Заря. 1969 г. (с. Красное)
З А Р Я 19 ию ня 1969 г . № 72 [4 0 0 0 ) Говорит Франц Гоппельт — немецкий коммунист Для того чтобы побеседо вать с. ветераном немецкого рабочего движения Францем Гоппельтом, мне пришлось по сетить небольшой горо док Краков-ам-зее, расиололтенный на севере Германской Демок ратической Республики, кило метрах в ,5.0 южнее Ростока. ...Даець:- квартиры открыл высокий ..пожилой человек, убеленный сединой' с вырази тельными чертами лица. Это и был-Франц Гоппельт. За его плечами—75 -.яет- жизни, соз нательнаячастькоторойетдана борьбе ‘з'а дело трудового народа; •..... Трудная жизнь не сломила этого, мужественногочеловека. РевЗлюционная закалка, по- лучённая в период ноябрьской рёвол1о,ццй..в Германии в ГЛ 8 году*., приобретенный большой о п ы т . н р о п а г а н д и 6 т с к о й ^ а б о т ы в .массах очень пр.игодились ему в новых условиях, в строительстве социализма в Германской Демократической Республике. Ф. Гоппельт рассказывает, что на учредительном съезде Коммунистическойпартии Гер мании в декабре 1918 года, где он был делегатом от горо да Оберхаузена, он впервые увидел произведение В. И. Ле нина «Государство и револю ция» на немецком языке. «Я проработал эту книгу за одну ночь,—говорит Ф. Доп- пельт.—Она явилась для меня подлинным откровением. В то время в Германии была широко распространена оппор тунистическая литература — книги Бернштейна, Каутского и других ревизионистов. Они препятствовали развитию у немецких рабочих классового мировоззрения. ГаботаВ.И. Де нина «Государство и револю ция» оыла исключительно важна и необходима в усло виях Германии того времени. Основным вопросом для не мецких рабочих был тогда вопрос овласти. Вооруженные рабочие Оберхаузена в рядах организации «Готе Гарде» [Красная гвардия] вместе с другими отрядами немецкого рабочего класса в 1918 году вели борьбу против буржуа зии, требуя окончания импе риалистической войны иуста новления мира. Но как быть дальше, после обеспечения мира? Что делат!) потом? Этого они ие знали. На эти вопросы давало ответ произ ведение В. И. Денина». Будучи в то время предсе дателем совета рабочих и солдат в Оберхаузеие п ч.ле- ном окружного комитета Ком партии Германии в области Северный Гейн-Вестфал ия, Ф. Гоппельт приобрел две ты сячи экземпляров книги «Го сударство иреволюция». «Мы распространили их,— расска,- зывает оч, —среди местных организаций компартии в Тур ской области, снабдив , этим идеологическим оружием чле нов КНГ. Были организова ны специальные занятия, на которых пропагандисты разъ ясняли рабочим смысл, рас крывали содержание замеча тельного труда В.И. Ленина. Лепин был для нас высшим непререкаемым авторитетом». В. ГОРДЕЕВ. Корреспондент ТАСС. Берлин . Германская Д ем о кра тиче с кая Р е спубли ка . В городе Па- умбурге[округ Галле) открыт памятник В. П. Ленину. Фото АДП—ТАСС. В ОСНОВЕ картины — ' подлинная , история 26 узбеков, бывших узников Бу- хенвальда, бывших солдат му сульманского легиона, взорвав ших подземный завод-автомат. Сегодня остались в живых только двое. Они и рассказали о погибших при взрыве, кото рых одно время кое-кто был склонен считать предателями. Все рассказанное в фильме — правда. Один из его героев — ху дожник, расписавший в Вухен- вальде стены барака и изо бразивший дьявола в обличье Гитлера. Он рисовал на кусках фанеры, на палаточном брезен те, на обрывках картона. Его работы помогли восстановить этапы прошлого. А рассказы очевидцев дополнили то, о чем не успел сказать художник. Эти рассказы людей разных национальностей, мужествен ных и честных, свидетелей под вига 26 узбеков. Последние кадры картины— памятники погибшим, разбро санные по полям и городам Европы. Это фильм-набат, фильм-напоминание и предо стережение... В работе над фильмом при нимал участие недавно умер ший народный поэт Узбекиста на Гафур Гулям, чьи стихи усиливают его интернациональ ную тему. С экрана звучит не громкий голос Константина Симонова; — Мой старый друг Гафур Гулям, которому посвящен этот фильм, был истинным по этом. Он умел ненавидеть зло, умел грудью встать на защиту правого дела. В годы, когда фашизм хотел лишить свободы и права на жизнь все народы нашей страны, голос Гафура, страстного и убежденного ин- тернациона.листа, громко зву чал и на фронте, и в тылу... Картина состоит из трех но велл. ...Монумент матери-Родине. Мемориальная доска. Мастер выбивает на ней имена. Ис кандер Салимов (Марк Гельц) — Марк Гельц (Искандер Са лимов). Проходит почетный ка раул и замирает у памятника. Люди кладут венки у вечного огня. И как последняя дань по гибшим, звучат проникновен ные стихи Гафура Гуляма. Узбек и немец, которого все о течествА принимали за еврея, Искандер Салимов из Ташкента и Марк Гельц из Гамбурга. Судья-ком мунист из далекого Узбекиста на и художник из Германии. Казалось бы, что могло быть у них общего? Но оба они, та кие разные, шагнули рядом в бессмертие: Искандер Сали мов, под именем Марка Тель ца, распятый на кресте, и Марк Гельц — Искандер Са лимов, погибший под об.ломка- ми взорванного им завода «Шпильхаузен» (так называет ся в фильме концлагерь). Окончилась война. Пришли домой оставшиеся в живых, похоронили погибших. А как быть, когда .муж не вернулся, когда нет его имени в списке погибших, как быть, когда сердце до сих пор его ждет? Вот уже 25 лет ждет Елена Салимова своего мужа. Между тем ходят разные слухи, гово рят даже, что ее Искандер служил немцам. Но Елена не верит слухам. В Бухару с выставкой кар тин неизвестного художника, бывшего узника «Шпильхаузе- на», приезжает антифаи 1 ист из ФРГ, директор музея «Шпиль хаузен» Культшер. И в герое одной из картин Елена Сали- .мова узнает своего мужа. Культшер не может с ней согласиться. Ведь па полоса той лагерной куртке героя но мер 12128. Он, Иоганн Культ шер, был в Шпильхаузене и все хорошо помнит. Это случи лось в субботу. За побег из ла геря приговаривается к смерт ной казни Марк Гельц — но мер 12128. В лагере каждый день убивали сотни людей, сжигали, расстреливали, веша ли. Его распяли. Такое даже фашисты не часто позволяли. Он не узбек. Он не еврей. Но Елена убеждена: это ее муж, узбек Искандер Салимов. И она обязательно должна узнать правду! Это нужно ей, это нужно живым и мертвым! Так заканчивается первая нове.лла — «Люди одной судь бы». Небольшой городок Запа,д- ной Германии. Здесь на одной из узеньких улочек незаметно живет Хильда Хейнц, бывшая нацистка. Как говорит Культ шер, ей известно о Шпильхау зене очень .многое. Елена хо чет узнать от Хильды правду. Но она узнает ту правду, ко торую нацистка создала в сво ем воображении и в которую теперь поверила. Елена растеряна. Из расска зов Хильды встает совсем не тот Искандер, которого она знала и любила. Нет, пока она не узнала правды о муже, о его товарищах, пока она слы шала только ложь. «Ложь» ■— так и называется вторая новел ла фильма. Но прав был Культшер, ког да говорил: бесследно никто не пропадает, всегда что-то ос тается. О своём посещении Шпиль- хаузена Елена написала в газе ту. И через несколько дней в школу пришел человек, кото рого Е.лена никогда не видела. Но он ей очень напоминал ко го-то. Она вспомнила; это «.мулла», тот самый, которого Елена видела на рисунке, о котором слышала от Хильды. Он, доктор философии, защи тивший диссертацию по исто рии Ислама, стал в концлагере «му.ллой», чтобы легче было скрывать свое подлинное .лицо — руководителя подполья. Его рассказ о лагере Шпильхаузен. об узбеке Искандере Салимо ве и еврее Марке Гельтце и составляют последнее содержа ние новеллы фильма «Истина». Сценарий написал молодой драматург Сарвар Озимов и старейший советский кинодра матург Николай Рожков, за п.лечами которого огромный опыт работы в кинематографе. Фильм в скором времени будет демонстрироваться в районном Доме культуры. С. НЕКРАСОВ. Преображается столица ГДР Облик столицы Германекой Демократической , Республики быстро меняется. За послед ние годы в Берлине построе но много высоких красивых зданий, облицованных цвет ной керамикой. В центре го рода высится телевизионная башня. Сейчас здесь решено соз дать совершенно новы й, олагоустроепный городской центр, где будут жить -в удобных квартирах примерно 100 тысяч человек. На пло щади в 820 гектаров разме стятся крупные жилые ком плексы, гостиницы, магазины, а также административные, научные п культурные учреж дения. ГУРЬЯНОВ. 16.45 16.50 17.00 17.30 19.00 19.30 20.15 20.30 21.15 22.40 23.40 ЧЕТВЕРГ, 19 июня П р о гр а м м а пе редач . Н овости . «Твоя ле ни н с ка я б и б л и о те ка». Работа В. И. Ленина «Д в е т а к ти ки с о ц и а л -д е м о кра ти и в д е м о к р а т и ч е с к о й р е в о лю ц и и » . П р о гр а м м а ц в е т н о го теле видения . 1. «В м и р е ж и - вотнь]х». 2. К д н ям к у л ь т у ры П о л ь с к о й Н а р о д н о й Р ес п уб л и ки в СССР. «Ш а р м ан ка» . П р е м ь е р а теле ви з и о н н о г о х у д о ж е с т в е н н о го ф ильм а . (П ольш а ) . «В ремя» . И нф о рм а ц и о н н а я п р о гр а м м а . П р о гр а м м а ц в е т н о го теле видения . Ч ем пи о н а т СССР по ф у тб ол у . «Т орпед о» (М ) — «С пар та к» (М ) . 1-й тайм. «В а в а н га р д е а н т и и м п е р и ал и с ти ч е с ко й б о р ь бы » . П р о гр а м м а ц в е т н о го теле видения . Ч ем пи он а т СССР по ф у тб о л у . «Т орпед о» (М ) — «С пар та к» (М ) . 2-й тайм . П р и з е ры III В с е с ою з н о го ф естиваля те л е в и зи о нны х ф ил ьм ов . «О п е р а ц и я «Трест». Т е л е ви зи он ны й ху д о ж е с т в е н ны й ф ильм . 3-я серия . «М у зы к а се год н я» . Телеви з и о н н о е о б о з р е н и е . П е р е дача из Л е н ин град а . Н овости , ко м м е н т а р и и . П р о гр а м м а пе редач . ЛЛосква ПЯТНИЦА, 20 июня П р о гр а м м а пе редач . Н овости . Д л я детей . «Чудеса п р и р о ды » . П ер ед ача из Кали н ин гра да . «Знание» . Н а у ч н о -п о з н а в з - тельная п р о гр а м м а . «По л е н и н с ки м м естам » , К р а с н о я р с к . Д л я ш к о л ь н и к о в . «З д ра в с т вуй , «Н еп тун» . П р о гр а м м а пе ред ач . Н овости . Д л я м л адш и х ш к о л ь н и к о в . «Светит з в е зд о ч к а » . «В а в а н гар де а н ти и м п е р и а ли с ти че с кой б о р ь бы » . К о н ц е р т о р к е с т р а н а р о д ных и н с т р ум е н т о в « Ф о л ь к лор» . П ер едача »и з К иш и нева. «Иван М а ка р о в и ч » . Х у д о ж е с т в е н ны й фильм . «Эстафета новостей» . М е ж д у н а р о д н ы й к о н к у р с ар ти сто в балета в М о с кв е . II тур . Тр ан сляци я из Госу д а р с т в е н н о го а к а д е м и ч е с к о г о Б о л ьш о го театра С о ю за ССР (в запи си ). , «З о в у т д о р о ги дальние» . Т ур и с ти че с ки й альманах . Эстраднь^й к о н ц е р т о р к е с т р а В с е с ою з н о го р а д и о и тел е вид ен и я п о д у п р а в л е н и ем В. Л ю д в и к о в с к о г о . Зам. редактора Л. СУВОРОВ. 9.55 10.00 10.15 10.30 11.00 11.30 16.55 17.00 17.15 > 17.45 18.30 19.00 20.30 21.15 22.15 22.45 КРАСНИНСКОЕ районное объединение «Сельхозтехника» приг.лашает на работу: трактористов-машинистов на тракто ры Т-40А, шоферов, слесарей-ремонтников, грузчиков. Обращаться: с Красное, РО «Сельхозтехника». ( 3 - 2 ) Г а з е т а . З а р я * в ы х е д и т т р и р а з а в н е д е лю : п о в т о р н и к а м , ч е т в е р г а м , с у б б о т а м . Заказ № 290 А Д РЕС Р ЕДА КЦ ИИ : с . К р а с н о е , у л . О к т я б р ь с к а я , 115. Т Е Л Е Ф О НЫ : р е д а к т о р а—3—97, з а м . р е д а к т о р а и о т д е л а э к о н о м и к и с е л ь с к о г о х о з я й с т в а , о т в е т с т в е н н о г о с е к р е т а р я и о т д е л а п и с е м—3—98, б у х г а л т е р и и —2 —89, т и п о г р а ф и и —2-—99 К р а с н н н с к а я т и п о г р а ф и я о б л а с т н е г е у п р а в л е н и я но п е ч а т и . Т и р а ж 3 2 2 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz