицованных цвет­ ной керамикой. В центре го­ рода высится телевизионная башня. Сейчас здесь решено соз­ дать совершенно новы й, олагоустроепный городской центр, где будут жить -в удобных квартирах примерно 100 тысяч человек. На пло­ щади в 820 гектаров разме­ стятся крупные жилые ком­ плексы, гостиницы, магазины, а также административные, научные п культурные учреж­ дения. ГУРЬЯНОВ. 16.45 16.50 17.00 17.30 19.00 19.30 20.15 20.30 21.15 22.40 23.40 ЧЕТВЕРГ, 19 июня П р о гр а м м а пе редач . Н овости . «Твоя ле ни н с ка я б и б л и о те ­ ка». Работа В. И. Ленина «Д в е т а к ти ки с о ц и а л -д е м о ­ кра ти и в д е м о к р а т и ч е с к о й р е в о лю ц и и » . П р о гр а м м а ц в е т н о го теле ­ видения . 1. «В м и р е ж и - вотнь]х». 2. К д н ям к у л ь т у ­ ры П о л ь с к о й Н а р о д н о й Р ес п уб л и ки в СССР. «Ш а р ­ м ан ка» . П р е м ь е р а теле ви ­ з и о н н о г о х у д о ж е с т в е н н о го ф ильм а . (П ольш а ) . «В ремя» . И нф о рм а ц и о н н а я п р о гр а м м а . П р о гр а м м а ц в е т н о го теле ­ видения . Ч ем пи о н а т СССР по ф у тб ол у . «Т орпед о» (М ) — «С пар та к» (М ) . 1-й тайм. «В а в а н га р д е а н т и и м п е р и ­ ал и с ти ч е с ко й б о р ь бы » . П р о гр а м м а ц в е т н о го теле ­ видения . Ч ем пи он а т СССР по ф у тб о л у . «Т орпед о» (М ) — «С пар та к» (М ) . 2-й тайм . П р и з е ры III В с е с ою з н о го ф естиваля те л е в и зи о нны х ф ил ьм ов . «О п е р а ц и я «Трест». Т е л е ви зи он ны й ху ­ д о ж е с т в е н ны й ф ильм . 3-я серия . «М у зы к а се год н я» . Телеви ­ з и о н н о е о б о з р е н и е . П е р е ­ дача из Л е н ин град а . Н овости , ко м м е н т а р и и . П р о гр а м м а пе редач . ЛЛосква ПЯТНИЦА, 20 июня П р о гр а м м а пе редач . Н овости . Д л я детей . «Чудеса п р и ­ р о ды » . П ер ед ача из Кали ­ н ин гра да . «Знание» . Н а у ч н о -п о з н а в з - тельная п р о гр а м м а . «По л е н и н с ки м м естам » , К р а с н о я р с к . Д л я ш к о л ь н и к о в . «З д ра в с т ­ вуй , «Н еп тун» . П р о гр а м м а пе ред ач . Н овости . Д л я м л адш и х ш к о л ь н и к о в . «Светит з в е зд о ч к а » . «В а в а н гар де а н ти и м п е р и а ­ ли с ти че с кой б о р ь бы » . К о н ц е р т о р к е с т р а н а р о д ­ ных и н с т р ум е н т о в « Ф о л ь к ­ лор» . П ер едача »и з К иш и ­ нева. «Иван М а ка р о в и ч » . Х у д о ­ ж е с т в е н ны й фильм . «Эстафета новостей» . М е ж д у н а р о д н ы й к о н к у р с ар ти сто в балета в М о с кв е . II тур . Тр ан сляци я из Госу ­ д а р с т в е н н о го а к а д е м и ч е с ­ к о г о Б о л ьш о го театра С о ­ ю за ССР (в запи си ). , «З о в у т д о р о ги дальние» . Т ур и с ти че с ки й альманах . Эстраднь^й к о н ц е р т о р ­ к е с т р а В с е с ою з н о го р а д и о и тел е вид ен и я п о д у п р а в ­ л е н и ем В. Л ю д в и к о в с к о г о . Зам. редактора Л. СУВОРОВ. 9.55 10.00 10.15 10.30 11.00 11.30 16.55 17.00 17.15 > 17.45 18.30 19.00 20.30 21.15 22.15 22.45 КРАСНИНСКОЕ районное объединение «Сельхозтехника» приг.лашает на работу: трактористов-машинистов на тракто­ ры Т-40А, шоферов, слесарей-ремонтников, грузчиков. Обращаться: с Красное, РО «Сельхозтехника». ( 3 - 2 ) Г а з е т а . З а р я * в ы х е д и т т р и р а з а в н е д е лю : п о в т о р н и к а м , ч е т в е р г а м , с у б б о т а м . Заказ № 290 А Д РЕС Р ЕДА КЦ ИИ : с . К р а с н о е , у л . О к т я б р ь с к а я , 115. Т Е Л Е Ф О НЫ : р е д а к т о р а—3—97, з а м . р е д а к т о р а и о т д е л а э к о н о м и к и с е л ь с к о г о х о з я й с т в а , о т в е т с т в е н н о г о с е к р е т а р я и о т д е л а п и с е м—3—98, б у х г а л т е р и и —2 —89, т и п о г р а ф и и —2-—99 К р а с н н н с к а я т и п о г р а ф и я о б л а с т н е г е у п р а в л е н и я но п е ч а т и . Т и р а ж 3 2 2 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz